Технологическая карта урока русского языка «Деепричастие. Глагольные и наречные свойства деепричастий» (7 класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №7»
г. Мичуринска Тамбовской области
Технологическая карта урока русского языка в 7 классе
Деепричастие.
Глагольные и наречные свойства деепричастий
Автор – Воропаев Владислав Олегович,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ №7» г. Мичуринска Тамбовской области
Мичуринск – наукоград
2019 год
Технологическая карта урока
Учебный предмет | Русский язык |
Авторы УМК | Т.А. Ладыженская и др |
Класс | 7 |
Название раздела программы | Деепричастие. |
Тема урока | Деепричастие. Глагольные и наречные свойства деепричастий |
Тип урока | Урок «открытия» нового знания |
Цели урока | Познакомиться с деепричастиями, узнать об их особенностях, научиться различать деепричастия, глаголы и наречия |
Планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные) | Личностные: формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности; Предметные: получение знаний о деепричастиях, их особенностях, умение распознавать деепричастия в текстах и различать деепричастия, глаголы и наречия; Метапредметные: регулятивные: формирование умения определять учебную задачу и планировать последовательность действий для её решения; познавательные: умение осуществлять анализ и выделять существенные признаки, делать выводы; коммуникативные: умение строить речевое высказывание в соответствии с заданной темой, умение корректно строить беседу, вести себя вежливо и тактично. |
Межпредметные связи | Литература |
Используемые методы, технологии | Педагогика сотрудничества, проблемное обучение, ИКТ-технологии, частично-поисковая деятельность; наблюдение над языком |
Используемые формы работы | Самостоятельная, групповая, фронтальная работа, работа в парах. |
Основные понятия и термины | Деепричастие, глагол, наречие |
Оборудование (для учителя, для учащихся) | Компьютер, проектор, интерактивная доска «Smart» |
Образовательные ресурсы | Учебник «Русский язык 7 класс», Т.А. Ладыженская и др., презентация, раздаточный материал, карточки с заданиями; тетради, ручки, карандаши. |
Этапы урока (время) | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | Формы оценивания | |||
Личностные: | Регулятивные: | Коммуникативные: | Познавательные: | | |||
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Вступительное слово: - Здравствуйте, ребята! Какое у вас настроение? Покажите (показывают карточку). Очень рад, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что в течение урока оно будет только улучшаться. Я вижу, вы готовы к совместной работе. Начнем наш урок. Запишем сегодняшнюю дату, классная работа. Пропустите одну строчку, чтобы мы могли позже записать тему урока. | Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку | Положительно относятся к учению, познавательной деятельности, приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся. | | | Осознают учебно-познавательную задачу. | Словесные |
2. Актуализация знаний и пробное учебное действие, фиксация затруднения | Посмотрите внимательно на доску. Вам даны утверждения. Пожалуйста, отметьте верные плюсом, неверные – минусом (работа выполняется на интерактивной доске). 1. Причастие совмещает в себе признаки глагола и прилагательного. 2. Причастные обороты всегда выделяются на письме запятыми. 3. Наречие - неизменяемая самостоятельная часть речи. 4. В предложении наречие чаще всего выступает в роли обстоятельства. 5. Глагол - самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета по действию. (А что обозначают глаголы?) 6. Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида. 7. Вид - непостоянный морфологический признак глагола. - Проверка с объяснением и комментированием ошибок. | Отвечают на вопросы учителя. | Имеют мотивацию к учебной деятельности. | Принимают и сохраняют учебную задачу | Задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения | Выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи. | Словесные |
3. Выявление места и причины затруднения. Постановка проблемы | Задание 1. Работа с текстом (фронтальная работа). - Давайте прочитаем ряд предложений. - Можно ли этот ряд предложений назвать текстом? - К какому типу речи можно отнести данный текст? - Вставьте пропущенные буквы. Объясните условия выбора орфограмм на месте пропусков. - Найдите в тексте ВСЕ действия, которые совершает тетерев. - Задайте к данным словам вопросы. - Определите, какой частью речи они являются? - Подчеркните их как члены предложения. - Частеречную принадлежность каких из этих слов вам не удалось определить?? - Почему? Какая проблема перед нами возникла? | Читают текст, отвечают устно на вопросы, находят слова, определяют по вопросу часть речи и синтаксическую роль. - этот ряд предложений можно назвать текстом, т.к. они связаны по смыслу и грамматически; - текст можно отнести к типу речи - повествование с элементами описания; Ответы учащихся: - сложились - на месте безударного гласного перед Ж пишется буква о; деревьями - разделительный мягкий знак пишется после согласных, перед гласными Е, Ё, Ю, Я, И; расцвёл - перед буквами, передающими глухие согласные пишется буква с; загорелся - в корне -гор-, в безударном положении пишется буква о; огненным - с двумя буквами н пишутся прилагательные, образованные от имён существительных при помощи суффиксов -онн-, -енн-; переливать - проверяемая безударная гласная в корне (проверочное слово - лить); ёлочками - между согласными в буквосочетаниях «чт», «чк»,»чн», «нч», «нщ», «щн», «рщ» мягкий знак не пишется; - сел - что сделал? (глагол), расцвёл – что сделал? (глагол), подпрыгнул – что сделал? (глагол) крикнул - что сделал? (глагол); устроившись, завидев, показав. - устроившись, завидев, показав. - существует часть речи, не изучаемая ранее. | Осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков. | Осознают недостаточность своих знаний | Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения | Устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы | словесные |
4.Построение проекта выхода из затруднения. | - Нам необходимо ее решить! Что же нам сегодня предстоит сделать на уроке? | Формулируют и высказывают свои предположения Ответы учащихся: Узнать сведения о новой части речи. | Осознают свои возможности в учении; | Планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действуют по плану. | Строят небольшие монологические высказывания. | Осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации | словесные |
5.Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта. | - Вряд ли кто сможет рассказать об этой части речи лучше, чем она сама. Прослушайте, пожалуйста, её монолог. | Отвечают на вопросы, под руководством педагога. Выполняют письменное задание. | Приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся | Контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки. | Осуществляют совместную деятельность в рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы. | Читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в рабочих материалах | |
6.Целеполагание и определение темы урока | - Какой же мы с вами можем сделать вывод относительно всего этого? - Какова же тема нашего урока? - Чему же мы должны с вами сегодня научиться? Тему и цель на слайд (отдельными слайдами) | Отвечают на вопросы, задают вопросы для уточнения информации. Ответы учащихся: - существует часть речи, которая сочетает в себе признаки глагола и наречия и т.д.; - деепричастие; - узнать об особенностях деепричастия, научиться опознавать их в тексте. | Осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. | Делают выводы | Строят небольшие монологические высказывания | Извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания. | словесные |
7.Социализация | Задание 2. - Заполните таблицу, опираясь на данный вам текст. - Давайте посмотрим, какие результаты вы получили. | Отчет о выполненной работе | Приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся | Контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки. | Строят небольшие монологические высказывания. | Извлекают необходимую информацию из прослушанных высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания. | словесные |
8.Первичное закрепление с комментированием во внешней речи. | - Что же такое деепричастие? Откроем учебник, § «Деепричастие» (с. 77). Задание 3 (с. 2). Сформулируйте определение: Деепричастие – это …, которая обозначает …, объединяет признаки … и … Деепричастие отвечает на вопросы… В предложении деепричастие является… | Устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями Деепричастие – это самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом, объединяет признаки глагола и наречия. Деепричастие отвечает на вопросы что делая?, что сделав? В предложении деепричастие является обстоятельством | Приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся | | Строят небольшие монологические высказывания | Выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации | словесные |
9.Работа в парах с взаимопроверкой по эталону. | - У деепричастия, как и у причастия, есть особые приметы – это опознавательные морфемы. Давайте рассмотрим схему в тетради на с. 3 и запомним эти опознавательные морфемы. | Выполняют самостоятельно задание в тетрадях. | Имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом созидательном процессе. | Адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. | Высказывают и обосновывают свою точку зрения | Выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы. | Отметки |
10. Включение в систему знаний и повторение | Задание 4. Допишите текст, вставив вместо пропусков деепричастия (с. 4). Перед нами картина И.К. Айвазовского «Ниагарский водопад». Мощные потоки воды, _____________, устремляются вниз с огромной высоты. Они, ______________, неостановимо бегут наперегонки. Вот они, _____________, переливаются под лучами солнца, а вот, _________, сливаются с тёмными скалами. Кто разгадает тайну? Кто укротит стихию, которая, ___________, веками удивляет человека? Слова для справок: резвясь, стекали, шумя, резво, меняясь, блистая, меняющаяся, бунтуя, скользкая. - Какие слова вам не пригодились? Почему?
- Следует запомнить, что действия, обозначенные деепричастием и глаголом-сказуемым, должны принадлежать одному и тому же субъекту действия! Задание 5 (на доске). В каком предложении допущена ошибка в употреблении деепричастия? Отправившись в гости, Винни-Пух прихватил горшочек с медом. Приблизившись к домику Кролика, мед в бочонке закончился. - Как её исправить? Какой субъект должен выполнять добавочное действие, выраженное деепричастием? - Прочитайте отрывок из стихотворения Роберта Саути «Лодорский водопад» на с. 4. -Сколько в нем предложений? - Подчеркните грамматическую основу. - Давайте вспомним с вами, каким членом предложения является деепричастие? - Подчеркните их как члены предложения. - Какую роль выполняют деепричастия? - А какие деепричастия автор использует автор в качестве тропа? Назовите этот троп. | Отвечают на вопросы учителя. Выполняют задания. Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями Не пригодились слова: резво (наречие), стекали (глагол), меняющаяся (причастие), скользкая (прилагательное) Приблизившись к домику Кролика, Винни-Пух обнаружил, что мёд в бочонке закончился Ответы учащихся: - В стихотворении всего одно предложение. - Грамматическая основа «падают воды».
- Деепричастие в предложении является обстоятельством - Деепричастия рисуют картину водопада. - Олицетворение (Взлетая, шатаясь, дрожа, смеясь, болтая) | Понимают, в чем значение знаний для человека. | Оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки | Формулируют собственные мысли, выказывают и обосновывают свою точку зрения | Исправляют и объясняют ошибки в практической деятельности и повседневной жизни | Отметки |
11.Рефлексия учебной деятельности на уроке. | - Давайте подведем итоги. Продолжите утверждения Самостоятельная часть речи, обозначающая добавочное действие, называется …(деепричастием) Деепричастие отвечает на вопросы … Деепричастие образуется от …(глаголов) Деепричастие образуется с помощью каких морфем …(суффиксов -а, -я, -учи, -ючи, -в, -вши, -ши) Деепричастие имеет признаки …(глагола) и признаки …(наречия) В предложении является…(обстоятельством) Вопрос к деепричастию задается от …(глагола-сказуемого) | Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Делают вывод о том, чему научились во время урока | Понимают значение знаний для человека. | Оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки. | Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения | Приобретают умения использовать знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни; устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных на уроке знаний, умений, навыков и операционных, исследовательских, аналитических умений как интегрированных, сложных умений. | словесные |
12.Домашнее задание | 1.П. 28, с.76-77, упр. 183 (по заданию). 2.Творческое задание (по группам) Объясняет домашнее задание: 1) для неуверенных в своих знаниях учащихся выполнить упр. 181; 2) для знающих, но сомневающихся учащихся: составить инструкцию из 10 пунктов с использованием деепричастий «Правила поведения ученика в читальном зале библиотеки»; 3) для уверенных в прочном усвоении учащихся: составить упражнение из 10 предложений, в которых неправильно употреблены деепричастия, и исправленных вариантов к ним. | Слушают учителя, записывают домашнее задание в дневники | Понимают значение знаний для человека. | | | | |
13.Выставление оценок. | Писатель И. С. Тургенев говорил; «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык… Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!». Вы все сегодня молодцы!!! Но наиболее успешно себя проявили…. ОЦЕНКИ!!! Урок окончен, до свидания! | Слушают учителя | | | | | |
15