Технологическая карта урока русского языка «Деепричастие. Глагольные и наречные свойства деепричастий» (7 класс)

4
0
Материал опубликован 1 June 2020

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №7»

г. Мичуринска Тамбовской области







Технологическая карта урока русского языка в 7 классе





Деепричастие.

Глагольные и наречные свойства деепричастий


Автор – Воропаев Владислав Олегович,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ №7» г. Мичуринска Тамбовской области





Мичуринск – наукоград

2019 год


Технологическая карта урока


Учебный предмет

Русский язык

Авторы УМК

Т.А. Ладыженская и др

Класс

7

Название раздела программы

Деепричастие.

Тема урока

Деепричастие. Глагольные и наречные свойства деепричастий

Тип урока

Урок «открытия» нового знания

Цели урока

Познакомиться с деепричастиями, узнать об их особенностях, научиться раз­личать деепри­частия, глаголы и наречия

Планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные)

Личностные: формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности;

Предметные: получение знаний о деепричастиях, их особенностях, умение распознавать деепричастия в текстах и различать деепри­частия, глаголы и наречия;

Метапредметные:

регулятивные: формирование умения определять учебную задачу и планировать последовательность действий для её решения;

познавательные: умение осуществлять анализ и выделять существенные признаки, делать выводы;

коммуникативные: умение строить речевое высказывание в соответствии с заданной темой, умение корректно строить беседу, вести себя вежливо и тактично.

Межпредметные связи

Литература

Используемые методы, технологии

Педагогика сотрудничества, проблемное обучение, ИКТ-технологии, частично-поисковая деятельность; наблюдение над языком

Используемые формы работы

Самостоятельная, групповая, фронтальная работа, работа в парах.

Основные понятия и термины

Деепричастие, глагол, наречие

Оборудование (для учителя, для учащихся)

Компьютер, проектор, интерактивная доска «Smart»

Образовательные ресурсы

Учебник «Русский язык 7 класс», Т.А. Ладыженская и др., презентация, раздаточный материал, карточки с заданиями; тетради, ручки, карандаши.


Этапы урока (время)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Формы оценивания

Личностные:

Регулятивные:

Коммуникативные:

Познавательные:


1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Вступительное слово:

- Здравствуйте, ребята! Какое у вас настроение? Покажите (показывают карточку). Очень рад, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что в течение урока оно будет только улучшаться. Я вижу, вы готовы к совместной работе. Начнем наш урок.

Запишем сегодняшнюю дату, классная работа. Пропустите одну строчку, чтобы мы могли позже записать тему урока.

Слушают учителя,

участвуют в диалоге с учителем.

Размещают учебные материалы

на рабочем месте,

демонстрируют

готовность

к уроку

Положительно

относятся к учению, познавательной деятельности,

приобретают новые знания,

умения, совершенствуют

имеющиеся.



Осознают учебно-познавательную задачу.

Словесные

2. Актуализация знаний и пробное учебное действие, фиксация затруднения

Посмотрите внимательно на доску. Вам даны утверждения. Пожалуйста, отметьте верные плюсом, неверные –

минусом (работа выполняется на интерактивной доске).

1. Причастие совмещает в себе признаки

глагола и прилагательного.

2. Причастные обороты всегда выделяются на письме запятыми.

3. Наречие - неизменяемая самостоятельная часть речи.

4. В предложении наречие чаще всего выступает в роли обстоятельства.

5. Глагол - самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета по действию.

(А что обозначают глаголы?)

6. Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида.

7. Вид - непостоянный морфологический признак глагола.

- Проверка с объяснением и комментированием ошибок.

Отвечают на вопросы учителя.


Имеют мотивацию к учебной деятельности.

Принимают и сохраняют учебную задачу

Задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.

Словесные

3. Выявление места и причины затруднения. Постановка проблемы

Задание 1. Работа с текстом (фронтальная работа).

- Давайте прочитаем ряд предложений.






- Можно ли этот ряд предложений назвать текстом?







- К какому типу речи можно отнести данный текст?






- Вставьте пропущенные буквы. Объясните условия выбора орфограмм на месте пропусков.












































- Найдите в тексте ВСЕ действия, которые совершает тетерев.

- Задайте к данным словам вопросы.

- Определите, какой частью речи они являются?

- Подчеркните их как члены предложения.





- Частеречную принадлежность каких из этих слов вам не удалось определить??


- Почему? Какая проблема перед нами возникла?

Читают текст, отвечают устно на вопросы, находят слова, определяют по вопросу часть речи и синтаксическую роль.


- этот ряд предложений можно назвать текстом, т.к. они связаны по смыслу и грамматически;


- текст можно отнести к типу речи - повествование с элементами описания;


Ответы учащихся:

- сложились - на месте безударного гласного перед Ж пишется буква о; деревьями - разделительный мягкий знак пишется после согласных, перед гласными Е, Ё, Ю, Я, И; расцвёл - перед буквами, передающими глухие согласные пишется буква с;

загорелся - в корне -гор-, в безударном положении пишется буква о; огненным - с двумя буквами н пишутся прилагательные, образованные от имён существительных при помощи суффиксов -онн-, -енн-; переливать - проверяемая безударная гласная в корне (проверочное слово - лить); ёлочками - между согласными в буквосочетаниях «чт», «чк»,»чн», «нч», «нщ», «щн», «рщ» мягкий знак не пишется;



- сел - что сделал? (глагол), расцвёл – что сделал? (глагол), подпрыгнул – что сделал? (глагол)

крикнул - что сделал? (глагол); устроившись, завидев, показав.


- устроившись, завидев, показав.


- существует часть речи, не изучаемая ранее.


Осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.

Осознают недостаточность своих знаний

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы

словесные

4.Построение проекта выхода из затруднения.

- Нам необходимо ее решить! Что же нам сегодня предстоит сделать на уроке?

Формулируют и высказывают свои предположения


Ответы учащихся:

Узнать сведения о новой части речи.


Осознают свои

возможности в учении;

Планируют

(в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или

самостоятельно) необходимые действия, операции,

действуют по плану.

Строят

небольшие монологические

высказывания.

Осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации

словесные

5.Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта.

- Вряд ли кто сможет рассказать об этой части речи лучше, чем она сама. Прослушайте, пожалуйста, её монолог.


Отвечают на вопросы, под руководством педагога. Выполняют письменное задание.

Приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся

Контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки.


Осуществляют совместную деятельность в рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы.

Читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в рабочих материалах



6.Целеполагание и определение темы урока








- Какой же мы с вами можем сделать вывод относительно всего этого?






- Какова же тема нашего урока?


- Чему же мы должны с вами сегодня научиться?

Тему и цель на слайд

(отдельными слайдами)





Отвечают на вопросы, задают вопросы для уточнения информации.

Ответы учащихся:

- существует часть речи, которая сочетает в себе признаки глагола и наречия и т.д.;


- деепричастие;


- узнать об особенностях деепричастия, научиться опознавать их в тексте.








Осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Делают выводы

Строят небольшие монологические высказывания


Извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.

словесные

7.Социализация

Задание 2.

- Заполните таблицу, опираясь на данный вам текст.

- Давайте посмотрим, какие результаты вы получили.

Отчет о выполненной работе

Приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся

Контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки.


Строят небольшие монологические высказывания.


Извлекают необходимую информацию из прослушанных высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.

словесные

8.Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

- Что же такое деепричастие? Откроем учебник, § «Деепричастие» (с. 77).






Задание 3 (с. 2). Сформулируйте определение:

Деепричастие – это …, которая обозначает …, объединяет признаки … и … Деепричастие отвечает на вопросы… В предложении деепричастие является…


Устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями

Деепричастие – это самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом, объединяет признаки глагола и наречия. Деепричастие отвечает на вопросы что делая?, что сделав? В предложении деепричастие является обстоятельством

Приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся


Строят небольшие монологические высказывания

Выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации

словесные

9.Работа в парах с взаимопроверкой по эталону.

- У деепричастия, как и у причастия, есть особые приметы – это опознавательные морфемы.

Давайте рассмотрим схему в тетради на с. 3 и запомним эти опознавательные морфемы.

Выполняют самостоятельно задание в тетрадях.

Имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом созидательном процессе.

Адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.

Высказывают и обосновывают свою точку зрения

Выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы.

Отметки

10. Включение в систему знаний и повторение

Задание 4. Допишите текст, вставив вместо пропусков деепричастия (с. 4).

Перед нами картина И.К. Айвазовского «Ниагарский водопад». Мощные потоки воды, _____________, устремляются вниз с огромной высоты. Они, ______________, неостановимо бегут наперегонки. Вот они, _____________, переливаются под лучами солнца, а вот, _________, сливаются с тёмными скалами. Кто разгадает тайну? Кто укротит стихию, которая, ___________, веками удивляет человека?


Слова для справок: резвясь, стекали, шумя, резво, меняясь, блистая, меняющаяся, бунтуя, скользкая.


- Какие слова вам не пригодились? Почему?









- Следует запомнить, что действия, обозначенные деепричастием и глаголом-сказуемым, должны принадлежать одному и тому же субъекту действия!

Задание 5 (на доске). В каком предложении допущена ошибка в

употреблении деепричастия?

Отправившись в гости, Винни-Пух прихватил горшочек с

медом.

Приблизившись к домику Кролика, мед в бочонке закончился.


- Как её исправить? Какой субъект должен выполнять добавочное действие, выраженное деепричастием?











- Прочитайте отрывок из стихотворения Роберта Саути «Лодорский водопад» на с. 4.



-Сколько в нем предложений?






- Подчеркните грамматическую основу.



- Давайте вспомним с вами, каким членом предложения является деепричастие?



- Подчеркните их как члены предложения.



- Какую роль выполняют деепричастия?




- А какие деепричастия автор использует автор в качестве тропа? Назовите этот троп.

Отвечают на вопросы учителя. Выполняют задания. Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями









Не пригодились слова: резво (наречие), стекали (глагол), меняющаяся (причастие), скользкая (прилагательное)



















Приблизившись к домику Кролика, Винни-Пух обнаружил, что мёд в бочонке закончился









Ответы учащихся:




- В стихотворении всего одно предложение.



- Грамматическая основа «падают воды».

- Деепричастие в предложении является обстоятельством





- Деепричастия рисуют картину водопада.


- Олицетворение (Взлетая, шатаясь, дрожа, смеясь, болтая)

Понимают, в чем значение знаний для человека.

Оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки

Формулируют собственные мысли, выказывают и обосновывают свою точку зрения

Исправляют и объясняют ошибки в практической деятельности и повседневной жизни

Отметки

11.Рефлексия учебной деятельности на уроке.

- Давайте подведем итоги. Продолжите утверждения

Самостоятельная часть речи, обозначающая добавочное действие, называется …(деепричастием)

Деепричастие отвечает на вопросы …

Деепричастие образуется от …(глаголов)

Деепричастие образуется с помощью каких морфем …(суффиксов -а, -я, -учи, -ючи, -в, -вши, -ши)

Деепричастие имеет признаки …(глагола) и признаки …(наречия)

В предложении является…(обстоятельством)

Вопрос к деепричастию задается от …(глагола-сказуемого)

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Делают вывод о том, чему научились во время урока












Понимают значение знаний для человека.

Оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки.

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Приобретают умения использовать знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни; устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных на уроке знаний, умений, навыков и операционных, исследовательских, аналитических умений как интегрированных, сложных умений.

словесные

12.Домашнее задание

1.П. 28, с.76-77, упр. 183 (по заданию).

2.Творческое задание (по группам)

Объясняет домашнее задание:

1) для неуверенных в своих знаниях учащихся выполнить упр. 181;

2) для знающих, но сомневающихся учащихся: составить инструкцию из 10 пунктов с использованием деепричастий «Правила поведения ученика в читальном зале библиотеки»;

3) для уверенных в прочном усвоении учащихся: составить упражнение из 10 предложений, в которых неправильно употреблены деепричастия, и исправленных вариантов к ним.

Слушают учителя, записывают домашнее задание в дневники

Понимают значение знаний для человека.





13.Выставление оценок.


Писатель И. С. Тургенев говорил; «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык… Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!».


Вы все сегодня молодцы!!! Но наиболее успешно себя проявили….

ОЦЕНКИ!!!

Урок окончен, до свидания!

Слушают учителя







15


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.