Технологическая карта урока русского языка в 5 классе «Путешествие в страну Глаголию»

5
2
Материал опубликован 25 May 2020

Технологическая карта урока русского языка.

Колбина Валентина Александровна

учитель русского языка и литературы

МКОУ Старощербаковской СОШ Барабинского района НСО

Тема: «Путешествие в страну Глаголию»

Класс: 5

Цель: повторение и обобщение материала, основных понятий по теме «Глагол».

Задачи:

Формировать умение применять на практике полученные при изучении темы знания;

Развивать умение обосновывать условия выбора орфограмм при написании глагола;

Способствовать воспитанию осознанного отношения к получаемым знаниям, организованности, усидчивости, стремлении узнавать новое, расширять свои знания.

Форма проведения: игра-путешествие

Методы: игра, беседа, похвала, самооценка

Оборудование и средства, необходимые для проведения: презентация, проектор, компьютер, листочки с заданиями, грамоты.

Предварительная подготовка: Деление класса на две команды (дети вытягивают из коробочки листочки с цифрой 1 и 2, у кого будет цифра 1, тот первая команда, у кого цифра 2 – вторая); одному из обучающихся предлагается выучить стихотворение; выбор жюри.


Ожидаемые результаты:

Вспомнят все правила, изучаемые по теме «Глагол»;

Смогут оформить свою речь как в устной, так и в письменной форме;

Договорятся между членами команды и придут к единому решению.













Ход мероприятия.





Этапы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

УУД


1.


Организационный


Приветствие.

Учитель озвучивает, что обучающимся нужно сесть по командам, выбрать капитана, придумать название.


- Интересная часть речи

В Русском языке живёт,

Кто что делает расскажет:

Чертит, пишет иль поёт,

Вышивает или пашет,

Или забивает гол,

Варит, жарит, моет, чистит –

Всё расскажет нам … (глагол)!

Глаголам, конечно же, не привыкать

Работать и строить,

Покоя не знать,

Всё видеть, всё слышать,

Писать и читать.



Рассаживаются по местам, придумывают название, выбирают капитана, слушают стихотворение, настраиваются на работу.


Регулятивные УУД:

1.. Формулировать тему классного часа.



2.


Мотивационный


Учитель:

- Ребята, вы слышали такую фразу «Глаголом жги сердца людей»?

- Откуда эта фраза?



Александр Пушкин «ПРОРОК»


Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился, —
И шестикрылый Серафим
На перепутье мне явился.
Перстами легкими как сон
Моих зениц коснулся он.
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.
Моих ушей коснулся он, —
И их наполнил шум и звон:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье.
И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный и лукавый,
И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой.
И он мне грудь рассек мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнем,
Во грудь отверстую водвинул.
Как труп в пустыне я лежал,
И бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».

- Как вы её понимаете?


Отвечают на вопросы, высказывают свои предположения, мысли.


Коммуникативные УУД:

1. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.



3


Ориентирующий


- Ребята, я предлагаю вам сегодня отправиться в увлекательное путешествие в страну, которой нет на обычных географических картах. Это страна Глаголия. Но чтобы попасть в эту страну, нужно вспомнить кое-что о её областях, районах, населённых пунктах.

А для этого давайте проведём устный теоретический диктант. (Вопросы задаются по очереди каждой команде, за каждый правильный ответ 1 балл)

Теоретический диктант (устный опрос):

1. Начальная форма глагола (Неопределённая, или инфинитив).

2. Время глагола, обозначающее действие, которое произойдёт после момента речи (Будущее).

3. То, что обозначает глагол (Действие).

4. Изменение глагола по лицам и числам (Спряжение).

5. Синтаксическая роль глагола (Сказуемое).

6. Признак, который отличает глагол, отвечающий на вопрос «что делать?» от глагола, отвечающего на вопрос «что сделать?» (Вид).

7. Время глагола, имеющее отличительный признак – суффикс -Л- (Прошедшее).

8. Форму этого времени имеют только глаголы несовершенного вида (Настоящее).

9.Личное окончание глагола, по которому нельзя определить тип спряжения этого глагола (Безударное).

10. Вид глагола, отвечающего на вопрос «что сделать?» (Совершенный).

11. Признак глагола, указывающий на действие по отношению к моменту речи (Время).

12. Непостоянный признак, обозначающий, что действие производилось одним лицом или несколькими лицами (Число).

- Ребята, вы хорошо справились с заданием, поэтому можете смело отправляться в путь.



Отвечают на вопросы.

Коммуникативные УУД:

1. Свободно излагать свои мысли в устной форме.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

3. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.


4.

Деятельностный

Путешествие по станциям.

Первая остановка «Инфинитив».

- На этой остановке вас ждёт задание: выпишите из стихотворения С.Я. Маршака «В путь» глаголы в неопределённой форме, обозначьте в них суффикс инфинитива. (за каждый правильный глагол 1 балл)

Счастливый час

И добрый путь

Шагающим колоннам, -

Набраться сил и отдохнуть

В лесу, в бору зелёном.

Увидеть дятла на суку,

Как будто заводного,

И слышать мерное «ку-ку»

Из сумрака лесного.

То бороздить речную гладь,

То в синем море плавать

И в свежих чащах собирать

Грибы, цветы и травы.

И видеть край перед собой,

Родной, но незнакомый,

И заходить под кров любой,

И быть везде, как дома.

Вторая остановка «Корни с чередованием гласных Е – И».

-Ребята, найдите в выписанных вами глаголах из стихотворения Маршака глагол с чередующейся гласной в корне (собирать). Какое правило нужно использовать при выборе гласных Е и И? Давайте проверим, как вы научились применять это правило на практике. (за правильное выполнение задания 5 баллов)

Е или И?

1 команда

Расст…лать, разб…ру, проб…раться, заб…рём, подж…гать, выд…рать, забл…стел, отп…реть.

2 команда

Зам…раю, выт…реть, уд…рать, пост…лил, выж…гать, соб…рёшься, изб…рать, бл…стать.

Третья остановка «Вид глагола»

- Как определить вид глагола? Закончите пословицы, определите вид глаголов. (за правильное выполнение задания 5 баллов)

1) Мир строит, а война … (разрушает).

2) Труд кормит, а лень … (портит).

3) Волков бояться – в лес … (не ходить).

4) Крепкую дружбу и топором не … (разрубишь).

Четвертая остановка «Ь в глаголах 2 лица единственного числа».

Подготовленный ученик читает стихотворение-правило.

Ты просишь о чём-то

И что-то даёшь,

Ты любишь кого-то

И песню поёшь.

Но тот, кто об этом

Решит написать,

Обязан нехитрое

Правило знать:

Чтоб второму лицу

Были буквы к лицу,

Чтобы в букве «ША»

Расцвела душа,

Думай – не спеши,

Мягкий знак пиши.

Без него - никак!

Здравствуй, мягкий знак!

Задание: Подберите слова с противоположным лексическим значением. Как они называются? Запишите их. (4 балла)

Я иду, а ты … (стоишь),

Я вхожу, а ты … (выходишь),

Я пою, а ты … (молчишь),

Я вношу, а ты … (выносишь).





Пятая остановка «НЕ с глаголами».

-Один мальчик, ученик 5 класса, вернувшись из школы, рассказал маме, как он провёл день в школе:

Не бегал, не прыгал,

Не пел, не грустил,

Не спорил, не дрался

И стёкла не бил.

Не ползал под партой,

Бумаг не бросал,

И вместе с глаголами

НЕ не писал!

- А всегда ли НЕ с глаголами пишется раздельно?

Конкурс капитанов.  распределить глаголы в 2 столбика (слитно и раздельно):

(Не)взял, (не)хочет, (не)навидит, (не)было, (не)доумевал, (не)пришёл, (не)здоровится, (не)пишется, (не)домогал, (не)волить, (не)годовать, (не)нравится.

Выполняют команды: Восстановить пословицы, добавив частицу НЕ.

Клади волку палец в зубы.

Учи рыбу плавать.

В решете воду удержишь.

Победит тот, кто дрогнет.

Что написано пером – вырубишь топором.


Выполняют задания.

Регулятивные УУД:

1. Искать пути решения проблемы.

2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД:

1. Выделять главное (свёртывать информацию до ключевых слов).

2. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в алгоритм, схему).

3. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности, строить рассуждения.


Коммуникативные УУД:

1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

3. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.




5.



Рефлексия.


- Вот и подошло к концу наше путешествие. Надеюсь, вы ещё раз смогли убедиться, какая это интересная страна – Глаголия, и какая замечательная часть речи – глагол.


Ведь глаголы всё в мире умеют:

Ходить и стоять,

Любить и сердиться,

Простить и понять!

Грустят и болеют,

И любят мечтать,-

Хотят нам во всём

И всегда помогать:

На подвиг решиться,

Задачу решить,

И другу открыться,

И полюс открыть.


- Подведение итогов, жюри озвучивает результат игры, награждение.


Слушают результаты игры, задают вопросы.



Регулятивные УУД:

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Интересный материал, Спасибо!

26 May 2020

Я рада, что Вам понравился урок!

26 May 2020

Похожие публикации