Урок русского языка во 2 классе по теме «Признаки текста. Восстановление деформированного текста»
Урок русского языка во 2 классе
Тема урока : Признаки текста. Восстановление деформированного текста
Цель: раскрыть одну из особенностей текста - его тематическое единство.
Задачи: 1. Формирование умения отличать текст от группы предложений.
2. Формирование умения устанавливать последовательность предложений в тексте.
3. Формирование умения корректировать составленные предложения и текст.
Ход урока
I. Постановка учебной задачи
Сегодня урок русского языка я хочу начать с логической цепочки. Определите последовательность слов и объясните свой выбор.
слова – слоги – звуки – текст – предложения
- Вспомните, что такое текст? (Предложения, связанные между собой по смыслу).
I. Сравнение текста и группы предложений
На доске:
Белка - это маленький пушистый - Белка - это маленький пушистый зверек. зверек.
Сегодня выпал снег. У белки рыжая шерсть.
Мальчик нарисовал птицу. Белка ловко прыгает по деревьям.
В небе летит самолёт.
- Прочитайте предложения, записанные слева.
- Сколько предложений в первом столбике?
-О чём говорится в 1 предложении? Во 2? В следующем?
- Можно ли предложения первой группы назвать текстом? Почему?
-Можно ли придумать заголовок? (нет единой темы)
-Прочитаем предложения второго столбика.
-Сколько предложений во второй группе?
-О ком говорится во всех этих предложениях? (О белочке.)
- Сколько рисунков можно нарисовать к ним? (Один. На нем будет изображена белка.)
-Можно ли назвать данные предложения текстом? Почему?
- Перечитайте предложения. Красиво ли звучит текст? (повторы)
-Предлагаю во втором предложении заменить слово "белка" местоимением.
-Прочитайте, что у нас получилось.
-В третьем предложении замените слово "белка"однокоренным словом .
- Перечитайте весь текст, который у нас получился.
-Можно ли придумать заголовок к записи во втором столбике?
-Итак, во втором столбике у нас не просто предложения, а текст.
-Вспомним признаки текста. Нам поможет опорная схема. слайд
III. Работа с деформированным текстом
-А у нашей героини урока белки есть друг. Отгадайте, кто это.
-Давайте узнаем, какая история случилась с нашими героями. Прочитайте следующие предложения.
Раз зимой они встретились. Летом подружились белка с зайкой. Белка была рыженькая, а зайчик серенький. Шубка у зайца стала белой, а у белки серой. Но вот пришла зима. Кругом лежит пушистый снег. Они приходили на поляну и играли. Холодно в лесу.
-Всё ли вам было понятно?
-А можно ли эти предложения назвать текстом? Почему?
-Какое задание я хочу вам предложить?
- Расставим предложения по порядку. Поработайте в паре. (работа с индивидуальным материалом).
-Проверим вашу работу.
-Как вы думаете, с чего началась эта история?
- В какое время года? Какое время года потом описывается в тексте?
-Что произошло с героями зимой?
- Придумайте, чем могла закончится эта история?
-А автор придумал такой конец. Составьте предложение из данных слов (работа с деформированным предложением)
- Не узнали зверьки друг друга.
-Давайте прочитаем это предложение с разной интонацией по схемам .
-Прочитайте целиком наш рассказ .
-Задайте вопрос по тексту, начиная со слова "почему"
-Озаглавьте наш текст.
-А как вы думаете, почему зажглись красные огоньки? Правильно, это опасные места в словах, написание которых необходимо объяснить.
IV. Запись текста
Перед тем, как начать записывать текст, вспомним правила оформления письма. По схеме на доске
1.Заголовок.
Текст начинается с красной строки.
Предложения с б.буквы, в конце-точка.