Урок русского языка во 2 классе по теме «Слова с двойными согласными»
24.02.2021 год. 1 стр.
Конспект урока по русскому языку
Учитель начальных классов – Цолина Елена Юрьевна.
МБОУ Многопрофильный лицей № 11 им. В. Г. Мендельсона г. Ульяновска
Тема : « Слова с двойными согласными»
Цель: Формирование навыка правописания слов с удвоенной согласной и умения переносить их.
Задачи:
Обучающая: Формировать навык правописания слов с удвоенными согласными буквами в корне, умение правильного переноса слов в местах удвоенных согласных.
Развивающая: Развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление; обогащать лексический запас.
Воспитывающая: Воспитать аккуратность при работе в тетради, культуру поведения на уроке; формировать коммуникативную компетентность.
Планируемые результаты:
Личностные: формирование ориентации на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
Метапредметные:
Регулятивные: формировать умения:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Познавательные: формировать умения:
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.
Коммуникативные: формировать умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание
Оборудование и дидактические материалы
- ПК; экран;
- Фишки трёх цветов на партах для определения настроения, карточки для работы по группам; проектные работы детей на тему «Двойные согласные в словах»; плакаты герба и флага России, картина барашка, у каждого бумажный кораблик на парте.
Ход урока.
I. Организационный момент.
- Доброе утро, ребята! Пусть оно действительно будет для нас сегодня добрым. – Какое у вас настроение? Ваше настроение я предлагаю вам выразить при помощи фишек разного цвета, которые лежат у вас на парте.
Красная фишка настроение отличное, зелёная хорошее, синяя так себе.
– Я тоже покажу вам своё настроение.
- Наш урок мне хотелось бы начать с загадки, в разгадке которой, первая буква будет являться минуткой чистописания.
На траве в овражке, 2 стр.
где растут ромашки,
Водят хороводы
белые кудряшки.
Чьи это кудряшки
бегают в овражке?
(Барашки)
Верно, это барашки.
- Какой первый звук в этом слове?
- Какой буквой на письме обознается данный звук? Правильно.
- Значит какую букву мы будем прописывать на минутке чистописания?( букву б)
- Открываем тетради, записываем число, классная работа. (минутка чистописания).
Что особенного вы увидели в написании данной буквы?(буква бб записана парой). Похожи буквы «б» на завитки шерсти у барашки? Как надо относиться к животным? Как правильно проявлять заботу о них ? Молодцы!
Минутка чистописания.
- Запишите эти пары букв каллиграфически правильно. Обратите внимание на соединение букв. Какое соединение у этой пары? Верно, верхнее.
Запишите слоги ба, бе, бу, бы, би - 1 строку.
Пишем 1 – 2 строки выборочно буква в букве, или овалы.
- А сейчас обменяйтесь тетрадями, а ваш сосед по парте оценит вашу работу. Самую красивую, а главное- правильно написанную букву он обведет в кружок.
- Оцените работу товарища с помощью фишек настроения. Отлично – красный цвет, хорошо – зелёный, а синий – надо стараться писать красивее.
Покажите мне фишки в своей руке. Молодцы!
Словарная работа.
- Внимание на экран. (18,16,19,19,10,33). 3 стр.
Зашифровано слова. Нужно разгадать - каждое число соответствует порядковому номеру букв в алфавите. (Россия).
(слайд № 1)
- Что обозначает это слово? Россия – это… Кто продолжит ?
( Это страна, в которой мы живём! У России есть свой гимн, флаг, герб! Как называются все жители России? Как нужно относиться к своей стране? Как мы можем проявить свою любовь к России?
Какие орфограммы встречаются в этом слове?)
- На следующей строке, с красной строки с заглавной буквы записываем слово Россия. Давайте поработаем с этим словом. Нужно поставить знать ударения и разделить его на слоги (у доски работает ребенок).
- Ребята, а давайте подберем однокоренные слова к этому слову. ( россияне, россиянин, российский,малоросс). (слайд № 2)
Обратите внимание на то , что , если в слове Россия пишется 2 буквы «б», то и в однокоренных словах тоже будут писаться две «б».
Родина |
З. Александрова |
Если скажут слово «родина», У реки берёзка — скромница В лужах первые кораблики, Или степь, от маков красная, |
4 стр.
Сообщение темы урока.
- Какие орфограммы вы уже знаете? Сегодня мы познакомимся еще с одной орфограммой. А на помощь к нам придет наше словарное слово - Россия.
( Пpaвильнoe нaпиcaниe cлoвapнoгo cлoвa "Poccия", кoтopoe нe пoдчиняeтcя пpaвилaм opфoгpaфии, c coмнитeльными бyквaми: Poccия Cлeдyeт зaпoмнить, чтo cлoвapнoe cлoвo "Poccия" пишeтcя c бyквaми "o" и "cc". )
- Что особенного вы заметили в написании данного слова и однокоренных слов?
- Тогда может кто-то угадает, как называется тема нашего урока? Верно!
- Давайте сформулируем цель нашего урока.
Физминутка.
*****
Прыгай ножка по дорожке.
Прыгай и другая.
Все девчонки и мальчишки
в классе отдыхают.
Побежали все трусцой,
дружный бег на месте.
А теперь наклон большой,
поклонились вместе.
Руки вверх, глубокий вдох.
Руки опустили.
А теперь ещё разок
это повторили.
Отдохнули? Хорошо!
А теперь за дело.
Вот и день уже прошёл.
Время пролетело.
Работа по учебнику.
- По закладке ( бережное отношение к книге !!! ) открыли учебник на стр. 30-31. Рассмотрите учебник. Чему он хочет сегодня нас научить? Кто внимательный?
- Чем мы будем заниматься сегодня на уроке? (дети называют задачи урока) (слайд 3).
- Итак, задачи мы поставили на урок. Приступаем к выполнению этих задач упр. №1.
Покажите мне своё настроение ! Дети берут в руки фишки и показывают учителю.
Физминутка
- А сейчас послушайте сказку про девочку Аллочку.
Сказка "Про девочку Аллочку" В.Волиной ("Весёлая грамматика").
- Ребята, чтобы с вами не произошла такая история, давайте прочитаем правило и постараемся его запомнить.
- А теперь посмотрим в каких еще словах встречается данная орфограмма.
(слайд 4,5,6,7).
- Это не все слова, есть и другие слова, с которыми мы будем в дальнейшем встречаться на уроках русского языка.
5 стр.
Упр. № 2 по вариантам: I-ванна, II- касса
Какую задачу мы решали при выполнении данного упражнения?
Фишками оцениваем.
- А теперь потренируемся в нахождении слов с двойной согласной. (слайд 4).
Сколько предложений в тексте?
- В каком по счету предложении встречается наибольшее число слов с новой орфограммой?
- На следущей строке с заглавной буквы запишите это предложение, подчеркивая орфограмму.
Ученик у доски комментирует в слух, проговаривая орфограммы.
- Какую задачу мы решали при выполнении этого упражнения?
- Ребята, куда мы обращаемся, если хотим узнать или уточнить значения слова?
- Сравните значения слов в упражнении №4.
Работа в парах. Выписать из словаря по 3 слова с удвоенной согласной. Первый вариант ищет слова , а второй вариант под диктовку записывает себе в тетрадь. Потом меняются . Второй вариант диктует первому три слова. Меняются тетрадями, сверяют с учебником, оценивают фишкой. Написано правильно , красиво и без ошибок «5» - красная фишка, на «4» - зелёная, « 3» или ниже – синяя.
Итог урока.
Какие задачи мы ставили в начале урока? Удалось ли нам решить эти задачи? Какую орфограмму мы сегодня выучили?
Чей ответ на уроке вам больше всего понравился? На партах у каждого лежит бумажный корабль – нарисуйте в нём кружок красного, зелёного или синего цвета в соответствии со своим настроением! Сейчас наши корабли поплывут на остров. Ребята обсуждают в парах на какой остров поплывёт их корабль.
Рефлексия. Карта островов (на ватмане 3 острова: Остров «Печалька», о-в «Туманность», о-в «Счастливия». (дети приклеивают кораблики на тот остров, который показывает настроение с которым они заканчивают урок).
- Записываем домашнее задание.(слайд№ 9) (даю разъяснение выполнения упражнения).
-Как мы должны относиться к своей Родине? Любить и беречь её! Подумать дома над тем, как мы можем проявлять свою любовь к кому-то.