Урок с презентацией по математике в 4 классе на тему «Диаграммы»
Пояснительная записка к презентации
Технологическая карта урока
Предмет: математика
Класс: 4
УМК: Школа России
Тема урока: Диаграммы
Тип урока: урок построения новых знаний
Цель |
создать условия для осмысления нового математического понятия «диаграмма» |
Задачи |
образовательная: • познакомить с разными видами диаграмм; формировать умение читать столбчатые диаграммы и переводить их данные в таблицу; • закреплять вычислительные навыки, применяя знание таблицы умножения и деления; • учить использовать приобретённые знания в практической деятельности развивающая: • развивать умение находить пути решения поднимаемой проблемы; • способствовать развитию умения анализировать, сравнивать, обобщать посредством наблюдения и сопоставления воспитательная: • создавать положительную мотивацию путём вовлечения каждого в активную деятельность, содействовать развитию навыков совместной работы |
Планируемые результаты |
Предметные: научатся: •читать диаграммы; • выполнять мыслительные операции анализа и синтеза; • делать выводы Метапредметные: • понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока; • высказывать и обосновывать своё мнение; • выбирать действия в соответствии с поставленной задачей; • проявлять активность во взаимодействии; • адекватно оценивать результаты своей деятельности Личностные: • определять мотивацию учебной деятельности; • формировать адекватную самооценку |
Формируемые УУД |
Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи; развивать логическое мышление, стремление использовать математические умения в повседневной жизни. Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; планировать своё действие с поставленной задачей; осознанно и прочно овладевать математическими умениями. Коммуникативные: уметь высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, обосновывать этапы решения учебной задачи; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Личностные: формировать предметные умения и навыки, необходимые для успешного решения учебных и практических задач; закладывать основы математических знаний. |
Ресурсы: - основные - дополнительные |
М.И.Моро, М.А.Бантова. Учебник «Математика. 4 класс» часть 1– М.: Просвещение Авторская презентация Стихотворение про диаграмму Светланы Сосновской |
Организация пространства |
Фронтальная, парная и групповая работа |
Оборудование |
Проектор, карточки с диаграммами |
Ход урока
Этапы |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
||||||||||||||||||
I. Организационно- мотивационный Цель: эмоциональная, подготовка к усвоению изучаемого материала |
Включение детей в активную мыслительную деятельность с первых минут занятия. - Ребята, на сегодняшнем уроке математики я предлагаю вам: Думать - коллективно! Решать – оперативно! Отвечать – доказательно! И открытия вас ждут обязательно! - А какие открытия можно совершить на уроке математики? |
Настраиваются на предстоящую работу в классе. Включаются в беседу, отвечают на вопросы. |
||||||||||||||||||
II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности Цель: актуализация опорных знаний
|
Организует актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания. - Вам предстоит совершить первое открытие. Разгадайте слово. (Слайд 2) 126 : 7 = (А) 360 : 10 = (Г) 103 • 7 = (М) 29 • 5 = (Д) 84 : 3 = (Р) 482 : 2 = (И)
|
Находят значение выражений, применяя знания таблицы умножения и деления, расставляют ответы и составляют слово ДИАГРАММА. |
||||||||||||||||||
III. Выявление места и причины затруднения Цель: фиксация новой учебной задачи. |
Создает проблемную ситуацию для подведения к формулированию темы и цели урока. - Кто знает значение слова ДИАГРАММА? - Какая тема нашего урока? - Что бы вы хотели узнать о диаграммах? - Предложите, зачем это надо знать? Каким способом можно получить новые знания? |
Определяют границы знания и незнания, формулируют тему. Обсуждают план выхода из создавшейся ситуации. |
||||||||||||||||||
IV. Открытие нового знания Цель: знакомство с новыми понятиями |
Организует изучение нового материала через учебную деятельность школьников. - А что же такое диаграмма? (Слайд 3) - Может кто-то знает какие-нибудь виды диаграмм? (Ввести понятия «столбчатая», «круговая», «линейная» диаграмма) Диаграммы нам нужны, Диаграммы так важны. Строй их правильно и Будешь ты умнее. И читать ты их учись, В каждой ведь заложен смысл. Результат ты сможешь изучить быстрее. - Почему диаграммы важны? - Мы будем работать со столбчатыми диаграммами. С. 16 - Что можем узнать по данной диаграмме? с.16 № 81 - Попробуем данные диаграммы перевести в таблицу. |
Приводят примеры, основанные на жизненном опыте. Высказывают и обосновывают свое мнение. Анализируют и делают вывод о том, чьи данные представлены, что можно узнать массу животных, определить, пользуясь масштабом, у кого масса больше. Осваивают новый способ. Учатся заносить в таблицу данные диаграммы. |
||||||||||||||||||
V. Релаксация |
Потрудились – отдохнем. Встанем, глубоко вздохнем. Руки в стороны, вперед, Влево, вправо, поворот. Три наклона, прямо встать. Руки вниз и вверх поднять. Руки плавно опустить, Всем улыбки подарить. |
Дети выполняют соответствующие движения. |
||||||||||||||||||
VI.Первичное закрепление Цель: закрепление новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации. |
- Сейчас вы будете работать в группах, совершать для себя небольшие открытия. (Для каждой группы задание на карточке) Приложение. 1 группа: Узнай длину рыб и внеси данные в таблицу (Подписать под каждым столбиком название рыбы). Длина карпа больше длины линя, но меньше длины леща. Длина щуки больше длины леща, но меньше длины судака. (Ответ: линь – 20 см, карп – 25 см, лещ – 32 см, щука – 35 см, судак – 42 см). 2 группа: Используя данные диаграммы, ответить на вопросы. 3 группа: Собрать из частей диаграмму и рассказать о результатах, приведенных в диаграмме. (Круговая диаграмма разрезана на части. Данные о посещаемости младшими школьниками танцевального кружка). - Какой вывод можно сделать по вашим заданиям? |
Каждая группа осуществлять выбор действия при решении поставленной задачи. Дети учитывают разные мнения и стремятся к координации разных позиций в сотрудничестве. Группа выполняет свое задание, выбирает того, кто будет выступать и представлять результат классу. (Слайды 4, 5, 6). Подводят итог и оценивают работу друг друга. |
||||||||||||||||||
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Цель: организация самостоятельного выполнения задания |
- В самостоятельной работе вам предстоит внести данные предложенной диаграммы в таблицу. С. 17 № 82 |
Самостоятельно выполняют задание нового типа и осуществляют, взаимопроверку в парах, пошагово сравнивая с эталоном. (Слайд 7) |
||||||||||||||||||
VIII. Домашнее задание |
Комментирование задания. 1. с. 14 № 39 в рабочей тетради 2. Составить свою диаграмму. (Творческое задание). |
Выбирают задание по желанию и по своим возможностям. |
||||||||||||||||||
IX. Рефлексия учебной деятельности Цель: оценка результатов деятельности. |
- Какие открытия вы совершили на уроке? - Как материал сегодняшнего урока может пригодиться вам в жизни? - Давайте составим диаграмму ваших успехов на уроке. (Предлагается прикрепить квадратик на доске к соответствующему смайлику. Получается столбчатая диаграмма). |
Анализируют свою деятельность. Формулируют вывод по уроку. Прогнозируют дальнейшие учебные действия. Оценивают практическое использование полученных знаний. |
Приложение
1 группа
Узнай длину рыб и внеси данные в таблицу (подпиши под каждым столбиком название рыбы).
Длина карпа больше длины линя, но меньше длины леща. Длина щуки больше длины леща, но меньше длины судака.
2 группа
3 группа
Соберите из разрезных частей диаграмму и расскажите о посещении танцевального кружка младшими школьниками.
Алина Яковлевна Корогод
Долгобородова Лариса Анатольевна
Марина Сергеевна
Долгобородова Лариса Анатольевна
Зинаида Григорьевна
Долгобородова Лариса Анатольевна
Максакова Наталья Михайловна
Долгобородова Лариса Анатольевна