Урок по математике в 4 классе «Диаграммы»
приложение
PPTX / 363.6 Кб
/data/files/q1635323577.pptx (приложение)Урок по математике 4 класс ( Школа России)
Учитель начальных классов: Трибунская И.Я.
Тема: «Диаграммы»
Цель: создание условий для организации деятельности обучающихся по ознакомлению с понятием «Диаграмма», со способом построения линейных и столбчатых диаграмм, чтением диаграмм.
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
- знакомство с понятием «Диаграмма», со способом построения линейных и столбчатых диаграмм, чтение диаграмм.
- решение текстовых задач;
- представление, анализ и интерпретация данных.
Оборудование урока: ПК, проектор, презентация к уроку, раздаточный материал. Учебник: М.Моро «Математика» 4 класс, часть 1.
Прогнозируемые результаты.
Предметные. В конце урока ученики:
Узнают способ построения линейных и столбчатых диаграмм.
Умеют читать диаграммы.
Метапредметные. В конце урока ученики:
Умеют ставить учебную задачу и самостоятельно формулировать выводы.
Умеют слушать собеседника, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.
Личностные. В конце урока ученики:
Умеют сотрудничать с учителем и сверстниками.
Содержание взаимодействия педагога и учащихся
№ | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Самоопределение к деятельности Цель: мотивация учащихся к учебной деятельности на личностно – значимом уровне /3мин/ | Создает условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность. -Добрый день, ребята. Я рада видеть вас на уроке математики. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь, прикоснитесь ладошками и пожелайте другу успешной работы. Садитесь пожалуйста. Включение детей в активную мыслительную деятельность с первых минут занятия. - Ребята, на сегодняшнем уроке математики мы как всегда будем: Думать - коллективно! Решать – оперативно! Отвечать – доказательно! И открытия вас ждут обязательно! - Много лет тому назад мудрец сказал: «Не для школы, а для жизни мы учимся». - Как вы понимаете это высказывание? - Для чего вы учите математику? (Чтобы применять их в жизни) - Тогда предлагаю идти за новыми знаниями. | Стоят рядом со своими партами. Включаются в учебную деятельность. Поддерживают диалог. Садятся за парты. Объясняют смысл высказываний. | Личностные УУД: самоопределение. | |
Актуализация знаний. Цель: готовность мышления и осознания потребности к построению нового способа действий /10 мин/ | Организует работу в виде арифметического диктанта, активизирует у учащихся мыслительные операции, внимание, память. - А начнём с разминки. Сейчас нам предстоит разгадать новое слово, чтобы проникнуть в его тайны. Возьмите карточку. Работаем так. В первом столбце таблицы числовые выражения. Во втором - вы будете вписывать ответы цифрами. (Буквы пока не трогать). Дети выполняют работу. Запись примеров на карточке. 1*9= (и) 9*7= (м) 2*9= (а) 9*4= (р) 0*9= (д) 9*5= (а) 3*9= (г) 9*10= (а) 6*9= (м) -Кто заметил что-то интересное? (Мы повторили таблицу умножения на 9) -Какое выражение из таблицы умножения на 9 вам не встретилось? (9*9). Молодцы! -Расставь буквы в таблице в порядке возрастания соответствующих ответов и расшифруйте новое слово. Ответ Диаграмма Оценка: у кого получилось слово, ставят карандашом на листочке 5, кто почти разгадал 4, кто половину слова 3.(Листочки вложить в тетрадь) | Участвуют в работе по выполнению разных видов заданий. Осуществляют взаимный контроль. Оценивают правильность выполненных заданий. | Познавательные УУД - общеучебные; - логические. Коммуникативные УУД: умение вступать в диалог | |
Постановка учебной задачи. Создание проблемной ситуации. Цель: выявление места и причины затруднения, постановка цели урока /5 мин/ | Ведет побуждающий диалог - Нам приходилось на уроке математики встречаться с понятием «Диаграмма»? Побуждает к осознанию темы и цели урока. - Определите тему нашего урока. (Диаграмма) - На какие вопросы в ходе урока вы хотели бы получить ответы? - Что такое диаграмма? (вывешиваю вопросы на карточках_ - Какие виды диаграмм бывают? - Где в жизни могут пригодиться диаграммы? -Мы поняли то, что не знаем. - Эти вопросы будут являться планом нашей работы по решению возникшей проблемы.
Стимулирует к деятельности. -Ребята! Получить новые знания мы можем двумя способами: - Первый: я сама все вам расскажу. - Второй: вы попытаетесь сами найти ответы на интересующие вас вопросы. - Какой вариант выберете вы и почему? - Настроимся на самостоятельный поиск информации. -Где будете искать информацию? Что у вас для этого есть на партах? (учебники, словари, информационный лист) | Участвуют в диалоге На доске 3 ступеньки: (снизу вверх) 1 –я: не знаем что – то; 2 – я: поймем то, что не знаем; 3 –я: сами постараемся узнать; 4–я: научимся самостоятельно составлять диаграммы Формулируют тему урока «Диаграммы» Дети предпочитают «открывать» новое знание сами. Потому, что самим узнавать новое - это гораздо интереснее. | Познавательные УУД: - постановка и формулирование проблемы. - поиск и выделение необходимой информации. Регулятивные УУД: целеполагание. Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли. | |
«Открытие» детьми нового знания. Цель: построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению. /15 мин/ | Организует деятельность. -Итак, в путь за знаниями. Приступайте к самостоятельному изучению материала. План вашей работы на доске. -Вы должны узнать (что такое диаграммы). Какие бывают диаграммы? Где использует диаграммы человек? (показать) План ответа(карточки на доске) Что такое диаграмма? Какие диаграммы бывают? Где используем диаграммы в жизни? Дети изучают материал самостоятельно. - Вы собрали информацию о диаграммах? Давайте приведём ваши знания в систему? -Кто хочет поработать в группах? -Задание1 группы: на партах составить определение диаграмма, а 2 группы распределить диаграммы по группам- соотнести иллюстрации с названием) -Как вы поняли, что такое диаграмма? (Выступает 1 группа: составляют определение понятия на доске при помощи слов на карточках и выступают). -Что же изображают на диаграммах? (Числа и значения величин) -Выясним, какие же диаграммы бывают? (Выступает 2 группа: выкладывают, соединяют картинку с названием). -Ребята, давайте поработаем по данным диаграммам. Кто догадался, о чём мы можем узнать по ним? Об успеваемости учеников какого-то класса) -Сколько ребят учится на 5, 4, 3? Сколько не аттестованы? -На диаграмме какого вида понятнее для вас информация? А почему? | Дети самостоятельно изучают материал. Выступление групп. | Познавательные УУд -построение логической цепочки рассуждений; -самостоятельная деятельность обучающихся направленная на поиск информации. Коммуникативные УУД - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации со сверстниками и учителем. Регулятивные УУД: самоконтроль. | |
Первичное закрепление с проговариванием Цель: зафиксировать способ построения линейных и столбчатых диаграмм. / 10 мин/ Динамическая пауза | -Ребята, а вы хотите сами попробовать построить диаграмму? -А как это сделать? Давайте послушаем информацию. (Слушают запись с диска. затем проговаривают алгоритм). -Что надо сделать сначала?(задать масштаб и начертить линию) -А затем? (Начиная от линии, в соответствии с данными изобразить число или значение величины) 1. Задать масштаб. 2.В соответствии с данными изобразить число или значение величины. Работа по учебнику с.16 рисунок под красной чертой. -Какой вид диаграммы представлен на рисунке?(столбчатая) -Значения какой величины представлены на най?(масса животных) -Какой выбран масштаб?(1 клетка=1 кг.) Какова масса зайца? (4 кг) Кто из животных тяжелее всех?(собачка).А кто самый лёгкий?(утка) -Поработаем с № 81. Прочитайте задание самостоятельно про себя и осмыслите его. (Дети читают задание) -Это диаграмма какого вида?(столбчатая) -Что представлено в данной диаграмме?(число учащихся по классам). - Какой задан масштаб? (1 клетка =4 человека) -Что можно узнать по ней?(Сколько учеников в каждом классе? Какой класс самый большой? Самый маленький? Есть ли классы с одинаковым количеством учащихся?) -Давайте занесём данные этой диаграммы в таблицу. Как посчитать сколько человек учится в 1 классе (посчитать количество клеточек и умножить на масштаб) и т. д. -Где нагляднее, понятнее представлен материал в таблице или в диаграмме? Динамическая пауза Потрудились – отдохнем. Встанем, глубоко вздохнем. Руки в стороны, вперед, Влево, вправо, поворот. Три наклона, прямо встать. Руки вниз и вверх поднять. Руки плавно опустить, Всем улыбки подарить. - Продолжим нашу работу -Ребята, а какой вопрос вы не нашли ответа?( Где в жизни нам нужны диаграммы) -Давайте подумаем, где в жизни нам могут пригодиться диаграммы. Затрудняетесь? Тогда я вам помогу.(смотрят на слайды и обьясняют) Работа с презентацией | Информацию, представленную в диаграмме, заносят в таблицу. Выполняют упражнения по коррекции и профилактике нарушения осанки Работают с презентацией. | Коммуникативные УУД: Умение выражать свои мысли. Регулятивные УУД: овладение алгоритмом составления линейных и столбчатых диаграмм Коммуникативные УУД: Умение выражать свои мысли. Регулятивные УУД: овладение алгоритмом составления линейных и столбчатых диаграмм | |
Взаимоконтроль с проверкой по эталону. Цель: тренировать способность к самоконтролю и самооценке | Самостоятельная работа -А теперь давайте попробуем построить диаграмму сами. - Помните, Вера проводила среди вас опрос о пользовании гаджетами? Данные опроса она представила так (показать на слайде) А мы с вами будем аналитиками. Помните, чем они занимаются? Какие данные там представлены? (Читают) -Занесите данные в таблицу и постройте по ним диаграмму. - Работаем самостоятельно по алгоритму (Повторить алгоритм)
-А Жору попрошу построить диаграмму, на компьютере. (1 ученик работает за компьютером по алгоритму, выданному учителем.) (Ребята выполняют самостоятельную работу) Проверка 1.Проверяют в паре друг у друга, сравнивают со слайдом на доске. Затем оценивают работу. (ставят оценку на полях карандашом) 2 Проверим вместе работу Жоры. Выводят на доску изображение круговой диаграммы и сравнивают. -А какую диаграмму по тем же данным построил Жора? (Круговую) -Что по ней можно увидеть? -Какую оценку вы поставите Жоре? -Какую диаграмму удобно быстро построить на листе бумаги?( линейную, столбчатую) -А смогли бы вы быстро построить круговую диаграмму на листе бумаги? Почему? (Это занимает много времени.) -Почему у Жоры получилось так быстро? (Ему помогал компьютер) -Если вы хотите так же попробовать построить диаграмму на компьютере, можно прийти на кружок информатики. | Участие в работе по определению вида диаграмм. Работа по учебнику | Регулятивные УУД: Планирование; Контроль; - коррекция; - самооценка. Коммуникативные УУД: - умение полно и четко выражать мысли. Познавательные УУД: - анализ с целью выделения главных признаков; -выделение необходимой информации | |
Рефлексия учебной деятельности. Цель: - оценивание результатов собственной деятельности; - осознание метода построения - применение нового знания | -Ребята я благодарю вас за работу на уроке. Огромное трудолюбие, тяга к знаниям, поддержка друзей помогли нам сегодня на уроке сделать открытие. Эта удача еще 1 ваш шаг к успеху. - Какая тема урока («Диаграммы») - Какую учебную задачу мы ставили перед собой? (Узнать, что такое диаграммы и научиться их строить). -Мы достигли успеха? -Давайте составим диаграмму ваших успехов на уроке. Предлагаю прикрепить квадратик к соответствующему смайлику: Было трудно. Понял, но есть вопросы. Всё понял! Смогу научить других. -Что у нас получилось? (Получается столбчатая диаграмма). | Проговаривают тему, задачи урока. Тот кто поднялся, анализирует и оценивает свою работу на уроке. Высказывают свое мнение. | Регулятивные: -оценка того, что усвоено, осознание качества и уровня усвоения. Познавательные УУД: - умение структурировать знания Коммуникативные УУД: -аргументировать свои высказывания. | |
Домашнее задание | -Ребята, вот мы с вами часто говорим о вреде гаджетов. А чем они опасны? Однажды на родительском собрании я проводила соцопрос среди ваших родителей. Изучите дома данные соцопроса и постройте диаграмму «Чего опасаются ваши родители?» (Показать слайд и раздать карточки) | Вкладывают карточку с домашним заданием в тетрадь. | |