12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Лобанов Алексей Александрович6265
Директор, учитель информатики
Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург

План урока

6


 


 


 


 


 

Конкурсная методическая разработка урока

для 8 класса из раздела

«Математические основы информатики»


 


 


 


 


 


 


 

Ангарск -2017


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Раздел программы: «Математические основы информатики»

Тема урока: Обобщение и систематизация основных понятий темы «Системы счисления»

Место урока: № 13 в учебном году, № 4 во II четверти № 13 в микротеме курса

Тип урока: урок – счётная практика «ПК и СЧЁТ» с уклоном на охрану окружающей среды (природы)

Планируемые образовательные результаты:

предметные – знания основных понятий темы «Системы счисления»;

метапредметные - навыки анализа различных объектов, способность видеть инвариантную сущность различных объектов, владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

личностные – понимание роли фундаментальных знаний как основы современных информационных технологий; способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом и знаниями, любовь к природе и окружающему миру.

Цели урока:

Дидактическая – отработать практические умения по системам счисления, способствовать формированию у обучающихся умений оптимально выбирать способы перевода из одной системы счисления в другую.

Развивающая – способствовать развитию у обучающихся исполнительской дисциплины, умений действовать по алгоритму, мобильно работать индивидуально, в парах, в микрогруппах и фронтально, формированию адекватной самооценки своих учебных достижений

Воспитательная – способствовать формированию у учащихся умений формулировать и обосновывать свою точку зрения по тому или иному вопросу, слушать других, повышению уровня их коммуникативной культуры

Решаемые учебные задачи:

Актуализировать, обобщить и систематизировать теоретические и практические знания по разделу курса «Системы счисления»

Проверить знания по арифметическим действиям в различных системах счисления

Закрепить умения переводить из одной системы счисления в другую

тренинг по декодированию информации с использованием текстового редактора.

В игровой форме закрепить ранее изученные вопросы

Методы работы: словесный, наглядный, практический

Формы работы: фронтальная, в группах по шесть человека, в парах, индивидуально.

Оборудование:

компьютерный класс, оснащенный большим экраном;

необходимое программное обеспечение: Open Office или Word;

слайд-фильм для наглядного и звукового сопровождения урока;

раздаточный материал:

журнал счётных практик.

Ход урока:

Этап урока

Продолжительность

I

Организационный момент

3

1

Демонстрация ролика, зашифрованная тема урока

Приветствие учителя

Оценка готовности обучающихся к уроку, эмоционального настроя на урок, формирование рабочих групп (6-7 человек)

БОНУС выставляется 1 балл команде в бортовой журнал угадавшей тему урока

Слайд 2

 

2

Учащиеся определяют цели и задачи урока

Инструкция по работе с бортовым журналом (приложение № 1)

Слайд 3

 

II

Анализ выполнения домашнего задания

2

3

Домашним заданием к уроку было:

Выполнить упражнение №94 в РТ «Математические основы информатики»

Повторить учебный материал по теме «Системы счисления»

 

III

Мотивация учащихся к изучению учебного материала

4

4

Учитель предлагает капитанам команд совместно с членами команды выбрать из предложенных семи таблиц одно число. Капитан называет номера таблиц, в которых оно встречается, а учитель, используя «магические» способности быстро угадывает задуманное число. Учащиеся шокированы, но учитель сообщает, что в результате работы на уроке, если учащимся удастся набрать необходимое число баллов, то учитель сможет им раскрыть тайну «магического» фокуса. А для этого переходим к счётной практике. Кроме того в ходе урока мы с вами при обобщении программного материала постараемся актуализировать свои знания об охране окружающей среды и бережном отношении к природе.

Слайды 4-5

 

IV

Проверка знаний по теме «Системы счисления»

14

5

Проверка знаний «Перевод из десятичной системы счисления в двоичную систему счисления»

2

 

ПРАКТИКА ПЕРВАЯ(1) - ПОСЛАНИЕ

Учащиеся в группе по указанию капитана проводят дешифровку послания к жителям планеты Земля. Для этого по соответствующему коду закрашивают строчки, если известны наборы чисел для каждого символа в десятичной системе счисления, а послание записано в двоичной системе счисления. Другая группа ребят из команды придумывает своё послание к жителям планеты Земля, которое будет актуальным в 2100 году.

Слайд 6

Проводится проверка и выставление баллов в Журнал счётной практики.

 

6

Проверка знаний теме «Арифметические операции в шестнадцатеричной системе счисления»

3

 

ПРАКТИКА ВТОРАЯ (2) – ОРГАНИЗАЦИЯ

Учащимся предлагается расшифровать закодированное слово (используя сопоставление) и с помощью собственных знаний или с помощью всемирной паутины (поиск информации) необходимо объяснить, что означает данный набор букв.

Самопроверка (на экране показывается правильность выполнения заданий)

Слайды 7

 

7

Проверка знаний «Римская система счисления»

3

 

ПРАКТИКА ТРЕТЬЯ (3) – ЧИСЛОБУС

Необходимо разгадать числовой кроссворд и вписать по полученным данным информацию об экологических датах в таблицу.

Ученики работают индивидуально, каждый выбирает свой вопрос и решает поставленную предметную проблему и определяет экологическое событие по дате.

Самопроверка (на экране телевизора показывается верно выполненное задание), выставление баллов в журнал счётной практики

Слайд 8

 

8

Проверка знаний «Перевод из шестнадцатеричной системы счисления в десятичную систему счисления»

6

 

ПРАКТИКА ЧЕТВЁРТАЯ (4) – ЛОТО

Учащимся предлагается сыграть в русскую настольную игру «Лото», но сложность в том, что из мешка будут доставаться бочонки с числами, записанными в шестнадцатеричной системе счисления, а на поле даны числа в десятичной системе счисления.

Ученики в парах выполняют задания, осуществляя между собой, внутри команды взаимопроверку. В ходе игры закрывают на карточках цифры. Последним учитель достаёт число «23», таким образом, обе команды приходят к финишу.

После команды объединяются для решения следующего вопроса. Необходимо по общим числам, находящимся на картах первой и второй команды построить фигуру (например, число 45, значит, разбиваем его (4;5) и отмечаем точку). Но для доступа к карточке второй команды необходимо сказать пословицу, скороговорку, стихотворение об охране окружающей среды. Ученики зачитывают из журнала счётной практики свои «придумки».

Строят по полученным данным фигуру и отвечают на вопрос практики. Земля для нас – ДОМ.

Самопроверка (на экране показывается правильность выполнения заданий)

Слайд 9

 

VI

Минутка релаксации

1

9

Обучающиеся располагаются на стульях, повернувшись к учителю. На экран выводится фото заката. Обучающиеся закрывают глаза. Звучит релакс-мелодия с морским прибоем

Слайд 10

 

VII

Проверка знаний по теме «Системы счисления»

12

10

Проверка знаний «Перевод двоичной системы счисления в шестнадцатеричную систему счисления»

1

 

ПРАКТИКА ПЯТАЯ (5) – СКОРАЯ ПОМОЩЬ

Учащиеся всей группой, пытаются выяснить какой сигнал получили спасатели, чтобы спасти юного капитана корабля терпящего бедствие.

Самопроверка (на экране показывается правильность выполнения заданий.

Слайд 11

 

11

Проверка знаний «Арифметические операции в шестнадцатеричной системе счисления»

1

 

ПРАКТИКА ШЕСТАЯ (6) – ЕСЛИ ЭТО…

Учащиеся всей группой, пытаются определить, что же будет КОЛЯ + ВЕРА.

Самопроверка (на экране показывается правильность выполнения заданий.

Слайд 12

 

12

Проверка знаний «Арифметические операции в двоичной системе счисления»

3

 

ПРАКТИКА СЕДЬМАЯ (7) – ЗВЕЗДОЧЁТ

Работают в микрогруппах по 2 человека, капитан распределяет задания между членами команды и при необходимости осуществляет помощь.

Самопроверка (на экране показывается правильность выполнения заданий.

Слайды 13

 

13

Проверка знаний «Определение основания системы счисления»

3

 

ПРАКТИКА ВОСЬМАЯ (8) – ПОГОНЯ ЗА НАРУШИТЕЛЕМ

Учащиеся всей командой пытаются решить запутанную задачу по мотивам Г. Остера. Сложность состоит в том, что не известна система счисления. Из текста задачи учащиеся узнают, что за нарущение правил в водоохраной зоне нарушителя ждёт наказание.

Самопроверка (на экране показывается правильность выполнения заданий.

Слайды 14

 

14

Проверка знаний «Естественный вид числа»

2

 

ПРАКТИКА ДЕВЯТАЯ (9) – ЧТО ЕСТЕСТВЕННО, ТО НЕ…

Ученики в журнале счётной практики должны привести предложенные числа в естественную форму. Но в ответ должны записать число чисел после запятой из полученных ответов (метапредметные УУД)

Самопроверка (на экране показывается правильность выполнения заданий.

Слайд 15

 

15

Проверка знаний «Нормальный вид числа»

2

 

ПРАКТИКА ДЕСЯТАЯ (10) – ВСЁ НОРМАЛЬНО!

Ученики в журнале счётной практики должны привести предложенные числа в нормальную форму. Но в ответ должны записать наименьший порядок у полученных чисел (метапредметные УУД).

Самопроверка (на экране показывается правильность выполнения заданий.

Слайд 16

 

VIII

Подведение итогов урока, выставление отметок

2

12

Команды подсчитывают общее количество набранных баллов

В соответствии со шкалой, которая приводится на слайде, учащиеся оценивают свой результат (максимум 20 (21) баллов)

Оценка «5» от 18 до 20

Оценка «4» от 15 до 17

Оценка «3» от 10 до 14

Оценка «2» менее 10

Выставляют оценки в дневники, а учитель в журнал.

Заключительное слово учителя о полученных предметных навыках, а так же о воспитание в себе чувства бережного отношения к природе и окружающему миру.

Разгадка тайны фокуса.

Слайд 17-18

 

IX

Домашнее задание

1

11

ПРИДУМАТЬ, своё графическое послание жителям планеты ЗЕМЛЯ об окружающей среде.

Нарисовать в любом графическом редакторе этот слоган и оформи виде календаря на текущий год, указав в нём экологические даты.

Отправить ДЗ по e-mail: aalobanov@mail.ru

Слайд 19

 

X

Рефлексия

1

 

Учитель предлагает сдать бортовой журнал всем, кому понравился урок в журнале обвести соответствующий знак («смайлик»)

Слайд 20

 
   

40 минут


 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.