12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Куртынина Кристина Сергеевна327
Организатор-преподаватель ОБЖ, учитель географии и краеведения, классный руководитель, руководитель отряда ЮИД "Зебра"
Россия, Новосибирская обл., Новосибирск

Разработка урока (изучение нового материала) по географии (план-конспект)

7 класс. Тема: Северная Америка. Географическое положение.

История открытия и исследования материка.

Цели:

обучающая – сформировать представление обучающихся о размерах материка Северная Америка, особенностях географического положения (ГП) и его очертаниях; познакомить обучающихся с историей открытия и исследования материка.

развивающая – создать условия для развития умения устанавливать причинно-следственные связи через умение работать с текстом учебника, картами атласа, умения анализировать и обобщать полученные знания, создать условия для развития коммуникативных навыков.

воспитывающая – способствовать пониманию идеи целостности мира; способствовать формированию географической культуры личности, навыков внимания, аккуратности и патриотических качеств.

Планируемые результаты обучения в универсальных учебных действиях учащихся

1. Предметные результаты: знать особенности ГП и береговой линии материка; уметь находить и показывать на карте крайние точки материка (северная точка — мыс Мёрчисон, южная точка — мыс Марьято, западная точка — мыс Принца Уэльского, восточная точка — мыс Сент-Чарльз) и основные объекты береговой линии (моря, океаны, заливы, проливы, острова, полуострова); иметь представление об истории открытия и исследования материка.

2. Метапредметные результаты: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с другими обучающимися и работать в коллективе; владение элементарными практическими умениями работы с учебником и картой для исследования.

3. Личностные результаты: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.

Тип урока по дидактической цели – изучение нового материала.

Оборудование: учебник «География» 7 класса (Коринской В.А.), компьютер, мультимедийный проектор, рабочая презентация, атлас 7 класса, настенная физическая карта Северной Америки; раздаточный материал (карточки).

Литература

Рабочая программа по географии в 7 классе по учебнику Коринской В.А., Душиной И.В., Щенева В.А. География: География материков и океанов (М.: Дрофа, 2014).

Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А. География: География материков и океанов. 7 кл.: учебник.

Статья «Северная Америка. Географическое положение, история открытия» (URL: https://spravochnick.ru/geografiya/severnaya_amerika_geograficheskoe_polozhenie_istoriya_otkrytiya/).

План урока

Структура (элементы урока) и его содержание

Методы и приемы

I. Организационный.

а) Приветствие. Организация класса.

b) Постановка познавательных задач, связь с предыдущим материалом.

II. Изучение нового материала.

Общие сведения о материке.

Особенности ГП.

Очертания берегов.

История открытия и исследования материка.

III. Закрепление и обобщение знаний.

Вопросы и задания:

Каковы особенности ГП материка Северная Америка?

Каковы особенности береговой линии материка? С чем это связано?

Покажите на физической карте Северной Америки:

А) крайние точки материка;

Б) океаны и моря, омывающие материк;

В) острова и полуострова;

Г) заливы и проливы.

4. Назовите имена путешественников и мореплавателей, которые имеют отношение к открытию и исследованию материка.

IV. Домашнее задание

Прочитать § 42 (стр. 210-212) и устно ответить на вопросы в конце параграфа.

Нанести на контурную карту крайние точки матерка, объекты береговой линии, изученные на уроке.

Деятельность учителя.

Сообщения дежурных, работа в тетради.


1. Объяснительно-иллюстративный. Рассказ, беседа. Демонстрация видеоролика.

2. Объяснительно-иллюстративный. Рассказ. Объяснение. Работа с картой.

3. Практический. Работа по группам. Работа с картой.

4. Объяснительно-иллюстративный. Рассказ, беседа.


Фронтальный опрос











Инструктаж учителя



Конспект урока

I. Ребята, прозвенел звонок. Здравствуйте, присаживайтесь (подождать пока обучающиеся займут свои места). Сегодняшний урок проведу я, меня зовут Кристина Сергеевна. Для начала отметим отсутствующих (отмечаю отсутствующих на уроке).

II. Начнем урок! Вспомните, что вы изучали на предыдущих уроках. Какие материки вы уже изучили? (слушаю ответы обучающихся). А вот про какой материк говорится в этом стихотворении?

На шаре воздушном в компании дружной

Мы долго летели к Америке Южной,

Но ветер сменил направленье и, вмиг,

Отнес нас совсем на другой материк.

Под нами раскинулся – штат Аризона –

Индейцы по прериям гонят бизонов.

Охота в разгаре. Охота кипит!..

Но что это?.. Что это?!.. Шар наш пробит!..

Правильно! Это Северная Америка. Давайте посмотрим небольшой видеоролик и узнаем, что нам предстоит узнать об этом материке. (просмотр видеоролика, URL: https://www.youtube.com/watch?v=GqwvPNv8X9A).

С чего начинается характеристика любого материка? (Ответ – с географического положения). Совершенно верно. Открываем тетради и записываем тему нашего урока - «Северная Америка. Географическое положение. История открытия и исследования материка». Сегодня мы с вами рассмотрим особенности ГП, особенности береговой линии и немного поговорим об истории открытия и исследования материка.

1. Общие сведения о материке. Северная Америка – один из 6 материков планеты Земля, расположенный на севере Западного полушария. Северная Америка – третий материк по площади (после Евразии и Африки), которая без островов составляет 20,4 млн. км2. Материк вытянут с севера на юг. Северная часть материка широкая по сравнению с очень узкой южной частью, поэтому по форме напоминает треугольник. На юге материк соединяется с Южной Америкой, границу с которой проводят по Панамскому каналу. От материка Евразия Северная Америка отделена Беринговым проливом, от остальных материков – просторами океанов.

2. Особенности ГП. Как вы правильно заметили, характеристика любого материка начинается с ГП. Мы вместе выявим особенности ГП материка и попытаемся определить, как эти особенности могут влиять на его природу. Открываем карту атласа «Физическая карта мира» на стр.2. и учебник на стр. 331, находим «План описания ГП материка». Как расположен материк относительно экватора, северного тропика, северного полярного круга и нулевого меридиана (Ответ – к северу от экватора; на юге пересекается северным тропиком, на севере – северным полярным кругом; находится к западу от нулевого меридиана). Крайние точки Северной Америки:

Северная точка — мыс Мёрчисон, 71° с. ш. 94° з. д.;

Южная точка — мыс Марьято, 7° с. ш. 80° з. д.;

Западная точка — мыс Принца Уэльского, 65°с. ш. 168° з. д.;

Восточная точка — мыс Сент-Чарльз, 52° с. ш. 55° з. д.

Протяженность материка с север на юг по 100о з.д. составляет 52° (5772 км), и с востока на запад по 40° с.ш. - 50° (4270 км).

Откройте карту климатических поясов и областей мира на стр.7 и определите, в каких поясах расположен материк. (Ответ – во всех климатических поясах, кроме экваториального). Какие океаны омывают материк? (Ответ: на севере – Северный Ледовитый, на западе – тихий, на востоке - Атлантический). Как расположен материк относительно других материков? (Ответ: на юге материк соединяется с Южной Америкой, границу с которой проводят по Панамскому каналу. От материка Евразия Северная Америка отделена Беринговым проливом, от остальных материков – просторами океанов).

Как вы считаете, каким образом ГП материка влияет на его природу? (Ответ - из всех материков Северная Америка дальше всех простирается на север. Её вытянутость от полярных широт почти до самого экватора обусловила огромное разнообразие природных условий. Значительная протяжённость с запада на восток приведет к формированию континентального климата во внутренних районах материка. Наиболее широкая часть материка лежит в умеренных широтах, что оказывает существенное влияние на его природу).

3. Очертания берегов. Береговая линия материка изрезана достаточно сильно. Это объясняется движениями литосферных плит. На севере материка расположился Канадский Арктический архипелаг. Это один из крупнейших архипелагов на планете. К Северной Америке также относятся острова Вест-Индии. Глубоко в сушу заходят 2 больших залива – Гудзонов залив на севере и Мексиканский залив на юге. Гудзонов залив большую часть года покрыт льдом, поэтому иногда его называют «ледяным мешком».

Сейчас мы совершим путешествие по основным объектам береговой линии материка. Для этого разделимся на 3 группы. У каждой группы будет свое задание на карточке, которое предстоит выполнить в течении 12 минут (карточки для групп см. в Приложении). Каждой группе нужно найти и нанести на контурную карту объекты береговой линии, указанные на карточке. После выполнения задания, представитель из каждой группы выходит к доске и показывает найденные объекты на карте. А все остальные подписывают эти объекты у себя на контурной карте. Всем понятно, что нужно сделать? Тогда, приступайте! (обучающиеся выполняют задание).

Молодцы, все группы справились со своими заданиями!

4. История открытия и исследования материка. Северная Америка была известна еще 1000 лет назад древним жителям Скандинавии – викингам. Эрик Рыжий вместе с небольшим отрядом побывал у берегов самого большого острова в 982 г. и назвал эту землю Гренландия, что означает «зеленая страна». Группа викингов обосновалась здесь в 986 г., а сын Эрика – Лейф Удачливый достиг берегов полуострова Лабрадор. Произошло это открытие задолго до первого плавания Х. Колумба, датой которого является 1492 г. Американцы помнят этого отважного мореплавателя, и во второй понедельник октября отмечают День Колумба, как государственный праздник США. Ни Колумб, ни викинги не догадывались о том, что начали осваивать новый материк. Но развить свой успех им помешали суровые условия севера и большая удаленность от Европы. Только после плаваний Колумба начинается настоящая колонизация материка.

Откройте учебник на стр. 210-212 и прочитайте о том, какой вклад в исследования материка внесли другие путешественники и мореплаватели. (обучающиеся читают учебник).

Хорошо! Теперь ответьте на следующие вопросы:

Когда и кем были открыты и исследованы северные, восточные и южные территории Северной Америки?

Какой вклад внес Руаль Амундсен в исследование Северной Америки?

Какие территории Северной Америки были открыты и исследованы русским путешественниками? (слушаю ответы обучающихся).

Сегодня на уроке мы с вами изучили особенности ГП материка Северная Америка и выяснили как ГП может влиять на природу материка; объекты и особенности береговой линии, а также расширили свои знаний об исследованиях материка.

Давайте еще раз повторим основные моменты урока.


III. Закрепление и обобщение знаний. Вопросы и задания для закрепления (см. план урока).

IV. Домашнее задание (см. план урока).


Приложение

II. Изучение нового материала

Карточка для группы №1

Вам предстоит совершить плавание вокруг Северной Америки по морям и океанам, омывающим материк. Найдите и нанесите на контурную карту моря и океаны, омывающие Северную Америку.


Океаны: Тихий, Атлантический, Северный Ледовитый.

Моря: Баффина, Бофорта, Берингово, Чукотское, Карибское, Саргассово.


Выясните, какие моря относятся к Тихому, Атлантическому и Северному Ледовитому океанам.


Карточка для группы №2

Совершите воображаемое путешествие по береговой линии материка Северная Америка. Найдите и нанесите на контурную карту острова и полуострова.


Острова: Гренландия, Канадский Арктический архипелаг, Баффинова Земля, Большие Антильские, Бермудские, Багамские, Алеутские острова.

Полуострова: Калифорния, Лабрадор, Аляска, Флорида, Юкатан.


В какой части материка береговая линия сильно изрезана, а в какой меньше? Почему?


Карточка для группы №3

Совершите воображаемое путешествие по береговой линии материка Северная Америка. Найдите и нанесите на контурную карту заливы и проливы.


Заливы: Гудзонов, Мексиканский, Калифорнийский, Фанди.

Проливы: Берингов, Гудзонов, Девисов.


Какое влияние будут оказывать Гудзонов и Мексиканский заливы на природу Северной Америки (смотрите климатическую карту)?







Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.