12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Касимова Лазида Зуфаровна44

Разработка

урока – содружества по литературе

Тема: А. А. Платонов. «Юшка » часть I.

Цель урока: образовательная: знакомство с фактами из биографии А. А. Платонова, с содержанием I части рассказа «Юшка», обогащение словарного запаса. Развивающая: развитие устной разговорной речи, умения высказывать своё мнение по услышанному. Воспитательная: воспитание человечности.

Оборудование: портреты писателей, таблица «Модель – описание», тесты, презентация «Жизнь и творчество А. А. Платонова.

Эпиграф: Иди за солнцем следом, хоть этот путь неведом.

Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра.

Ход урока

Оргмомент.

Создание положительного настроя в начале занятия.

- Ребята! Возьмитесь за руки, закройте глаза. Представьте себе тёплое ласковое солнышко, которое согревает вас, согревает всё, что вокруг вас. Под его добрыми лучами зеленеет трава, распускаются цветы, смеются дети… Ему радуется всё живое, а оно улыбается им в ответ. Теперь откройте глаза и передайте друг другу своё короткое «солнечное» пожелание на сегодняшний день.

Активизация нового материала.

Повторение и закрепление знаний по биографии и творчеству изученных писателей и поэтов.

(На магнитной доске портреты А. С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, И. А. Крылова, И.С.Тургенева, М. Е. Салтыкова – Щедрина, Л. Н. Толстого, А. М. Горького, С. А. Есенина, А. П. Платонова.)

Угадайте, о ком я говорю? (Даётся несколько подсказок.)

- С его имени начинается «золотой век» русской литературы.

- Родился в 1799 году.

- Его произведения: «Повести Белкина», «Осень», «Сказка о рыбаке и рыбке».

2. – Прожил самую короткую жизнь среди писателей XIX века.

- Его воспитанием занималась бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева.

- Его произведения: «Парус», «Тучи», «Мцыри».

3.- Родился в 1769 году в Москве.

- Любимый музыкальный инструмент – скрипка.

Перу какого писателя принадлежат эти строки:

У сильного всегда бессильный виноват:

Тому в истории мы тьму примеров слышим,

Но мы истории не пишем;

А вот о том, как в баснях говорят.

4. – Самый высокообразованный писатель своего времени.

- Хозяйкой усадьбы и пяти тысяч крепостных крестьян была мать писателя.

- В юности дал клятву всю свою жизнь бороться с крепостным правом.

5. – Писатель – сатирик, писавший в иносказательной форме.

- В произведении, которое мы изучали, высмеивается бессмысленность и бесполезность жизни людей, которые всего боятся, постоянно живут в страхе.

- Его произведения: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Премудрый пескарь».

6. – Граф, мастер описания внутреннего мира своих героев.

- Построил школу для крестьянских детей, сам написал для них азбуку, сам учил.

- В голодный год открыл общественную столовую для голодающих.

7. – Настоящая фамилия Пешков. Родился он в семье столяра – краснодеревщика.

- Детство прошло в доме деда Каширина.

- Закончил всего два класса.

8. – Родился 21 сентября 1895 года в селе Константиново.

- Испытывал особый интерес к Востоку. Был в Тбилиси, в Ташкенте, в Бухаре.

- Его произведения: «Черёмуха», «Шаганэ, ты моя, Шаганэ».

(По мере отгадывания убираются выставленные портреты писателей и остаётся один портрет – портрет Андрея Платоновича Платонова)

Знакомство с биографией А. П. Платонова.

(Двое учащихся, заранее изучивших биографию писателя, знакомят с фактами остальных, а затем по этим данным сами проводят тестирование.)

Учащийся: - Андрей Платонович Платонов родился 20 августа 1899 года недалеко от города Воронежа в семье железнодорожника. Это был порог нового века.

Учащийся: - Семья была большая: в 10 человек. «Когда настало время ученья, отдали меня в церковноприходскую школу. Потом учился в городском училище, но не закончил его, так как вынужден был работать», - вспоминает писатель.

Учащийся: - Работал он во многих местах, у многих хозяев. Семья была большая, а Андрей – старший сын. Он и отец кормили семью. – Я, - говорит Андрей Платонов, -кроме поля, деревни, матери и колокольного звона, любил ещё паровозы, машину, ноющий гудок и потную работу.

Учащийся: - Ещё с юношеских лет Андрей Платонов понял, что труд- это основа жизни, а человек – главная ценность на Земле.

В 1926 году он уезжает из родного города. Но именно здесь он вырос как личность, делал начальные шаги в литературе, здесь вышла его первая печатная книга.

Учащийся: - Став писателем, он свою задачу видел в том, чтобы в душах людей сеять зёрна добра, милосердия, любви, учить видеть и понимать истинную красоту, бороться за человеческое в человеке.

Учащийся: - Именно об этом он пишет в своих произведениях: «В прекрасном и яростном мире», «Чевенгур», «Сокровенный человек», «Неизвестный цветок»,

«Юшка» и других.

(При выступлении учащиеся использовали подготовленную ими презентацию.)

Тестирование по новой теме «Биография и творчество А. А. Платонова».

Учащийся: - Мы читаем предложения. Если они верны в смысловом отношении,

ставится знак +, если не верны, ставится знак -.

Тесты

Андрей Платонович Платонов родился осенью, в начале XX века.

Семья писателя была небольшая.

Учился сначала дома, а затем в лицее.

«Я, - говорит А. Платонов, - кроме деревни, поля, матери, колокольного звона любил ещё паровозы, машину, ноющий гудок и потную работу».

А. Платонов понял, что основа жизни – это труд, а главная ценность на земле – это человек.

Из родного города уехал в 1901 году.

Ответы

1 2 3 4 5 6

- - - + + -

Изучение I части рассказа «Юшка».

Словарная работа

Кузница кузнец жалование бредущий не серчает кротость

сердце наполнилось лютой яростью

(Словарную работу проводят двое учащихся. У них было домашнее задание: изучить значение новых слов и любым способом дать объяснение значения этих слов: рисунки, перевод на родной язык, словотолкование, подбор синонимов или антонимов, пантомима и т. д.)

Объяснение содержания I части рассказа «Юшка» учителем.

Закрепление изученного материала.

Моделирование услышанного (учащиеся заполняют таблицу «Модель - описание»)

Юшка

Внешний вид: Характер:

- старый на вид - обязательный

- плохо видел глазами - экономный

- в руках у него было мало силы - кроткий

- ростом мал - добрый

- худ - беззлобный

Групповое сочинение «Брошенный камень».

Задание: «Бросается камень» - слово «Ефим». Каждый учащийся предлагает своё предложение, связанное с этим словом. В конце получается устное групповое сочинение.

Письменные ответы на вопросы.

Каким было настоящее имя Юшки?

Опишите его внешность.

Какие черты характера вам в нём понравились?

Что вам в нём не понравилось?

Если у вас на уроке есть гости, во время этой работы можно с ними провести телеигру «Устами младенца»

-Поиграем в телеигру «Устами младенца». Вы должны отгадать слово. На каждое слово даются три рассуждения (предупреждаю, что это рассуждения маленьких детей). Если отгадаете слово после первого рассуждения, 15 баллов. Если после второго рассуждения,10 баллов. Если после третьего рассуждения, 5 баллов.

1 слово.

1 рассуждение – эти люди должны быть очень вежливыми, чтобы их не прогнали.

2 рассуждение - это те, кто пришли, всё съели и ушли.

3 рассуждение - они уходят домой грустные, потому что не хотят расставаться, ведь они так хорошо провели день. (Гости).

2 слово

1 рассуждение – она совсем лысая.

2 рассуждение – она такой полукруг.

3 рассуждение –когда она затекает, ею стучат об пол. (Пятка).

3 слово.

1 рассуждение – они расположены около сердца.

2 рассуждение – они расположены на спине.

3 рассуждение – они бывают спереди. (Сердце).

4 слово.

1 рассуждение – они живут в хате, похожей на шалаш.

2 рассуждение – они живут в лесу и ходят без майки.

3 рассуждение – они красят лицо кровью, сметаной и всякими продуктами. (Индейцы).

5 слово.

1 рассуждение – они созданы для того, чтобы в мире был порядок.

2 рассуждение – если их не будет, то все будут грабить, красть и убивать.

Осмысление эпиграфа: Иди за солнцем следом, хоть этот путь неведом.

Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра.

Комментирование оценок.

Домашнее задание: 1. Чтение и пересказ I части рассказа «Юшка».

Нарисовать портрет Юшки и предмет, с которым вы его ассоциируйте.



































д





Опубликовано


Комментарии (1)

Ирина Владимировна Казарцева, 16.08.20 в 13:58 1Ответить Пожаловаться
У вас в оборудовании заявлена презентация...А ее нет..
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.