Урок по технологии в 5 классе «Резание и зачистка заготовок из тонколистового металла, проволоки и искусственных материалов»
Тема: Резание и зачистка заготовок из тонколистового металла, проволоки и искусственных материалов
5 класс.
Модуль: Технология создания изделий из металлов. Элементы машиноведения.
Раздел: Технологии обработки конструкционных материалов
Цели урока:
Формирование предметной компетенции:
Способствовать запоминанию основной терминологии при резании заготовок из тонколистового металла.
Способствовать осознанию основного технологического материала.
Способствовать формированию представления учащихся о назначении слесарного инструмента, организации рабочего места и безопасности труда.
Способствовать формированию представления о резании металла со сдвигом, без образования стружки.
Развивающие цели:
Способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся.
Способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету.
Способствовать формированию и развитию самостоятельности учащихся.
Воспитательные цели:
Способствовать формированию и развитию нравственных, трудовых, эстетических, экологических, экономических и других качеств личности.
УУД:
Регулятивные:
принятие учебной цели;
выбор способов деятельности;
планирование организации контроля труда;
организация рабочего места;
выполнение правил гигиены учебного труда.
Познавательные:
сравнение;
анализ;
систематизация;
практическая работа;
усвоение информации с помощью компьютера;
работа со справочной литературой;
Коммуникативные:
умение отвечать на вопросы, рассуждать, описывать явления, действия и т.п.
умение выделять главное из прочитанного;
слушать и слышать собеседника, учителя;
задавать вопросы на понимание, обобщение
Личностные:
самопознание;
самооценка;
личная ответственность;
адекватное реагирование на трудности
Методическое оснащение урока:
Материально-техническая база:
кабинет проектной деятельности;
инструменты, приспособления, (слесарные ножницы, киянки, правильная плита, пассатижи, кусачки)
материалы (тонколистовой металл)
интерактивная доска
Дидактическое обеспечение:
учебник (учебное пособие);
рабочая тетрадь;
компьютер, мультимедиа презентация
материалы для контроля знаний учащихся:
Методы обучения: проблемно-поисковый, практический, наглядный
Виды работ: работа с картой самооценки, работа с книгой, работа с интерактивной доской, практическая работа.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: деятельностный подход, активный.
Ход урока. Организационный момент:
приветствие;
проверка явки учащихся;
проверка готовности учащихся к уроку;
доведение до учащихся плана урока.
домашнее задание
I. Повторение пройденного материала.
В программе Wiz Teach, (интерактивная доска), контроль знаний «Правка и разметка тонколистового металла и проволоки»
Слайд 1. Выбрать разметочный инструмент
Какие инструменты для разметки заготовок из тонколистового металла вы знаете? Назначение, применение.
Слайд 2. Выбрать инструмент для правки тонколистового металла и проволоки
С помощью каких инструментов выполняют правку тонколистового металла и проволоки?
Слайд 3. Определить способы правки проволоки
Слайд 4. Как правильно править тонколистовой металл и фольгу?
I I. Актуализация
Презентация PowerPoint, 1 слайд
Учитель: Определите следующую операцию технологического процесса изготовления совка из тонколистового металла.
Учащиеся проговаривают изученные операции и выясняют, что следующими операциями по изготовлению совка будут «Вырезание заготовки по разметке», «Правка заготовки» и «Зачистка острых кромок заготовки».
Учитель: «Сформулируйте тему урока»
Учащиеся формулируют тему урока
2 слайд:
«Резание тонколистового металла и проволоки»
Учитель: «Как вы думаете, о чем мы сегодня должны узнать, какая цель сегодняшнего урока?»
Учащиеся высказывают свои предположения о целях и задачах урока.
3 слайд:
Учитель: «Как называется этот инструмент?», «Кто работает этим инструментом?», «Назовите основные части слесарных ножниц»
Учащиеся отвечают на вопросы пользуясь учебником
Учитель: «Как можно проверить регулировку ножниц?»
Если учащиеся затрудняются ответить, учитель поясняет, что надо порезать бумагу.
5 слайд: «Виды слесарных ножниц»
Учитель: «Как вы думаете, для чего слесарю столько разных ножниц?»
Учащиеся высказывают свои предположения:
(разные виды работ, разная толщина металла, разные условия)
Учитель: «Сейчас обсудим способы резания»
Слайд 6-8: «Способы резания заготовки»
Слайд 9 «Новые знания и понятия»
В рабочих тетрадях перечислите новые знания и понятия из темы урока.
Проверяемся:
Слайд 10-13: «Резание проволоки», «Механическая резка»
Слайд 14: «Правила безопасной работы»
Учащимся выдаются инструкции по безопасной работе с тонколистовым металлом и проволокой.
Слайд 15: «Подведение итогов теоретической части урока»
Выявление соответствия целям, поставленным в начале урока
Слайд 16: «Практическое задание» (выполняется в мастерской). Учащимся выдается алгоритм действий.
Из числа учащихся назначаются консультанты для работы с отстающими и с теми, у кого возникли вопросы по резанию металла слесарными ножницами.
III. Практическая часть
Практическая работа: «Резание металла и проволоки»
Вводный инструктаж учителя.
Инструктаж по технике безопасности: Инструкция по Т.Б.
Самостоятельная работа учащихся с тонколистовым металлом.
Текущий инструктаж учителя (проводится по ходу выполнения учащимися самостоятельной работы):
Формирование новых умений:
проверка организованности начала работы учащихся;
проверка организации рабочих мест учащихся (рабочий стол, инструменты, приспособления);
соблюдение правил техники безопасности, санитарии и гигиены труда при выполнении задания;
Усвоение новых знаний:
проверка правильности использования учащимися учебно-технической документации;
инструктирование по выполнению задания.
Целевые обходы:
инструктирование учащихся по выполнению отдельных операций и задания в целом;
оказание помощи слабо подготовленным к выполнению задания учащимся;
контроль за бережным отношением учащихся к средствам обучения;
рациональное использование учебного времени учащимися.
Рефлексия:
анализ выполнения самостоятельной работы учащимися;
разбор типичных ошибок учащихся;
вскрытие причин допущенных учащимися ошибок;
Уборка рабочих мест.
Подведение итогов урока учителем:
оценка результатов индивидуального труда учащихся на уроке; выставление отметок в дневники учащихся;
сообщение о теме следующего урока: «Гибка тонколистового металла»