Конспект урока химии «Соединения алюминия»
Урок «Соединения алюминия»
Задачи:
Образовательные:
Актуализировать знания учащихся о положении алюминия в ПСХЭ, о его физических и химических свойствах, применении.
Сформировать у учащихся знания о том, что соединениям алюминия присущи особые характерные физические и химические свойства.
Познакомить учащихся с качественной реакцией на катион алюминия.
Развивающие:
Возбудить интерес к изучению науки путем предоставления кратких исторических и научных сообщений о соединениях алюминия в природе и их использовании.
Продолжить формирование исследовательских навыков учащихся при работе с литературой, выполнении лабораторной работы.
Расширить понятие амфотерности раскрытием электронного строения алюминия, химических свойств его соединений.
Воспитательные:
Утвердить учащихся в гордости за свою Родину, как самую богатую природными ресурсами страну.
Формировать умение работать коллективом у каждого учащегося, считаться с мнением всей группы и отстаивать свое корректно, выполняя лабораторную работу.
Оборудование: растворы АlСlз, NаОН, НСl, Nа2СОз, таблицы «Соединения алюминия в природе, «Образцы минералов и горных пород». Установлена программа на компьютере по теме «Алюминий и его соединения», имеется тест по теме «Алюминий и его соединения».
Метод обучения: проблемный
Ход урока
Организационный момент. Проверка домашнего задания.
Спрятан в ящике предмет - без него не съесть обед.
Вещь незаменимая, вещь необходимая.
Если мы садимся кушать, тот предмет нам очень нужен
Из чего же сей предмет? Серебристо-белый цвет.
Вам позволит дать ответ. (Алюминиевая ложка)
Какая тема была изучена на прошлом уроке? (Алюминий )
Вопросы:
У каждого из нас есть адрес, а какой же адрес у алюминия?
Как выражены металлические свойства у алюминия, если его сравнить с соседями в Периодической системе Д. И. Менделеева?
Благодаря каким свойствам алюминий широко используется в промышленности? (демонстрация с помощью мультимедийного проектора на экране таблицы «Применение алюминия»).
На экране показаны химические свойства алюминия
2Аl +3Н2SО4 =Аl2(SO4)3 +3Н2
4А1 +3O2 = 2А12О3
2А1 + 2NаОН + 2Н2О = 2NаАlО2 + ЗН2
2А1 + 6Н2О = 2Аl(ОН)з +3Н2
2A1 + 3СuSО4 = 3Сu + Аl2(SО4)3
2Аl + Сr2О3 = 2Сг+Аl2О3
С какими веществами вступает в реакцию алюминий? Какие кислоты пассивируют алюминий?
В роли окислителя или восстановителя в химических реакциях выступает алюминий?
Сколько электронов теряет алюминий в химических реакциях?
Как называются вещества, образующиеся в данных химических реакциях?
Почему в алюминиевой посуде нельзя хранить щелочные и кислые растворы?
II. Изучение нового материала
Алюминий — самый распространенный металл в природе. Ввиду высокой химической активности‚ алюминий в свободном виде в природе не встречается.
Демонстрируются важнейшие природные соединения алюминия:
Природные соединения алюминия (алюмосиликаты, боксит, корунд, глинозем, алюминиевые квасцы - учащиеся делают сообщения).
Окрашенные кристаллы Аl2O3 - рубин, сапфир, аметист.
Соли алюминия хорошо растворимы в воде, кроме фосфатов.
Вопросы:
Какие соединения образуют химические элементы: натрий, сера, алюминий? Назвать их характер.
S SO2 Н2SО3
Nа Nа2О NаОН
Аl2Оз
Аl(ОН)3
Какие соединения называются амфотерными?
Как можно получить гидроксид алюминия ? (лабораторная работа)
Какими химическими свойствами характеризуются амфотерные соединения?
(лабораторная работа)
Ребята записывают химические уравнения с точки зрения ТЭД. Получение гидроксида алюминия:
АlСl3 +3NаОН = Аl(ОН)3 ↓ + 3NаСl
Аl3+ +3OH- = Аl(ОН)3 ↓
Химические свойства:
Аl(ОН)3 + ЗНСl = АlСl3 + 3Н2О
Аl(ОН)3 + ЗН+ = Аl3+ + ЗН2О (проявляет свойства основания)
Аl(ОН)3 + NaOH- = NaАlО2 + 2Н2О (проявляет свойства кислоты)
Аl(ОН)3 + OH- = АlО2- + 2Н2О
NaАlО2 - соль метаалюминисвой кислоты, образуется из ортоалюминиевой кислоты, когда от нее отщепляется молекула воды.
Н3АlО3 =Н2О + НАlO2
Закрепление материала
Химические свойства оксида алюминия учащиеся рассматривают, работая с программой, заложенной в компьютере, записывая в тетрадь химические уравнения.
Допишите уравнения реакций:
Затем с учащимися составляется генетический ряд алюминия:
Качественная реакция на катион алюминия (демонстрирует учитель):
а) любая щелочь
6) карбонат натрия или калия
Ребята записывают химические уравнения с точки зрения Т. Э. Д.
а) АlСl3 +3NаОН = Аl(ОН)3 ↓ + 3NаСl
Аl3+ +3OH- = Аl(ОН)3 ↓ (желеобразный осадок)
б) 2АlСl3 +3Nа2СО3 + 3Н2О = 6NаСl + 2Аl(ОН)3 ↓ + 3СO2
3Н2О + 2Аl3+ + 3СО32- = 2Аl(ОН)3 ↓ + 3СО2
Затем учащиеся проверяют себя, выполняя тест по компьютеру:
IV. Заключение:
У амфотерного боксита,
У корунда молодца,
Как давно уже открыто,
В самом деле - два лица.
Гидроксид и кислота
Растворяют их всегда,
Потому любой уверен
Соединения алюминия — амфотерны.
Домашнее задание: можно дать разноуровневые задания
7