Конспект урока химии «Соединения алюминия»

2
0
Материал опубликован 23 April

Урок «Соединения алюминия»

Задачи:

Образовательные:

Актуализировать знания учащихся о положении алюминия в ПСХЭ, о его физических и химических свойствах, применении.

Сформировать у учащихся знания о том, что соединениям алюминия присущи особые характерные физические и химические свойства.

Познакомить учащихся с качественной реакцией на катион алюминия.

Развивающие:

Возбудить интерес к изучению науки путем предоставления кратких исторических и научных сообщений о соединениях алюминия в природе и их использовании.

Продолжить формирование исследовательских навыков учащихся при работе с литературой, выполнении лабораторной работы.

Расширить понятие амфотерности раскрытием электронного строения алюминия, химических свойств его соединений.

Воспитательные:

Утвердить учащихся в гордости за свою Родину, как самую богатую природными ресурсами страну.

Формировать умение работать коллективом у каждого учащегося, считаться с мнением всей группы и отстаивать свое корректно, выполняя лабораторную работу.

Оборудование: растворы АlСlз, NаОН, НСl, Nа2СОз, таблицы «Соединения алюминия в природе, «Образцы минералов и горных пород». Установлена программа на компьютере по теме «Алюминий и его соединения», имеется тест по теме «Алюминий и его соединения».

Метод обучения: проблемный

Ход урока

Организационный момент. Проверка домашнего задания.

Спрятан в ящике предмет - без него не съесть обед.

Вещь незаменимая, вещь необходимая.

Если мы садимся кушать, тот предмет нам очень нужен

Из чего же сей предмет? Серебристо-белый цвет.

Вам позволит дать ответ. (Алюминиевая ложка)

Какая тема была изучена на прошлом уроке? (Алюминий )


 

Вопросы:

У каждого из нас есть адрес, а какой же адрес у алюминия?

Как выражены металлические свойства у алюминия, если его сравнить с соседями в Периодической системе Д. И. Менделеева?

Благодаря каким свойствам алюминий широко используется в промышленности? (демонстрация с помощью мультимедийного проектора на экране таблицы «Применение алюминия»).

t1713860150aa.jpg

На экране показаны химические свойства алюминия

l +3Н2SО4 l2(SO4)3 +3Н2

4А1 +3O2 = 2А12О3

2А1 + 2NаОН + 2Н2О = 2NаАlО2 + ЗН2

2А1 + 6Н2О = 2Аl(ОН)з +3Н2

2A1 + 3СuSО4 = 3Сu + Аl2(SО4)3

l + Сr2О3 = 2Сг+Аl2О3

С какими веществами вступает в реакцию алюминий? Какие кислоты пассивируют алюминий?

В роли окислителя или восстановителя в химических реакциях выступает алюминий?

Сколько электронов теряет алюминий в химических реакциях?

Как называются вещества, образующиеся в данных химических реакциях?

Почему в алюминиевой посуде нельзя хранить щелочные и кислые растворы?


 

II. Изучение нового материала

Алюминий — самый распространенный металл в природе. Ввиду высокой химической активности‚ алюминий в свободном виде в природе не встречается.

Демонстрируются важнейшие природные соединения алюминия:

t1713860150ab.png


 

Природные соединения алюминия (алюмосиликаты, боксит, корунд, глинозем, алюминиевые квасцы - учащиеся делают сообщения).


 

t1713860150ab.png

Окрашенные кристаллы Аl2O3 - рубин, сапфир, аметист.

Соли алюминия хорошо растворимы в воде, кроме фосфатов.


 

Вопросы:

Какие соединения образуют химические элементы: натрий, сера, алюминий? Назвать их характер.

S SO2 Н2SО3

t1713860150ac.gifNа Nа2О NаОН

Аl2Оз

Аl(ОН)3

Какие соединения называются амфотерными?

Как можно получить гидроксид алюминия ? (лабораторная работа)

Какими химическими свойствами характеризуются амфотерные соединения?

(лабораторная работа)

Ребята записывают химические уравнения с точки зрения ТЭД. Получение гидроксида алюминия:

АlСl3 +3NаОН = Аl(ОН)3 ↓ + 3NаСl

Аl3+ +3OH- = Аl(ОН)3

Химические свойства:

Аl(ОН)3 + ЗНСl = АlСl3 + 3Н2О

Аl(ОН)3 + ЗН+ = Аl3+ + ЗН2О (проявляет свойства основания)

Аl(ОН)3 + NaOH- = NaАlО2 + 2Н2О (проявляет свойства кислоты)

Аl(ОН)3 + OH- = АlО2- + 2Н2О

NaАlО2 - соль метаалюминисвой кислоты, образуется из ортоалюминиевой кислоты, когда от нее отщепляется молекула воды.

Н3АlО32О + НАlO2


 

Закрепление материала

Химические свойства оксида алюминия учащиеся рассматривают, работая с программой, заложенной в компьютере, записывая в тетрадь химические уравнения.

Допишите уравнения реакций:

t1713860150ad.png

Затем с учащимися составляется генетический ряд алюминия:

t1713860150ad.png

Качественная реакция на катион алюминия (демонстрирует учитель):

а) любая щелочь

6) карбонат натрия или калия

Ребята записывают химические уравнения с точки зрения Т. Э. Д.

а) АlСl3 +3NаОН = Аl(ОН)3 ↓ + 3NаСl

Аl3+ +3OH- = Аl(ОН)3 ↓ (желеобразный осадок)

б) 2АlСl3 +3Nа2СО3 + 3Н2О = 6NаСl + 2Аl(ОН)3 ↓ + 3СO2

2О + 2Аl3+ + 3СО32- = 2Аl(ОН)3 ↓ + 3СО2

Затем учащиеся проверяют себя, выполняя тест по компьютеру:

t1713860150ae.png

t1713860150af.png

IV. Заключение:

У амфотерного боксита,

У корунда молодца,

Как давно уже открыто,

В самом деле - два лица.

Гидроксид и кислота

Растворяют их всегда,

Потому любой уверен

Соединения алюминия — амфотерны.


 

Домашнее задание: можно дать разноуровневые задания


 

7

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.