Урок истории в 6 классе «Средневековой город»
Урок по всемирной истории.
6 класс
Тема. Средневековый город в Западной и Центральной Европе
Цели:
Образовательные
сформировать представление о том, что такое город в средние века, какие изменения в общественной жизни способствовали появлению и развитию городов; узнать о взаимоотношениях городов с сеньорами; познакомиться с жизнью и бытом ремесленников, их отношениях в рамках цеха; узнать о развитии торговли в средние века, как жили горожане в средневековом городе.
Развивающие
сформировать у учащихся умение устанавливать причинно-следственные связи, работать с текстом учебника и исторического источника, выделять главное и сворачивать информацию в виде сравнительной таблицы; учащиеся приобретают навыки разрешать проблемные ситуации.
Воспитательные
развивать навыки работы в группах, анализа документов, умения
решать проблемные задачи; воспитывать интерес к средневековой истории.
Задачи урока:
- сформировать чёткое представление о средневековом городе;
- объяснить причины появления средневековых городов;
- охарактеризовать цеховое ремесло, быт, жилье и занятия горожан;
- показать средневековый город как центр ремесла и торговли;
Ожидаемые результаты. На конец урока ученики смогут:
- объяснять причины появления средневековых городов;
- рассказывать о жизни людей в средневековом городе
- применять и объяснять на примерах термины и понятия;
- анализируя документы, будут понимать, каким образом города получили свободу от феодальной зависимости; систему городского самоуправления.
Тип урока: урок формирования знаний, умений и навыков.
Вид урока: урок-экскурсия
Оборудование урока: учебник Агибалова Е. В., Донской Г. М., "Всеобщая история средних веков 6 класс", Москва «Просвещение» 2016
Ход урока
I. Организационная часть урока. (1мин.)
Перед вами на парте карточки. Только будьте внимательными и оцените результативность вашей работы на каждом этапе урока, указанном в карточке.
II. Мотивация. Вы все хорошо знаете, как сегодня живут люди в селах и в городах. Как работают крестьяне и фермеры в деревне, рабочие на заводах и фабриках в городе. Но так было не всегда. Было время, когда городов, в нашем понимании не существовало. И сегодня мы окажемся с вами в самом начале создания средневекового города, посмотрим, как шло развитие городов, и мы найдем ответ на проблемный вопрос урока: какой была жизнь в средневековом городе?
III. Изучение нового материала. (Объявления темы, цели, ожидаемых результатов)
Приветствие учителя:
Мы очень часто забываем,
На вещи глядя свысока,
Что всё, что душу украшает,
Нам дали средние века.
Возьмите в качестве примера
Из тех времён любой сюжет -
Здесь вам и светские манеры,
Здесь вам и тонкий этикет!
Ах, эти средние века,
Расцвет морали и искусства!
Какой восторг! Какие чувства!
Как жизнь прекрасна и легка!
План урока
1. Возникновение городов.
2. Борьба городов за самоуправление.
3. Население и внешний вид городов. Цеха.
4. Ремесло в средневековом городе.
5. Торговля и ростовщичество.
1. Возникновение городов
Но прежде чем мы отправимся на экскурсию в средневековье нам надо дать ответ на вопрос: что обусловило появление средневековых городов? Перед вами есть текст и мы сейчас поработаем с вами в парах (работа в парах). Нам надо проанализировать материал, установив при этом причинно-следственные связи такого исторического явления, как появление городов в средневековье. Закончив работу, мы дадим ответ на вопрос. На выполнение работы у вас есть 5 минут. (Вместе с учителем вносятся дополнения к причинно-следственной цепочке)
М
Появление железных орудий труда
Возникновение и рост городов
етод "мозговой штурм" учитель предлагает ученикам назвать причины возникновения городовА сейчас я перечислю названия европейских городов, и что они означают в переводе на русский язык. Вы же попытаетесь ответить:
О чем свидетельствуют такие названия?
Оксфорд - «бычий брод»
Франкфурт - «свободный брод»
Ньюкасл – «новый замок»
Кембридж – «мост через реку Кем»
Мюльхаузен - «дом мельника»
Страсбург - " крепость на дороге»
Сент-Этьен - «святой Этьен»
Почему же города возникали именно в таких местах?
Об этом нам расскажет наш 1-й экскурсовод. (3мин.)
Методический прием «рисование условных отметок»
Где возникали города в средневековье?
(делаем заметку на память: схему, после рассказа экскурсовода, с помощью учителя, зарисовываем и записываем в тетрадь)
Перекрёсток торговых путей | Возле замков феодалов | Возле монастырей | Возле речных бродов | Возле мостов и переправ |
2. Борьба городов за самоуправление
1) Работа в парах с текстом учебника метод «Кто быстрее и больше»
Учитель: сейчас, дети, мы обратимся к учебнику. Вы должны проработать текст на стр. 105 – 106 и работая в группах, посоревнуетесь, кто быстрее и больше составит вопросов к тексту.
Учитель. Итак, горожане боролись за независимость от сеньора и собственное самоуправление. Кто-то сумел откупиться от своего феодала, кто получил это право силой. Но не всегда все складывалось просто. Иногда борьба горожан с сеньорами затягивалась на века.
Самостоятельная работа с историческими документами. Ал-Казвини «Памятники городов» https://psihdocs.ru/prilojeniya-v4.html?page=26
Первым городом, получившим право на самоуправление, был немецкий город Магдебург. Поэтому право на местное самоуправление стали называть Магдебургским правом.
Работа с понятием: (записать определение понятия в тетради )
Магдебургское право-феодальное городское право, сложившееся в немецком городе Магдебурге, а впоследствии распространившееся на многие другие города Европы, стало символом феодального городского самоуправления.(определение записать в тетрадь)
3. Кто жил в городе и какой внешний вид имели города?
Видео ролик «Средневековые города»
Индивидуальная работа. Метод «Редактирование текста»
Заполнить пробелы в тексте.
Дома строили в _ _ _ _ _ этажа. На центральной городской площади стояли ______ и _______ . Помои обычно выливали __________. Войти в город можно было только через ___________.
Работа с понятиями: (записать определение понятий в тетради)
Ратуша-дом городского самоуправления.
Магистрат - городской совет.
Цех - объединение ремесленников одной специальности.
4. Ремесло в средневековом городе
2-й экскурсовод (3 мин.)
Работа с понятиями (записать определение понятий в тетради)
Ремесло-мелкое ручное производство товаров кустарным способом.
Мастер, владелец ремесленной мастерской.
Подмастерье-работник, овладевший специальностью, но не ставший полноправным членом цеха.
Шедевр - образцовое изделие, изготовленное подмастерьем (определение записать в тетрадь).
5. Торговля и ростовщичество
3-й экскурсовод (3 мин.)
Работа с понятиями (записать определение понятий в тетради)
Ганза - союз городов для торговли на Балтийском и Северном море.
Гильдия - союз купцов одного города.
Менялы – люди, которые обменивали деньги.
Ростовщики – менялы, которые давали в долг под проценты (определение записать в тетради по ходу рассказа).
Работа со схемой
Развитие денежного дела (заметка на память) – 2 мин.
Менялы
Ростовщики
Банкиры
Обменивали деньги у купцов на ярмарках
Давали в долг небольшие суммы под проценты
Брали деньги на сохранение, давали в долг крупные суммы
Учитель. На уроке, с помощью экскурсоводов и собственной работы, вы увидели, как жили люди в средневековом городе; прониклись определенным настроением для понимания средневекового человека, жившего в городе; уяснили, что хоть жизнь средневекового горожанина и было непростым, но все же очень отличалась от жизни человека в селе. Теперь мы сможем дать ответ на проблемный вопрос урока.
Какой была жизнь в средневековом городе?
Метод «Чистая доска»
IV. Закрепление знаний учащихся.
Ученикам необходимо установить необходимость между понятием и его определением
Соотнесите термины, понятия и их определения. На выполнение задания у вас есть 3 минуты. Одно правильное определение
1. | ратуша | а) | союз ремесленников одной специальности |
2. | ремесло | б) | человек, который давал в долг под проценты |
3. | мастер | в) | союз городов для торговли на Балтийском и Северном морях |
4. | цех | г) | образцовое изделие, изготовленный подмастерьем |
5. | шедевр | д) | собственник ремесленной мастерской |
6. | ростовщики | е) | мелкое ручное производство товаров |
7. | Ганза | ж) | дом городского самоуправления |
Самопроверка (2мин.)
V. Рефлексия
Вопросы к ученикам :
- Что интересного вы узнали на уроке?
VI. Вывод. (1мин.) Сегодня мы прошли с вами по улицам средневекового города, познакомились с горожанами, многое узнали об их жизни, сумели отыскать связь между возникновением средневековых городов и настоящим европейских государств. И вам осталось только сдать мне ваши карточки самооценки.
VII. Домашнее задание.(1 мин.) Проработать §13, изучить термины и понятия