12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917  Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовал
Татьяна Зайцева27
Красноярский край

В нашей школе преподаются уроки эстетической направленности: изобразительное искусство, хоровое пение, хореография и театр. Уроки театра введены в учебный процесс для решения следующих задач:

- в помощь детям в усвоении школьной программы;

- развитие творческих способностей школьников;

- воспитание грамотного театрального зрителя;

- помощь в профориентации.

Поясню, каким образом мы помогаем детям в освоении школьной программы:

- знакомясь на практике с законами звучащей речи во время речевой гимнастики, школьники тренируют свой речевой аппарат, учатся говорить более внятно, грамотно, выразительно;

- выполняя этюды, упражнения, задания адаптированного актёрского тренинга, дети учатся вести себя более раскованно, собранно, продуманно, уверенно. Знают как вести себя в разных предлагаемых обстоятельствах: урока, перемены, дома, библиотеки, столовой и т.д.

- освоив практически основные позиции, правила коммуникации (адаптированный коммуникативный тренинг по книге П.М. Ершова «Режиссура как практическая психология»), дети более грамотно, продуманно, последовательно и выразительно приводят убедительные аргументы в пользу своего утверждения у школьной доски и не только;

- занимаясь в шестом классе адаптированным режиссёрским тренингом, дети отличают позицию режиссёра (лидера, организатора) от позиции актёра-исполнителя и умеют переходить из одной позиции в другую и т.д

- во время постановки инсценированного стихотворения (3 класс), выпускного спектакля из начальной школы (4 класс) и выпускного спектакля по окончании занятий в эстетическом блоке (7 класс) школьники знакомятся с основными этапами постановки спектакля: застольный период (логический разбор текста пьесы, событий ряд, сюжет, основной и второстепенные конфликты, характеры и характерности персонажей, мотивы их поведения, распределение ролей, чтение по ролям и т.д.) постановка спектакля ( построение мизансцен, уточнение их, подготовка декораций, костюмов, атрибутов, изготовление театральной программки и т.д.), знают, что зритель – один из четырёх составляющих театра (драматург, актёр, режиссёр, зритель), поэтому они более осмысленно смотрят театральные постановки, и могут дать более грамотную оценку произведению театрального искусства.

Детям с повышенным интересом к театральному искусству я предлагаю заниматься в театральной студии «Эксперимент» или в кружке «Художественное слово», где они могут в целях профориентации углублять свои знания в этой области и развивать свои способности.

На уроках театра школьники сидят не за партами, а в творческом полукруге, где каждый видит каждого.

Уроки ведутся на половине класса (12-15 человек), вторая половина в это время занимается хореографией. В неделю проводится 1 урок, в год - 34.

В жизни мы действуем. Но действовать активно, целенаправленно и выразительно в школе нас, увы, не учат. Говорят: «жизнь научит». Но не всех она научает. Некоторые до глубокой старости не могут смело и активно действовать, поэтому бывают ведомыми, то есть за них действуют другие более смелые, активные, целеустремлённые люди, используя безынициативных, застенчивых, неактивных. Скромность украшает, застенчивость в жизни мешает.

Главная задача занятий на уроках театра развитие способностей детей посредством очень мощного инструмента - театра: адаптированных актёрского, режиссёрского и коммуникативного тренингов. Моя задача - привить чутьё, вкус, готовность к действию, активному, продуманному, целенаправленному и выразительному, желание и умение действовать не только когда хочется, но и когда неохота, но надо. Именно этому – тренировке творческой воли - по большому счёту посвящена система К.С. Станиславского.

Станиславский в своё время очень глубоко задумался над тем, как же сделать так, чтобы актёр по третьему звонку перед спектаклем вошёл в нужное творческое состояние для игры роли, задумался и на основе многолетнего опыта, наблюдений и размышлений создал свою систему взглядов на природу актёрского творческого самочувствия. А нам необходимо научиться входить в состояние готовности действовать, в состояние творческого самочувствия для решения своих творческих задач любой сложности: этюды на уроках, задачи на уроках математики, сочинение ответа на уроках литературы и других.

Невозможно нарастить мышечную массу спортсмену, даже если он прочтёт массу книг о том, как это сделать. Необходимы ежедневные тренировки, упражнения, на первый взгляд тупые, нудные, тяжёлые. Но без них результат невозможен. Так и у нас: невозможно научиться активности, смелости, способности к импровизации в публичном действии (человек существо публичное), если мы не научимся этому на практике. Поэтому теории отводится 5-10 минут на отдельных уроках. Благодаря этому дети достаточно скоро обретают активное желание и навыки выполнять практические этюды разной степени сложности и направленности.

В частности дети очень любят выполнять задание, которое мы назвали: «Три волшебных слова». Задание заключается в следующем: необходимо группе из двух-трёх человек придумать одно, цельное по смыслу предложение, в котором обязательно должны присутствовать три заданных учителем слова, и затем инсценировать это предложение, то есть поставить крохотный спектакль, театральное действо, где обязательно должны прозвучать эти три слова. Часто я объявляю конкурс на самый оригинальный, фантастический, трагический, юмористический этюд.

Приведу пример выполнения этого задания.

Школьники делятся на подгруппы по два-три человека. На выполнение задания даётся 3-5 минут. Три слова: спектакль, афиша, ветер»

Первая подгруппа предложила свой вариант решения задания.

Предложение: «Проходя мимо забора, дети увидели, что афишу их спектакля почти сорвал ветер и решили её подклеить». Далее школьники распределяют текст и роли в своём этюде:

1 участник: «Ребята, смотрите, наш плакат почти сорвал ветер»

2 участник: «Не плакат, а афишу

1 участник: «Да, афишу. Как же зрители узнают о нашем спектакле

3 участник: « У меня с собой есть клейкая лента, давайте укрепим афишу?»

1-2 вместе: «Конечно, приклеим!»

Друзья приклеивают афишу.

Второй вариант. (три слова те же: спектакль, афиша, ветер)

Предложение: « Студийцы решают, как им оформить афишу для своего спектакля «Ветер странствий».

1 студиец: «Если наш спектакль называется «Ветер странствий», то нужно нарисовать летящие листья, которые гонит ветер»

2 студиец: «А я нарисовал бы ребят с рюкзаками, ведь в нашем спектакле путешествуют дети».

3 Студиец: «Мне кажется, можно нарисовать и листья и детей с рюкзаками»

1 студиец: «Я буду рисовать листья на всей афише»

2 студиец: «А я напишу название спектакля»

3 студиец: «Мне остаётся нарисовать ребят с рюкзаками»

1 студиец: «У тебя это получится лучше»

2 студиец: «Так и сделаем»

Студийцы рисуют афишу.

Выполняя это универсальное упражнение, дети выступают в роли:

- драматурга, пишут крохотную пьесу;

- режиссёра, (распределяют роли, ставят спектакль по этой пьесе);

- актёра, играют роль в этом спектакле:

- критика (разбор своей работы, оценка результата), дети часто просят дать возможность переиграть этюд, чтоб исправить ошибки и неточности исполнения.

Чаще всего я использую это упражнение при повторении пройденного материала в конце четверти или года, так как это упражнение позволяет проверить умение школьников грамотно использовать театральные термины, с которыми они ознакомились, и продемонстрировать навыки активного, продуманного, выразительного действия в этюдах.

За 23 года работы в нашей школе мной накоплено немало творческих наработок по ведению уроков театра. Я поделилась одной из них.

Учитель уроков театра высшей квалификационной категории школы № 90

г. Железногорска Красноярского края Зайцева Татьяна Николаевна

Опубликовано

Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.