Тема. Пороки древесины.
Практическая деятельность. Ознакомление учащихся с пороками древесины.
Цели:
♦ овладение учащимися знаниями о пороках древесины;
♦ способствование воспитанию бережливого отношения к древесине;
♦ содействие развитию внимания.
Прогнозируемые результаты обучения:
учащиеся будут знать:
что такое пороки древесины, на какие группы они подразделяются и как влияют на качество древесины.
учащиеся будут уметь:
распознавать пороки древесины, определять пороки, влияющие
на качество пиломатериалов и будущего изделия.
Оборудование и средства обучения: образцы пороков древесины, учебное пособие.
Ход занятия
I. Этап организации занятия
Проверка готовности учащихся к занятию. Мобилизация внимания с помощью загадки: «Что рассеяно по доске в виде пятен темных, броских, разрезать ее начнем — не берет их даже нож?» (Глазки.)
II. Этап актуализации субъективного опыта учащихся Вопросы учителя:
1. Для изготовления кухонного набора нам необходимо дерево или древесина? В чем разница?
2. Что мы видим на продольном разрезе древесины?
3. Какие пиломатериалы вы знаете?
4. Что влияет на качество пиломатериалов?
5. Определите тему и вид практической деятельности на уроке.
Учитель помогает учащимся сформулировать тему занятия и определить учебные задачи.
III. Этап изучения нового материала
Пороками древесины называются недостатки отдельных
участков древесины, снижающие ее качество и ограничивающие возможность ее использования.
Все пороки древесины делят на девять групп:
1) сучки;
2) трещины;
3) пороки формы ствола;
4) пороки строения ствола;
5) химические окраски;
6) грибные поражения;
7) биологические повреждения;
8) инородные включения, механические повреждения и пороки обработки;
9) покоробленности.
Сучки
ребровые кромочные пластевой сшивные
сросшийся частично сросшийся несросшийся выпадающий
здоровый гнилой табачный
Трещины
метиковые отлупные
морозные трещины усушки
При выборе пиломатериалов следует учитывать место расположения трещин: на торце, на пласти, на кромке. Например, метиковые трещины (их еще называют сердцевинными) чаще всего повреждают сердцевину древесины и появляются на боковых поверхностях и на торцах пиломатериалов. Отлупные трещины располагаются между годичными кольцами. Трещины усушки чаще всего появляются на торцах пиломатериалов большого сечения. Морозные трещины направлены от поверхности ствола вглубь и имеют большую длину.
Пороки формы ствола
сбежистость
закомелистость нарост кривизна
Пороки строения ствола
Кармашек Засмолок Двойная сердцевина
Свилеватость Прорость Крень
Химические окраски
Грибные поражения
Плесень Побурение Синева Гниль
Биологические повреждения
Повреждение насекомыми Червоточина неглубокая Повреждение птицами
Повреждение растениями Червоточина глубокая
Покоробленности
Инородные включения, механические повреждения
и пороки обработки
Ворсистость Обзол Вырыв
IV. Этап первичной проверки изученного материала
1. Назовите пороки древесины механического происхождения, возникшие в ней*в процессе заготовки, транспортировки, сушки, хранения и механической обработки:
а) трещины;
б) дефекты;
в) засмолки.
2. Назовите пороки только формы ствола:
а) сбежистость, закомелистость, кривизна, нарост;
б) наклон волокон, крень, свилеватость, засмолки;
в) синева, побурение, гниль, сучки.
3. Участок древесины, обильно пропитанный смолой, — это:
а) смоляной кармашек;
б) засмолок;
в) глазки.
4. Полости между годичными слоями, заполненные смолой, называются:
а) смоляной кармашек;
б) засмолок;
в) глазки.
5. Разбросанные по древесине следы неразвившихся в побеги спящих почек — это:
а) смоляной кармашек;
б) засмолок;
в) глазки.
Ответы: 1 — б, 2 — а, 3 — б, 4 — а, 5 — в.
V. Этап выполнения практических заданий
. Практическая работа. Изучение пороков древесины
Цель: научиться распознавать пороки древесины, определять пороки, влияющие на качество пиломатериалов и будущего изделия.
Оборудование, инструменты и материалы: столярный верстак, образцы пиломатериалов с видимыми пороками древесины.
Порядок выполнения работы
1. Определите пороки древесины.
2. Опишите причины их возникновения.
3. Результаты занесите в таблицу (в тетради).
VI. Этап оценки выполненных заданий
Учитель имеет право повысить отметку за знания, показанные на этапе актуализации, и прилежание.
VII. Этап подведения итогов занятия
Учитель проводит количественную и качественную оценку деятельности учащихся, называет типичные ошибки и пути их устранения, положительные стороны выполненной работы.
VIII. Этап рефлексии
IX. Этап завершения занятия