Урок технологии «Ох, уж эти части речи» (4 класс)

8
2
Материал опубликован 10 November 2017 в группе

Лэпбук в помощь изучающим "Части речи"

Урок технологии в 4 классе

УМК «Школа России»

ФИО участника

Панкова Татьяна Владимировна

Должность, предмет

учитель начальных классов

Педагогический стаж

33 год

Регион

Приморский край, пгт. Кавалерово

Полное название ОУ

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3», пгт Кавалерово Кавалеровского муниципального района Приморского края

ФИО руководителя ОУ

Нечаева Юлия Геннадьевна

Адрес школы

602411 Приморский край, п. Кавалерово, ул. Калинина 46, МБОУ СОШ №3

Почтовый адрес участника (с индексом)

692411 Приморский край, п.Кавалерово, ул. Рабочая 30

Электронный адрес участника (e-mail)

Pankova48@gmail.com

Телефон

8 984 191 66 95

Актуальность:

Части речи - одна из особых тем русского языка в 4 классе.

Часть речи — это категория слов языка, которая определяется синтаксическими и морфологическими признаками. С выяснения вопроса о частях речи начинается грамматическое описание любого языка. Столько материала должно уложиться в голове обучающегося начальной школы! Ему нужно держать в голове название частей речи, их признаки! А это ох уж не просто! Лэпбук - это игра, творчество, познание и исследование нового, повторение и закрепление изученного, систематизация знаний. Надеюсь, что созданные лэпбуки систематизируют их знания, помогут в освоении этой важной темы!

Методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе:

информационно-коммуникативные технологии;

проектная деятельность;

обучение на основе “проблемных ситуаций”;

прием «Яркое пятно» (достижение эмоционального настроя с помощью музыкальных, художественно-изобразительных средств, яркого художественного чтения учителя; видео).

Оборудование:

бумага (белая, цветная);

принтер и/или ручки, карандаши, фломастеры, краски;

обычные и фигурные ножницы;

клей и/или скотч, картон-основа или два соединённых альбомных листа.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ТЕХНОЛОГИИ В 4 КЛАССЕ

Тема: Создание лэпбука “Части речи”

Тип: проектная деятельность “Ох, уж эти части речи”.

Форма урока:

Комбинированный урок (технология + русский язык).

Цель урока:

Систематизация знаний по теме: “Части речи” посредством создания лэпбука.

Тип урока: комбинированный

Вид урока: проектная деятельность

Задачи:

Создать условия для формирования интереса к учебной деятельности.

Упражнять в выполнении основных мыслительных функций: анализ, синтез, обобщение.

Развивать кругозор, художественный вкус.

Закрепить знания по частям речи.

Научить простому способу запоминания.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Освоение приёмов изготовления лэпбука..

Определение конструктивных особенностей изделия и технологии изготовления.

Составление лэпбука из деталей.

Закрепление умений организовывать рабочее место, поддерживать на нём порядок во время работы, убирать его в конце работы.

Регулятивные:

проговаривание последовательности действий на уроке; выполнение контроля точности разметки деталей с помощью шаблона;

Познавательные:

ориентирование в своей системе знаний: отличие нового от уже известного с помощью учителя;

переработка полученной информации;

сравнение и группировка предметов и их образов;

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Понимание необходимости структурировать знания.

Чувство удовлетворённость от сделанного самим учеником лэпбука.

Формирование осознанной мотивации к выполнению задания.

Ресурсы урока: электронная презентация, бумага, ножницы, клей

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

Мотивация познавательной деятельности

Приём “Яркое пятно”

Прочитайте облако слов и назовите тему урока


 


 


 

Высказывают свои предположения.

 

Актуализация знаний

Части речи

Самостоятельные

Служебные

   

Попробуйте продолжить таблицу. Что вы знаете о каждой части речи?

(Самостоятельные части речи (включают слова, называющие предметы, их действия и различные признаки):

Имя существительное.

Глагол.

Имя прилагательное.

Имя числительное.

Местоимение.

Наречие.

Служебные части речи (не называют ни предметов, ни действий, ни признаков, а выражают только отношения между ними):

Предлог.

Союзы).

Легко ли удерживать в голове знание морфологических и синтаксических признаков каждой части речи? Почему?

Помочь в освоении частей речи может нам лэпбук.

Предположите, зная английский язык, что означает это слово?

Лэпбук - тематическая интерактивная папка. Лэп (колени) и Бук (книга). Если перевести дословно, получается наколенная книга.

Поставьте цели урока.


 


 


 


 

Дети отвечают на вопросы.


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Ставят цели урока.

3. Организация познавательной деятельности

Посмотрите на таблицу. На сколько групп делятся части речи?

Сколько частей речи в каждой группе?

Части речи

Самостоятельные

Служебные

Им.сущ

Им. прил

Глагол

Наречие

Им. числ.

Мест.

Пред.

Союз

Обратите внимание на последнюю строчку таблицы. На сколько частей нам нужно разделить заготовку?

Составляют план работы.

Взять 2 соединённых альбомных листа или картонную основу.

Получится 4 равные части. У нас 8 частей речи, поэтому на каждую страничку можно поместить по две части.

.На каждую часть приклеиваем 2 кармашка со срезанным уголком.

Размер кармашка 11 на 8 см. С двух сторон отделяем по 1 см для подгиба. Срезаем угол. Края отгибаем, смазыываем клеем и приклеиваем.

На кармашке подписываем название части речи.

4. Повторение правил безопасности

Подумайте, какие инструменты вам понадобятся?

Какие правила безопасности нужно использовать при работе с ними?


 


 

 

Ножницы, клей.

Работа с клеем

1. При работе с клеем пользуйся кисточкой, если это требуется.

2. Бери то количество клея, которое требуется для выполнения работы на данном этапе.

3. Излишки клея убирай мягкой тряпочкой или салфеткой, осторожно прижимая её.

4. Кисточку и руки после работы хорошо вымой с мылом.

5. После окончания работы клей закрой и убери в безопасное место.

Работа с ножницами

1.Не держи ножницы концами вверх.

2.Не оставляя ножницы в открытом виде.

3.Передавай ножницы только в закрытом виде, кольцами в сторону товарища.

4.При работе следи за пальцами руки.

5.При вырезании окружности, поворачивай бумагу по ходу часовой стрелки.

Выполнение работы.

Физкультминутка

Покажите все ладошки

(подняв руки над головой, вращаем кистями, «фонарики»)

И похлопайте немножко

Хлоп- хлоп- хлоп, Хлоп- хлоп- хлоп.

На меня теперь смотрите

(делаем любое движение)

Точно всё вы повторите.

Раз-два-три, раз-два-три.

А теперь покажем ножки

И потопаем немножко.

Топ-топ-топ, Топ-топ-топ.

Покажи мне ручки, ножки,

Ими поиграй немножко

(произвольные движения руками и ногами)

Раз-два-три, раз-два-три.

Дети повторяют за учителям движение.

5. Практическая деятельность

6. Подведение итогов. Рефлексия

Выставка лэпбуков.

Закончите предложения:

Сегодня на уроке я узнал …..

У меня получилось …

Мне показалось интересным ….

Меня удивило …

Роль частей речи в языке бесспорно велика, поскольку с помощью них мы можем обмениваться информацией, выражать эмоции, описывать действия, называть предметы и т.д.

На уроке русского языка мы в каждый кармашек положим листочки-помощники с характеристикой каждой части речи.

 

Продолжают предложения. Делают вывод.

 

 
 

 

 

 
 

 

Наводят порядок на рабочем месте

Интернет-источники

Части речи - http://uchim.org/russkij-yazyk/chasti-rechi-v-russkom-yazyke

Физкультминутка - http://mamamozhetvse.ru/zaryadka-dlya-detej-v-stixax.html


 

ПРИЛОЖЕНИЕ


 

Имя существительное

Существительное – это часть речи, с помощью которой обозначают предмет. Существительное отвечает на вопросы: кто? что? (папа, песня). Их различают по родам, изменяются существительные по падежам и числам. Бывают одушевленными (человек) и неодушевлёнными.

Порядок разбора имени существительного

Задаю вопрос

Ставлю слово в начальную форму (ед.ч., И.п.)

Указываю часть речи

Указываю постоянные признаки:

Одушевленное или неодушевленное;

Собственное или нарицательное;

Род;

Склонение.

3. Указываю непостоянные признаки:

Число;

Падеж.

4. Определяю, каким членом предложения является.

Имя прилагательное

Имя прилагательное на вопросы: какая?, какие?, какой?, какое?, чья?, чей?, чьи? и обозначает признак предмета. Изменяется оно по числам, родам, падежам, может иметь краткую форму. Чаще всего в предложениях оно выступает определением, но может быть и в роли сказуемого.

Порядок разбора имени прилагательного

Нахожу существительное, с которым связано прилагательное, и задаю от него вопрос

Ставлю прилагательное в начальную форму (ед.ч., м.р., И.п.)

Указываю часть речи

Определяю род (в ед.ч.)

Определяю число

Определяю падеж

Определяю, каким членом предложения является.

Числительное

Числительное – это часть речи, которая обозначает: количество предметов, отвечая на вопрос: сколько? (три, пятнадцать, сто тридцать пять); который? ( третий, пятнадцатый, сто тридцать пятый); общее количество предметов (оба, двое, четверо).

Бывают порядковые:какой? и количественные: сколько?.

Порядок разбора:

1.Задаю вопрос

2.Ставлю слово в начальную форму (ед.ч., И.п.)

3. Указываю часть речи

4. Указываю постоянные признаки: порядковое или количественное. Простое или составное.

5.Указываю непостоянные признаки:

падеж;

число и род (если есть).

6. Роль в предложении.

Местоимение

Местоимение – это часть речи, указывающая на лицо, признак или предмет, не называя их.

Порядок разбора местоимения

Ставлю слово в начальную форму ( И.п.)

Указываю часть речи

Указываю, что оно личное.

Определяю его признаки:

Лицо;

Число;

Род (у местоимений 3-го лица ед.ч).

5. Определяю, каким членом предложения является.

Глагол

Глагол – это часть речи, которая обозначает состояние или действие, отвечает на какой-либо из вопросов: что делать?, что делал?, что делает?, что будет делать?.

Порядок разбора глагола

Задаю вопрос

Устанавливаю, что это глагол

Ставлю глагол в неопределенную форму (что делать? что сделать?)

Определяю постоянные признаки глагола:

Спряжение.

5. Определяю непостоянные признаки глагола:

Число;

Время;

Лицо (есть у глаголов в настоящем и будущем времени);

Род есть у глаголов в прошедшем времени в единственном числе).

6. Определяю, каким членом предложения является.

Наречие

Наречие – это часть речи, которая обозначает признак качества, действия или предмета, отвечая на вопрос: когда?, как?, где?, почему? и т. п. Основным признаком наречия является неизменяемость: вчера, медленно, везде.

Предлог

Предлог – это неизменяемая служебная часть речи, применяемая для соединения слов: к, в, с, из, на, у, между, сквозь, ради, во время, посредством, кругом, подобно, около, относительно, благодаря, согласно, спустя, неужели, несмотря на, в силу, в связи с, в зависимости от, по отношению к и т. д.

Союз

Союз – это неизменяемая служебная часть речи, служащая для соединения членов предложения и (или) частей сложного предложения: а, и, да, или, но, либо, также, тоже.


И другой лэпбук, созданный учеником.

1часть
2часть
3 часть
4 часть
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Интегрированный урок -замечательно! Очень хорошая идея для закрепления знаний о частях речи.Дети это очень любят .

10 November 2017

Да, любят! Главное - систематизировать знания. В учебнике 4 класса нет образца разбора частей речи. Лэпбук им поможе. Можно добавлять листочки с падежами, склонением существительных, спряжением глаголов.

11 November 2017