12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Субачев Валерий Викторович16
0

Урок технологии в 5 классе «Графическое изображение деталей и изделий. П.Р.Чтение чертежа. Выполнение эскиза или технического рисунка детали из древесины»

Субачев Валерий Викторович

учитель технологии первой квалификационной категории

МАОУ СОШ № 11

Ккраснодарский край, г. Тимашевск


Урок технологии в 5 классе

«Графическое изображение деталей и изделий. П.Р.Чтение чертежа. Выполнение эскиза или технического рисунка детали из древесины»


Цель урока: познакомиться с основными понятиями древесина, лиственные и хвойные породы, строение древесины, текстура, пиломатериалы, с правилами построения графических изображений; научиться выполнять эскиз детали из древесины.

Задачи урока:

1. Образовательная: ознакомить учащихся с видами графических изображений и основными правилами их построения и чтения.

2. Развивающая: создать условия для осмысления новых понятий и применения новых знаний в ходе выполнения практической работы.

3. Воспитательная: продолжить развивать навыки сотрудничества и самооценки, а также такие деловые качества, как точность и аккуратность.

Тип урока: введение в новые знания.

Оборудование: учебник «Технология. Индустриальные технологии.5 класс» А.Т.Тищенко, В.Д.Симоненко, Москва, «Вентана-Граф» 2013, набор деталей для выполнения практической работы, чертёжные инструменты, мультимедийное оборудование.

Планируемые результаты:

1.Предметные: обучающиеся усвоят основные понятия по данной теме, самостоятельно выполнят эскиз детали призматической формы из древесины, научатся читать чертёж, эскиз, технический рисунок.

2. Метапредметные (УУД):

Регулятивные - научатся принимать и сохранять учебную задачу урока; принимать инструкцию педагога и четко следовать ей; анализировать содержание графических изображений; осуществлять итоговый и пошаговый контроль при выполнении эскиза детали из древесины; адекватно воспринимать оценку учителя; оценивать правильность выполнения графических изображений; вносить необходимые коррективы в действия после его завершения на основе его оценки и оценки характера сделанных ошибок.

Коммуникативные - умение работать в группе при выполнении задания, умение вести сотрудничество с учителем и сверстниками, оказывать посильную помощь одноклассникам и быть объективным при оценке их работ; адекватно относиться к замечаниям учителя и одноклассников при появлении ошибок в работе.

Познавательные – развитие графической грамотности и пространственного воображения обучающихся, развитие умения находить общее и особенное в различных видах графических изображений, овладеть способом чтения графических изображений

Личностные – развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками; формирование способности к независимой оценке одноклассников, а также к адекватной самооценке; развитие точности и аккуратности во время выполнения учебных заданий.

Основные понятия: древесина, лиственные и хвойные породы, строение древесины, текстура, пиломатериалы, элементы пиломатериалов, древесные материалы, графическая документация (эскиз, чертёж, технический рисунок); виды (главный, слева, сверху); масштаб; линии чертежа; правила нанесения размеров.

Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный, метод проблемного изложения, практическая работа по индивидуальному выбору.

Образовательные ресурсы: УМК по технологии.


Ход урока


п\п

Этап урока, регламент

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Этап «Вызов»


Мо

тивация (пробуждение интереса)

к учебной деятельности.

5 мин.












Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку и организации рабочих мест.


Материал, о котором мы сегодня с вами будем говорить, используется с давних времен. О его источнике говорят:

Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью питает,

Зимой согревает.

Что это? (дерево)

А материал как называется? (древесина). Где применяется древесина?

Посмотрите на рисунок и скажите, в каких частях дерева находится древесина? (ствол, ветви, корни)

Давайте попробуем дать определение древесины (природный конструкционный материал, из которого в основном состоят ствол, ветви и корни дерева)

Посмотрим строение ствола дерева. Как можно узнать возраст спиленного дерева? (по годичным кольцам)

На какие две группы можно разделить все деревья? (лиственные и хвойные)


Попробуйте определить тему сегодняшнего урока.


При выполнении технических работ рисунки и схемы принято называть графическими изображениями.

Приветствуют. Проверяют готовность «рабочего места».



Двое учащихся у демонстрационного стола производят сборку деталей, приготовленных учителем.

( у первого результат положительный, у второго – отрицательный)






Предполагаемые ответы:

- У первого был рисунок, а у второго нет.




Учащиеся формулируют тему урока и записывают в тетрадь: «Графическое изображение деталей и изделий из древесины».

Р. Самоконтроль;




П. Извлечение необходимой информации






К.Высказывают свою точку зрения






К.Обоснование своего суждения

Р.Прогнозирование










Ак

туали

зация знаний и фиксирование индивидуального затрудне

ния в пробном действии.

5 мин.



На экран выводится слайд с видами графических изображений.

Учитель знакомит учащихся с новыми понятиями: эскиз, чертёж, технический рисунок, масштаб.


На экран выводится слайд со старинным чертежом мельницы и задаётся вопрос:

- Определите, что изображено на чертеже?

-Почему вы не можете понять, что перед вами?

- Перед вами мельница, но понять это трудно, так как автор чертежа применял обозначения, не понятные вам.

- Попробуйте сделать вывод, что необходимо, для того чтобы чертёж был понятен для всех? (Учитель подводит учащихся в процессе обсуждения к новым понятиям и целеполаганию урока)

На экран выводится цель урока:

познакомиться с правилами построения графических изображений;

научиться выполнять эскиз детали из древесины.


Испытывают затруднения, не могут правильно объяснить.


.





Не дают правильного объяснения






(пытаются, опираясь на новые понятия, вывести цель урока)


Предполагаемые ответы учащихся:

- Нужно, чтобы все использовали одинаковые условные обозначения.

- Необходимо, чтобы все строили чертежи по одним правилам.


Учащиеся сопоставляют свои выводы с текстом на экране.

П. Усвоение новой информации






Р. Поиск решения в ситуации затруднения.





К. Обоснование выбора решения








Р. Самоконтроль

Этап «Осмысление»


3. Первичное усвоение новых знаний 5 мин.























На экран выводится слайд с типами линий применяемых при построении графических изображений.

Классификация по твердости

Как вы думаете, зачем нужно знать твёрдость древесины? (твердая древесина прочнее в изделии, но хуже обрабатывается, труднее забивать гвозди и т.д.)

Посмотрите на экран и скажите, чем отличаются эти образцы древесины?

Текстура – природный рисунок на срезе древесины, получающийся при пересечении годичных колец, сердцевидных лучей и волокон.

Применение текстуры в мебельном и художественно-декоративном производстве.

Удобно ли изготавливать изделия из ствола дерева?

Для дальнейшего использования что нужно сделать? (распилить)

Такие материалы будут называться пиломатериалами.

Виды пиломатериалов

Найдите в учебнике, чем отличаются доска и брусок.

При работе с пиломатериалами нам нужно будет знать элементы пиломатериалов: пласть, ребро, торец кромка

Концентрируется внимание учащихся на назначении типов линий и практическом построении линий чертежа.

- Для того чтобы создать полное представление о детали на чертеже, изображают несколько её видов. (На экран выводится слайд с изображением видов).


-На чертеже изображают столько видов, сколько необходимо для понимания формы и размеров детали.


На экране – слайд детали с нанесёнными размерами.

- Размеры наносят при помощи выносных и размерных линий.

- Размерное число указывает действительный размер детали в мм.

- Размерные числа записывают слева-направо, снизу –вверх и только над размерной линией.

- На чертеже не обозначают дважды один и тот же размер.


Объясняется последовательность построения эскиза с демонстрацией на слайде.


Знакомятся с назначением различных типов линий.

Строят линии в тетради.









Учащиеся знакомятся с понятиями: главный вид, вид сбоку, вид сверху – и правилами их расположения на чертеже.






Учащиеся знакомятся с правилами нанесения размеров на эскизе и чертеже.










Учащиеся сопоставляют слова учителя с текстом на экране.




К. Слушают, понимают и воспринимают речь учителя;



П. Ориентируются в своей системе знаний (определяют границы знания/незнания).





Р. Запоминают последовательность нанесения размеров








Р. Самоконтроль





4. Про

верка первично усвоенных знаний

3 мин.


Раздаются карточки для самоконтроля

Ученикам раздаются детали из древесины призматической формы для самостоятельного выполнения эскиза





Учащиеся заполняют карточки с вопросами:

Какова цель урока?

Что я буду делать?

Сколько видов понадобится для изображения детали?

Сколько размеров я должен нанести?

В какой последовательности буду выполнять работу?

Л.Оценивание содержания усвоенного

материала

Р. Под руководством учителя планируют свою деятельность на уроке;



5. Физкульт-минутка

(Здоровьесбе-режение)

2 минуты

Объявляет учащимся об активном отдыхе и включает видеоролик с весёлой физкультразминкой

Выполняют движения под музыку, повторяя за героем видеоролика



6. Первичное закрепление знаний (Работа над изделием).

10 мин.

Участвует в устранении возникших затруднений, осуществляет коррекцию практической деятельности учащихся

Учащиеся выполняют эскиз детали из древесины, опираясь на полученные знания

Р. Взаимоконтроль и взаимопомощь




7.Конт

роль усвоения знаний, обсужде

ние допущен

ных ошибок и их коррекция.

3 мин.

Создаются условия для осуществления взаимного контроля и оценки в группах по два человека


Корректирует оценочную деятельность учащихся работающих в парах. На основе заполненных карт выставляет только положительные отметки. Остальные работы даются на дом для самостоятельной корректировки после объяснения ошибок.

Учащиеся выполняя-ют оценивание выполненной работы друг у друга и заполняют полученные карты оценки практической работы.


Р. Взаимоконтроль и взаимопомощь

К. Сотрудничество в парах

Р. Осуществляют самоконтроль;

дают оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками;



8. Информация о домашнем задании, инструк

таж по его выполне

нию.

3 мин.

Подготовить устный ответ «Чтение чертежа» (рис. 41 учебника $4) по следующему алгоритму:

название детали;

назначение детали;

материал детали;

масштаб изображения;

количество и название видов.

Записывают домашнее задание в дневник

П. Анализ, синтез, обобщение, аналогия, классификация.


Этап «Рефлек

сия

учебной деятельности»



9. Итог урока.

3 мин.

1.Учитель задаёт вопросы:

- Достигли ли мы с вами поставленной цели?

Что такое древесина?

Как называется природный рисунок на поверхности древесины?

Что такое пиломатериалы? Чертеж?

Какие материалы относят к древесным?


2.Организует интерактивное выражение учащимися степени удовлетворённости от достигнутого результата

Учащиеся оценивают степень достижения цели и анализируют свою работу (было понятно-непонятно, легко-трудно, интересно-скучно).



Оцените свою работу на уроке.

Продолжите предложения:

Я узнал

Я научился…

Мне пригодится это…


Каждому из вас я говорю спасибо за добросовестную и активную работу


Л.Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.



Р. Осмысление достигнутых результатов.



Список литературы

Примерные программы общеобразовательных учреждений «Технология. Индустриальные технологии » для 5-9-х классов; рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации. Проект. Тищенко А.Т., Симоненко В.Д. Технология. Индустриальные технологии. Учебник. 5 класс. – М.: «Вентана-Граф»,2013 год.

Борисов И. Б. Обработка дерева. - М.: Феникс, 2000.- 195 с.

Сафроненко В. М. Секреты древесины. - М., 2004.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.