12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Субачев Валерий Викторович16 |
Урок технологии в 5 классе «Графическое изображение деталей и изделий. П.Р.Чтение чертежа. Выполнение эскиза или технического рисунка детали из древесины»
Субачев Валерий Викторович
учитель технологии первой квалификационной категории
МАОУ СОШ № 11
Ккраснодарский край, г. Тимашевск
Урок технологии в 5 классе
«Графическое изображение деталей и изделий. П.Р.Чтение чертежа. Выполнение эскиза или технического рисунка детали из древесины»
Цель урока: познакомиться с основными понятиями древесина, лиственные и хвойные породы, строение древесины, текстура, пиломатериалы, с правилами построения графических изображений; научиться выполнять эскиз детали из древесины.
Задачи урока:
1. Образовательная: ознакомить учащихся с видами графических изображений и основными правилами их построения и чтения.
2. Развивающая: создать условия для осмысления новых понятий и применения новых знаний в ходе выполнения практической работы.
3. Воспитательная: продолжить развивать навыки сотрудничества и самооценки, а также такие деловые качества, как точность и аккуратность.
Тип урока: введение в новые знания.
Оборудование: учебник «Технология. Индустриальные технологии.5 класс» А.Т.Тищенко, В.Д.Симоненко, Москва, «Вентана-Граф» 2013, набор деталей для выполнения практической работы, чертёжные инструменты, мультимедийное оборудование.
Планируемые результаты:
1.Предметные: обучающиеся усвоят основные понятия по данной теме, самостоятельно выполнят эскиз детали призматической формы из древесины, научатся читать чертёж, эскиз, технический рисунок.
2. Метапредметные (УУД):
Регулятивные - научатся принимать и сохранять учебную задачу урока; принимать инструкцию педагога и четко следовать ей; анализировать содержание графических изображений; осуществлять итоговый и пошаговый контроль при выполнении эскиза детали из древесины; адекватно воспринимать оценку учителя; оценивать правильность выполнения графических изображений; вносить необходимые коррективы в действия после его завершения на основе его оценки и оценки характера сделанных ошибок.
Коммуникативные - умение работать в группе при выполнении задания, умение вести сотрудничество с учителем и сверстниками, оказывать посильную помощь одноклассникам и быть объективным при оценке их работ; адекватно относиться к замечаниям учителя и одноклассников при появлении ошибок в работе.
Познавательные – развитие графической грамотности и пространственного воображения обучающихся, развитие умения находить общее и особенное в различных видах графических изображений, овладеть способом чтения графических изображений
Личностные – развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками; формирование способности к независимой оценке одноклассников, а также к адекватной самооценке; развитие точности и аккуратности во время выполнения учебных заданий.
Основные понятия: древесина, лиственные и хвойные породы, строение древесины, текстура, пиломатериалы, элементы пиломатериалов, древесные материалы, графическая документация (эскиз, чертёж, технический рисунок); виды (главный, слева, сверху); масштаб; линии чертежа; правила нанесения размеров.
Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный, метод проблемного изложения, практическая работа по индивидуальному выбору.
Образовательные ресурсы: УМК по технологии.
Ход урока
№ п\п | Этап урока, регламент | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
Этап «Вызов» Мо тивация (пробуждение интереса) к учебной деятельности. 5 мин. | Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку и организации рабочих мест. Материал, о котором мы сегодня с вами будем говорить, используется с давних времен. О его источнике говорят: Весной веселит, Летом холодит, Осенью питает, Зимой согревает. Что это? (дерево) А материал как называется? (древесина). Где применяется древесина? Посмотрите на рисунок и скажите, в каких частях дерева находится древесина? (ствол, ветви, корни) Давайте попробуем дать определение древесины (природный конструкционный материал, из которого в основном состоят ствол, ветви и корни дерева) Посмотрим строение ствола дерева. Как можно узнать возраст спиленного дерева? (по годичным кольцам) На какие две группы можно разделить все деревья? (лиственные и хвойные) Попробуйте определить тему сегодняшнего урока. При выполнении технических работ рисунки и схемы принято называть графическими изображениями. | Приветствуют. Проверяют готовность «рабочего места». Двое учащихся у демонстрационного стола производят сборку деталей, приготовленных учителем. ( у первого результат положительный, у второго – отрицательный) Предполагаемые ответы: - У первого был рисунок, а у второго нет. Учащиеся формулируют тему урока и записывают в тетрадь: «Графическое изображение деталей и изделий из древесины». | Р. Самоконтроль; П. Извлечение необходимой информации К.Высказывают свою точку зрения К.Обоснование своего суждения Р.Прогнозирование | |
| Ак туали зация знаний и фиксирование индивидуального затрудне ния в пробном действии. 5 мин. | На экран выводится слайд с видами графических изображений. Учитель знакомит учащихся с новыми понятиями: эскиз, чертёж, технический рисунок, масштаб. На экран выводится слайд со старинным чертежом мельницы и задаётся вопрос: - Определите, что изображено на чертеже? -Почему вы не можете понять, что перед вами? - Перед вами мельница, но понять это трудно, так как автор чертежа применял обозначения, не понятные вам. - Попробуйте сделать вывод, что необходимо, для того чтобы чертёж был понятен для всех? (Учитель подводит учащихся в процессе обсуждения к новым понятиям и целеполаганию урока) На экран выводится цель урока: познакомиться с правилами построения графических изображений; научиться выполнять эскиз детали из древесины. | Испытывают затруднения, не могут правильно объяснить. . Не дают правильного объяснения (пытаются, опираясь на новые понятия, вывести цель урока) Предполагаемые ответы учащихся: - Нужно, чтобы все использовали одинаковые условные обозначения. - Необходимо, чтобы все строили чертежи по одним правилам. Учащиеся сопоставляют свои выводы с текстом на экране. | П. Усвоение новой информации Р. Поиск решения в ситуации затруднения. К. Обоснование выбора решения Р. Самоконтроль |
Этап «Осмысление» 3. Первичное усвоение новых знаний 5 мин. | На экран выводится слайд с типами линий применяемых при построении графических изображений. Классификация по твердости Как вы думаете, зачем нужно знать твёрдость древесины? (твердая древесина прочнее в изделии, но хуже обрабатывается, труднее забивать гвозди и т.д.) Посмотрите на экран и скажите, чем отличаются эти образцы древесины? Текстура – природный рисунок на срезе древесины, получающийся при пересечении годичных колец, сердцевидных лучей и волокон. Применение текстуры в мебельном и художественно-декоративном производстве. Удобно ли изготавливать изделия из ствола дерева? Для дальнейшего использования что нужно сделать? (распилить) Такие материалы будут называться пиломатериалами. Виды пиломатериалов Найдите в учебнике, чем отличаются доска и брусок. При работе с пиломатериалами нам нужно будет знать элементы пиломатериалов: пласть, ребро, торец кромка Концентрируется внимание учащихся на назначении типов линий и практическом построении линий чертежа. - Для того чтобы создать полное представление о детали на чертеже, изображают несколько её видов. (На экран выводится слайд с изображением видов). -На чертеже изображают столько видов, сколько необходимо для понимания формы и размеров детали. На экране – слайд детали с нанесёнными размерами. - Размеры наносят при помощи выносных и размерных линий. - Размерное число указывает действительный размер детали в мм. - Размерные числа записывают слева-направо, снизу –вверх и только над размерной линией. - На чертеже не обозначают дважды один и тот же размер. Объясняется последовательность построения эскиза с демонстрацией на слайде. | Знакомятся с назначением различных типов линий. Строят линии в тетради. Учащиеся знакомятся с понятиями: главный вид, вид сбоку, вид сверху – и правилами их расположения на чертеже. Учащиеся знакомятся с правилами нанесения размеров на эскизе и чертеже. Учащиеся сопоставляют слова учителя с текстом на экране. | К. Слушают, понимают и воспринимают речь учителя; П. Ориентируются в своей системе знаний (определяют границы знания/незнания). Р. Запоминают последовательность нанесения размеров Р. Самоконтроль | |
| 4. Про верка первично усвоенных знаний 3 мин. | Раздаются карточки для самоконтроля Ученикам раздаются детали из древесины призматической формы для самостоятельного выполнения эскиза | Учащиеся заполняют карточки с вопросами: Какова цель урока? Что я буду делать? Сколько видов понадобится для изображения детали? Сколько размеров я должен нанести? В какой последовательности буду выполнять работу? | Л.Оценивание содержания усвоенного материала Р. Под руководством учителя планируют свою деятельность на уроке; |
| 5. Физкульт-минутка (Здоровьесбе-режение) 2 минуты | Объявляет учащимся об активном отдыхе и включает видеоролик с весёлой физкультразминкой | Выполняют движения под музыку, повторяя за героем видеоролика | |
| 6. Первичное закрепление знаний (Работа над изделием). 10 мин. | Участвует в устранении возникших затруднений, осуществляет коррекцию практической деятельности учащихся | Учащиеся выполняют эскиз детали из древесины, опираясь на полученные знания | Р. Взаимоконтроль и взаимопомощь |
| 7.Конт роль усвоения знаний, обсужде ние допущен ных ошибок и их коррекция. 3 мин. | Создаются условия для осуществления взаимного контроля и оценки в группах по два человека Корректирует оценочную деятельность учащихся работающих в парах. На основе заполненных карт выставляет только положительные отметки. Остальные работы даются на дом для самостоятельной корректировки после объяснения ошибок. | Учащиеся выполняя-ют оценивание выполненной работы друг у друга и заполняют полученные карты оценки практической работы. | Р. Взаимоконтроль и взаимопомощь К. Сотрудничество в парах Р. Осуществляют самоконтроль; дают оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками; |
| 8. Информация о домашнем задании, инструк таж по его выполне нию. 3 мин. | Подготовить устный ответ «Чтение чертежа» (рис. 41 учебника $4) по следующему алгоритму: название детали; назначение детали; материал детали; масштаб изображения; количество и название видов. | Записывают домашнее задание в дневник | П. Анализ, синтез, обобщение, аналогия, классификация. |
Этап «Рефлек сия учебной деятельности» 9. Итог урока. 3 мин. | 1.Учитель задаёт вопросы: - Достигли ли мы с вами поставленной цели? Что такое древесина? Как называется природный рисунок на поверхности древесины? Что такое пиломатериалы? Чертеж? Какие материалы относят к древесным? 2.Организует интерактивное выражение учащимися степени удовлетворённости от достигнутого результата | Учащиеся оценивают степень достижения цели и анализируют свою работу (было понятно-непонятно, легко-трудно, интересно-скучно). Оцените свою работу на уроке. Продолжите предложения: Я узнал Я научился… Мне пригодится это… Каждому из вас я говорю спасибо за добросовестную и активную работу | Л.Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Р. Осмысление достигнутых результатов. |
Список литературы
Примерные программы общеобразовательных учреждений «Технология. Индустриальные технологии » для 5-9-х классов; рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации. Проект. Тищенко А.Т., Симоненко В.Д. Технология. Индустриальные технологии. Учебник. 5 класс. – М.: «Вентана-Граф»,2013 год.
Борисов И. Б. Обработка дерева. - М.: Феникс, 2000.- 195 с.
Сафроненко В. М. Секреты древесины. - М., 2004.