Урок технологии «Зачистка поверхностей деталей из древесины»
Пояснительная записка к презентации
Конспект урока Технология.
Технологическая карта урока
Данные об учителе: , Муравин Валерий Анатольевич 1 категория.
Предмет: технология Класс: 5
Учебник (УМК): В. Д. Симоненко. «Технология»
Тема урока: Зачистка поверхностей деталей из древесины.
Тип урока: комбинированный
Формы работы учащихся: коллективная, групповая.
Оборудование: образцы отшлифованной древесины, шлифовальной шкурки, шлифовальная колодка.
Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется урок:
предметные результаты – умение разметки, подбора материалов, строганин и пиление.
Характер и форма организации учебно-познавательной деятельности учащихся:
проблемно-поисковый, исследовательский и репродуктивный характер деятельности с применением ИКТ технологии;
фронтальная, индивидуальная работа.
Перед учащимися были поставлены следующие цели:
Образовательные: получение ”, формировать у учащихся начальные трудовые знания и умения, развить их техническое мышление и творческие способности, используя ИКТ для лучшего восприятия материала.
Развивающие: совершенствовать навыки самостоятельной работы, активизировать мышление школьников, умение самостоятельно формулировать выводы, развивать речь. Развитие умения правильно выбрать заготовку, прострогать базовую кромку и разметить заготовку по шаблону.
Воспитательные: развитие чувства взаимопонимания и взаимопомощи в процессе совместного решения задач; развивать мотивацию изучения этапов изготовления объектов труда, используя разнообразные приёмы деятельности, сообщая интересные сведения.
Задачи урока:
продолжить формирование основных технологических понятий;
выделить свойства и средства обработки древесины;
продолжить формирование представлений о разнообразной декоративной отделки (художественная роспись или выжигание).
Предполагаемый результат:
Учащиеся должны знать:
Разметку, проведение линий.
Разметку центров отверстий.
Нахождение центра отверстий на торце цилиндрических заготовок.
Сверление отверстий.
Точение цилиндрических и фасонных поверхностей.
Зачистка поверхностей деталей. Снятие заусенцев.
Место урока в учебном плане. Тема “Изготовление разделочной доски ” рассматриваются в разделе “Технология обработки древесины”. Эта тема расширяет кругозор учащихся и дает более глубинное понимание структуры материи. Основное содержание изучаемого материала задают учебная программа и обязательный минимум содержания образования по труду.
План урока.
Организационный момент.
Повторение ранее изученного материала
Изучение нового материала: используя компьютерный проект, учащиеся должны научиться анализировать и оценивать различные конструкции, выбирать и обосновывать использование способа членения данного изделия и т.д.
Выполнение практического задания по изготовлению разделочной доски с использованием технологической карты и презентации к уроку.
Домашнее задание.
Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:
Планируемый уровень достижения результатов обучения |
1 уровень — узнавание |
1 уровень — выполнение действий по алгоритму под управлением учителя |
2 уровень — совместные действия учащихся в условиях взаимоконтроля и |
1 уровень — выполнение действий по алгоритму под управлением учителя |
2 уровень — самостоятельное выполнение действий с опорой на известный алгоритм |
Вид планируемых учебных действий |
Учебные действия |
Планируемый уровень достижения результатов обучения |
Предметные |
Овладение алгоритмами решения организационных задач и технологических операций. |
1 уровень — узнавание |
Регулятивные |
определение последовательности промежуточных задач с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; |
1 уровень — выполнение действий по алгоритму под управлением учителя |
Познавательные |
Выбор наиболее оптимальных средств и способов решения задачи (зачистки поверхностей) |
2 уровень — совместные действия учащихся в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля |
Коммуникативные |
Умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками в группе и коллективе. |
1 уровень — выполнение действий по алгоритму под управлением учителя |
Личностные
|
Умение провести самооценку, организовать взаимооценку и взаимопомощь в группе. |
2 уровень — самостоятельное выполнение действий с опорой на известный алгоритм |
Конспект урока |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Зачистить поверхность деревянной детали с целью придания ей большей гладкости можно с помощью напильника (рис. 43) или наждачной бумаги (шлифовальной шкурки). Для этого применяются напильники с крупной насечкой, которые называются рашпилями. По форме поперечного сечения напильники бывают плоскими, трехгранными, круглыми и т.д. Такими напильниками можно зачищать как наружные, так и внутренние поверхности, т. е. отверстия. Для зачистки поверхностей деталей их надежно закрепляют на верстаке или в тисках. Напильник берут за ручку правой рукой и накладывают на обрабатываемую деталь (рис. 44). Левой рукой слегка нажимают на носок напильника и перемещают его строго по обрабатываемой поверхности вперед и назад. При движении вперед осуществляют нажим на детальДвижение назад делают без нажима. Для того чтобы поверхность после обработки была прямолинейной и гладкой, ее обрабатывают в перекрестном направлении: несколько движений в одном направлении и несколько — в другом, под углом 45...90°.
Следует иметь в виду, что древесина лучше срезается напильником поперек волокон или под углом к ним. Однако при этом на поверхности образуются риски и ворсистость. Поэтому более гладкой получается поверхность при зачистке ее вдоль волокон. Зачистку поверхностей выполняют шлифовальной шкуркой. Она представляет собой кусок ткани или бумаги с наклеенными на нее мелкими зернами стекла и твердых минералов. Для удобства выполнения зачистки шлифовальную шкурку накладывают на деревянную колодку (рис. 45) и закрепляют ее планкой. Вначале поверхность зачищают крупнозернистой шкуркой с легким нажимом на колодку, а в конце обработки следует применять колодку с мелкозернистой шкуркой, с уменьшением нажима. Контроль зачищенных поверхностей осуществляют сравнением с образцами или эталонами. В производственных условиях детали зачищают на специальных шлифовальных станках.
1. Зачищать изделие напильником с исправной и хорошо насаженной ручкой. 2. При работе не захватывать носок напильника пальцами павой руки. 3. Не сдувать шлифовальную пыль с изделия. Пользоваться щеткой.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Зачистка поверхностей деревянных деталей напильником и шлифовальной шкуркой 1. Рассмотрите напильник и назовите все его основные части. Рассмотрите образцы шлифовальной шкурки, имеющейся в учебных мастерских. Из чего она состоит? 2. Зачистите выполненное вами изделие из древесины напильником и шлифовальной шкуркой.
Напильник, рашпиль, шлифовальная шкурка, шлифовальная колодка, риски, ворсистость.
1. Какими инструментами зачищают деревянные поверхности? 2. Из каких частей состоит напильник?
3. Как надо зачищать поверхность напильником?
4. Для чего применяют шлифовальную колодку?
5. Перечислите приемы зачистки поверхности шлифованием и полированием.
6. Как контролируют поверхности после шлифования
Самоанализ урока.
Данные об учителе: Муравин Валерий Анатольевич. 1 категория
Предмет: технология
Класс:5
Учебник (УМК): В.Д. Симоненко. «Технология»
Тема урока: Зачистка поверхностей деталей из древесины
Тип урока: комбинированный (завершающий с оценкой готового изделия).
Оборудование: образцы отшлифованной древесины, шлифовальная шкурка, шлифовальная колодка.
Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется урок:
предметные результаты – умение разметки.
Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:
Вид планируемых учебных действий |
Учебные действия |
Планируемый уровень достижения результатов обучения |
Предметные |
Овладение алгоритмами решения организационных задач и технологических операций. |
2 уровень — понимание, обоснованное применение операций. |
Регулятивные |
определение последовательности завершающих операций с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; |
2 уровень — самостоятельное выполнение действий по алгоритму. |
Познавательные |
Выбор наиболее оптимальных средств и способов решения задачи (зачистки поверхностей) |
2 уровень — совместные действия учащихся в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля |
Коммуникативные |
Умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками в группе и коллективе. |
1 уровень — выполнение действий по алгоритму под управлением учителя. |
Личностные |
Умение провести самооценку, организовать взаимооценку и взаимопомощь в группе. |
2 уровень — самостоятельное выполнение действий с опорой на известный алгоритм. |
Этап урока |
Уровень достижения планируемого результата ( оценка) |
Формируемые универсальные учебные действия и предметные действия |
Возможные риски (Что может быть не усвоено, не понято). |
Коррекционная работа |
|
Мотивационно-целевой этап |
Орг. момент |
Организовать самоопределение детей к деятельности на уроке.
Дети научены готовиться к уроку на перемене, поэтому рабочее место соответствовало требованиям урока. Урок начался по звонку.
|
Личностные УУД: самоорганизация. Регулятивные УУД:способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке |
Болезнь учащихся, усталость, рассеянное внимание ( последний урок) |
Напомнить на перемене о подготовке к уроку. Внести изменения в составах групп, сократить количество изделий. |
Актуализация знаний |
Систематизировать имеющиеся у учащихся знания.
Планируемые результаты были реализованы полностью. Дети свободно ориентировались в материале, предложенные задания выполняли успешно, формулировали задачи. |
Личностные:осознание своих возможностей. Регулятивные:умение регулировать свои действия, взаимодействовать в группе. Познавательные:Умение анализировать, выделять и формулировать задачу; умение осознанно строить речевое высказывание |
. |
||
Поисково-исследовательский этап |
Выбор материала и инструмента для выполнения поставленной задачи Обучающиеся смогли проанализировать полученную информацию , объяснить и сделать свой выбор инструмента. |
Личностные: проявление интереса и активности в выборе решения; установление личностного смысла знания. Регулятивные: умение составлять план и последовательность действий, осуществлять контроль по результату. Познавательные: умение рационально использовать технологическую информацию; оценивать технологические свойства материалов, ориентироваться в средствах и технологиях обработки материалов; умение подбирать инструмент и оборудование. |
Сделан неверный выбор инструмен-та, который может повлечь за собой брак и травмиро-вание. |
Объяснить критерии выбора инструмента |
|
Умение анализировать полученную информацию и применять на практике. умение сотрудничать на уроке с учителем, одноклассниками, в группе и коллективе Учащиеся определили необходимые технологические операции , наметили план действий, выполнили работу, осуществляя самоконтроль, правильно выбрали инструмент и приспособления. Цели данного этапа урока были реализованы, т.к. результаты деятельности детей показали принятие нового знания. Обучающиеся оценили себя и своих одноклассников, аргументируя свои доводы. |
Личностные: умение овладеть нормами и правилами научной организации труда; Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей и коллективной деятельности. Регулятивные: умение составлять план и последовательность действий, осуществлять контроль по результату. Познавательные: умение выделять необходимую информацию; умение ориентироваться в средствах и технологиях обработки материалов; умение планировать свою трудовую деятельность; умение обосновывать показатели качества промежуточных операций. |
||||
Рефлексивно-оценочный этап |
Умение построить алгоритм действия (технологическая цепочка) умение сотрудничать на уроке с учителем, одноклассниками, в группе и коллективе Учащиеся представляют, выполненные в группах работы сравнивают их, оценивают свою работу и работы членов группы. Учащиеся определили алгоритм технологической операции, сформулировали вывод о важности декорирования готового изделия. |
Личностные: умение провести самооценку и организовать взаимооценку (прогнозирование и контроль). Регулятивные: построение логической цепочки рассуждений и доказательство. Познавательные: умение сформулировать алгоритм действия; выявлять допущенные ошибки и обосновывать способы их исправления обосновывать показатели качества конечных результатов. |
. |
Дата: Подпись: /Муравин В.А./
Зачистка поверхностей деталей из древесины
PPTX / 3.98 Мб
котова татьяна михайловна
Муравин Валерий Анатольевич