Урок в 11 классе на тему «Понятие о химической реакции. Реакции без изменения состава веществ»
Пояснительная записка к презентации
СЛАЙД 1. Урок в 11 классе на тему
«Понятие о химической реакции. Реакции без изменения состава веществ»
СЛАЙД 2. Цель урока: систематизировать знания учащихся о подходах к классификации химических реакций
Задачи урока:
Расширить и углубить знания о химических реакциях, сравнить их с другими видами явлений
Научиться выделять существенные признаки, которые могут быть положены в основу классификации химических реакций
Рассмотреть классификацию химических реакций по различным признакам.
Доказать материальность изучаемых процессов
Формирование образовательной, общекультурной компетентности
Развитие логического мышления путём анализа, обобщения и систематизации
Тип урока: обобщение и коррекция знаний учащихся
Методы:
Словесный (рассказ, беседа, объяснение)
Наглядный (проектор)
Проблема
Оборудование: таблица “Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева”, ПК с проектором.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний учащихся, сообщение темы, цели урока.
Природа, по-видимому, любит превращения.
И. Ньютон
Учитель. Здравствуйте! Вы изучаете химию с 7-го класса, и надеюсь, убеждаетесь в том, что химия – удивительная наука! Скажите мне, пожалуйста, что изучает химия?
Ответ: Химия – наука о веществах, их свойствах, превращениях и явлениях, сопровождающие эти превращения.
Учитель Одна из задач химии использовать эти процессы для получения соединений с новыми полезными свойствами, а так же для получения разных видов энергии. В организме человека и в окружающем нас мире протекает огромное число реакций, без них невозможна жизнь. Чтобы ориентироваться в огромном царстве реакций, необходимо знать их типы. Сегодня мы и рассмотрим классификацию химических реакций. Итак, запишите тему урока: “ «Понятие о химической реакции.
Реакции без изменения состава веществ»
– Какие цели, вы поставите перед собой, исходя из темы?
III. Проверка знаний учащимися фактического материала.
Вопросы:
Что называется явлением? (Явление – это то, в чём проявляется развитие, изменение чего– либо).
Чем сопровождается любое явление? (Изменением энергии)
Какие виды энергий вы знаете? (Кинетическая, потенциальная, внутренняя)
СЛАЙД 3. К каким явлениям относятся данные превращения? (Физическим)
В чём разница между физическими и химическими явлениями? (В результате химических реакций происходит образование новых веществ)
СЛАЙД 4. К каким явлениям относятся данные превращения? (Плавление парафина – к физическим, а горение свечи – к химическим явлениям).
СЛАЙД 5. Что же такое химическое явление? (Химическая реакция, ли явление – процесс превращения одних веществ в другие, отличающиеся от исходных составом или строением)
СЛАЙД 6. Назовите химические процессы (2, 4, 5, 7, 8)
СЛАЙД 7. По каким признакам можно судить о протекании именно химических реакций? (Изменение, цвета, выделение тепла и света, изменение запаха, выделение газа, образование или растворение осадка)
IV. Проверка знаний учащимися основных понятий, законов, теорий, умений объяснять их сущность.
СЛАЙД 8. Учитель. В чем сущность протекания химического процесса? Разрыв химических связей в реагентах. (E затрачивается)
Возникновение новых связей в продуктах реакции.(E выделяется)
Получение готового продукта, возможность выделить его из общей массы веществ и дальнейшее использование. При этом общее число атомов каждого элемента остаётся постоянным, следовательно, и масса веществ в результате химических реакций не изменяется)
– СЛАЙД 9. Кем и когда была установлена эта закономерность? (В 1748 году М.В. Ломоносовым сформулирован закон сохранения массы веществ)
– Какой ещё закон лежит в основе химических реакций? (Закон сохранения энергии: энергия не возникает из ничего и не исчезает бесследно, а только переходит из одной формы в другую)
– Что является условной записью химического процесса? (Уравнение химической реации)
V. Проверка глубины осмысления знаний, степени обобщения.
Учитель. Классификацию химических реакций мы начнём с повторения реакций, протекающих без изменения состава вещества, которые мы изучали в курсах органической и неорганической химии.
– Вспомните, пожалуйста, о каких реакциях идёт речь?
СЛАЙД 10. Аллотропизация – взаимопереход аллотропных модификаций. Например, СЛАЙД 11. Аллотропные модификации углерода.(Учащиеся вспоминают виды кристаллических решеток, физические свойства и области применения аллотропных модификаций углерода)
СЛАЙД 12. Аллотропные модификации серы.
СЛАЙД 13. Проблемная ситуация. Учащиеся, читая информацию, определяют, о каком явлении идёт речь?
В 1910 г. английский полярный исследователь Роберт Скотт снарядил экспедицию, целью которой было достичь Южного полюса, где в то время еще не ступала нога человека. Целых два года Скотт потратил на создание в Антарктиде складов продовольствия и горючего, которыми предполагал воспользоваться при возвращении.
В 1912 г. англичанин достиг самой южной точки планеты, но к своему разочарованию обнаружил, что всего за месяц до этого здесь побывал норвежский путешественник Руал Амундсен. Пустившись в расстроенных чувствах в обратный путь, Скотт не предполагал, что самое страшное ждет его впереди. Добравшись до первого склада, полярник обнаружил, что жестянки, в которых хранился керосин, пусты. Члены экспедиции не смогли ни согреться, ни приготовить пищу. Та же картина обнаружилась на следующем складе... Из-за отсутствия топлива Р. Скотту и его товарищам так и не удалось вернуться на базу - они замерзли, не дойдя до нее, так и не узнав, что виновником их гибели стало... олово, которым были запаяны жестянки с керосином.
СЛАЙД 14. Этот металл на морозе заболевает так называемой «оловянной чумой». При температурах ниже –13оС олово из блестящего превращается в тускло-серое, а затем рассыпается в порошок. Жестянки с керосином потеряли герметичность, и топливо вытекло, что и стало причиной гибели экспедиции Скотта.
Sn (белое) ↔ Sn (серое)
СЛАЙД 15. Учитель. Следующая группа реакций, идущих без изменения состава вещества, реакции изомеризации – превращение одного изомера в другой.
Вспомните, что такое изомеры? (Изомеры – это вещества, имеющие одинаковый качественный и количественный состав, но различное строение и, следовательно, разные свойства. Явление существования изомеров называется изомерией)
СЛАЙД 16. Учащиеся выполняют задание: Составьте структурные формулы возможных изомеров состава С5Н12 и назовите их по номенклатуре ИЮПАК
СЛАЙД 17. Проверь себя.
СЛАЙД 18. Домашнее задание
Проблемный вопрос. Подумайте, почему деление на металлы и неметаллы условно?
Решите задачу. Плотность паров этиленового углеводорода по водороду равна 28. Определите его молекулярную формулу. Сколько изомеров имеет данный алкен?
VI. Итоги.
СЛАЙД 19. Учитель. Постараемся из всего вышеизложенного сформулировать соответствующий вывод. Независимо от того, между какими веществами – органическими или неорганическими – происходит химическое превращение, для них характерны одни и те же закономерности. Мир химических реакций огромен, разнообразен и интересен. Знание классификации и типов химических реакций помогут объяснить вам многие химические процессы, протекающие в природе, в организме человека, а также многие другие химические явления, с которыми вы постоянно сталкиваетесь.
VII. Рефлексия.
СЛАЙД 20. Выберите свой путь настроения на уроке.
Многое вспомнил(а), хорошо усвоил(а) тему урока
Остались непонятные вопросы
Я ничего не понял(а)