12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Трошина Марина Сергеевна53
Россия, Челябинская обл., Магнитогорск
3

План-конспект урока по химии в 8 классе «Классификация химических реакции: реакции обмена»



Трошина М.С.

учитель химии

МАОУ «Многопрофильный лицей №1»

г. Магнитогорска

План-конспект урока по химии в 8 классе

Тема урока: «Классификация химических реакции: реакции обмена»

Тип урока: комбинированный

Цели урока:

- образовательная: рассмотреть сущность реакций обмена; научить учащихся составлять уравнения химических реакций.

- воспитательная: продолжить формирование научного мировоззрения учащихся; воспитывать культуру общения через работу в парах ученик–ученик, учитель–ученик; воспитывать такие качества личности, как наблюдательность, пытливость, инициатива, стремление к самостоятельному поиску.

- развивающая: развитие умения расстановки коэффициентов; развитие умения сравнивать, обобщать, анализировать, делать выводы; продолжать формирование умений работать с учебником;

Оборудование: АРМ учителя; ЦОР; раздаточный материал «Уравнения химических реакций»; химические реактивы и оборудование.

Прогнозируемый результат:

-развитие умения составлять уравнения химических реакций и определять тип реакций;

-развитие умения сравнивать, обобщать, анализировать, делать выводы;

-развитие умения работать с источниками информации;

-развитие умения вести диалог.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка знаний учащихся по домашнему заданию.

Фронтальный опрос

Задание 1.

Что «лишнее», объясните свой выбор:

а) Zn, O2, Н2, N2, O3

б) Na2O, Mg(OH)2, Al(OH)3, LiOH

в) НСl, H2SO3, H2CO3, P2O5

г) MgSO4, Na2CO3, Zn(NO3)2, H2SO4

Задание 2. Укажите, о каких химических реакциях идет речь. Объясните свой ответ.

Опыт 1. «Железо + хлор = хлорид железа (III)

(учащиеся составляют уравнение реакции: 2 Fe +3 Cl2 = 2 FeCl3)

Опыт 2. «Получение кислорода»

(учащиеся составляют уравнение реакции: 2 KMnO4 = K2MnO4 + MnO2 + O2)

Опыт 3. «Взаимодействие металлов с кислотами и солями»

Zn + 2 HCl = ZnCl2 + H2

Cu + HCl = реакция не идет (почему)

Zn + CuSO4 = Zn SO4 + Cu

Fe + CuSO4 = Fe SO4 + Cu

3. Самостоятельная работа (7–8 мин)

Задание. Расставьте коэффициенты в уравнениях реакций и укажите тип каждой реакции.

В а р и а н т  1

СО + О2 СО2,

NaNO3 NaNO2 + O2,

CuO + Al Al2O3 + Cu,

AgNO3 + Cu Cu(NO3)2 + Ag,

KNO3 KNO2 + O2.

В а р и а н т  2

Fe + О2 Fe3О4,

KClO3 KCl + O2,

Al + HCl AlCl3 + H2,

Al + O2 Al2O3,

Fe + HCl FeCl2 + H2,

Критерии оценки

Максимально можно набрать 5 баллов (по 0,5 балла за правильно расставленные коэффициенты в каждом уравнении и по 0,5 балла за верно указанный тип реакции).

На «5» – 5–4,5 балла,

на «4» – 4–3,5 балла,

на «3» – 3–2 балла.

После выполнения заданий учащиеся, сидящие за одной партой, обмениваются работами.

Учитель. Ребята, поднимите руки, кто выполнил работу на «5». А кто справился на «4»? Итак, подводя итог сегодняшней самостоятельной работы, я могу сказать, что вам хорошо известны три типа химических реакций: реакции соединения, разложения и замещения. Перед нами стоит задача изучить еще один тип химических реакций – реакции обмена.

4. Объяснение нового материала.

Учащиеся возвращаются к обобщающей таблице (табл. 1) по типам химических реакций, сделанной за два предыдущих урока, и под руководством учителя заполняют последнюю строку в этой таблице.

Тип реакции

Уравнения реакций в общем виде

Реакция разложения

Разложение сложного вещества на два (несколько) новых веществ:
АВ = А + В

Реакции разложения являются эндотермическими (-Q)

Реакция соединения

Соединение двух (нескольких) веществ в одно новое сложное вещество:
А + В = АВ

Реакции соединения являются экзотермическими (+Q)

Реакция замещения

Взаимодействие простого вещества со сложным, в результате которого образуются новое простое и новое сложное вещества:

А + ВС = В + АС

Реакция обмена

Взаимодействие двух сложных веществ с образованием двух других сложных веществ:

АВ + СD = АD + СВ

Учитель. Реакция обмена – это реакция между двумя сложными веществами, которые обмениваются своими составными частями.

Демонстрационный опыт 1. Взаимодействие хлорида магния с карбонатом калия

Mg Cl2 + K2CO3 = MgCO3 + 2KCl

Демонстрационный опыт 2. Взаимодействие сульфата меди с гидроксидом натрия

CuSO4 + 2 NaOH = Cu (OH)2 + Na2SO4

Демонстрационный опыт 3. Взаимодействие соляной кислоты с карбонатом калия

2 НCl + K2CO3 = 2 KCl + CO2 + H2O

Демонстрационный опыт 4.  Взаимодействие гидроксида меди с соляной кислотой

 

Cu (OH)2 + 2 HCl + CuCl2 + 2 H2O

Демонстрационный опыт 5. Взаимодействие гидроксида натрия с соляной кислотой

NaOH + HCl = H2O + NaCl

Реакция нейтрализации

Правила, при соблюдении которых реакции обмена возможны:

1) соль1 + соль2 = соль3 + соль4

а) и соль1 и соль2 должны быть растворимыми

б) соль3 или соль4 должна быть нерастворимой (т.е. должен образоваться осадок)

2) соль1 + щёлочь = соль2 + основание

а) и соль1 и щёлочь должны быть растворимыми

б) основание должно быть нерастворимыми(т.е. должен образоваться осадок)

3) соль1 + кислота1 = соль2 + кислота2

а) или соль2 должна быть нерастворимой(т.е. должен образоваться осадок) или кислота2 должна быть неустойчивой(т.е. должен образоваться газ).

4) кислота + основание (любое) = соль + вода

Вывод: реакция обмена возможна, если образуется осадок() или газ() или H2O

Заключительная беседа

Учитель. Сколько типов химических реакций вы теперь знаете?

Ученик. Мы знаем четыре типа химических реакций: реакции соединения, разложения, замещения и обмена.

Учитель. Между веществами каких классов могут происходить реакции обмена?

Ученик. Реакции обмена могут происходить между основаниями и кислотами, кислотами и основными оксидами, солями и щелочами.

Учитель. Какая реакция называется реакцией нейтрализации?

Ученик. Реакция нейтрализации – это реакция обмена между основанием и кислотой, в результате которой образуются соль и вода.

Домашнее задание. По учебнику О.С. Габриеляна «Химия-8» § 32, упр. 4 с. 168.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.