План-конспект урока по химии в 8 классе «Классификация химических реакции: реакции обмена»
Пояснительная записка к презентации
Трошина М.С.
учитель химии
МАОУ «Многопрофильный лицей №1»
г. Магнитогорска
План-конспект урока по химии в 8 классе
Тема урока: «Классификация химических реакции: реакции обмена»
Тип урока: комбинированный
Цели урока:
- образовательная: рассмотреть сущность реакций обмена; научить учащихся составлять уравнения химических реакций.
- воспитательная: продолжить формирование научного мировоззрения учащихся; воспитывать культуру общения через работу в парах ученик–ученик, учитель–ученик; воспитывать такие качества личности, как наблюдательность, пытливость, инициатива, стремление к самостоятельному поиску.
- развивающая: развитие умения расстановки коэффициентов; развитие умения сравнивать, обобщать, анализировать, делать выводы; продолжать формирование умений работать с учебником;
Оборудование: АРМ учителя; ЦОР; раздаточный материал «Уравнения химических реакций»; химические реактивы и оборудование.
Прогнозируемый результат:
-развитие умения составлять уравнения химических реакций и определять тип реакций;
-развитие умения сравнивать, обобщать, анализировать, делать выводы;
-развитие умения работать с источниками информации;
-развитие умения вести диалог.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Проверка знаний учащихся по домашнему заданию.
Фронтальный опрос
Задание 1.
Что «лишнее», объясните свой выбор:
а) Zn, O2, Н2, N2, O3
б) Na2O, Mg(OH)2, Al(OH)3, LiOH
в) НСl, H2SO3, H2CO3, P2O5
г) MgSO4, Na2CO3, Zn(NO3)2, H2SO4
Задание 2. Укажите, о каких химических реакциях идет речь. Объясните свой ответ.
Опыт 1. «Железо + хлор = хлорид железа (III)
(учащиеся составляют уравнение реакции: 2 Fe +3 Cl2 = 2 FeCl3)
Опыт 2. «Получение кислорода»
(учащиеся составляют уравнение реакции: 2 KMnO4 = K2MnO4 + MnO2 + O2)
Опыт 3. «Взаимодействие металлов с кислотами и солями»
Zn + 2 HCl = ZnCl2 + H2
Cu + HCl = реакция не идет (почему)
Zn + CuSO4 = Zn SO4 + Cu
Fe + CuSO4 = Fe SO4 + Cu
3. Самостоятельная работа (7–8 мин)
Задание. Расставьте коэффициенты в уравнениях реакций и укажите тип каждой реакции.
В а р и а н т 1 СО + О2 СО2, NaNO3 NaNO2 + O2, CuO + Al Al2O3 + Cu, AgNO3 + Cu Cu(NO3)2 + Ag, KNO3 KNO2 + O2. |
В а р и а н т 2 Fe + О2 Fe3О4, KClO3 KCl + O2, Al + HCl AlCl3 + H2, Al + O2 Al2O3, Fe + HCl FeCl2 + H2, |
Критерии оценки
Максимально можно набрать 5 баллов (по 0,5 балла за правильно расставленные коэффициенты в каждом уравнении и по 0,5 балла за верно указанный тип реакции).
На «5» – 5–4,5 балла,
на «4» – 4–3,5 балла,
на «3» – 3–2 балла.
После выполнения заданий учащиеся, сидящие за одной партой, обмениваются работами.
Учитель. Ребята, поднимите руки, кто выполнил работу на «5». А кто справился на «4»? Итак, подводя итог сегодняшней самостоятельной работы, я могу сказать, что вам хорошо известны три типа химических реакций: реакции соединения, разложения и замещения. Перед нами стоит задача изучить еще один тип химических реакций – реакции обмена.
4. Объяснение нового материала.
Учащиеся возвращаются к обобщающей таблице (табл. 1) по типам химических реакций, сделанной за два предыдущих урока, и под руководством учителя заполняют последнюю строку в этой таблице.
Тип реакции |
Уравнения реакций в общем виде |
Реакция разложения |
Разложение сложного вещества на два (несколько) новых веществ: Реакции разложения являются эндотермическими (-Q) |
Реакция соединения |
Соединение двух (нескольких) веществ в одно новое сложное вещество: Реакции соединения являются экзотермическими (+Q) |
Реакция замещения |
Взаимодействие простого вещества со сложным, в результате которого образуются новое простое и новое сложное вещества: А + ВС = В + АС |
Реакция обмена |
Взаимодействие двух сложных веществ с образованием двух других сложных веществ: АВ + СD = АD + СВ |
Учитель. Реакция обмена – это реакция между двумя сложными веществами, которые обмениваются своими составными частями.
Демонстрационный опыт 1. Взаимодействие хлорида магния с карбонатом калия
Mg Cl2 + K2CO3 = MgCO3 + 2KCl
Демонстрационный опыт 2. Взаимодействие сульфата меди с гидроксидом натрия
CuSO4 + 2 NaOH = Cu (OH)2 + Na2SO4
Демонстрационный опыт 3. Взаимодействие соляной кислоты с карбонатом калия
2 НCl + K2CO3 = 2 KCl + CO2 + H2O
Демонстрационный опыт 4. Взаимодействие гидроксида меди с соляной кислотой
Cu (OH)2 + 2 HCl + CuCl2 + 2 H2O
Демонстрационный опыт 5. Взаимодействие гидроксида натрия с соляной кислотой
NaOH + HCl = H2O + NaCl
Реакция нейтрализации
Правила, при соблюдении которых реакции обмена возможны:
1) соль1 + соль2 = соль3 + соль4
а) и соль1 и соль2 должны быть растворимыми
б) соль3 или соль4 должна быть нерастворимой (т.е. должен образоваться осадок)
2) соль1 + щёлочь = соль2 + основание
а) и соль1 и щёлочь должны быть растворимыми
б) основание должно быть нерастворимыми(т.е. должен образоваться осадок)
3) соль1 + кислота1 = соль2 + кислота2
а) или соль2 должна быть нерастворимой(т.е. должен образоваться осадок) или кислота2 должна быть неустойчивой(т.е. должен образоваться газ).
4) кислота + основание (любое) = соль + вода
Вывод: реакция обмена возможна, если образуется осадок(↓) или газ(↑) или H2O
Заключительная беседа
Учитель. Сколько типов химических реакций вы теперь знаете?
Ученик. Мы знаем четыре типа химических реакций: реакции соединения, разложения, замещения и обмена.
Учитель. Между веществами каких классов могут происходить реакции обмена?
Ученик. Реакции обмена могут происходить между основаниями и кислотами, кислотами и основными оксидами, солями и щелочами.
Учитель. Какая реакция называется реакцией нейтрализации?
Ученик. Реакция нейтрализации – это реакция обмена между основанием и кислотой, в результате которой образуются соль и вода.
Домашнее задание. По учебнику О.С. Габриеляна «Химия-8» § 32, упр. 4 с. 168.