Разработка урока химии «Реакции ионного обмена. Условия протекания реакций до конца»
Пояснительная записка к презентации
Полушина Татьяна Анатольевна, МБОУ «СОШ» пгт.Войвож |
Тема: Реакции ионного обмена. Условия их протекания.
Тип урока:
По основной дидактической цели: изучение нового материала.
По способу проведения и этапам учебного процесса: комбинированный.
Планируемые УУД:
Предметные:
Формулируют и воспроизводят понятия «Электролиты – не электролиты» «Электролитическая диссоциация», «Ионные реакции», «Условия необратимости реакций».Проводят опыты, наблюдают, описывают наблюдения.
Регулятивные:
Преобразуют практическую задачу в познавательную. Планируют собственную деятельность. Осуществляют контроль и оценку своих действий.
Познавательные:
Проводят наблюдение, анализ, выдвигают предположения (моделируют процессы) и осуществляют их экспериментальную проверку.
Коммуникативные:
Обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных решений.
Личностные:
Проявляют устойчивый интерес к поиску решения проблемы.
Методы урока:
По характеру познавательной деятельности: объяснительно –иллюстра-
тивный, проблемно – поисковый.
По виду источника знаний: словесно – наглядный
По форме совместной деятельности учителя и уч - ся: рассказ, беседа, эксперимент
Контроль результатов обучения:
а) самоконтроль
б) взаимоконтроль
в) компьютерный контроль
Оборудование: ПК, медиапроектор,
Моя презентация
PPT / 4.01 Мб
Примечание: для подготовки урока использовались материалы сети Интернет.
№ |
Этапы урока |
Деятельность учителя, приёмы, формы работы |
Оборудование и учебно-методические материалы |
Деятельность учащихся |
|
1 |
Организационный |
Приветствие. |
- |
Приветствуют учителя, готовы к уроку |
|
2 |
Проверка домашнего задания |
Вспомним тему прошлого урока. Электролиты? Не электролиты? Чем различаются электролиты и не электролиты? Что такое электролитическая диссоциация? Какую информацию несет уравнение: Al(NO3)3= Al3+ + 3NO3 - Всё внимание на экран. Из данного списка вычеркните формулы не электролитов, а затем записать диссоциацию электролитов. HCl, CaCO3, Fe(OH)3, Ca(OH)2, MgO, H2SiO3,BaCl2, Самостоятельная работа. Взаимоконтроль. Вывод: На какие ионы диссоциируют кислоты? Щелочи? Соли? Оценивание ответов учащихся с учетом самооценки. |
Проектор для показа презентации. слайды № |
Отвечают на вопросы Работа в тетрадях в парах. Взаимопроверка (Надо зачеркнуть формулы не электролитов и написать уравнения диссоциации электролитов) Самооценка. Все верно – «5» 1-3 ошибки – «4» 4-6 ошибок – «3» Более 6 ошибок – нет оценки. Делают вывод, что к электролитам относим кислоты, соли, щелочи. |
|
3 |
Подготовка к активному и сознательному усвоению нового материала |
Сегодня на уроке нам предстоит ответить на вопрос: А всегда ли реакции между электролитами возможны? Это проблема, которую нам предстоит решить. А решать её мы будем путем выполнения лабораторной работы в группах. Напоминаю правила техники безопасности при выполнении лабораторной работы. |
Презентация Таблица растворимости Оборудование и реактивы у учащихся: штатив с пробирками; растворы соляной кислоты, сульфата меди, карбоната натрия, гидроксида натрия, универсальная индикаторная бумажка. |
Готовят в рабочих тетрадях таблицу для записи результатов лабораторного исследования. |
|
4 |
Усвоение новых знаний |
Составляется уравнение на доске (или слайд презентации) 2NaOH+СuSO4 →Na2SO4+Cu(OH)2 Записали молекулярное уравнение. Записываем полное ионное уравнение, и сокращённое ионное уравнение. Продолжаем выполнение работы. 2.NaOH(инд.бумажка)+HCl=NaCl+H2O 3. Na2CO3+2HCl= 2NaCl+H2O+CO2↑ 4. NaCl+ H2SO4→? Итак: перед нами стояла проблема: при каких условиях протекают ионные реакции до конца. условия на слайде: образование осадка, газа или воды (малодиссоциирующего вещества) Работа групповая в постоянной группе- исследовательский метод, |
Презентация, лабораторное оборудование, реактивы |
Выполнение опытов лабораторной работы по инструктивной карте Записали молекулярное уравнение. Записываем полное ионное уравнение, и сокращённое ионное уравнение. |
|
5 |
Подведение итогов урока |
А теперь сформулируем определение "реакции ионного обмена", и условия, при которых эти реакции возможны. |
Презентация |
Делают вывод и записывают в тетради: Реакции ионного обмена - реакции обмена ионами - в растворах электролитов - с образованием неэлектролита в виде - осадка () -газа () - малодиссоциирующего вещества (H2O) |
|
6 |
Закрепление |
Обучающимся дается задание: при сливании каких пар растворов электролитов реакции ионного обмена возможны, т.е. протекают до конца? Выберите условный знак каждого случая: , , <->, Н2О Пары электролитов: 1) K2SO4 и BaCl2 2) Na2CO3 и HCl 3) KOH и H2SO4 4) KCl и Na2SO4 проверка выполнения задания. Фронтальная беседа.. В чем суть РИО? Дается краткая информация о применении реакций ионного обмена в жизни человека , в быту. |
Слайд презентации |
Обучающиеся выбирают к каждой паре электролитов условное обозначение протекания реакций ионного обмена до конца (необратимо) 1) 2) 3) Н2О 4) <->
Обсуждение в парах.
Отвечают на вопросы слайда |
|
7. |
Домашнее задание с комментированием |
CaCO3 + H2SO3 = CaSO3 + H2O + CO2 ↑ CaCO3 + 2HNO3 = Ca(NO)2 + H2O + CO2 ↑ NaHCO3 + HCl = NaCl + H2O + CO2 ↑ 2Na3PO4 + 3CaCl2 = Ca3(PO4)2 ↓ + 6 NaCl NaHCO3+CH3COOH=CH3COONa+H2O+ CO2↑ |
Д/З- на слайде презентации |
Записывают дом. задание в дневники и рабочие тетради |
|
8 |
Рефлексия и самооценка |
Составить кластер «Реакции ионного обмена» |
Слайд презентации |
Составление кластера |
PPT / 4.01 Мб