12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Полушина Татьяна Анатольевна54
1

Разработка урока «Реакции ионного обмена. Условия протекания реакций до конца»



 

Полушина Татьяна Анатольевна, МБОУ «СОШ» пгт.Войвож

Тема: Реакции ионного обмена. Условия их протекания.

Тип урока:

По основной дидактической цели: изучение нового материала.

По способу проведения и этапам учебного процесса: комбинированный.

Планируемые УУД:

Предметные:

Формулируют и воспроизводят понятия «Электролиты – не электролиты» «Электролитическая диссоциация», «Ионные реакции», «Условия необратимости реакций».Проводят опыты, наблюдают, описывают наблюдения.

Регулятивные:

Преобразуют практическую задачу в познавательную. Планируют собственную деятельность. Осуществляют контроль и оценку своих действий.

Познавательные:

Проводят наблюдение, анализ, выдвигают предположения (моделируют процессы) и осуществляют их экспериментальную проверку.

Коммуникативные:

Обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных решений.

Личностные:

Проявляют устойчивый интерес к поиску решения проблемы.

Методы урока:

По характеру познавательной деятельности: объяснительно –иллюстра-

тивный, проблемно – поисковый.

По виду источника знаний: словесно – наглядный

По форме совместной деятельности учителя и уч - ся: рассказ, беседа, эксперимент

Контроль результатов обучения:

а) самоконтроль

б) взаимоконтроль

в) компьютерный контроль

Оборудование: ПК, медиапроектор,
Моя презентация
PPT / 4.01 Мб

Примечание: для подготовки урока использовались материалы сети Интернет.

Этапы урока

Деятельность учителя, приёмы, формы работы

Оборудование и учебно-методические материалы

Деятельность учащихся

1

Организационный

Приветствие.

-

Приветствуют учителя, готовы к уроку

2

Проверка домашнего задания

Вспомним тему прошлого урока.

Электролиты?

Не электролиты?

Чем различаются электролиты и не электролиты?

Что такое электролитическая диссоциация?

Какую информацию несет уравнение:

Al(NO3)3= Al3+ + 3NO3 -

Всё внимание на экран. Из данного списка вычеркните формулы не электролитов, а затем записать диссоциацию электролитов.

HCl, CaCO3, Fe(OH)3, Ca(OH)2, MgO, H2SiO3,BaCl2,

Самостоятельная работа. Взаимоконтроль.

Вывод: На какие ионы диссоциируют кислоты? Щелочи? Соли?

Оценивание ответов учащихся с учетом самооценки.

Проектор для показа презентации.

слайды

Отвечают на вопросы

Работа в тетрадях в парах. Взаимопроверка

(Надо зачеркнуть формулы не электролитов и написать уравнения диссоциации электролитов)

Самооценка.

Все верно – «5»

1-3 ошибки – «4»

4-6 ошибок – «3»

Более 6 ошибок – нет оценки.

Делают вывод, что к электролитам относим кислоты, соли, щелочи.

3

Подготовка к активному и сознательному усвоению нового материала

Сегодня на уроке нам предстоит ответить на вопрос: А всегда ли реакции между электролитами возможны?

Это проблема, которую нам предстоит решить.

А решать её мы будем путем выполнения лабораторной работы в группах.

Напоминаю правила техники безопасности при выполнении лабораторной работы.

Презентация

Таблица растворимости

Оборудование и реактивы у учащихся: штатив с пробирками;

растворы соляной кислоты, сульфата меди, карбоната натрия, гидроксида натрия, универсальная индикаторная бумажка.

Готовят в рабочих тетрадях таблицу для записи результатов лабораторного исследования.

4

Усвоение новых знаний

Составляется уравнение на доске (или слайд презентации)

2NaOH+СuSO4Na2SO4+Cu(OH)2

Записали молекулярное уравнение.

Записываем полное ионное уравнение, и сокращённое ионное уравнение.

Продолжаем выполнение работы.

2.NaOH(инд.бумажка)+HCl=NaCl+H2O

3. Na2CO3+2HCl= 2NaCl+H2O+CO2

4. NaCl+ H2SO4→?

Итак: перед нами стояла проблема: при каких условиях протекают ионные реакции до конца. условия на слайде:

образование осадка, газа или воды

(малодиссоциирующего вещества)

Работа групповая в постоянной группе- исследовательский метод,

Презентация, лабораторное оборудование, реактивы

Выполнение опытов лабораторной работы по инструктивной карте Записали молекулярное уравнение.

Записываем полное ионное уравнение, и сокращённое ионное уравнение.

5

Подведение итогов урока

А теперь сформулируем определение "реакции ионного обмена", и условия, при которых эти реакции возможны.

Презентация

Делают вывод и записывают в тетради: Реакции ионного обмена

- реакции обмена ионами

- в растворах электролитов

- с образованием неэлектролита

в виде -  осадка ()

-газа ()

- малодиссоциирующего вещества (H2O)

6

Закрепление

Обучающимся дается задание: при сливании каких пар растворов электролитов реакции ионного обмена возможны, т.е. протекают до конца?

Выберите условный знак каждого случая:

, , <->, Н2О

Пары электролитов:

1) K2SO4 и BaCl2

2) Na2CO3 и HCl

3) KOH и H2SO4

4) KCl и Na2SO4

проверка выполнения задания.

Фронтальная беседа..

В чем суть РИО?

Дается краткая информация о применении реакций ионного обмена в жизни человека , в быту.

Слайд презентации

Обучающиеся выбирают к каждой паре электролитов условное обозначение протекания реакций ионного обмена до конца (необратимо)

 1)

2)

3) Н2О

4) <->


 


 

Обсуждение в парах.


 


 


 

Отвечают на вопросы слайда

7.

Домашнее задание с комментированием

CaCO3 + H2SO3 = CaSO3 + H2O + CO2

CaCO3 + 2HNO3 = Ca(NO)2 + H2O + CO2

NaHCO3 + HCl = NaCl + H2O + CO2

2Na3PO4 + 3CaCl2 = Ca3(PO4)2 ↓ + 6 NaCl

NaHCO3+CH3COOH=CH3COONa+H2O+

CO2

Д/З- на слайде презентации

Записывают дом. задание в дневники и рабочие тетради

8

Рефлексия и самооценка

Составить кластер «Реакции ионного обмена»

Слайд презентации

Составление кластера


 


 


 

Моя презентация
PPT / 4.01 Мб
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.