12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Пашанина Татьяна Викторовна241
Россия, Татарстан респ.

Урок в 6 классе.


Тема урока: Склонение порядковых числительных


Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Задачи:

1. продолжить формировать понятие о порядковых числительных ,2. сформировать навык распознавания порядковых числительных в буквенной и числовой формах,

3 сформировать навык правильного образования, склонения порядковых числительных


4. Способствовать развитию речевой компетенции; развитию критического мышления, памяти.

5. Способствовать формированию и воспитанию аккуратности письма, внимания.

6. Способствовать патриотическому воспитанию (урок связан с именем героя Советского Союза Н.Алтынова, именем которого названа школа)

Планируемые результаты:

Личностные:

Понимать выразительные возможности русского языка ;

стремиться к речевому эталону, к грамотной, точной, выразительной речи, позволяющей ученику наиболее точно выражать собственные мысли, чувства, эмоции;



Метапредметные:

осуществлять самоконтроль;

оценивать правильность выполнения учебной задачи, возможности ее решения;

проводить наблюдение, анализ, выдвигать предположения и осуществлять их экспериментальную проверку;

читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить ее в материалах учебников, словарях.

уметь работать в парах, группах;

участвовать в общей беседе;

задавать вопросы, отвечать на вопросы;

формулировать собственные мысли.

Предметные:

- повторить разряды числительных по значению, по составу

- знать правила склонения простых и составных числительных

- проводить анализ морфологических признаков числительных и прилагательных.



Ресурсы урока

Учебно-методические: УМК: Л.А. Тростенцова Т.А. Ладыженская…, «Русский язык.6 класс» - М., «Просвещение», 2015; раздаточный материал – тексты, цветные распечатки «Облако слов»

Материально-технические: компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку.

Ход урока.

Этап мотивации. Слайд («Притча»)

Притча «Стражник»

Идет один путник по дороге, его останавливает стражник и говорит: «Мой хозяин желает знать, кто ты, куда идешь и зачем?» Путник спрашивает у стражника: «А сколько платит тебе твой хозяин?» «Пятьсот золотых!» – невозмутимо произносит стражник. «Я буду платить тебе в три раза больше, тысяча пятьсот золотых, если каждое утро ты будешь задавать мне эти три вопроса – Кто я? Куда я иду? И зачем?»

- О чём эта притча? Какова ее основная мысль?

-Как бы вы ответили в данный момент урока на эти вопросы?

Учитель: Запишите число, классная работа

А у меня к вам такие вопросы. Мы идем по дороге знаний. И уже прошли часть пути, связанного с этой темой. Угадывайте. За правильный ответ дается кусочек пазла (звезда)

1.Быстро предметы оно сосчитает,

Строгий порядок при счёте их знает.

Цифры частенько его заменяют,

Люди его в устной речи склоняют,

Часто при этом они ошибаются,

Как его звать, кто скорей догадается? (Имя числительное) (Слайд «Дорога»)

2.На два вопроса оно ответит вам только,

Это вопросы (Который? и Сколько?)

3.Моё величество

Обозначает количество.

Сколько? Два или пятнадцать,

Девять, десять или двадцать.

Ну а вдруг сто двадцать пять?

Смотря чего, нам ли не знать.

Я его величество , какого разряда числительное?( количественные)

4.Люблю я также и порядок,

Для меня он очень сладок.

Который? Первый, второй,

Сто тридцать седьмой.

Я его величество.. (порядковое числительное.)

-Найдите в притче числительные. На какие три группы по составу их можно разделить? Определите разряд числительных из притчи:

-все количественные

Один три простые

Пятьсот сложные

тысяча пятьсот составные.

Каких здесь нет? Порядковых.

Вы всё верно определили и получаете за ответы звезду. (Слайд «Звезда»)



2. Формулирование темы и цели урока

Учитель: Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке?

Что нам сегодня предстоит узнать о порядковых числительных? (Как изменяются, как склоняются числительные,)

-Верно, цель нашего урока: усвоить лексико-грамматические особенности порядковых числительных, научиться правильно употреблять их в речи.

Запишите тему урока.(Слайд )

Порядковые числительные.

Попробуйте разгадать кроссенс (слайд) : какая известная личность скрывается за вопросом и связана с числительным 15 (герой Советского союза Николай Алтынов)

Какой год сейчас идет ? Запишите словами это порядковое числительное. Две тысячи двадцать первый.

Какой знаменательное событие произошло в нашей школе в феврале? (слайд)

Слайд «Кто прав: Дима или Миша?». Выдвинем гипотезу.

Гипотеза 1

Изменяется только последнее слово.

Гипотеза 2



Похожи на прилагательные, значит изменяются как прилагательные (по числам , падежам и родам в ед.числе)

3. Организация познавательной деятельности.

Задание 1.

Проверим гипотезу номер 2: Прочитаем текст (распечатки) о бое, после которого Алтынова наградили звездой Героя. Далее работа в группах и парах с текстом №1.

1 и 2 группа Определить устно стиль речи. Найти в предложениях 1 и 2 порядковые числительные и прилагательные с существительными, к которым они относятся,

-выписать и устно задать вопросы,

- выделить окончания у числительного и у прилагательного, относящегося к этому же существительному , определить и написать сверху род, число, падеж.

3 и 4 группа Определить устно тип речи в предложениях 6-8.Найти в предложениях 7-16 порядковое числительное «первый» и «второй» в разных формах с существительными, к которому оно относится

- устно задать вопрос

- выделить окончания у числительного

-определить и написать сверху род, число, падеж.

...1)Стремительно вели наступательные действия и воины первого механизированного корпуса… 2)Находившаяся в передовом отряде корпуса танковая бригада и девятнадцатая механизированная бригада на исходе дня окружили вражеский гарнизон в городе Кутно. 3)При освобождении Кутно на правом фланге танкового батальона капитана П. С. Китченко вел свою боевую машину механик танка 219-й танковой бригады старшина Н. Н. Алтынов. 4)Накануне он тщательно осмотрел танк, все проверил, отрегулировал, и сейчас, несмотря на то, что промокшая под тающим снегом земля сковывала быстрое движение, механик-водитель умело маневрировал, по указанию командира танка лейтенанта Кузьмина направил боевую машину по лощине к высотке, откуда вела огонь артиллерийская батарея фашистов.

5)Но вот лощина кончилась. 6)Танк начал выходить во фланг противнику. 7)По команде Кузьмина командир орудия с первых выстрелов уничтожил вражескую пушку. 8)Гитлеровцы стали разворачивать в сторону танка второе орудие. 9)Старшина Алтынов заметил это, взял вправо и увеличил скорость. 10)Опытный воин определил: у немецкой пушки остался небольшой угол поворота. 11)Значит, расчету придется снова браться за станины лафета, на что уйдет определенное время. 12)Надо во что бы то ни стало выиграть его. 13)Боевая машина стремительно неслась на батарею. 14)И вот уже под ее гусеницами заскрежетала крупповская сталь. 15)Такая же участь постигла и два других орудия, стоявших рядом, 16)Танк, ведомый старшиной Н. Н. Алтыновым, первым ворвался в Кутно. 

Литвяк М. МПородненные броней. — М.: Воениздат, 1985. — 240 с. — (Военные мемуары). / Тираж 100000 экз.


Самопроверка по слайду .

первого механизированного корпуса ед.ч,Р.п., м.р.

девятнадцатая механизированная бригада ед.ч, И.п., ж.р.

с первых выстрелов мн.ч,Р.п.

Ворвался первым ед.ч,Т.п.,м.р.

второе орудие ед.ч.,В.п.,ср.р.

Задание 2

Попробуйте сделать выводы, заполнив нужными словами пропуски (проговорите в паре):

Слайд

ВЫВОД: порядковые числительные изменяются,

как (прилагательные).

по (родам в ед.числе, числам и падежам)

-безударные окончания числительных можно проверить (задав вопрос).

Задание 3 Работа с учебником

Проверьте свои выводы по учебнику на стр.49. Есть ли еще новая информация?

Работа с учебником параграф 70 .

В составных порядковых числительных изменяется только последнее слово.

Задание 4 ( по тексту 1)

Найдите в предложении 3 составное порядковое числительное. В чем его особенность (напечатано цифрами и буквами через дефис). Запишем словами в Им. Падеже. Опора на учебник (3 абзац). Двести девятнадцатая танковая бригада . Устно просклоняем хором, изменяя только последнее слово.

Проверка по слайду.

Задание 5 Запишите правильно предложение, определите род, число , падеж порядкового числительного.

В 2021 году нашей школе присвоили имя героя Советского союза Н.Н.Алтынова.

В две тысячи двадцать первом году нашей школе присвоили имя героя Советского союза Н.Н.Алтынова.

Вывод: Прав был Дима.

Задание 6 «Облако слов» по группам.

Выпишите только порядковые числительные (группа 1 дать цифру 2, группа 2 –цифру 3, группа 3 -цифру 5, группа 4 –цифру 6). Один представитель группы записывает ответ на доске.

-двухсотый

-трёхтысячный

-пятидесятый

-шестимиллионный

- Сделайте вывод, как пишутся сложные порядковые числительные. (слитно пишутся порядковые числительные на –сотый, -тысячный, -миллионный, Еще какие? –миллиардный ответ на Стр.49 учебника

-Как отличали от сложных прилагательных? (Обе части можно записать цифрами).

Посмотрите на 1ую часть сложного числительного. В каком падеже? В родительном.

Учитель:Есть ли у нас на доске еще порядковые числительные?

(Дата).Порядковые числительные часто используют для называния дат (число и год).

Задание 7 Представьте, что вам придется рассказывать младшим школьникам, вновь пришедшим в нашу школу, биографию Алтынова. В чем может возникнуть трудность при произнесении вслух фактов его биографии? ( в произнесении и изменении числительных, написанных цифрами)

Соедините правильно даты и факты биографии Н.Алтынова. Запишите ответы словосочетаниями со словом «год».(Распечатано на каждого)

1.В каком году родился Н.Алтынов?

2.Когда Алтынов был призван в Красную Армию?

3.В каком году Алтынов был награждён звездой героя?

4.С какого времени на улице Алтынова в Казани стоит Памятный камень?

5. В какие годы работал слесарем на казанском заводе «Союз»?

1942

20о5

1924

1945

1970 -1988

Самопроверка по слайду:

1.В тысяча девятьсот двадцать четвертом году

2.В тысяча девятьсот сорок втором году

3.В тысяча девятьсот сорок пятом году

4.С две тысячи пятого года

5. С тысяча девятьсот семидесятых годов по тысяча девятьсот восемьдесят восьмые годы

Какой вопрос вызвал трудность?(последний)

Обратите внимание. Семидесятых . Сложное числительное. Что заметили? (Первая часть –количественное числительное в родительном падеже не изменяется, а вторая часть меняется окончание)

Самооценка. Поставьте себе 1 балл за каждый правильный ответ.

Задание 8 Работа по учебнику .Упражнение 407 (1) Работа в группе.

Составьте предложения, используя данные материалы ( теория учебника стр.50 и слайды)

-В две тысячи четырнадцатом году к знаменательной дате Девятое мая в зеленодольском Парке Победы установили мемориальный барельеф Николаю Алтынову.

-В нашей школе к ежегодному празднику Дню защитника отечества, который отмечается двадцать третьего февраля, учащиеся подготовили выставку, посвященную танкисту Николаю Алтынову.

Рефлексия

Учитель: Итак, скажите, пожалуйста, смогли ли вы на уроке справиться с задачами, которые поставили для себя в начале урока? ( Слайд ).

Узнали о порядковых числительных…(Как изменяются, как склоняются числительные, как пишутся сложные порядковые числительные)

-научились…( отличать от сложных прилагательных, правильно употреблять их в речи)





Предлагаю поиграть в «Да-нет» и проверить, насколько хорошо вы усвоили тему , поставить себе оценку.



Поставь +, если высказывание верное. Поставь -, если ошибочное.

Высказывание

1

Порядковые числительные обозначают порядок при счёте.

2

Порядковые числительные отвечают на вопрос сколько?

3

Порядковые числительные изменяются по родам, лицам и числам.

4

Безударное окончание порядковых числительных нельзя проверить по вопросу.

5

В составных порядковых числительных изменяется только последнее слово.

6

Порядковые числительные, оканчивающиеся на -сотый, -тысячный, -миллионный, -миллиардный, пишутся в одно слово

7

Если порядковое числительное употребляется после слов праздник, дата, день, то оно ставится в именительном падеже и пишется с большой буквы

8

Если порядковые числительные употребляются с названиями месяцев, то название месяца ставится в именительном падеже

Ключ: 1+2 -3-4-5+6+7+8-

«5»- 8-7 баллов

«4»- 6-5 баллов

«3»-4 балла



Учитель: Ребята, выберите звезду, которая характеризует вашу работу на уроке.

Желто-золотая- я активно работал(а) на уроке, поэтому у меня все получилось

Зеленая-у меня не все получилось, но в целом с работой справился(лась)

Красная-мне было неинтересно работать на уроке, у меня ничего не получилось

Учитель: Вы сегодня хорошо поработали. Все вы герои, победили сложности в новой теме.

Домашнее задание.

Напишите небольшой текст выступления (6-8 предложений) для школьников о наградах Н. Алтынова. Числительные пишите словами. Подчеркните их.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.