На уроке в 7 классе по теме «Степени сравнения наречий» предлагаю учащимся заполнить кроссворд при работе с параграфом учебника. Дети читают параграф самостоятельно или советуются с товарищем по парте, отвечают на вопросы, а ответы записываю в кроссворд.
Этот приём хорошо использовать как на стадии «Вызова», так и на стадии «Осмысления». Это даёт возможность привлечь внимание учащихся к изучаемой теме, наметить план занятия. При этом параграф не объясняется учителем, а становится результатом самостоятельного или совместного размышления учащихся.
1) Назовите самостоятельную неизменяемую часть речи, которая обозначает признак действия или признак другого признака.
2) От какой части речи образуются наречия на – о?
3) Назовите две степени сравнения наречий.
4) От каких прилагательных образуются наречия образа действия на – о?
5) С помощью, какой морфемы образуется простая форма сравнительной степени?
6) Каким членом предложения является наречие в сравнительной степени?
7) Сколько форм имеет сравнительная степень наречий?
Приложение №1
Знаю – Хочу узнать – Узнал.
Что я знаю |
Что я хочу узнать |
Что мы узнали, и что нам осталось узнать |
|
|
|
|
|
2. Категории информации, которыми мы намерены пользоваться: А. В. С. Д.
|
1. 2. 3. 4.
|
||
Приложение №2
Таблица «толстых» и «тонких» вопросов
«Толстые» вопросы |
«Тонкие» вопросы |
-Объясните, почему…? -Почему вы считаете…? -В чём различие…? -Предположите, что будет, если…? -На что похоже? |
-Кто? Что? -Когда? Может…? -Будет…? Мог ли…? -Было ли? Согласны ли вы? -Верно ли? |
Приложение №3
Памятка «Правила написания синквейнов».
- В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
- Вторая строчка – это описание темы в двух словах как правило, именами прилагательными.
- Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы, деепричастия…).
- Четвертая строчка – это фраза из четырёх слов, выражающая отношение автора к теме.
- Последняя строчка – это слово - синоним (метафора) из одного слова, которое передаёт суть темы на эмоционально-образцовом или философско-обобщённом уровне.
- Строгие правила синквейна закрепляют за каждую строкой не только
Приложение №4
Памятка «Возможные вопросы для работы в парах».
1. Послушай, какое у меня начало. Как можно было бы написать лучше?
2. Не кажется ли тебе, что в моём тексте что-то нужно конкретизировать?
3. Ты когда-нибудь теряешь нить повествования, когда читаешь мой текст?
Приложение № 6
Алгоритм создания письменного текста
1. Инвентаризация
Это работа по сбору информации и собиранию мыслей. На этом этапе происходит смотр тех идей, которые имеются у нас по данному вопросу.
2. Составление чернового текста
Это работа по перенесению своих мыслей на бумагу. Такая работа носит предварительный экспериментальный характер. Пока составляется черновой текст, не следует критически оценивать свои идеи, обращать внимание на их форму, правописание и почерк. Этот этап ещё можно назвать «Свободное письмо» (письмо на время, без остановки, не задумываясь о правильности). Нередко во время такого письма на бумаге возникают неожиданные идеи, образы.
Если пользоваться свободным письмом как приёмом «инвентаризации», можно сделать «опись» своих мыслей по данному предмету, а потом составить черновой текст, в котором будут использованы самые удачные идеи, возникающие в ходе свободного письма.
Чтобы боязнь сделать ошибку не мешала возникновению образов и идей, достаточно крупными буквами озаглавить лист словом «Черновик».
3. Правка
Это улучшение текста, стремление чётко и грамотно изложить мысли, соотнести содержание и форму. На этом этапе не стоит беспокоиться об орфографии, почерке и грамматике. Тексты, которым предстоит быть опубликованным, проходят ещё через два этапа.
4. Редактирование
На этапе правки могут быть вычеркнуты или добавлены целые абзацы или даже страницы, теперь же необходимо подготовить текст к изданию.
Навыки редактирования состоят из трёх моментов:
-забота о том, чтобы произведение было правильным;
-умение видеть ошибки;
-умение исправить ошибки.
5. Издание
Это возможность поделиться своими мыслями с другими, увидеть, как воспринимается произведение окружающими, познакомиться с тем, что получилось у других. Хорошие идеи заразительны. Творения (идеи) коллег могут вызвать творческий порыв, поток новых мыслей.
Издание можно провести в различных формах: стендовая публикация, публикация в сборнике, читка в «писательском кресле». Для этого необходимо выбрать один стул (если нет кресла), который будет служить центром сцены, и на котором будет сидеть доброволец, (обратите на это внимание, так как читать вслух свои сочинения ребята должны по желанию), зачитывающий своё сочинение.
Приложение №5
Динамика роста творческой активности учащихся
Класс |
Кол-во детей |
Показания творческой активности на начало 2007-08 уч. года |
Показания творческой активности на конец 2007-2008 уч.года |
Показания творческой активности через три года (предполагается) |
5 класс |
12 |
0,45 |
0,65 |
1,5 |
7 класс |
11 |
0,48 |
0,60 |
1,2 |
8 класс |
20 |
0,36 |
0,55 |
0,86 |
Результаты пополнения словарного запаса учащихся 5 класса, на основе использования приемов критического мышления.
Фамилия имя учащегося |
Словарный запас начало года |
Словарный запас на конец 1 полугодия |
Белоусова Ксюша |
100 слов |
135 слов |
Брычева Таня |
115 слов |
145 слов |
Горычева Таня |
200 слов |
240 слов |
Дронова Ксюша |
110 слов |
140 слов |
Кивинов Алёша |
120 слов |
140 слов |
Лапина Аня |
300 слов |
380 слов |
Неокладнов Андрей |
290 слов |
330 слов |
Раздымаха Наташа |
230 слов |
270 слов |
Сорокина Христина |
300 слов |
370 слов |
Трусова Юля |
180 слов |
240 слов |
Федотова Настя |
270 слов |
320 слов |
Щербаков Вася |
80 слов |
110 слов |
Т.о., даже полугодовая работа с учащимися по технологии критического мышления позволяет существенно пополнить их лексический запас, а, следовательно, развить коммуникативные навыки в целом.
Анализ результатов стартовой диагностики учащихся 5 класса:
Обучение русскому языку и литературе в 5 классе ежегодно начинается со стартовой диагностики умений и навыков, полученных учащимися в начальной школе. Для более глубоких и прочных знаний учащимся необходимо иметь базовые навыки чтения и понимания текста. Уровень этих базовых знаний определяется с помощью диагностики. За основу приняты измерения следующих показателей:
1. Техника чтения.
2. Понимание текста.
3. Уровень письменной речи.
Выводы:
При переходе из начальной школы учащиеся хорошо владеют навыками скорочтения, и в основном все выполняют норму техники чтения. Но чтение учащихся, как правило, механическое, без глубокого осмысления прочитанного, а часто и без понимания того, что прочитали. Поэтому пересказ текста идет либо очень близко к прочитанному или вовсе пересказ затруднен. Выделение главной мысли и передача ее своими словами дается немногим и вызывает наибольшие затруднения при работе с текстом.
Основными целями занятия с применением технологии развития критического мышления являются:
- Развитие критического мышления;
- Развития творческого потенциала будущего исследователя;
- Развитие умений сотрудничать и работать в группе;
- Развитие умений самостоятельно систематизировать информацию;
Учебное содержание, изучаемое при помощи данной технологии:
- Информационные учебные тексты;
- Повествовательные тексты;
- Проблемные тексты.
Результативность применения ТРКМ
Применение технологии ТРКМ позволяет развить у детей умения конструировать текст, умения ставить вопросы к тексту, повышает уровень познавательных запросов учащихся.
Проведенные исследования показали, что данные умения и навыки у учащихся после применения ТРКМ значительно более развиты, чем у учащихся, занимающихся в традиционном режиме.
Важным вопросом в процессе работы с применением технологии критического мышления является мониторинг деятельности учащихся в процессе изучения, обобщения и закрепления учебного материала. Следует отметить, что использование листов оценки, анкетирование позволяет учащимся быстро, четко и объективно оценить свои знания и активность каждого участника групповой работы в процессе изучения материала. На мой взгляд, это определенный стимул для самоорганизации в процессе групповой учебной деятельности.
Личностно-ориентированная направленность лежит в основе моих уроков, на которых учащиеся приобретают навыки ориентироваться в изучаемом материале, определять или участвовать в определении цели конкретной учебной деятельности, реализовывать план деятельности.
Учащиеся приучаются к самостоятельному добыванию знаний из книги, из дополнительных источников, готовят сообщения, рефераты. Школьники получают задания творческого характера: составить ребусы, кроссворды, загадки, сказки, стихи, рассказ, эссе, карточку по заданной тематике.
Уровень познавательных запросов учащихся
|
традиционная методика |
технология РКМ |
высокий |
14 |
35 |
средний |
43 |
55 |
низкий |
43 |
10 |
Технология РКМ позволяет значительно поднять уровень познавательных запросов учащихся, повысить интерес к предмету, привить потребность к чтению и научить получать максимальное количество информации из прочитанного текста.
Диаграмма роста речевых умений учащихся 5 класса в процессе использования элементов технологии критического мышления при обучении развитию речи
Важным вопросом в процессе работы с применением технологии критического мышления является мониторинг деятельности учащихся в процессе изучения, обобщения и закрепления учебного материала. Следует отметить, что использование листов оценки, анкетирование позволяет учащимся быстро, четко и объективно оценить свои знания и активность каждого участника групповой работы в процессе изучения материала. На мой взгляд, это определенный стимул для самоорганизации в процессе групповой учебной деятельности.
Личностно-ориентированная направленность лежит в основе моих уроков, на которых учащиеся приобретают навыки ориентироваться в изучаемом материале, определять или участвовать в определении цели конкретной учебной деятельности, реализовывать план деятельности.
Учащиеся приучаются к самостоятельному добыванию знаний из книги, из дополнительных источников, готовят сообщения, рефераты. Школьники получают задания творческого характера: составить ребусы, кроссворды, загадки, сказки, стихи, рассказ, эссе, карточку по заданной тематике.
Диаграмма развития умения самостоятельно работать с дополнительными источниками в процессе обучения
На уроках русского языка и литературы результативными являются интерактивные формы работы, в основе которых лежит общение. Это уроки-конференции, круглые столы, диспуты, деловые игры, групповые игры, творческие отчеты. Они развивают коммуникативные навыки учащихся, помогают четко выражать детям свои мысли, воспитывают культуру общения. Иногда лидеры групп привлекаются к ведению урока в роли учителя: готовят опорные таблицы для изучения нового материала, проверяют правильность выполнения заданий, учатся объективно оценивать своих товарищей.