Технологическая карта к уроку по предмету «Искусство»
Тема: «Символы в жизни и искусстве» (8 класс). Актуальна в жизни и есть в программе моего предмета.
Цель: знакомство с символикой в искусстве и жизни, с последующим применением в практической творческой деятельности.
Ожидаемые результаты: обучающиеся познакомятся с понятиями «знак» и «символ», «Анаморфозы»; научатся анализировать произведения изобразительного искусства посредством символики; развитие устной речи, расширение кругозора обучающихся, формирование креативного мышления в рамках урока, создание арт-объекта.
-
Представить ряд картинок: круг, дорога, дерево, череп «Где логика? Что объединяет?». Дети предполагают различные варианты. Я предлагаю посмотреть на картины, где есть эти изображения. Выходим на то, что это символы.
Чем знак отличается от символа? Выходим на определение понятий символ и знак. Разбираем символичность цветов, вспоминаем какие знаки существенно помогают в повседневной жизни. Делимся на 4 группы, придумываем название своей команды (связанное с искусством) и рисуем эмблему, которая могла бы охарактеризовать команду. Объясняем выбор цвета и атрибутики. Прикрепляем эмблему на доску, где нарисовано дерево класса.
Символика всегда сопровождала человека не только в искусстве, но и с бытом народа. Приметы, пословицы, поговорки, предания играли важную роль в жизни русского человека. Среди славян гадание было весьма распространенным и пожалуй самым мистическим. В древней Руси гадание было распространено особенно в эпоху теремного затворничества. В длинные, зимние вечера сенные девушки боярыни и боярышни коротали время и пытались проникнуть в область таинственной судьбы и разгадать свое будущее. Какие гадания вы можете вспомнить сейчас в 21 веке? (ребята перечисляют)
Одно из интересных гаданий было «Гадание по тени». Отражение горящего листа бумаги символизировало будущее. Сегодня мы погадаем и определим с помощью нашего воображения, куда укажет тень от простого скомканного листа бумаги. Только тень мы получим не от горящего листа, а от проектора или фонарика на нашем телефоне. Мы еще раз попробуем разобрать символику различных изображений, ведь гора небрежный с одной стороны предмет может изображать что то более глубокое, чем гору мусора (пример Майкл Нефф и т.д.). Ребята по очереди подходят к проектору, прикладывают бесформенную бумагу, и мы ищем вместе символ тени. Можно переворачивать листок, что будет давать нам возможность найти новый символ от этого же листа. Раскрыть с помощью этого такое понятие в современном искусстве, как АНАМОРФОЗЫ. Возможно сделать фото, которые потом позволят сделать фотовыставку «Игра теней», как окончательный продукт урока.