Урок «Искусство вокруг нас» (ИЗО в 8 классе)
Пояснительная записка к презентации
https://урок.рф/data/files/l1509309452.pptx
Технологическая карта урока.
Предмет. "Искусство". 8 класс.
УМК. Музыка. 5-7 классы. Искусство. 8-9 классы. Сборник рабочих программ.
Предметная линия учебников Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской, И.Э. Кашековой.
Тема урока. Искусство вокруг нас.
Планируемые результаты:
Направленные на достижение предметных результатов обучения:
- развитие устойчивой потребности в общении с искусством;
- воспроизведение полученных знаний в активной деятельности;
- общее представление о природе искусств, специфике выразительных средств;
- развитие художественного мышления, творческого воображения, внимания, памяти зрительной и слуховой;
- осознанное применение специальной терминологии;
- иметь личностно- оценочные суждения о роли и месте искусства в жизни.
Направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиск средств осуществления деятельности в разных видах и формах;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия;
- формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания;
- взаимодействие со сверстниками при решении творческих задач;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения.
Направленные на достижение личностных результатов:
- формирование основ уважительного отношения к мировой культуре;
- формирование целостного взгляда на мир;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.
Этапы урока, время. |
Планируемый результат. |
Универсальные учебные действия, предметные учебные действия. |
Деятельность учителя. |
Деятельность ученика. |
||||||||||||||||||
При входе в класс дети вытягивают бумажки с цифрами от 1 до 4 (4 мини-группы (не более 5-7 человек)). На доске 2 схемы: У всех 4 групп дополнительно лежит одинаковый набор карточек:
|
||||||||||||||||||||||
Организационный этап (самоопределение к деятельности). 2 мин. |
Включение в деятельность на личностно-значимом уровне. Создание положительного эмоционального настроя. |
Коммуникативные: взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Умение сконцентрировать внимание. |
- Здравствуйте, дорогие ребята. Садитесь. С каким новым учебным предметом вы сегодня начинаете знакомство? Тема урока: «Искусство вокруг нас» Цель урока: узнать, что такое искусство. Его виды. (Делаю запись на доске). |
- "Искусство". |
||||||||||||||||||
Этап актуализации знаний. 7 мин. |
Нацелить учащихся на предстоящий урок через вступительную беседу. |
Актуализировать субъектный опыт учащихся с целью применения знаний в дальнейшей работе. |
- Скажите, а вы встречались со словом «искусство» раньше? -Какие ассоциации со словом «искусство» возникают у вас? - Запишите их на доске. |
Отвечают на вопросы учителя. Учащиеся заполняют кластер "Искусство" на доске. |
||||||||||||||||||
Этап усвоения новых знаний. 3 мин. |
Фиксация в модели существенных отношений изучаемого объекта. |
Регулятивные УУД: учатся слушать вопросы и отвечать на них. Выполняют коллективные действия. |
- Так, что же такое искусство? Попробуйте сформулировать определение понятия «искусство» . БЭС: "Искусство -1) художественное творчество в целом — литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм освоения мира... 3) Высокая степень умения, мастерства в любой сфере деятельности."
- Искусство - часть духовной культуры человечества. Мир искусств разнообразен. Какие виды искусства вы знаете?
- В настоящее время их число увеличилась (Вводится понятие «классификация»). БЭС: "Классификация (от лат. classis - разряд, класс и...фикация) - в логике - система соподчиненных понятий (классов объектов) какой-либо области знания или деятельности человека, используемая как средство для установления связей между этими понятиями или классами объектов. Научная классификация выражает систему законов, присущих отображенной в ней области действительности. Различают естественные классификации, основания которых — существенные признаки объектов (напр., периодическая система химических элементов) — и искусственные классификации, в которых используются несущественные признаки; к искусственным классификациям относятся т. н. вспомогательные классификации (алфавитно-предметные указатели, именные каталоги в библиотеках)". |
Отвечают на вопросы учителя. Дети отвечают... Литература. Музыка. Изобразительное искусство. Кино. Театр. Телевидение... Обсуждение того, что есть много видов искусства, что они разделены на группы. |
||||||||||||||||||
Основная часть. Работа с кейсом. 15 мин. |
Уметь оформлять свои мысли в устной форме. Уметь оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки. |
Познавательные УУД: учатся использовать специальную терминологию. Коммуникативные УУД: формирование умения грамотно строить речевые высказывания. Регулятивные УУД: развитие умения осмысливать полученную информацию. Познавательные УУД: формирование умения излагать свою точку зрения. Развитие умения глубже понимать смысл произведения. |
- Существует много классификаций видов искусств. Мы познакомимся с одной из них. - Вы поделены на группы. Перед вами кейсы. Прочитайте задание на карточке. На основании имеющихся знаний, материалов, картин, художественных произведений и так далее, необходимо: 1) определить название вашей группы искусств (из предложенных); 2) узнать о видах искусства; 3) выяснить влияние изучаемого вида искусства на жизнь человека. Что чувствуют люди при встрече с этим искусством; 4) выделить особенности группы. Как этот вид искусства отражает окружающий мир; 5) заполнить свою часть схемы на доске; 6) подготовить выступление (используя материалы кейса). - У кого возникли вопросы? ... Приступаем к работе. (Дети разделяют свои обязанности в решении проблемы. Одни отвечают за теоретическую сторону вопроса, другие – за техническое оснащение проблемы. Учитель ведет свои наблюдения и дает оценку их деятельности). |
Дети работают в группах. Идет обсуждение 3-х видов искусства. Почему виды искусства относятся к пространственным/пластическим, временным, пространственно - временным? 1 и 2 группа изучают пространственные/пластические. Заполняют схему на доске (используя карточки). |
||||||||||||||||||
Выступления учащихся. 10 мин. |
Проверить знания; привлекать всех учащихся к активному участию; развивать речь через включение в процесс обсуждения. Работа прошла успешно если: были сделаны собственные выводы на основании информации о кейсе; решение ситуаций по смыслу и содержанию отвечают требованиям. |
Познавательные УУД: учатся использовать специальную терминологию. Регулятивные: развитие умения осмысливать полученную информацию. |
- Время истекло. Прошу первую группу представить итоги работы. Теперь выступает 2 (3,4) команды. (Обобщаем полученные мнения. Приветствуются дополнительные вопросы других команд). |
Каждая группа рассказывает о своём виде, выбирая того, кто наиболее полно сможет дать ответ. |
||||||||||||||||||
Контрольно-рефлексивный этап . 6 мин. |
Коррекция УУД. Закрепить изученный на уроке материал. Обеспечить проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния. |
Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме. Регулятивные УУД: уметь оценивать правильность выполнения действии. Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |
- Мы рассмотрели виды искусства . Каждый вид искусства говорит с нами, на своем языке. Давайте выясним, как вы это усвоили. Произведения каких видов искусства вы сейчас видите? - Молодцы! - Вы доказали, что искусство помогает человеку познавать мир. (Выставляются оценки в журнал. Оценивают сами дети по критериям, с которыми они уже знакомы (есть памятки)). |
Дети называют виды искусств. (Работа с видео и презентацией). |
||||||||||||||||||
Этап информации о домашнем задании. 2 мин. |
Обеспечить понимание учащимися содержание дом. задания. |
Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли. Познавательные УУД: соотносить содержание с впечатлениями. Личностные УУД: интерес к различным видам творческой деятельности. |
- В освоении предмета вам поможет учебник «Искусство», по которому вы будете заниматься два года. Домашнее задание: 1) записать в тетрадь "Виды искусства" (схема в учебнике). Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская . «Искусство», 8 - 9 классы, учебник для общеобразовательных учреждений, с. 8. 2) + на выбор: а) подобрать и приклеить в тетрадь репродукции, в которых представлены разные виды и жанры искусства; б) подобрать дополнительный материал для кейсов; в) подготовить сообщение, презентацию «Мой любимый вид искусства»; г) составить кроссворд на тему «Виды искусства» (10 слов); д) сочинить синквейн "Искусство". - Подошел к концу наш урок! Спасибо за вашу работу. До новых встреч! |
Осмысление домашнего задания. |