Урок в системе планирования
Урок в системе планирования
Задачей современного урока как основной формы организации учебно-воспитательного процесса является не только передача школьникам определённой суммы знаний, предусмотренных программой, но и обеспечение умственного развития и воспитания учащихся. На уроке формируются научные знания и делаются мировоззренческие выводы.
Актуальность темы работы состоит в том, что урок является основной формой организации учебного процесса, который поддаётся вариативности. Благодаря уроку учитель и ученики целенаправленно взаимодействуют в освоении новых знаний, которые должны быть активно использованы на практике в жизненных ситуациях. Учитель может постоянно менять формы, методы и средства обучения и систематически применять их для решения задач обучения, воспитания и развития ученика. В свете развития современного образования современное общество уделяет огромное внимание обучению, воспитанию и развитию молодого поколения, возросла потребность в получении качественного образования.
Целью исследования работы является выявление особенностей главной организационной формы обучения химии - современному уроку.
Задачи работы: рассмотреть урок как целостную систему; выявить типологию и структуру уроков; дать оценку современного урока химии.
Предмет исследования – современный урок.
Качество урока зависит, прежде всего, от профессионального мастерства учителя, его активности, эрудиции, культурного кругозора, моральных качеств.
При подготовке к уроку учителю важно отдавать себе отчет в том, какое по своему содержанию место и значение имеет предстоящий урок в системе темы, курса и даже всей школьной химии. Надо отчётливо представлять себе, какие на этом уроке будут даваться новые знания, какие понятия будут углублены и, наконец, какова будет конкретизация ранее сформированных понятий.
Особенно существенно устанавливать связь понятий, добиваться системности знаний у учащихся. Для этого на каждом уроке нужно определять, какие связи понятий усваиваются учащимися.
В связи с этим большое значение приобретает планирование – календарное, тематическое, поурочное. Оно позволяет учителю четко определить учебно-воспитательные задачи темы, урока, правильно отобрать учебный материал, избежать чрезмерного увлечения одними вопросами за счет других, продумать формы и методы обучения, использование необходимого оборудования, рационально организовать и распределить время на уроке.
При составлении тематического, поурочного планирования важно исходить из ведущих идей и основных понятий, на использование которых, ориентирует программа, предусмотреть проведение демонстраций, организацию лабораторных и практических работ, учитывать связи с другими предметами.
В тематическом планировании важно предусмотреть различные типы уроков: урок изучения нового материала и первичного закрепления, урок комплексного применения знаний, комбинированный урок, урок обобщения и систематизации знаний и умений, урок активизации знаний и умений, урок контроля и коррекции знаний.
Особенности проведения урока определяются его типом. Но теперь изменились требования к проведению урока, предложена другая классификация уроков. Системно-деятельностный подход − методологическая основа ФГОС нового поколения. Специфика системно-деятельностного подхода предполагает и другую структуру урока, которая отличается от привычной, классической схемы. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (ФГОС) во главу угла ставит развитие личности ребенка. Данная задача требует от учителя нового подхода к организации процесса обучения. Процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта.
Литература.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования // Серия стандарты второго поколения. – М.: Просвещение, 2011. – 48с.
- Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. – М., 1996. – 160с.
- Шамова Т.И. и др. Управление образовательными системами. Учебное пособие. – М., 2002.
- Якунин В.А. Педагогическая психология. Учебное пособие. // Европейский институт экспертов. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., изд-во «Полиус», 1998. – 639с.
- Конаржевский Ю.А. Анализ урока/ М.: Центр «Педагогический поиск», 2003.-336с.
- Педагогическая энциклопедия. Т.I. –М., 2006.
- Фоменко В.Г. Основы анализа урока. – Ростов-на-Дону, 1979.
- Шамова Т.И. Активизация учения школьников. – М., 1976.
- Шамова Т.И., Давиденко Т.Н. Управление процессом формирования системы качества знаний. – М., 1990.
- Щуркова Н.Е. Когда урок воспитывает. – М., 1981.