12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Трушина Светлана Юрьевна3962
Учитель музыки высшей квалификационной категории, педстаж работы 33 года. 14 лет- музыкальный руководитель в ДОУ
Россия, Забайкальский край, Село Знаменка, Нерчинский район
Материал размещён в группе «Музыкальная копилка учителя »

Разработка урока музыки на тему: «Вначале был ритм»

Цель урока: Создание условий для ознакомления с понятием- РИТМ,

и как проявляет себя ритм в окружающей нас жизни.

Задачи урока:

Обучающие:

Формировать умение находить взаимодействие ритма с музыкой и с жизнью

Приводить примеры проявления ритма в окружающем мире.

Прививать любовь, уважение, чувство эстетического сопереживания к произведениям искусства.

Учить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства.

Развивающие:

Развивать творческие способности учащихся, ассоциативное мышление;

Развивать ритмический слух детей.

Воспитательные:

Способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру.

Воспитывать потребность в общении с музыкой.

Ход урока:

Учащиеся входят в класс под музыку М.Равеля «Болеро».

Учитель: Добрый день, ребята. Как ваше настроение?

Ученики: Ответы

Учитель: Вы сейчас входили под удивительную музыку, как вы думаете, что на ваш взгляд в этой музыки необычно?

Ученики: Высказывают предположения и приходят к выводу, что ярко выражен в произведении ритм.

Учитель: Верно. Тема нашего урока: «Вначале был РИТМ».

Цель нашего урока:

Познакомимся с понятием- РИТМ, и узнаем как проявляет себя ритм в окружающей нас жизни.

Учитель: Сначала вспомним, что мы знаем о ритме в музыке ?

Ученики: в музыке- чередовании сильных и слабых долей.

В любой музыке, в любой песне кроме мелодии очень важен ритм. 

Учитель: Ритм в переводе с греческого означает "мерность" - это равномерное чередование каких-либо элементов, в нашем случае звуков.

А что такое - ритмический рисунок?

Ученики: сочетание длинных и коротких звуков в определенном порядке называется ритмическим рисунком

Учитель:

Хорошо понятен ритм в разных танцах. Все понимают, о каком ритме идет речь, когда говорят: в ритме вальса, марша, танго.
Мы можем найти ритм не только в музыке, но и в повседневной жизни.

Существует ритм вокруг нас?

Ученики: Да. Приводят примеры: дождь, ветер, шаги , шум машины.

Сегодня на уроке мы выясним, где ритм встречается нам в окружающей жизни, существует ли он вокруг нас, дадим определение ритму.

Учитель: ( корректирует знания учащихся) Удар — это еще не ритм. Попробуем выяснить, что же такое ритм и как он себя проявляет в жизни.

Каждый день мы слышим какой-нибудь ритм.

Существует ритм вокруг нас?

Ученики: Да. Дождь ритмично отстукивает по подоконнику, ритм слышен в музыке, ритмичен звук каблуков, а двигатель в машине работает также по особому ритму.

Учитель:

А задумывались ли вы когда-нибудь, что такое ритм?

Ритм – греческое слово, и означает оно размерность, такт, стройность. Ритм важен и используется во многих сферах жизни человека. Например, в искусстве, организации человеческого тела.

Жизнь не обходится без ритма. Мы часто слышим «Ритм – сердце музыки». Ребята, мы с вами живые люди. Какой орган человека является одним из главных?

Ученики: Сердце.

Учитель: Прислоните руку к пульсу. Как мы слышим, что сердце у нас живет?

Ученики: Пульс стучит.

Учитель: Верно. Сердце стучит – пульсирует. Пульс – это жизнь. А у человека пульс бьется всегда ровно и одинаково?

Ученики: Нет. Он может ускоряться, замедляться.

Учитель: Чтобы сердце было в норме и билось ритмично, какими должны быть удары пульса?

Ученики: Ровными

Учитель: А что происходит, если сердце бьется не ровно , т.е. меняется отрезок времени через который происходит удар?

Ученики: Человек начинает болеть. Болезнь называется аритмия.

Учитель: Правильно. Мы с вами выяснили, что биение сердца – это ровные удары пульса через определенное время. Приведите примеры проявления ритма из вашей жизни.

Учитель: Назовите примеры проявления ритма в природе.

Ученики: Смена времени года, смена дня и ночи. Распорядок дня, урок – перемена и т.д.

Учитель: Молодцы! Попробуйте дать определение ритму.

Ученики: Ритм – это организация действий, событий во времени.

Учитель:

Ритм является и основой организации стиха. Значительна его роль в создании настроения, выражаемого в поэтическом произведении.

Ритм был и есть во всех видах искусства и во все времена. Уже в искусстве Древнего Востока композиция была упорядочена, отличалась строгостью, наличием ритма. В древнеегипетском искусстве фриз являлся основной формой композиции, в которой ритмически чередовались изобразительные элементы.

Фриз  декоративная композиция в виде горизонтальной полосы или ленты, увенчивающей или обрамляющей ту или иную часть архитектурного сооружения.

Ритм по определению - это равномерное чередование элементов. Учитывая, что речь идет о композиции, нужно отметить равномерность чередования. В композиции равномерное чередование элементов определяется словом "метр".

Ритм в отличии от метра придает произведению динамизм. Ритм бывает активно-динамическим (музыка, танцы) и пассивно-динамический (архитектура, живопись, скульптура).

С момента своего зарождения до наших дней архитектура подчинена законам ритма, определяющими собой подлинную сущность всякого архитектурного произведения. (просмотр примеров архитектурных сооружений –Асклепион, Парфенон, Реймский собор, храм Успения в г. Владимир,)

Ритмом проникнута вселенная. В движении планетных систем, в работающем человеке, в изгибе дикого зверя и струящемся потоке реки мы встречаемся с его законами. К какой науке ни обратиться, на каком жизненном процессе ни остановиться, — всюду мы увидим проявление ритма.

 Но наиболее разнообразно и ярко ритм проявляется в музыке.

- Какие музыкальные инструменты позволяют лучше всего услышать ритм?

Учащиеся: Ударные.( называют ударные инструменты)

Учитель: Значит, ритм легко выявить через удар, отстукивание. Для того, чтобы дать определение музыкальному ритму выполним такое упражнение:

1 ряд- левой рукой будут равномерно отстукивать удары

«раз – два – три – четыре»

2 ряд- правой рукой выстукивать на раз – один удар, на два – два удара, на три – три удара, на четыре – четыре удара.

Согласуйте удары, прислушайтесь. Опираясь на действие, которое вы выполнили, попробуйте сформулировать определение ритма в музыке.

Ученики: После выполнения задания делают вывод: Ритм в музыке – это организация звуков во времени.

Учитель: Часто композиторы пишут музыку, которая рассказывает о природных явлениях. Сегодня мы представим себя композиторами и попробуем организовать звуки так, чтобы они изобразили такое явление природы как дождь. Как изобразить летний или осенний дождь ? Одинаковый ритм мы будем использовать?

Ученики: Нет. Ответы.

Учитель: 1 ряд- – осенний дождь; 2 ряд- – летний дождь.

Ученики: Передают через звук шумовых инструментов ( звучащие жесты) как капает дождь ( усиливается, затихает), выявляют характерный ритм дождя осени – как фон, летнего дождя – неравномерный ритм.

Учитель: Ритм находится в прямой зависимости с явлениями окружающей жизни.

Послушайте произведение Л.Бетховена « Симфония №7. 2 часть. Как изображает природное явление композитор?

Ученики: Предположительные ответы.

Учитель: Какой ритм характерен для музыки, отражающей бурю?

Ученики: Неравномерный ритм.

Закрепление материала:

Учитель: Что нового узнали на уроке?

Ученики: Предположительные ответы.

Учитель: Что особенно запомнилось?

Ученики: Предположительные ответы.

Учитель: Что понравилось?

Ученики: Предположительные ответы.

Подведение итогов:

Учащиеся сами оценивают свою работу на уроке.

Домашнее задание:

Стр. 45. Задание №4.

Опубликовано в группе «Музыкальная копилка учителя »


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.