Урок внеклассного чтения «Мир Владислава Крапивина. Всё начинается в детстве»
Урок внеклассного чтения "Мир Владислава Крапивина. Всё начинается в детстве" .Подготовка: выучить песни под гитару: “Бригантина”, “Нам бы в горны трубить”, “Песня о барабанщиках”, подготовить инсценирование текста, ведущих. На доске – рисунки учеников по произведениям В.П.Крапивина, газета по творчеству Крапи-вина, запись звучания горна (отбой), галстуки разной расцветки.
Ведущие: мальчишки (второй похож на Читу – всегда с книгой в руке, пятый – скептик. Остальные все – почитатели таланта Крапивина. Декорации: поляна за городом, группа ребят у костра с гитарой. (На зеленом ковре разброса-ны нарисованные цветы, шесть пней, поваленное дерево).
Оформление стола: в рамке, изображающей море, стоит портрет Крапивина, рядом – корабль, ракушки, на стене висит штурвал.
Ход Если спустить на воду все бриги, фрегаты, каравеллы, шхуны, клипера и баркентины, описанные в повестях В. Крапивина, получится невиданная флотилия. Если созвать всех его героев: горнистов и барабанщиков, всадников, летчиков для особых поручений, мушкетеров – предстанет ребячье племя со всей неуёмной фантазией. А если бы вдруг понадо-билось собрать для большого, а может, и рискованного дела много стойких, чистых, бесстраш-ных людей, то этому человеку достаточно было бы сказать, к примеру, по радио, несколько слов – и примчались бы, приехали, прилетели бы сотни людей со всей страны: и взрослых, и ре-бят, которым этого было бы достаточно: несколько слов, несколько строк их его песен. Сегодня некоторые из них прозвучат. Все мы когда-то были мальчиками и девочками, умели мечтать. Давайте забудем про сухопутную реальность. Погрузимся в другой мир, в мир книг, где добро всегда побеждает (оно просто обязано побеждать!), где царит лето и вера в справедливость. В мир В. П. Крапивина. И неважно, что за окном октябрь, что в этой жизни у нас другие роли. Все это неважно, потому что есть человек, который смог в РЕАЛЬНОЙ жизни, в городе далеком от морей стать настоящим командором. Он у руля – и корабль плывет.
Его произведения включены в золотой фонд детской литературы, в серию “Всемирная детская библиотека”, это честная оценка его заслуг. “Если мне когда-нибудь станет страшно, я не отступлю. Смелость – это когда человек боится и всё-таки не сворачивает с дороги”.
Если мне когда-нибудь станет страшно, я не отступлю. Смелость – это когда человек боится и всё-таки не сворачивает с дороги.
Я вступлю в бой с любой несправедливостью, подлостью и жестокостью. Я не стану ждать, когда на защиту правды встанет кто–то раньше меня.
Я никогда не обижу того, кто меньше или слабее. Всегда буду помощником и защит-ником младшим товарищам.
Это строки – из устава "Каравеллы", детского дворового отряда, который возник в Свердловске в 1961 году, а потом стал флотилией. Да-да, флотилией – ребята, ее "матросы", сами строили яхты, от клотика до киля, и ходили на них по озерам Свердловской области. А возникла "Каравелла" благодаря Владиславу Петровичу Крапивину, в ту пору выпускнику факуль-тета журналистики Свердловского университета.
Нам не посчастливилось побывать на встречах с этим писателем, давайте совершим хотя бы заочную экскурсию в его штаб-квартиру, как он сам её называет, ибо именно там собирались и собираются до сих пор его ученики.
Подготовленный ученик:) Некоторые писатели любят работать в пустых просторных комнатах, за широкими, ничем не занятыми столами — чтобы лишние предметы не отвлекали их внимание. Так, говорят, работал Александр Дюма. То же самое рассказывают о Корнее Чуковском. У Командора иначе. Он не терпит пустых стен. Стены его каюты завешаны фотографиями, картинами, портретами, картами и приборами. Заставлены стеллажами, которые много лет назад он сконструировал и сколотил сам — из досок, оставшихся от строительства яхт (яхты конструировал и строил тоже он сам, вместе с мальчишками). На стеллажах — не только книги. Там множество занимательных предметов. Командор считает, что в каждом таком предмете живая душа и о любом из них мож-но написать книгу. О некоторых из этих вещей стоит рассказать... Здесь веет морем, загадкой, библиотекой… и юностью.
Учитель: Да, все герои Крапивина – дети, т.к. он убежден “Все начинается в детстве: первые паруса, первые стихи и первые неудачи. Первая любовь и первый смелый поступок…” А Как дальше? (“И от того, разрешишь ли ты первые свои трудности по законам чести и совести, зависит, каким человеком ты станешь”, – говорит нам Крапивин.
В какое бы время ни поселил Крапивин своих героев, с какой бы планеты они ни были, все они связаны узами духовного братства, одинаковыми представлениями о самом важном: чести, вер-ности, дружбе.
Владька из “Тени каравеллы” признается в трудную минуту: “Мы оба читали одни и те же книжки – про людей откровенных и надежных, как сталь. Мы оба знали одни и те же законы верности и чести. Оба знали, что в друзьях не сомневаются, не лгут, не предают”.
– А как говорит об этом главный герой Костя из повести “В ночь большого прилива”, когда от его решения, будет ли он помогать своим новым друзьям или нет, зависит, смогут ли они вернуться к себе домой, в прошлое?
– Я шел, потому что ни во сне, ни наяву дружбу не завоюешь предательством.
По этим законам живут все герои Крапивина. Эти законы суровы и требовательны, но они помогают в самые решительные минуты жизни. Крапивин опирается на то лучшее, что есть в детстве.
“У детства смелый характер. Оно борется за радость. Оно эту радость находит, несмотря на голод и невзгоды”. Вот что заставляет писателя снова и снова возвращаться к детству. Вот почему его произведения порой воспринимаются как одна книга с одними и теми же или очень похожими героями. А мы заглянем в гости к вечно юным читателям Крапивина. Инсценирование №1 Все действующие лица сидят около костра и под гитару поют песню “Бригантина” Павла Кога-на и Бориса Смоленского. 1) Надоело говорить и спорить,
И смотреть в усталые глаза.
В флибустьерском дальнем синем море
Бригантина поднимает паруса…
1 – Странная песня, зовущая в дальние страны, в неизвестные дали…
Гитарист: Я еще одну знаю, похожую, так же тревожащую душу. Только в ней о юных горнистах. Спеть?(Начитает петь, некоторые ребята подхватывают):
Песня на слова В. Крапивина.
1. Нам бы в горны трубить,
По дорогам шагать,
Штормовые рассветы встречать
Нам коней горячить,
Догоняя врага,
Карабины срывая с плеча.
2. Пусть проснется горнист,
Протрубит общий сбор –
Нам пора выходить на врага.
Будет ветер и снег,
Будут пули в упор
И слова посвинцовее пуль.
3. И, быть может, в траву
Упадем мы с тобой,
И рассвет не пробьется в ночи,
Наш горист никогда не сыграет отбой –
Не смогли мы его научить.
4. Мы учили его –
Если грянет беда,
Звать в атаку друзей за собой.
Наш горнист никогда, никогда, никогда
Не слыхал о сигнале “отбой”.
5. Скоро день расцветет,
Словно огненный клен,
Голос горна тревожно певуч.
Поднимайся, мой мальчик,
Рассвет раскален,
Бьется пламя под крыльями туч.
1 – Да это же песня из книги “Голубятня на желтой поляне” Крапивина! Только кто же мелодию придумал?
Гитарист: Она сама просилась к словам. (Тихо перебирает струны) 2 (с книгой в руках, все время читает) – А я им немного завидую… 3 – Кому? 2 – Тем ребятам из книги. Еще такие маленькие, а уже столько сделали! Спасли целую галактику, мир на своей планете. Такие гордые, смелые, не согнулись перед “теми, кто приказывает”, перед поработителями своей Планеты.
4 – Я всегда в детстве мечтал быть таким, как Тик. Игнатик…Это ж надо: захотел – и попал на межгалактический крейсер, который завис в субпространстве перед дальним прыжком в неведомое, и увел с собой, на свою Планету скадермена Ярослава Игоревича Родина – Яра. Хотя и Яру можно позавидовать: видел многие планеты. А какие красивые названия! Леда, Меркатор, АЦ-1… Звучит! Вот бы хоть разочек в космос попасть! А вот бросил же все, не вернулся на крейсер. Видно, сам был в душе мальчишка, раз ради мальчишек ушел на неведомую Планету, хоть и с большой буквы, спасать четверых ребят! 1 – Это сначала четырех, а потом – целую Планету от захватчиков.
5 – Цивилизация какая-то странная – глиняные болваны, которых можно простым мячиком убить.
1 – Сам ты глиняный болван. Просто законы этой цивилизации нам непонятны. Да и Родин назвал их так для простоты, чтобы как-то объяснить себе, почему их можно убить мячом и почему они боятся барабанной дроби, барабанщиков. А вот цель их ясна: захватить этот мир и экспериментировать над живой Планетой как будто бы ради благой цели. “Ну и что, что миллионы погибнут, ведь в итоге – вечное всеобщее счастье”, – как размышляли они.
5 – Это мы уже проходили: Гитлер в 30-40х годах тоже самое не говорил, а кричал даже с три-буны. Ну и где оно, это счастье?! Треть человечества погибла, вся Европа лежала в развалинах. А память о концлагерях? Об убитых? Это ведь, пока жив хоть один человек, побывавший там, на войне, все помниться будет!
6 – Ребята, вот вы говорите о чем -то страшно интересном, а я не знаю, о ком это идет речь. Завидно… 2 – Это о барабанщиках Крапивина речь. Целый мир ребят-единомышленников, сверстников, душой 10-12-летних пацанят, которые боролись против ЗЛА, гдебы оно ни встретилось и в каком бы обличье ни выступало.
7 – Да и о нем самом речь, можно сказать, идет; он сам в душе барабанщик, горнист, писатель и поэт, сочиняющий песни гордые и тревожные от имени своих героев.
Гитарист – Я запомнил еще одну его песню – нравятся мне они, тревожат и говорят о многом. (Под шум прибоя и о море)
Песня о барабанщиках. (Из рассказа “Мальчик со шпагой”)
1) Как бы крепко ни спали мы, |
2) Сколько легло их, мальчиков, |
Нам подниматься первыми, |
В травах и узких улицах - |
Лишь только рассвет забрезжит |
Маленьких барабанщиков, |
В серой весенней дали… |
Рыцарей ярых атак. |
Это не правда, что маленьких |
Но не могли мы кланяться, |
Смерть настигает реже – |
Жмуриться и сутулиться – |
Ведь пулеметы режут |
Падали, а товарищи |
Часто у самой земли. |
Шли, отбивая такт… |
3 – Мне нравится, что он, как со взрослыми, говорит с нами. 2 – А я вот думаю все…Почему барабанщики, горнисты?! Ведь следовало бы ожидать, что – моряки! Ведь отряд, который он организовал, когда был вожатым, называется “Каравелла”!
6 – Ты сказал “называется”. Он что, и сейчас существует?
7 – Да, уже 55 лет. У него есть свои традиции и даже устав. Я помню один из его пунктов: “ Я вступлю в бой с любой несправедливостью, подлостью и жестокостью, где бы я их ни встретил. Я не стану ждать, когда на защиту правды встанет кто-то раньше меня”
6 – Ух ты, нам бы такой отряд! 4 – А кто тебе мешает? Ищи ребят по интересам, схожим твоим и – пожалуйста! Хотя, конечно, чтобы такой отряд, как “Эспада”, организовать, нужно своего Сережу Каховского и своего Олега-вожатого.
5 – Да ну их, взрослых! Сразу начнут наставлять, направлять, подравнивать!
1,2 – Сразу видно, что не читал Крапивина! Бестолковый! Взрослый взрослому рознь! Чудак ты! Ты знаешь, как ребята “Каравеллы” называли своего вожака – Крапивина? Командором. В его рассказе “Выстрел из монитора” парнишка, один из героев, говорит (): “Командоры – это… Просто были люди, которые защищали детей. Во время всяких несчастий, эпидемий, войн. Они вообще хранители от всякого зла. Они говорили, что именно в детях надежда на хорошее будущее. Взрослые теряют способность делать необыкновенное, а де-ти могут. Вот и надо их беречь для спасения человечества”. А Крапивин смог сберечь в себе Детство, он понимал нас, мальчишек.
6 – Я вот опять про клуб “Эспада”, про фехтовальщиков. Вот увлеченные ребята!
1 – И свой фильм снимали – “Три мушкетера”. Мне кажется, мы тоже сумели бы!
5 – Не знаю, не знаю… Кинокамера нужна, пленка тоже. А кто снимать будет, озвучивать? А бутафория, а помещение?! Костюмы, в конце концов! Не, ребята, слишком сложно!
7 – Вот-вот, тебе бы все на готовое. А как ребята “Эспады”? Все своими руками сделали, потому это им и было дорого. Потому и защищали свой клуб, когда их закрыли, переживали, боролись, но остались верны своей идее. Даже когда Олег, их вожатый, вернулся работать в детдом. Сами сберегли флаги, барабаны и подаренные Олегом рапиры.
1 – И что интересно, с Черного моря, из старинного легендарного города Херсонеса, куда они мечтали поехать, уезжают без сомнений, когда узнают, что новый клуб “Легенда” вызывает их на бой, хотя их клуб уже закрыт. Но ребята-то остались! Вот они и защищают свою честь.
5 – Да как он мог, Олег этот, бросить ребят?! Ведь сам же создал отряд! И уехал?!
4 – Понимаешь, он еще до “Эспады” работал в этом детдоме. Получается, что он просто вернулся к своим ребятам. Да и вообще, жизнь – такая сложная штука. Да ты почитай “Мальчика со шпагой”, сам поймешь, почему так все получилось.
3 – Ребята, я вот сейчас сижу, вспоминаю… Я как-то читала предисловие к первому крапи-винскому тому. Я вообще-то предисловия читать не люблю, но тут обратила внимание на подпись – флагман “Каравеллы”, Николай Соломко. Он, оказывается, теперь тоже писатель. Так вот, он писал, что был еще мальчишкой, таким же, как герои книг Крапивина, вернее, их было несколько мальчишек и девчонка. Сразу за их домом, старым, двухэтажным, со скрипучей деревянной лестницей, начинался лес. Это была окраина Свердловска. И никто, кроме них, не знал, что на самом деле этот дом – корабль, а Уктусский лес – море, ни одна живая душа! Потому на чердаке дома они построили штурманскую рубку, а лес шумел, как океан, и причем тут школа, домашние задания, замечания в дневнике?! Корабль уходил от скучных берегов в отчаянные просторы воды и неба, туда, где свобода, где не ставят двоек и не читают нудных нотаций. И, конечно, там, в их опасных и прекрасных путешествиях, нужна была карта, чтоб не заплутать в океанах. Она им была просто необходима. И кто-то вспомнил: есть! У старшего брата. Замечательная карта полушарий! Лишь бы брат не пожадничал, отдал. И зачем она ему? Ведь он уже взрослый, кончает университет.
Старший брат жадничать не стал, и карта из пыльной тьмы за шифоньером переехала в таинственную тьму чердака. Все теперь было так, как положено на корабле. Они назвали его “Бандерилья”. Его доблестная команда бороздила моря и океаны, билась с пиратами, латала изодранные штормами паруса. А старший брат-студент в это время сидел у себя в комнате и писал диплом.
И вот однажды то ли они у себя там, на чердаке, слишком шумели и отвлекали молодого человека от его взрослых занятий, то ли напротив, молодой человек был несерьезным и писать диплом ему до смерти надоело, а только бросив свои дела, он полез на чердак – да так там и остался. В качестве капитана “Бандерильи”. А звали его Славиком, то есть, конечно, Вячеславом. А было это давно, более 50 лет назад. И мальчишки, и девчонка “Бандерильи” давно выросли, переехали в другие дома, а то и города, чердак затянуло паутиной. Но игра, начавшаяся на чердаке, не закончилась. Маленькая “Бандерилья” превратилась в пионерскую парусную флотилию “Каравелла”, переехала с чердака в соседний дом. И жизнь уже других мальчи-шек и девчонок наполнилась содержанием и смыслом с их неизменным капитаном – Вячесла-вом Петровичем Крапивиным, для них – Славиком. Именно им он первым открывал тайну только что написанных книг, книг о них и для них. Все для них было узнаваемым, родным, до-машним. В его героях они узнавали себя, и гордились этим. И объединяла их всех клятва, дан-ная ими: (слайд 14) 1.“Я никогда не обижу того, кто меньше или слабее. Всегда буду помощ-ником и защитником младшим товарищам.
2. Если мне когда-нибудь станет страшно, я не отступлю. Смелость – это когда человек боится и всё-таки не сворачивает с дороги”. По этому закону они старались жить, ведь это был правильный закон. И сейчас клуб “Каравелла” живет и работает по этим законам в Свердловске, а книги Крапивина помогают всем детям, кто читает их.
7 – Слушайте, а почему все время ребята, ребята. Ведь он и о девочках писал! Вспомните Соти в “Детях синего фламинго”, или Ветку-Светку из рассказов “Прохождение Венеры по диску Солнца” и “Ковер-самолет”. Мне он больше всего запомнился, наверное, из-за Ветки, ее танцев.
6 – А ты смогла бы, как Ветка на ковре-самолете звездный танец станцевать? 7 – Смогла бы, наверное, я высоты не боюсь. 2, 1 – А здесь?! С нами! Представь, что мы летим над лесом, над морем…
Звучит “Музыка ночи” Э. Кабанейра (скрипка), девочка танцует. (Участники инсценировки в это время тихо уходят.)
Учитель:
Мальчишки в алых испанках,
В черных морских бескозырках,
В пыльных зеленых пилотках
Встали шеренгою плотной.
И барабанщик Володька,
Маленький и загорелый,
Снова зовет в дорогу.
Слышите? Бьет тревогу. (Звучит барабан)
Кроссворд. (Слайды 18-30) 1. В каком городе родился Владислав Петрович Крапивин? (г.Тюмень) 2. Где прожита большая часть его жизни? (г. Екатеринбург) 3. Кем были его родители? (педагоги) 4. Любимый писатель В.П.Крапивина? (Паустовский К.Г.) 5. Название детской организации, созданной Крапивиным, которой он руководил в течение 30 лет? (Каравелла) 6. Кто чаще всего является героями произведений Крапивина? (Мальчишки) 7. Как называли и до сих пор часто называют Крапивина его ученики? (Командор) 8. Имя старшего сына В.П.Крапивина, являющегося иллюстратором произведений отца? (Павел). 9. Имя младшего сына Крапивина? (Алексей) 10.Любимый жанр Крапивина? (повесть) 11. Какой поэтический образ присутствует не только в жизни Крапивина, но и его питомцев и героев книг? (море)
4 |
|
|
|
П |
а |
у |
С |
т |
о |
в |
с |
к |
и |
й |
|
1 |
|
|
|
Т |
ю |
м |
Е |
н |
ь |
|
|
|
|
|
|
8 |
|
|
|
|
П |
а |
В |
е |
л |
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
п |
е |
д |
А |
г |
о |
г |
и |
|
|
|
|
9 |
|
|
А |
л |
е |
к |
С |
е |
й |
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
Е |
к |
а |
Т |
е |
р |
и |
н |
б |
у |
р |
г |
7 |
|
|
|
|
|
к |
О |
м |
а |
н |
д |
о |
р |
|
|
10 |
|
|
|
|
|
|
П |
о |
в |
е |
с |
т |
ь |
|
|
11 |
|
|
|
|
|
м |
О |
р |
е |
|
|
|
|
|
|
5 |
К |
а |
р |
а |
в |
е |
Л |
л |
а |
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
м |
а |
л |
Ь |
ч |
и |
ш |
к |
и |
|
|
|
(Звучит горн, ) – Почему звучит горн? Почему он так часто звучит в крапивинских произведениях?
– Крапивин всеми своими произведениями как бы говорит: не всегда самый смелый тот, кто старше. Он как бы продолжает тему песни о маленьком трубаче (учитель начинает петь, ученики подхватывают):
3. И встал трубач в дыму и пламени,
К губам трубу свою прижал.
И за ним весь полк израненный
Запел “Интернационал”.
И полк пошел за трубачом, 2 раза
Обыкновенным трубачом!
4. Трубач, трубач, не надо кланяться –
Свистят все пули над тобой.
Везде пройдет и не расстанется
С своей начищенной трубой.
А почему? Да потому,
Что так положено ему!
Повторно звучит горн. На площадке быстро строятся мальчишки разных возрастов. Можно в галстуках разной расцветки). Книги Крапивина не оставляют равнодушными и современных нам мальчишек и девчонок. Они читают их, живут ими, сочиняют стихи об их героях. Послушайте стихотворение Андрея Земскова, посвященное Владиславу Крапивину, его произведению “Мальчик со шпагой”.
Ученица рассказывает стихотворение:
Мальчик со шпагой
Легион не сбивается с шага,
Строем двигаясь в небытие.
Повзрослевший мальчишка со шпагой,
Ненадежно оружье твое.
Сопредельности солнечных граней
Разошлись на крутом вираже.
Подорожник, приложенный к ране,
Не спасает от смерти уже.
Брось клинок свой, покуда не поздно, –
Никому не страшна его сталь.
Ты же видел, как в городе Грозном
Струи пламени рвали асфальт,
Как в Афгане внезапной атакой
Вдруг откликнулся мирный кишлак.
Что ты скажешь, мальчишка со шпагой,
Генералам без чести и шпаг?
Он дрожит на ветру от озноба:
"Да, оружье такое старо.
Но, когда в мире властвует злоба,
Кто-то должен стоять за Добро.
Пусть перо расплевалось с бумагой,
А театр перестроился в тир,
Кто-то – с кистью, с гитарой, со шпагой–
Все же должен спасать этот мир!" (посвящено Владиславу Крапивину)
Учитель: Давайте окунемся в мир его книг. Сейчас прозвучит отрывок из заключительной главы книги “Голубятня на желтой поляне”. Пожалуйста, мои помощники.
Инсценирование №2. Выразительное чтение заключительных страниц книги
“Голубятня на желтой поляне” (Читающий – на сцене, мальчишки выбегают “в зал”)
Город был вдалеке, его башни, летучие мосты и стеклянные крыши поднимались из-за пологого лесистого холма над широко раскинувшимся морем. Башни были белые и разноцветные. Мосты – кружевные. Крыши – блестящие. Ветер качал над крышами стаи воздушных змеев и пестрых аэростатов. Город сверкал, он был радостным – таким, какими должны быть все города во всех галактиках.
Всегда. А особенно в такой день, когда приходит Всеобщий Праздник Межгалактических Туннелей и Мостов.
По дороге и просто по траве бежали к старой крепости ребята. Они заполнили солнечный двор, где между каменных плит густо росли одуванчики. Среди одуванчиков стояли четыре столба, и на них поднималась фанерная кособокая будка с проволочным балкончиком – старая голубятня. Из голубятни прыгали на плиты мальчишки с большими разноцветными бара-банами. Они были веселые, голосистые, в ярких, похожих на сигнальные флаги рубаш-ках. Раскатилась над плитами двора озорная дробь барабанов. Мальчик услышал перекличку барабанщиков, которые выстроились у ярко-желтой от солнца стены:
– Юрик Родин! (“ Голубятня …”, сын Яра Родина, скадермэна)
– Я!
– Валька Бегунов!
– Я!
– Василек Снегирев!
– Здесь!
– Грозный Митька по кличке Маус!
– Вот он я!
– Василек Иту Дэн! ( “В ночь…”, старший брат Валерка, горнист)
– Здесь!
– Барабанщики Серой Стены! (погибшие из “В ночь…)
– Здесь!
– Все шестеро?
– Да!
– Данилка Вострецов!( Денек, из “Голубятни…”)
– Я!
– Барабанщики "Каравеллы"! ( из нашего времени, из дет. орг. “Каравелла”)
– Это же из другой галактики...
– Все равно! Здесь мы!
– Командир барабанщиков Володька! (“В ночь…”, братик)
– Я!
– А новичок? Где наш новичок с ящеркой? (Гл. “Мальчик с ящерицей” из “Голубятни…”)
– Я здесь! – закричал мальчик с высоты. – Мы оба здесь! Мы сейчас!
Он взял в левую ладонь ящерку, а правой замахал ребятам. Они стояли, запрокинув головы, и тоже махали ему. И смеялись беззаботно и смело, как должны смеяться мальчишки во всей Вселенной.
Мы не зря знакомились с произведениями В.Крапивина, его творчество оценено по достоинству :В 2006 году Ассоциацией писателей Урала и региональным общественным фондом Владислава Крапивина учреждена Международная литературная премия имени В.П. Крапивина. В Интернете открыт сайт писателя Крапивина, который ведут его ученики и поклонники.
Концовка: всегда мальчишки и девчонки будут спешить на зов моря, на зов помощи, храня верность дружбе, справедливости, чести. И вести их будут книги Крапивина, его горнисты и барабанщики, его герои и друзья из “Каравеллы”. Словами Крапивина из его книги “Выстрел с монитора” хочу закончить наш урок. Правда, там автор обращается к главному герою, а я – ко всем здесь сидящим: “Будьте счастливы, ребята!”
Звучит песня “Ты слышишь, море?!” в исполнении Барыкина.
ВОПРОСЫ ВИКТОРИНЫ
1. В каком году вышла первая книга Владислава Крапивина «Рейс „Ориона“»? в 1962 г. |
Викторина « Творчество Вячеслава Петровича Крапивина» |
Урок мужества, доброты и настоящей дружбы по сказочной повести В.П. Крапивина «Дети Синего Фламинго»
Оборудование: на доске размещены рисунки детей к повести, цитаты из произведения, портрет с краткой биографией В.П.Крапивина, а также законы отряда «Каравелла»; на столе учителя оформлена выставка книг с произведениями В.П. Крапивина; песня В.С. Высоцкого «Баллада о борьбе».
Ход урока На окраине Екатеринбурга есть ничем не приметное здание, но оно хорошо известно всем юным жителям города. Каждый день здесь собираются начинающие моряки, фехтовальщики, журналисты и барабанщики. Они приходят в свой клуб с гордым названием «Каравелла». И хотя наш город находится далеко от моря, у клуба есть свои яхты, на которых ежегодно совершаются походы, есть свои палаточные лагеря, живущие по строгим армейским законам. Но не это, в первую очередь, привлекает сюда ребят. «Каравелла» - это клуб товарищей, единомышленников, смелых и честных людей. Честь и справедливость – главные качества, которыми должен обладать каждый член клуба. Равнодушие и трусость – главные враги каравелльцев. Основатель этого клуба - Владислав Петрович Крапивин, писатель, журналист, замечательный человек, с удивительными добрыми глазами.
1.2. Индивидуальное сообщение ученика (краткая биография В.П. Крапивина).
Примерное содержание. Владислав Петрович Крапивин родился в городе Тюмени, 14 октября 1938 года, в семье педагогов Петра Федоровича и Ольги Петровны Крапивиных.
В 1956 году поступил на факультет журналистики Уральского государственного университета им. А. М. Горького.
Во время обучения в университете был зачислен в штат газеты "Вечерний Свердловск". Несколько лет работал литературным сотрудником и заведующим отделом в журнале "Уральский Следопыт". Позднее, в 1965 году, ушел на творческую работу.
В 1961 году Владиславом Крапивиным был создан детский отряд "Каравелла" (в 1965 году над отрядом взял шефство журнал "Пионер"). Профиль отряда - журналистика, морское дело, фехтование. Отряд существует до настоящего времени, ранее имел статус пионерской дружины, пресс-центра и парусной флотилии журнала "Пионер". Владислав Петрович руководил отрядом более тридцати лет, в настоящее время во главе "Каравеллы" молодые выпускники отряда.
Первая книга Владислава Крапивина "Рейс "Ориона"" вышла в 1962 году в Свердловске. Спустя два года автор был принят в члены Союза писателей СССР.
В настоящее время у В. Крапивина около двухсот изданий на различных языках. Его книги были включены в "Золотую библиотеку избранных произведений для детей и юношества", "Библиотеку приключений и научной фантастики", "Библиотеку мировой литературы для детей", в японскую 26-томную серию "Избранные сочинения русских писателей для подростков".
Книги Владислава Крапивина неоднократно переиздавались в Польше, Чехословакии, Болгарии, Германии, Японии, Венгрии, переводились на английский, испанский, персидский и другие языки.
Часть произведений Владислава Крапивина были экранизированы и показывались по Центральному телевидению. Нескольких премий был удостоен фильм "Колыбельная для брата" по сценарию Владислава Крапивина и Станислава Фурина.
Владислав Петрович Крапивин - лауреат премии Ленинского комсомола, премии "Аэлита" журнала "Уральский Следопыт" и Союза писателей РСФСР, премии имени А. Гайдара журнала "Пионер" и других литературных премий .
За литературную и общественную деятельность награжден орденами Трудового Красного Знамени, Дружбы народов, медалью "За доблестный труд", знаком ЦК ВЛКСМ имени А. Гайдара.
Почетный гражданин города Екатеринбурга, в котором жил и работал более сорока лет. В настоящее время по ряду причин писатель вернулся на родину и проживает в городе Тюмень (материал официального сайта В.П. Крапивина htt://www. rusf.ru).
1.3 Учитель знакомит учащихся с законами отряда « Каравелла»
В.П. Крапивин явился основателем юношеского отряда «Каравелла», помог ребятам создать законы этого отряда, научил их следовать им не только в клубе, но и в жизни. Вот эти законы (представлены на доске в напечатанном виде):
Я вступаю в бой с любой несправедливостью, подлостью, жестокостью, где бы я их не встретил. Я не стану ждать, когда на защиту правды встанет кто-то другой. Раньше меня.
Смелость – это то, когда человек боится и все-таки не сворачивает с дороги.
Я никогда не должен пройти мимо плачущего ребенка (материал официального сайта В.П. Крапивина htt://www. rusf.ru).
Учитель зачитывает законы. Руководствуясь этими законами, живут герои крапивинских произведений.
О чем же пишет В.П. Крапивин? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте обратимся к анализу сказочной повести В.П. Крапивина «Дети синего фламинго», которая входит в цикл «Летящих сказок» и относится к 1981 году издания. . Предлагаю начать обсуждение сказочной повести «Дети синего фламинго» с определения, что такое «дружба».
Учащиеся по цепочке дают свое определение «дружбы».
Дружба – это, когда тебя понимают, разделяют твои убеждения, помогают, поддерживают в любой трудной ситуации, разделяют радости и горести. Дружба - это и умение жертвовать собой во имя друзей, своими выгодами, благами, жизнью. Дружба помогает человеку стать сильнее, лучше, добрее: «Если люди дружат, они становятся сильнее, они могут спорить и бороться» (слова из повести «Дети синего фламнго»).
Викторина к повести
Прежде всего, давайте вспомним ключевые моменты повести «Дети синего фламинго». Определиться с ними нам поможет викторина (вопросы викторины).
Викторину можно проводить, разделив класс на три группы. Капитаны каждой команды выходят к доске и по очереди вытаскивают вопросы викторины и зачитывают их. Если команда не может дать ответ, то на вопрос отвечают две другие команды. Победителем становится команда, которая ответила на большее количество вопросов.
Как познакомились Женька с Толиком? (во время уличного боя)
Что Толик подарил Женьке? (деревянный нож)
Почему этот деревянный нож входил в камни, как в масло? (был сделан с любовью)
Какой человек в этом произведении был и в прямом и в переносном смысле двуличным? (Ктор Эхо, он же Тахомир Тихо)
Почему Женька убежал с поля боя, не стал сражаться с Ящером? (испугался огромного чудовища)
Как Женька познакомился с птицей? Что помогало вызывать птицу? (Женька познакомился с птицей в лесу, помог птице вернуть ее детеныша в гнездо. Птицу вызывал ключ-свисток).
Кто такие дети синего фламинго? (Это дети- беглецы, ушедшие из города)
Где нашли спасение дети-беглецы после гибели Дуга? (Дети нашли спасение в Синей долине)
10. Как Женька попал домой? (Женька попал домой на воздушном шаре)
11. Как мальчики Женька и Юлька победили Ящера? (Уничтожили пульт управления)
3.3. Знакомство с главными героями повести
Итак, героями повести становятся мальчишки 5-тиклассники, ваши ровесники, Женька, Юлька.
Давайте познакомимся с ними.
Звучат индивидуальные сообщения учащихся, подготовленные заранее.
Сообщение первого ученика – история Женьки Ушакова от лица героя. Другом Женьки Ушакова был Юлька Гаранин, мальчик, которого Женька нашел на острове Двид и узнал в нем пропавшего. Кто такой Юлька Гаранин? Давайте поближе познакомимся с этим героем.
Сообщение второго ученика - история Юльки Гаранина от лица героя.
Юлька с Женькой встретились в удивительном месте – на острове Двид. Что представляет собой это место?Заслушивается индивидуальное сообщение ученика об Острове Двид .
На острове Двид с детьми происходят удивительные события Женька и Юлька знакомятся с детьми-беглецами и удивительной синей птицей.. Следующий вопрос: кто такие дети-беглецы, их взаимоотношения с удивительной синей птицей.
Звучит индивидуальное сообщение ученика, подготовленное заранее: «Кто такие дети-беглецы острова Двид (коллективный портрет детей)».
Мы сказали, что «Дети синего фламинго» - книга о дружбе. В этой книге две пары мальчиков-друзей. Юлька и Женька. Женька и Толик.Кто они?Каковы их судьбы? Чем герои похожи друг на друга и в чем их отличие? Какую пару можно назвать настоящими друзьями? Почему?
Предполагается, что учащиеся вступят в открытую дискуссию, доказывая свою позицию, отстаивая свою точку зрения по предложенным вопросам.
4. В заключение учитель предлагает прослушать песню Владимира Высоцкого «Баллада о борьбе», которая как нельзя лучше предает чувства, эмоции человека (ребенка-подростка), вступающего в борьбу с несправедливостью, отстаивающего идеалы настоящей дружбы, преданности, верности и чести.