Урок внеклассного чтения по повести И.С. Тургенева «Степной король Лир»
Цели:
Образовательные |
Расширить читательский кругозор уч-ся, углубить знания о творчестве И.С.Тургенева; помочь понять общечеловеческий смыл произведения, значимость поднятых в повести проблем, их связь с мировой литературой. |
Развивающие |
Развивать наблюдательность, внимание, культуру речи, творческие способности учащихся; умения работать с учебником, с дополнительной литературой; умения анализировать лирическое произведение; умения выполнять самостоятельные, поисковые, аналитические задания; умения выразительно читать; умения составлять связный ответ на литературную тему, аргументировать свою точку зрения, представлять подготовленное задание. |
Воспитательные |
воспитывать интерес к изучению литературы, нравственно-этические качества уч-ся, культуру учебного труда. |
Оборудование: учебник, учебные пособия, дидактический, иллюстративный материал, мультимедийная презентация.
Ход урока
Оргмомент, самоопределение к деятельности.
Актуализация изученного, проверка домашнего задания.
№ |
Формы, виды, приемы деятельности |
Содержание деятельности |
|
Учебный диалог по теме |
Взаимоопрос учащихся: составленные самостоятельно вопросы по теме «И.С.Тургенев» |
|
Опрос: |
Почему Асю называют «тургеневской девушкой»? Какие лит. термины вы запомнили на прошлом уроке? |
|
Индивидуальная работа уч-ся – 1 чел. |
Работа с иллюстрацией по повести И.С.Тургенева «Ася» |
Мотивация к изучению новой темы.
Изучение нового материала.
№ |
Формы, виды, приемы деятельности |
Содержание деятельности |
|
Вступительное слово учителя |
Гуманизм произведений И.С. Тургенева |
|
Определение уч-ся целей, планируемых результатов работы |
Уч-ся под руководством учителя определяют цели, планируемые результаты работы на уроке. |
|
Представление книжной выставки |
Повесть Тургенева «Степной король Лир» в различных изданиях. Что хотели подчеркнуть авторы в оформлении обложки книги? |
|
Выявление первичного восприятия прочитанного |
Какие впечатления остались после прочтения повести? Какие эпизоды, герои, фразы привлекли внимание? Предложили бы прочитать это произведение друзьям? Почему? |
|
Сообщение уч-ся => предварит. инд.д/з |
Краткая справка: история создания повести «Степной король Лир» Замысел повести относится к февр. 1869 г., когда Т. жил в Карлсруэ. Завершена повесть в Веймаре в 1870 г. Повесть обращена в прошлое и связана с воспоминаниями Т. о жизни в Спасском-Лутовинове, когда имением управляла его суровая мать - В.П. Тургенева-Лутовинова. 11 марта 1869 года Тургенев писал: "Я начал повесть, в которой главное действующее лицо, старик-помещик, задумал при жизни своей передать свое родовое имение двум своим дочерям». ( Письма т. VII, с. 324—325). |
|
Сообщение уч-ся => предварит. инд.д/з |
Краткая справка: прототипы героев повести «Степной король Лир» Из формулярного списка героев повести, который Тургенев составил перед тем, как начать писать ее, известны некоторые прототипы. -в облике помещицы Наталии Петровны, покровительницы Харлова, изображена мать Тургенева. - Квицинский, поляк-управляющий, списан с Кишинского, который в 60-х годах управлял имением Тургенева. - Существует предположение, что прототипом главного героя повести послужил знаменитый на всю округу мценский силач Василий Семенович Протасов. В формулярном списке Тургенева указан в качестве прототипа Николай Семенович Протасов. О Василии Семеновиче Протасове вспоминает А. Фет : «...он постоянно ездил на крепких беговых дрожках». Тургеневский Харлов «всюду разъезжал на низеньких беговых дрожках» |
|
Сообщение уч-ся => предварит. инд.д/з |
Сюжет повести И.С. Тургенева «Степной король Лир» Тургенев использует сюжет шекспировской трагедии «Король Лир». Это "вечная" трагедия: отец Мартын Петрович Харлов отдал дочерям Анне и Евлампии своё имущество, а они, забыв о благодарности, признательности, преданности, довели его до положения жалкого приживала, лишили собственного крова и приблизили его смерть…. |
|
Сообщение уч-ся => предварит. инд.д/з |
Герои повести Тургенева «Степной король Лир» 1)Мартын Петрович Харлов - человек исполинского роста и необыкновенной силы. Двухаршинная спина, плечи, "подобные мельничным жерновам", уши, похожие на калачи. Копна спутанных желто-седых волос над сизым лицом, огромный шишковатый нос и крошечные голубые глазки. - Он гордился древним дворянским происхождением и полагал, что оно обязывает благородно поступать, "чтоб никакой смерд, земец, подвластный человек и думать о нас худого не дерзнул! Я — Харлов, фамилию свою вон откуда веду… и чести чтоб во мне не было?! Да как это возможно?" 2) Сувенир - брат покойной жены Харлова некто Бычков, по прозвищу "Сувенир", "приютившийся" в доме богатой помещицы Натальи Николаевны, матери рассказчика, "в качестве не то шута, не то нахлебника". - "Это был человек мизерный, всеми презираемый: приживальщик одним словом". Чувствовалось, что будь у него деньги, "самый бы скверный человек из него вышел, безнравственный, злой, даже жестокий". 3) Дочери Харлова: Анна, Евлампия Соседка Наталья Николаевна сначала выдала замуж старшую; мужем Анны стал Слеткин, сын мелкого чиновника, услужливый, злобный и жадный. Для Евлампии соседка также "припасла" жениха. Это был отставной армейский майор Житков, человек уже немолодой, бедный, который "едва разумел грамоте и очень был глуп", но хотел попасть в управляющие имением. "Что другое-с, а зубъе считать у мужичья — это я до тонкости понимаю, — говаривал он…" Ох, не о благородстве тогдашних нравов это все свидетельствует! В финале повести спустя много лет читатель вновь встречается с главными героинями, которые преуспели в жизни. Анна Харлова обзавелась постоялым двором, который приносит ей стабильный доход, у нее трое детей, она довольна жизнью: «…Анна Мартыновна вела жизнь весьма счастливую. Довольством внутренним и внешним, приятной тишиной душевного и телесного здоровья так и веяло от нее самой, от ее семьи, от всего ее быта. Насколько она заслуживала это счастье… это другой вопрос» Евлампия Харлова становится богородицей хлыстов-раскольников: " Я узнал ее немедленно, я ни единого мгновения не колебался, да и нельзя было колебаться; таких глаз, как у ней — и особенно такого склада губ, надменного и чувственного, — я ни у кого не видывал. Лицо ее стало длиннее и суше, кожа потемнела, кой-где виднелись морщины; но особенно изменилось выражение этого лица! Трудно передать словами, до чего оно стало самоуверенно, строго, горделиво! Не простым спокойствием власти — пресыщением власти дышала каждая черта; в небрежном взоре, который она на меня уронила, сказывалась давнишняя, застарелая привычка встречать одну благоговейную, безответную покорность» |
|
Анализ повести Тургенева «Степной король Лир» |
1)Образ главного героя – Харлова Мартына Петровича - Беседа: В чем необычность этого образа? При ответе опирайтесь на описание внешности, данные из биографии героя. Образ главного героя - Мартына Харлова - имеет фольклорные корни. Герой в произведении окружен какими-то мистическими легендами, мифами, его биография связывается с порой 1812 года. Его портрет вызывает прямые ассоциации с богатырями из сказок и былин: «Представьте себе человека росту исполинского! На громадном туловище сидела, несколько искоса, без всякого признака шеи, чудовищная голова…Силой он обладал истинно геркулесовской и вследствие этого пользовался большим почётом в околотке: народ наш до сих пор благоговеет перед богатырями…» Вокруг героя постоянно бытовали некие легенды (то он однажды встретился с медведем и чуть не поборол его; то, застав однажды вора у себя на пасеке, перебросил его вместе с телегой через плетень, и т. п.), что сближает повествование со сказкой, фольклор. жанром. Какие средства создания образа использует писатель, вырисовывая портрет Харлова? Портрет, внутренний мир, речь, поступки, мышление… Главный герой Тургенева — личность необычайно яркая и самобытная. О том, как тщательно выстраивался писателем этот образ, свидетельствует правка в беловом автографе повести, скрупулезно прослеженная в комментариях к академическому изданию. Тургенев вписывает целые большие куски текста, повествующие «о смутных философских раздумьях героя, о неосознанном его стремлении к познанию тайн жизни и смерти... Харлов — «человек XVIII века». Отсюда его вольнодумство, уживающееся с мистическими толками о тайнах загробной жизни и силе страстей человеческих... его отказ от имущества выступает как результат... стихийных нравственных исканий…, а не как прихоть самодура» . Как вы относитесь к поступку главного героя отдать имение дочерям? Верит в благородство и благодарность; но все есть элементы честолюбия, уверенности в своей власти |
2) Анализ эпизода «Объявление о передаче имения дочерям» - Беседа: Назовите последовательность событий церемонии. Что стало нарушением? Объявление воли помещика, молебен, Потом застолье, тосты, «пророчество» Сувенира, который как видно опьянев, "залился своим дряблым, дрянным смехом" и стал предрекать как поступят в дальнейшем с Мартыном Петровичем: "Голой спиной… да на снег!" Как отнесся к этому Харлов? Не обратил внимания, хотя перед этим воспринял болезнь как предвещение. Почему же здесь не насторожился? Верил в свою власть. - Исследовательское задание: обратитесь к тексту и найдите детали, которые автор подчеркивает в поведении участников сцены. Дочери, новые помещицы, держались важно. Особенно изменился зять Мартына Петровича Слеткин. "Движения головы, ног остались подобострастными", но весь вид теперь говорил: "Наконец, мол, дорвался!" Был молебен. Анна и Евлампия, уже прежде кланявшиеся Мартыну Петровичу до земли, снова по приказанию отца "благодарили его земно". => лицемерие |
||
3) Анализ эпизода: гл.6: «Встреча мальчика (рассказчика) с Харловым на берегу реки» - Беседа: Что удивило мальчика в образе «исполина» Харлова, сидевшего с удочкой? "Но в какое он был одет рубище и как опустился весь!" Как ведет себя мальчик? Что движет им? 15-летний мальчик, желая утешить старика, позволил себе заговорить об его ошибке: "- Вы поступили неосторожно, что все отдали вашим дочерям… Но если ваши дочери так неблагодарны, то вам следует оказать презрение… именно презрение… и не тосковать…" Прочитайте выразительно фрагмент, как вы его понимаете? "- Оставь! — прошептал вдруг Харлов со скрежетом зубов, и глаза его, уставленные на пруд, засверкали злобно… — Уйди! - Уйди, говорят… а то убью!" Он рассвирепел, а потом оказалось, что он плачет. "Слезинка за слезинкой катилась с его ресниц по щекам… а лицо приняло выражение совсем свирепое…" |
||
4)Анализ эпизода «Появление изгнанного Харлова в доме помещицы-соседки» - Выразительное чтение эпизода по ролям - Беседа + аналитические задания: Почему Мартын Петрович появился у соседки? Его постель выбросили в чулан, а комнату отобрали. Еще до этого оставили совсем без денег. Дочери во всем подчинялись теперь Слеткину, а тот словно мстил унижавшему его прежде "благодетелю". "- Выгнали меня, сударыня… Родные дочери…" Какую роль играет описание пейзажа в данной сцене? Отчаяние Харлова усугубляет осенний пейзаж. "Ветер то глухо завывал, то свистал порывисто; низкое, без всякого просвету небо из неприятно белого цвета переходило в свинцовый, еще более зловещий цвет — и дождь, который лил, лил неумолчно и беспрестанно, внезапно становился еще крупнее, еще косее и с визгом расплывался по стеклам". Все, и серые деревья, и лужи, засоренные мертвыми листьями, и непролазная грязь на дорогах, и холод — все нагоняло тоску. Как мальчик (рассказчик) увидел Харлова в этой сцене? Мальчику, стоявшему у окна, вдруг почудилось, что огромный медведь, вставший на задние лапы, промчался по двору. Вскоре чудовище стояло посреди столовой на коленях перед хозяйкой и её домочадцами. Это был Мартын Петрович — прибежал пешком по непролазной грязи. Чему научила эта трагедия Мартына Петровича? Как это его характеризует? Надо все-таки отдать должное Мартыну Петровичу, совесть у него имелась, ненормальное устройство общества зачастую мешало ей проявиться. "- Сударыня, — простонал Харлов и ударил себя в грудь: — Не могу я снести неблагодарность моих дочерей! Не могу, сударыня! Ведь я им все, все отдал! И к тому же, совесть меня замучила. Много… ох! много передумал я… "Хоть бы ты пользу кому в жизни сделал! — размышлял я так-то, — бедных награждал, крестьян на волю отпустил, что ли, за то, что век их заедал! Ведь ты перед Богом за них ответчик! Вот когда тебе отливаются их слезки!" |
||
5)Анализ эпизода «Два приживальщика: М.П. Харлов и Сувенир» - Беседа Как отнеслась помещица к горю Мартына Петровича? Как раскрылся в этом эпизоде Сувенир? У соседки помещицы было доброе сердце. Мартыну Петровичу отвели хорошую комнату, дворецкий побежал за постельным бельем и как раз в этом момент жалкий, униженный нахлебник Сувенир воспользовался возможностью покуражиться над презиравшим его всегда гордецом. |
||
6)Анализ эпизода «Мартын Петрович крушит дом» - Аналитическое задание + беседа Что движет Харловым? Как ведет себя его зять Слеткин? Почему? Объясните поведение дочерей. На дворе Харлова было все же людно: зрелище небывалое. Он все крушил без инструментов — голыми руками. Слеткин с ружьем в руках, не решаясь выстрелить, безуспешно пытался заставить крестьян лезть на крышу, они явно уклонялись. Тут было и восхищение необыкновенной силой бывшего хозяина, и страх перед этой силой, и еще… Чуть ли не одобряли они Харлова, хоть и удивил он их. - Ты говоришь: наше, а я говорю: его". |
||
7) Философские и нравственные основы повести Тургенева - Беседа: Какие философские и нравственные основы лежат в основе повести? Известны человеку уже давным-давно законы поведения и отношений — заповеди, постоянное нарушение которых как раз и приводит к страданиям, рано или поздно у каждого наступающим то ли в земной, то ли, как утверждают мудрецы в иной какой-то жизни. К примеру, заповедь: "Чти отца и мать", (независимо от их социального и материального положения, достоинств или недостатков, богатства или бедности). Но аккуратно исполняли здесь в основном по традиции обряды, забыв, (или вовсе не зная) Или, например: "Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними", — призывал еще Иисус Христос в Нагорной проповеди. То есть, относитесь бережно к чужой жизни, достоинству, интересам.
|
||
|
Творческое задание => с/р (по выбору) |
Чему учит повесть И.С.Тургенева «Степной король Лир»? Мои впечатления от повести И.С.Тургенева «Степной король Лир». |
|
Словарная работа |
Рубище, нравственная красота, заповедь |
|
Осмысление терминологии урока |
Повесть Композиция |
|
Консультация учителя по вопросам уч-ся |
Обобщение изученного по теме урока, формулирование выводов.
Подведение итогов работы на уроке, выставление оценок.
Домашнее задание:
Закончить творч. задание.
Инд зад: о Некрасове; ж. «Современник»
Рефлексия.