12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Солоникова Наталья Михайловна153
Я преподаю русский язык и литературу в коррекционной школе для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи.
Россия, Ивановская обл., Вичуга
3

Урок внеклассного чтения по повести-сказке Л. Лагина «Старик Хоттабыч»



Тема урока: «Повесть-сказка Лазаря Лагина «Старик Хоттабыч»

Цели урока:

1. Знакомство учащихся с произведением; формирование читательского кругозора; совершенствование видов речевой деятельности. 

2. Развитие художественно – творческих и познавательных способностей; эмоциональной отзывчивости при чтении произведения. 

3. Воспитание интереса к чтению и книге; обогащение нравственного опыта и развитие нравственных чувств учащихся.

Задачи урока:

1. Стимулировать желание читать и развитие творческих наклонностей обучающихся;

2. Формировать умение включаться в процесс дистанционного общения с автором и осознавать его отношение к тому, о ком или о чём он написал;

3. Заложить основы литературного анализа содержания  и языковых особенностей текста.

4. Развивать способность к осознанию и словесному выражению собственного отношения к произведению.

Оборудование: Книги для чтения, сигнальные карточки, изображения волшебников и кувшина для рефлексии, 

Здесь будет файл: /data/edu/files/c1447602975.pptx (Презентация)


Ход урока.

1. Организационный момент.

Игра на внимание "Сядут те учащиеся"..., чьи имена начинаются… с гласной буквы, и.т.п.

2. Мотивация.

Сегодня на уроке мы определим самого активного, смекалистого, любознательного ученика.

3. Речевая разминка.

Перед вами стихотворение. Прочтите «про себя», теперь хором вполголоса, один учащийся читает стихотворение громко и выразительно.

«Чтобы все мечты сбывались

И желанья исполнялись

Мальчику пришла идея

Стать великим чародеем

Чтобы чародеем стать

Книжки незачем читать

Надо загадать желанье

И сказать вслух заклинанье»

4. Введение в тему урока.

О ком стихотворение?

Кем хотел стать мальчик?

Почему он хотел стать волшебником?

Сегодня мы попытаемся либо подтвердить, либо опровергнуть мнение мальчика.

Какое произведение читали к уроку? Кто автор произведения?

Сообщение о биографии Л.Лагина рассказывает ученик.

5. Сообщение темы урока.

Сегодня мы будем говорить о повести-сказке Лазаря Лагина «Старик Хоттабыч».

6. Словарная работа.

В произведении нам встретились слова с непонятным значением, попробуем их пояснить. Значения слов найдем в толковом словаре. В каком порядке слова располагаются в словаре? Работаем в группах.

1 ряд- ОТРОК

2 ряд – ЛИЦЕДЕЙ

7. Работа по анализу содержания текста.

Назовите главных героев произведения. Кем был старик Хоттабыч? Кем был Волька Костыльков? Как познакомились мальчик и волшебник? Расскажите.

Прочитайте описание внешности старика Хоттабыча. (Выборочное чтение)

Почему Хоттабыч исполнял все желания Вольки?

Как можно назвать человека выражающего признательность за оказанную услугу? (признательный, благодарный)

Что дарил волшебник мальчику? Прочитайте о подарках Хоттабыча.(Выборочное чтение)

Как можно назвать человека, который охотно тратится на других? (щедрый)

Все ли подарки чародея были полезными? Прочитаем об одном не полезном подарке по ролям. Откройте книгу по закладке.

Сколько ролей придется озвучить? Назовите роли. С какой интонацией будет говорить Хоттабыч, Волька, автор?

Почему же Хоттабыч захотел изучать науки? Как называют человека, любящего знания? (любознательный, пытливый)

Прочитайте о том, как в дальнейшем сложилась судьба героев.(Выборочное чтение)

Чему учит повесть-сказка «Старик Хоттабыч»? (мнение детей)

Повесть Лазаря Лагина учит стремиться к знаниям, быть пытливыми, любознательными.

Вспомните стихотворение о мальчике, который хотел стать чародеем, чтобы не читать книг. Прав ли был мальчик?

8. Викторина.

Сейчас мы узнаем, кто был самым внимательным при чтении повести.

- полное имя старика Хоттабыча.

- как звали Вольку на языке Хоттабыча?

- Что делал Хоттабыч, когда загадывал желание?

- Почему заболел Гога?

- Какую игру на стадионе Хоттабыч увидел впервые?

- Назови слово, значение которого Волька объяснил не верно.

- Первая книга, которую изучил Хоттабыч.

9. Математический турнир.

Назови число и скажи как оно относится к нашей повести.

6 – класс Вольки, 3725- возраст Хоттабыча, 13- возраст Вольки, 24\0 – счет футбольного матча, 46 – количество эскимо.

10. Узнай героя.

Я читаю описание героя, вы поднимаете сигнальную карточку:

Старик Хоттабыч – синюю, Женя Богарад – красную, Волька Костыльков – зеленую

« Один из самых дисциплинированных и ответственных учеников, лучший ныряльщик.» Волька

«Он лицо был круглолиц, телом коренаст, нос курнос, волосы его были подстрижены не так, как подобает отроку. Он был брюнет, у него была прическа под польку». Женя

«Тощий и смуглый старичок с бородой по пояс, в роскошной чалме» Хоттабыч

11. Обобщение.

Какое произведение обсуждали на уроке? Кто автор повести-сказки?

12. Рефлексия.

Если вы поняли тему урока, у вас рабочее настроение, то отпустите в кувшин изображение доброго волшебника. Если нет – злого колдуна.

13. Итоги урока.

Сегодня, самыми активными были… , смекалистыми оказались…., проявили находчивость…., были очень внимательны….

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.