Урок внеклассного чтения по теме «Фантастические повести Кира Булычева о приключениях Алисы» (4 класс)
Урок литературного чтения, 4 класс
Тема урока: Фантастические повести Кира Булычева о приключениях Алисы Селезнёвой
Урок внеклассного чтения
Технологии: критическое мышление, игровая технология, ИКТ
Материалы:
Здесь будет файл: /data/edu/files/o1449418527.rar (Материалы к уроку)
Планируемые результаты урока:
Предметные: анализировать художественное произведение: определять жанр, давать характеристику герою; познакомиться с особенностями фантастических литературных произведений. |
Метапредметные: учиться ставить познавательную задачу; учиться использовать при решении познавательных задач различные источники информации; учиться работать в группе; учиться оценивать свою учебную деятельность. |
Личностные: проявлять интерес к чтению книг, к творчеству и личности автора; проявлять жизненную позицию активного читателя. |
Ход урока:
1. Актуализация необходимых знаний
Урок начинается с работы с выставкой книг.
Учащиеся рассматривают представленную на слайде выставку книг и дают ей название. Затем учитель выводит название «Фантастические повести Кира Булычёва о приключениях Алисы Селезнёвой» на экран, а дети дополняют выставку принесёнными на урок книгами.
2. Мотивация учебной деятельности
Опираясь на название выставки книг, учащиеся формулируют тему урока, а затем, с помощью учителя, ставят перед собой задачи: уточнить знания о жанре прочитанных произведений, учиться рассказывать о главной героине, узнать интересные факты об авторе.
3. Организация познавательной деятельности обучающихся
Этап урока направлен на уточнение представлений учащихся о следующих терминах: фантастика, повесть, приключение. Сначала дети дают толкования слов, опираясь на свой опыт. Затем учитель постепенно выводит на экран фрагменты словарных и энциклопедических статей, в процессе анализа которых уточняются знания учащихся. Финалом работы является осознанное соотнесение литературоведческого термина с прочитанным произведением.
Следующий слайд позволяет продолжить разговор о приключениях Алисы и предназначен для воссоздания учащимися фрагментов содержания повести «Девочка, с которой ничего не случится» с целью уточнения понимания смысла прочитанного.
Детям предлагается разделиться на две команды и поучаствовать в игре «Крестики – нолики», правила которой сходны с правилами известной детской игры с тем же названием, но для того, чтоб поставить в выбранную клетку свой значок, команда должна дать ответ на вопрос, «спрятанный» под картинкой.
Кому и с какой целью профессор Селезнёв начал писать о приключениях Алисы?
Назовите жертву неудачного эксперимента, которую профессор Селезнёв повстречал в своём саду.
Кто из домашних питомцев Алисы умел разговаривать и читать?
«Я их хотела оставить себе. Я же не знала, что человечество их ищет». Кого Алиса принесла в корзинке с земляникой?
Опишите устройство, с помощью которого Алиса оказалась в гостях у писателя - фантаста Аркадия.
С какими земными животными автор сравнивает этих симпатичных обитателей одной из планет системы Сириуса?
Мало кто верил в успех этого эксперимента, однако выдающееся событие показывали все телеспутники мира. Что за событие изображено на иллюстрации?
Какое событие прославило Алису и испортило репутацию биологам?
С помощью какого прибора, с кем и о чём беседует профессор Селезнёв?
Восстановив в памяти основные события повести, дети готовы к разговору о главной героине – Алисе Селезнёвой.
Дети говорят о том, чем заинтересовала их главная героиня прочитанных книг – Алиса Селезнёва. Затем учитель выводит на экран портреты Алисы, выполненные разными художниками-иллюстраторами, и предлагает обсудить следующие вопросы:
Какие черты Алисы отражены на разных иллюстрациях?
Какая иллюстрация особенно нравится и почему?
Какой портрет Алисы нарисовали бы сами?
Завершает работу по данному слайду составление рассказа об Алисе с опорой на план. Учитель обращает внимание на то, что такие качества, как доброта, отзывчивость, смелость, любознательность ценятся в русских народных сказках, в литературных произведениях разных жанров, созданных разными авторами в разные эпохи. Важны эти качества и в нашей повседневной жизни, не потеряют они своей ценности и через века.
Разговор об авторе художественного произведения начинается с побуждения учащихся к размышлению. Детям предлагается поделиться своими предположениями о том, что рассказали прочитанные книги об их авторе – Кире Булычёве, а затем получить новые знания, опираясь на материал слайда. Затем учащиеся формулируют свои вопросы о том, что ещё им хотелось бы узнать о писателе. А учитель сообщает, что на некоторые из поставленных вопросов есть возможность получить ответы с помощью следующего слайда.
Дети выбирают заинтересовавшие их вопросы и учатся пользоваться управляющими кнопками для получения ответа. В зависимости от выбранных вопросов, дети переходят к следующим слайдам:
4. Подведение итога урока
Подведение итога урока направлено, прежде всего, на популяризацию в классном коллективе образа читателя как любознательного, интересного, умного собеседника, с которым хотят дружить, советоваться, на осознание учащимися того, что каждый из них может быть таким человеком.
Учитель предлагает детям вспомнить, о чем шел разговор на уроке (о книгах, о событиях, о герое, об авторе), о том, что было самым интересным. Затем напоминает, что интересного разговора не было бы, если бы сами дети не выступили в сложной и увлекательной роли – в роли читателей; предлагает поделиться своими ощущениями, мыслями, чувствами по этому поводу. Урок заканчивается написанием синквейна на тему «Я – читатель».
Источники
http://taleteller.ucoz.ru/publ/4-1-0-75
http://www.bibliogid.ru/authors/pisateli/bulychev
http://www.mielofon.ru/mis_alis/index.html
http://www.rusf.ru/kb/index.htm
Булычёв К. Заповедник сказок. – М.: «АСТ», 2004.
Материалы Первого установочного семинара для участников проекта «Успешное чтение» (12 – 14 ноября 2007 г., Санкт-Петербург).
Пеннак Д. Как роман. – М.: «Самокат», -2005
Энциклопедия для детей. Том 9. - М.: «Аванта+», 2000.
Андрей Анатольевич
Евдакименко Ольга Юрьевна