12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Мякутина Марина Алексеевна105
Россия, Ярославская обл., с. Коза
6

Урок внеклассного чтения по роману Станислава Золотцева «Камышовый кот Иван Иванович»



 


 


 


 


 

Внеклассное чтение.

Современная литература. Ст. Золотцев «Камышовый кот Иван Иванович»


 


 

 

Автор: Мякутина Марина Алексеевна, учитель русского языка и литературы Козской средней школы Первомайского МР Ярославской области


 


 


 


 


 


 


 

с. Коза 2017 год


 

Тема урока: Внеклассное чтение. Современная литература. Ст. Золотцев «Камышовый кот Иван Иванович»

Цель учителя: способствовать популяризации современной литературы, познакомив с современным романом Ст. Золотцева «Камышовый кот Иван Иванович» (год написания– 2007, год издания – 2009)

Планируемые результаты:

Работа над становлением личностных характеристик (из ФГОС ООО – портрет выпускника):

- любящий свой край и своё Отечество

- осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи

- осознающий ценности труда и творчества

- владеющий основами экологической культуры

- умеющий вести конструктивный диалог

Метапредметные результаты обучающихся:

- межпредметные понятия: развитие основ читательской компетенции, совершенствование навыков работы с информацией (анализ, сопоставление, обобщение), связь с биологией, историей и географией (расширение знаний)

- УУД:

1) регулятивные: определять совместно с учителем и сверстниками критерии оценки своей учебной деятельности, оценивание деятельности

2) познавательные: строить доказательство, находить в тексте требуемую информацию, ориентироваться в содержании текста, резюмировать идею текста

3) коммуникативные: высказывать и обосновывать мнение, корректно и аргументировано отстаивать свою точку зрения, организовывать учебное взаимодействие в группе

Предметные результаты обучающихся: определять основную мысль произведения, пересказывать сюжет, характеризовать героев-персонажей, давать им сравнительные характеристики, выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем», выражать личное отношение к художественному произведению, читать наизусть фрагмент, отвечать на вопросы по содержанию

Оборудование: ноутбук, проектор, экран, тексты книги, листы с домашним заданием, аудиозапись, презентация, карточки с афоризмом, пословицами и критериями, магниты, смайлики, презентация

Источники:

https://www.livelib.ru/book/1000476491/reviews-kamyshovyj-kot-ivan-ivanovich-stanislav-zolottsev Дата обращения - 25.10.2017

https://www.livelib.ru/book/1000476491/reviews-kamyshovyj-kot-ivan-ivanovich-stanislav-zolottsev Дата обращения - 25.10.2017

https://www.livelib.ru/book/1000476491/reviews-kamyshovyj-kot-ivan-ivanovich-stanislav-zolottsev Дата обращения - 25.10.2017

https://www.livelib.ru/book/1000476491-kamyshovyj-kot-ivan-ivanovich-stanislav-zolottsev Дата обращения - 25.10.2017

https://www.livelib.ru/author/317848-stanislav-zolottsev Дата обращения - 27.10.2017

http://www.murlika.msk.ru/dikie-koshki/?id=1365433241 Дата обращения - 27.10.2017

https://funcats.by/kamyshovyj-kot-ili-haus.html Дата обращения - 27.10.2017

https://usatiki.ru/kamyshovaya-koshka/ Дата обращения - 27.10.2017

https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/26163 Дата обращения - 30.10.2017

https://elhow.ru/religija/religioznye-ponjatija/chto-takoe-pritcha Дата обращения - 30.10.2017

http://litem.ru/podgotovka-k-ege/slovar-literaturovedcheskich-terminov Дата обращения - 30.10.2017

http://pnu.edu.ru/ru/recruitment/graduates/essay/ Дата обращения - 30.10.2017

 


Текст романа "Камышовый кот Иван Иванович"
DOCX / 463.9 Кб

Презентация к уроку
PPTX / 705.44 Кб

Ход урока

Этап урока

Действия учителя

Действия учеников

Орг. момент. Выработка критериев оценивания деятельности учеников на уроке

Здравствуйте! Как настроение?

Ребята, а вы животных любите? А кошек?

Сегодня у нас урок внеклассного чтения по книге писателя Станислава Золотцева «Камышовый кот Иван Иванович».

 

Слайд 1

Вам понравилось это произведение? Выразите отношение к книге с помощью смайликов

На доске специально выделенное место для них

Я рада, что книга вам понравилась.

Это урок, а значит, за работу на уроке мы должны получить отметки. Давайте, ребята, подумаем, что должно входить в критерии оценивания нашей работы.

Отвечают на вопросы учителя

 

 

 

 

 

Выходят к доске и прикрепляют смайлики

 

 

 

Предлагаемые критерии:

Знание текста

Умение отвечать на вопросы по содержанию

Активность на уроке

Сообщение о писателе

Слайд 2

Сначала я хотела бы вас познакомить с автором книги. Показ фотографии автора, краткий рассказ о писателе

(см. Приложение 1)

Смотрят на экран и слушают

Работа над названием книги

Просмотр презентации и ответы на вопросы учителя

Слайд 3

Говорят, что название книги – это её визитная карточка

Поэтому поговорим сначала об этом. Итак, судя по названию книги речь пойдёт о коте, но не о простом коте, а о коте камышовом.

В книге есть стихотворение Феди Брянцева:

Я говорю вам и днём и на ночь,

Что мой любимый кот Иван Иваныч,

Который под моим крылом растёт,

Не просто кот, а камышовый кот

Давайте познакомимся с камышовыми котами и поймём, действительно ли камышовый кот жил в деревне Старый Бор

Слайд 4

Итак… Знакомьтесь - камышовый кот или Хаус, или болотная рысь, или джунглевая кошка.

Среда обитания: Средняя Азия, Закавказье, Северная Африка, Афганистан, Пакистан, Индия.

В России камышовый кот прежде встречался на побережье Каспийского моря.

Места проживания, которые выбирает хаус - дремучие заросли колючих кустов, заболоченные тростниковые кущи и другие непроходимые территории, расположенные неподалеку от берегов водоемов.

- Где нашёл Иван Брянцев кота?

Стоит очень дорого (помните, как много денег предлагали Брянцевым за кота?).

В наши дни камышового кота можно увидеть в зоопарках или в частных домах у любителей кошек.

Вес кота составляет от 5 до 15 кг, длина может достигать метра.

Давайте проверим эту информацию: найдём те строки, которые доказывают, что это был крупный кот.

Самцы крупнее самок

Слайд 5

Крупные треугольные уши хауса венчают выразительные кисточки. Палитра окраса камышового кота значительно меняется, в зависимости от мест обитания – от ярко-рыжего до серо-бурого. Глаза желтого либо зеленого цвета.

Имеют короткий тонкий хвост

Камышовый коты любознательны и подвижны.У них отличный слух и превосходное зрение: едва услышав звуки приземления стаи птиц, они бесшумно пробираются к ним сквозь заросли камышей и, совершив высокий прыжок, хватают зазевавшуюся жертву.

Слайд 6

Любит плескаться в воде.
 

Легко соседствуют с другими животными. Докажите.

Камышовая кошка всегда тщательно обустраивает гнездо для будущих котят. С этой целью дно укрытия выстилается мягкой шерстью и сухой травой.

Слайд 7


У кошачьей пары рождается обычно двое-пятеро котят.

Сколько котят обнаружил Иван Брянцев на островке?

Слайд 8

Котята очень быстро растут.

Автор и об этом упомянул.

Слайд 9

Почему он стал домашним? Ведь это дикое животное.

 

 

 

Отвечают на вопросы, ищут доказательства в книге

 

Работа над названием книги (продолжение)

Слайд 10

Вторая часть названия книги указывает на кличку кота.

Скажите, это кошачья кличка?

На одном из форумов любителей кошек обсуждалась данная книга, и один из пользователей назвал Ивана Ивановича – очеловеченным котом. Судя по названию, в чём-то этот человек прав.

- Да, кстати, а почему именно Иван Иванович?

Кто предложил такую странную кличку для кота?

Отвечают на вопросы, ищут доказательства в книге

Скорее нет, похоже на имя

Иван – так хотел назвать Иван Брянцев своего сына в честь деда по отцовской линии

Иванович – в честь нашедшего его и спасшего его от гибели Ивана Брянцева

Предложил Федя, сын Ивана Брянцева

 

Беседа по содержанию

 

- Итак, героем книги является кот. Необычный кот.

Не зря старый учитель Степан Сафронович удивляется: «Поразительно! Феноменально! Вот где иначе не скажешь: невероятно, но факт!»

В книге мы также читаем: «Брянцевы… по мере стремительного взросления найдёныша твёрдо стали убеждаться в ином: Иван Иванович растёт не просто домашним котом, но – хранителем, стражем, верным защитником их дома, их живности, да и их самих тоже»

Давайте докажем, что автор не просто так включил такие слова в книгу.

Сейчас мы поработаем в группах:

вам нужно за 5 минут записать несколько случаев, где Иван Иванович проявил себя именно хранителем, стражем, помощником

Работа в группах: пишут на листочке, обсуждают

 

Давайте проверим, что у вас получилось

- Ребята, скажите, а можно ли сказать, что Иван Иванович – главный герой книги?

Значит и животное может стать героем книги.

Однако жизнь кота проходит рядом с людьми.

- Что мы узнаём об Иване Брянцеве, спасителе кота, на страницах книги?

Один ученик прикрепляет карточку на доску «Всякому мила своя сторона»

Какое отношение эта пословица имеет к Ивану?

Почему он вообще взял котёнка домой?

Ученик прикрепляет на доску карточку:

«Без корня и полынь не растёт»

Как вы понимаете пословицу?

У Ивана Брянцева 4 детей.

Один из них Федя .

Почему именно ему было поручено смотреть за котёнком?

Чем отличается Федя от других детей Брянцевых?

Вспомним одну из них

 

Какому событию посвящено сие творение?

Будет ли жалеть Федя о гибели Ивана Ивановича?

Прикрепляют следующую карточку на доску:

«Где родился, там и сгодился»

Кто произносит эту пословицу в книге?

Относится ли эта пословица к детям Брянцева?

 

Как относились к Ивану Ивановичу Вера и Николай? Сначала и потом

Похожи ли дети Брянцевых друг на друга характерами?

Мешает ли им это ладить в семье?

Переживают ли они друг за друга?

Какую роль сыграл в жизни кота Венька Круглов (Шатун)? (защитил кота от «покупателей», которые хотели забрать животное силой)

«Гибель более доблестная, чем жизнь», - читаем мы в книге. Согласны ли вы с автором?

Вспомним другие случаи добрых дел.

Прослушайте маленький кусочек из выступления Станислава Золотцева перед читателями. Что он имеет ввиду?

Прикрепляют карточку на доску: «Поведение человека в природе – это зеркало его души» КЛ. Зелинский. Согласны ли?

А за что ещё должно быть стыдно героям книги?

 

 

 

Сделайте вывод об идее книги, перечитав все записи на доске

 

 

 

 

 

 

 

Прозаические произведения Золотцева все написаны от первого лица.

Кто поведал нам историю о камышовом коте? Что мы знаем о рассказчике?

 

Интересно ли нам было слушать рассказчика? Каково его отношение к данной истории?

_________________________

- с его появлением в доме и на территории дома исчезли все мыши, крысы, кроты

- защитил зерно от ворон

- отогнал рысь от дома

- вылечил спину Тасе, жене Ивана Брянцева

- спас Ивана от пьянства

- наказал лису в курятнике

- помогал в охоте на енотовидную собаку 

- убил ястреба

- не обижал домашних животных

- спас одного из близнецов во время пожара

- сделал так, что Николай не ушёл служить в Грозный, он там погиб бы 

- помог Феде сделать правильный выбор своего жизненного пути

Пересаживаются на свои места

Автор несколько раз указывает на это 

колхозный механизатор «широкого профиля», затем фермер,

рыбак и охотник

а в конце книги он – уважаемый человек среди односельчан -глава агрофирмы, отец 4 ребёнка и дедушка

он любит природу своей малой родины, заботится о ней, никуда не хочет переезжать

 

гордость за семью

 

(было замечено, что он тянется к животным) стр. 6

«мелкий», разбирается в травах, много читает, а ещё сочиняет стихотворения, похожие на частушки

читает наизусть ученик 

(приложение 2)

Может, именно поэтому он видит кота уже после его гибели. Иначе как тогда объяснить мистику в учебном заведении?

Так говорит Иван Брянцев.

Да, они все останутся жить и работать в родных краях

 

хотя он иногда и ссорятся, смеются друг над другом, но помогают друг другу

Прикрепляют на доску карточку с пословицей: «Хорошо тому на свете, кто с семьёй живёт в совете»

Прикрепляют карточку к доске:

«Мир не без добрых людей»

Да, смерть кота героическая – он спас ребёнка – как бы отблагодарил за спасение

 – крест на могилку Макарихе – соседке

– построили дом Кругловым

 – Тася помогает афганке Асие

 

про раков – 

- попытки завладеть котом силой,

- несправные баллоны с газом

 

Перечитывают записи на карточках, делают вывод об идее книги

Нужно любить свою родину, ответственно относясь к природе, уважительно - к окружающим тебя людям, и любить свою семью

прикрепляют карточку на доску в центр

Он живёт в деревне Старый Бор, знаком с Иваном Брянцевым с детства, чуть его старше, мать- учительница, имеет сына, зовут Слава)

Да, героическое смешалось с комическим, реальность с мистикой, один из героев – необычный кот, а язык книги – простой и доступный каждому, а главное – постоянный анализ происходящего

Дом. задание. Подведение итогов

Рефлексия

Дома: задание на выбор: 1. Составить родословное древо семьи Брянцевых. 2. Определить жанр произведения и доказать

3. написать отзыв (что понравилось, о чём задумались)

А теперь оцените свою работу на уроке по критериям

отметка учителя

Рефлексия: «Я бы порекомендовал книгу…, потому что…

Самооценка по критериям


 

Приложение 1 Краткая биография писателя

Станислав Золотцев родился 21 апреля 1947 в Псковской области в семье сельских учителей. Окончил Ленинградский государственный университет. В течение жизни перебрал множество занятий: был слесарем на заводе, работал переводчиком в Индии, преподавателем, был офицером в авиации Северного флота. Поэт, писатель, переводчик и публицист. За 30 с лишним лет профессиональной деятельности писатель выпустил 25 книг стихотворений, несколько книг прозы. Его перу принадлежат более 20 книг переводов из поэзии Востока и Запада. А ещё Золотцев был борцом за справедливость и не стеснялся высказываться о том, о чём многие предпочитали молчать.

Одним из его последних произведений стала книга «Камышовый кот Иван Иванович». Написана она в 2007году, а издана в 2009 году, уже после смерти писателя.

 

Приложение 2 Творчество Феди

Мой верный кот над всеми кошками хохочет —

Ни на одной из них жениться он не хочет.

Они — в дому, а он на озере рождён,

И только там свою любовь находит он…

«Потому-то и желали многие из них, особенно хозяйки, заполучить котика, хотя бы в главных чертах схожего с Иваном Ивановичем. И способ, как этого добиться, многим виделся простой, да и естественный. Думаю, вы догадались… Ловить камышовых котят в плавнях — дело трудоёмкое, мало успешное, да и небезопасное. Так что сам собой напрашивался другой путь: получить от Ивана Ивановича потомство. Да, котят!

И вот по весне, — а то была уже вторая весна жизни одомашненного дикого кота под брянцевским кровом, — по весне к Тасе стали одна за другой наведываться односельчанки и жительницы окрестных селений с корзиночками и кошолками. Такого грандиозного конкурса кошачьих невест наши края ещё никогда не видали!»

 

Чаще можно встретить чаузи – гибрид камышового кота и домашней кошки.

 

Дома: задание на выбор:

Составьте родословное древо семьи Брянцевых (на листе формата А4 или на двойном тетрадном листе)

«Камышовый кот Иван Иванович» - это роман. Одни называют его романом-притчей, другие – романом-эссе. С кем вы согласны? Обоснуйте своё мнение письменно.

Притчи - то нравственные поучения, облеченные в занимательную форму

Владимир Даль толковал слово «притча» как «поучение в примере».

Притча – это рассказ или история, в которой герои попадают в такие ситуации, в которые может попасть любой человек, но выходы из ситуаций, как правило, описываются не обычные. В притче вся история подчинена выводу, главной мысли, которая выводится и формулируется в конце. Эта мысль всегда является нравственным поучением, уроком, который преподнесен философски и иносказательно.  В каждой такой притче изложен небольшой или очень большой, но всеобщий закон жизни. Кроме того, в притчах нет фантастических тем и случаев из жизни, сюжеты их достаточно реальны. Этим они подкупают еще больше и заставляют думать, в чем смысл притчи. А необычной трактовкой событий они запоминаются очень легко.
Эссе – литературное произведение небольшого объема, обычно прозаическое, свободной композиции, передающее индивидуальные впечатления, суждения, соображения автора о той или иной проблеме, теме, о том или ином событии или явлении.

Эссе - это прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, трактующее частную тему и представляющее попытку передать индивидуальные впечатления и соображения, так или иначе с нею связанные.

3. Напишите отзыв (что понравилось? какой герой книги особенно запомнился? о чём задумались, читая книгу? и т.д.)


 

 


Поведение человека в природе – это зеркало его души.

КЛ. Зелинский


 

Мир не без добрых людей (пословица)


 

 

Где родился, там и сгодился (пословица)


 

Без корня и полынь не растёт (пословица)


 

 

Хорошо тому на свете, кто с семьёй живёт в совете (пословица)


 

Всякому мила своя сторона (пословица)


 

 

Нужно любить свою родину, ответственно относясь к её природе, уважительно - к окружающим людям, и любить свою семью


 

Знание текста

книги


 

Умение отвечать на вопросы по содержанию книги


 

Активность на уроке


 


 

 

 

 


 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Белкина Надежда Владимировна, 11.02.18 в 14:32 0Ответить Пожаловаться
Отличная разработка! Спасибо огромное! Возьму на заметку обязательно!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.