Урок внеклассного чтения по роману Станислава Золотцева «Камышовый кот Иван Иванович»
Пояснительная записка к презентации
Внеклассное чтение.
Современная литература. Ст. Золотцев «Камышовый кот Иван Иванович»
Автор: Мякутина Марина Алексеевна, учитель русского языка и литературы Козской средней школы Первомайского МР Ярославской области |
с. Коза 2017 год
Тема урока: Внеклассное чтение. Современная литература. Ст. Золотцев «Камышовый кот Иван Иванович»
Цель учителя: способствовать популяризации современной литературы, познакомив с современным романом Ст. Золотцева «Камышовый кот Иван Иванович» (год написания– 2007, год издания – 2009)
Планируемые результаты:
Работа над становлением личностных характеристик (из ФГОС ООО – портрет выпускника):
- любящий свой край и своё Отечество
- осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи
- осознающий ценности труда и творчества
- владеющий основами экологической культуры
- умеющий вести конструктивный диалог
Метапредметные результаты обучающихся:
- межпредметные понятия: развитие основ читательской компетенции, совершенствование навыков работы с информацией (анализ, сопоставление, обобщение), связь с биологией, историей и географией (расширение знаний)
- УУД:
1) регулятивные: определять совместно с учителем и сверстниками критерии оценки своей учебной деятельности, оценивание деятельности
2) познавательные: строить доказательство, находить в тексте требуемую информацию, ориентироваться в содержании текста, резюмировать идею текста
3) коммуникативные: высказывать и обосновывать мнение, корректно и аргументировано отстаивать свою точку зрения, организовывать учебное взаимодействие в группе
Предметные результаты обучающихся: определять основную мысль произведения, пересказывать сюжет, характеризовать героев-персонажей, давать им сравнительные характеристики, выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем», выражать личное отношение к художественному произведению, читать наизусть фрагмент, отвечать на вопросы по содержанию
Оборудование: ноутбук, проектор, экран, тексты книги, листы с домашним заданием, аудиозапись, презентация, карточки с афоризмом, пословицами и критериями, магниты, смайлики, презентация
Источники:
https://www.livelib.ru/book/1000476491/reviews-kamyshovyj-kot-ivan-ivanovich-stanislav-zolottsev Дата обращения - 25.10.2017
https://www.livelib.ru/book/1000476491/reviews-kamyshovyj-kot-ivan-ivanovich-stanislav-zolottsev Дата обращения - 25.10.2017
https://www.livelib.ru/book/1000476491/reviews-kamyshovyj-kot-ivan-ivanovich-stanislav-zolottsev Дата обращения - 25.10.2017
https://www.livelib.ru/book/1000476491-kamyshovyj-kot-ivan-ivanovich-stanislav-zolottsev Дата обращения - 25.10.2017
https://www.livelib.ru/author/317848-stanislav-zolottsev Дата обращения - 27.10.2017
http://www.murlika.msk.ru/dikie-koshki/?id=1365433241 Дата обращения - 27.10.2017
https://funcats.by/kamyshovyj-kot-ili-haus.html Дата обращения - 27.10.2017
https://usatiki.ru/kamyshovaya-koshka/ Дата обращения - 27.10.2017
https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/26163 Дата обращения - 30.10.2017
https://elhow.ru/religija/religioznye-ponjatija/chto-takoe-pritcha Дата обращения - 30.10.2017
http://litem.ru/podgotovka-k-ege/slovar-literaturovedcheskich-terminov Дата обращения - 30.10.2017
http://pnu.edu.ru/ru/recruitment/graduates/essay/ Дата обращения - 30.10.2017
Текст романа "Камышовый кот Иван Иванович"
DOCX / 463.9 Кб
Презентация к уроку
PPTX / 705.44 Кб
Ход урока
Этап урока |
Действия учителя |
Действия учеников |
Орг. момент. Выработка критериев оценивания деятельности учеников на уроке |
Здравствуйте! Как настроение? Ребята, а вы животных любите? А кошек? Сегодня у нас урок внеклассного чтения по книге писателя Станислава Золотцева «Камышовый кот Иван Иванович».
Слайд 1 Вам понравилось это произведение? Выразите отношение к книге с помощью смайликов На доске специально выделенное место для них Я рада, что книга вам понравилась. Это урок, а значит, за работу на уроке мы должны получить отметки. Давайте, ребята, подумаем, что должно входить в критерии оценивания нашей работы. |
Отвечают на вопросы учителя
Выходят к доске и прикрепляют смайлики
Предлагаемые критерии: Знание текста Умение отвечать на вопросы по содержанию Активность на уроке |
Сообщение о писателе |
Слайд 2 Сначала я хотела бы вас познакомить с автором книги. Показ фотографии автора, краткий рассказ о писателе (см. Приложение 1) |
Смотрят на экран и слушают |
Работа над названием книги Просмотр презентации и ответы на вопросы учителя |
Слайд 3 Говорят, что название книги – это её визитная карточка Поэтому поговорим сначала об этом. Итак, судя по названию книги речь пойдёт о коте, но не о простом коте, а о коте камышовом. В книге есть стихотворение Феди Брянцева: Я говорю вам и днём и на ночь, Что мой любимый кот Иван Иваныч, Который под моим крылом растёт, Не просто кот, а камышовый кот Давайте познакомимся с камышовыми котами и поймём, действительно ли камышовый кот жил в деревне Старый Бор Слайд 4 Итак… Знакомьтесь - камышовый кот или Хаус, или болотная рысь, или джунглевая кошка. Среда обитания: Средняя Азия, Закавказье, Северная Африка, Афганистан, Пакистан, Индия. В России камышовый кот прежде встречался на побережье Каспийского моря. Места проживания, которые выбирает хаус - дремучие заросли колючих кустов, заболоченные тростниковые кущи и другие непроходимые территории, расположенные неподалеку от берегов водоемов. - Где нашёл Иван Брянцев кота? Стоит очень дорого (помните, как много денег предлагали Брянцевым за кота?). В наши дни камышового кота можно увидеть в зоопарках или в частных домах у любителей кошек. Вес кота составляет от 5 до 15 кг, длина может достигать метра. Давайте проверим эту информацию: найдём те строки, которые доказывают, что это был крупный кот. Самцы крупнее самок Слайд 5 Крупные треугольные уши хауса венчают выразительные кисточки. Палитра окраса камышового кота значительно меняется, в зависимости от мест обитания – от ярко-рыжего до серо-бурого. Глаза желтого либо зеленого цвета. Имеют короткий тонкий хвост Камышовый коты любознательны и подвижны.У них отличный слух и превосходное зрение: едва услышав звуки приземления стаи птиц, они бесшумно пробираются к ним сквозь заросли камышей и, совершив высокий прыжок, хватают зазевавшуюся жертву. Слайд 6 Любит плескаться в воде. Легко соседствуют с другими животными. Докажите. Камышовая кошка всегда тщательно обустраивает гнездо для будущих котят. С этой целью дно укрытия выстилается мягкой шерстью и сухой травой. Слайд 7
Сколько котят обнаружил Иван Брянцев на островке? Слайд 8 Котята очень быстро растут. Автор и об этом упомянул. Слайд 9 Почему он стал домашним? Ведь это дикое животное. |
Отвечают на вопросы, ищут доказательства в книге
|
Работа над названием книги (продолжение) |
Слайд 10 Вторая часть названия книги указывает на кличку кота. Скажите, это кошачья кличка? На одном из форумов любителей кошек обсуждалась данная книга, и один из пользователей назвал Ивана Ивановича – очеловеченным котом. Судя по названию, в чём-то этот человек прав. - Да, кстати, а почему именно Иван Иванович? Кто предложил такую странную кличку для кота? |
Отвечают на вопросы, ищут доказательства в книге Скорее нет, похоже на имя Иван – так хотел назвать Иван Брянцев своего сына в честь деда по отцовской линии Иванович – в честь нашедшего его и спасшего его от гибели Ивана Брянцева Предложил Федя, сын Ивана Брянцева
|
Беседа по содержанию
|
- Итак, героем книги является кот. Необычный кот. Не зря старый учитель Степан Сафронович удивляется: «Поразительно! Феноменально! Вот где иначе не скажешь: невероятно, но факт!» В книге мы также читаем: «Брянцевы… по мере стремительного взросления найдёныша твёрдо стали убеждаться в ином: Иван Иванович растёт не просто домашним котом, но – хранителем, стражем, верным защитником их дома, их живности, да и их самих тоже» Давайте докажем, что автор не просто так включил такие слова в книгу. Сейчас мы поработаем в группах: вам нужно за 5 минут записать несколько случаев, где Иван Иванович проявил себя именно хранителем, стражем, помощником Работа в группах: пишут на листочке, обсуждают
Давайте проверим, что у вас получилось - Ребята, скажите, а можно ли сказать, что Иван Иванович – главный герой книги? Значит и животное может стать героем книги. Однако жизнь кота проходит рядом с людьми. - Что мы узнаём об Иване Брянцеве, спасителе кота, на страницах книги? Один ученик прикрепляет карточку на доску «Всякому мила своя сторона» Какое отношение эта пословица имеет к Ивану? Почему он вообще взял котёнка домой? Ученик прикрепляет на доску карточку: «Без корня и полынь не растёт» Как вы понимаете пословицу? У Ивана Брянцева 4 детей. Один из них Федя . Почему именно ему было поручено смотреть за котёнком? Чем отличается Федя от других детей Брянцевых? Вспомним одну из них
Какому событию посвящено сие творение? Будет ли жалеть Федя о гибели Ивана Ивановича? Прикрепляют следующую карточку на доску: «Где родился, там и сгодился» Кто произносит эту пословицу в книге? Относится ли эта пословица к детям Брянцева?
Как относились к Ивану Ивановичу Вера и Николай? Сначала и потом Похожи ли дети Брянцевых друг на друга характерами? Мешает ли им это ладить в семье? Переживают ли они друг за друга? Какую роль сыграл в жизни кота Венька Круглов (Шатун)? (защитил кота от «покупателей», которые хотели забрать животное силой) «Гибель более доблестная, чем жизнь», - читаем мы в книге. Согласны ли вы с автором? Вспомним другие случаи добрых дел. Прослушайте маленький кусочек из выступления Станислава Золотцева перед читателями. Что он имеет ввиду? Прикрепляют карточку на доску: «Поведение человека в природе – это зеркало его души» КЛ. Зелинский. Согласны ли? А за что ещё должно быть стыдно героям книги?
Сделайте вывод об идее книги, перечитав все записи на доске
Прозаические произведения Золотцева все написаны от первого лица. Кто поведал нам историю о камышовом коте? Что мы знаем о рассказчике?
Интересно ли нам было слушать рассказчика? Каково его отношение к данной истории? _________________________ |
- с его появлением в доме и на территории дома исчезли все мыши, крысы, кроты - защитил зерно от ворон - отогнал рысь от дома - вылечил спину Тасе, жене Ивана Брянцева - спас Ивана от пьянства - наказал лису в курятнике - помогал в охоте на енотовидную собаку - убил ястреба - не обижал домашних животных - спас одного из близнецов во время пожара - сделал так, что Николай не ушёл служить в Грозный, он там погиб бы - помог Феде сделать правильный выбор своего жизненного пути Пересаживаются на свои места Автор несколько раз указывает на это колхозный механизатор «широкого профиля», затем фермер, рыбак и охотник а в конце книги он – уважаемый человек среди односельчан -глава агрофирмы, отец 4 ребёнка и дедушка он любит природу своей малой родины, заботится о ней, никуда не хочет переезжать
гордость за семью
(было замечено, что он тянется к животным) стр. 6 «мелкий», разбирается в травах, много читает, а ещё сочиняет стихотворения, похожие на частушки читает наизусть ученик (приложение 2) Может, именно поэтому он видит кота уже после его гибели. Иначе как тогда объяснить мистику в учебном заведении? Так говорит Иван Брянцев. Да, они все останутся жить и работать в родных краях
хотя он иногда и ссорятся, смеются друг над другом, но помогают друг другу Прикрепляют на доску карточку с пословицей: «Хорошо тому на свете, кто с семьёй живёт в совете» Прикрепляют карточку к доске: «Мир не без добрых людей» Да, смерть кота героическая – он спас ребёнка – как бы отблагодарил за спасение – крест на могилку Макарихе – соседке – построили дом Кругловым – Тася помогает афганке Асие
про раков – - попытки завладеть котом силой, - несправные баллоны с газом
Перечитывают записи на карточках, делают вывод об идее книги Нужно любить свою родину, ответственно относясь к природе, уважительно - к окружающим тебя людям, и любить свою семью прикрепляют карточку на доску в центр Он живёт в деревне Старый Бор, знаком с Иваном Брянцевым с детства, чуть его старше, мать- учительница, имеет сына, зовут Слава) Да, героическое смешалось с комическим, реальность с мистикой, один из героев – необычный кот, а язык книги – простой и доступный каждому, а главное – постоянный анализ происходящего |
Дом. задание. Подведение итогов Рефлексия |
Дома: задание на выбор: 1. Составить родословное древо семьи Брянцевых. 2. Определить жанр произведения и доказать 3. написать отзыв (что понравилось, о чём задумались) А теперь оцените свою работу на уроке по критериям отметка учителя Рефлексия: «Я бы порекомендовал книгу…, потому что… |
Самооценка по критериям |
Приложение 1 Краткая биография писателя
Станислав Золотцев родился 21 апреля 1947 в Псковской области в семье сельских учителей. Окончил Ленинградский государственный университет. В течение жизни перебрал множество занятий: был слесарем на заводе, работал переводчиком в Индии, преподавателем, был офицером в авиации Северного флота. Поэт, писатель, переводчик и публицист. За 30 с лишним лет профессиональной деятельности писатель выпустил 25 книг стихотворений, несколько книг прозы. Его перу принадлежат более 20 книг переводов из поэзии Востока и Запада. А ещё Золотцев был борцом за справедливость и не стеснялся высказываться о том, о чём многие предпочитали молчать.
Одним из его последних произведений стала книга «Камышовый кот Иван Иванович». Написана она в 2007году, а издана в 2009 году, уже после смерти писателя.
Приложение 2 Творчество Феди
Мой верный кот над всеми кошками хохочет —
Ни на одной из них жениться он не хочет.
Они — в дому, а он на озере рождён,
И только там свою любовь находит он…
«Потому-то и желали многие из них, особенно хозяйки, заполучить котика, хотя бы в главных чертах схожего с Иваном Ивановичем. И способ, как этого добиться, многим виделся простой, да и естественный. Думаю, вы догадались… Ловить камышовых котят в плавнях — дело трудоёмкое, мало успешное, да и небезопасное. Так что сам собой напрашивался другой путь: получить от Ивана Ивановича потомство. Да, котят!
И вот по весне, — а то была уже вторая весна жизни одомашненного дикого кота под брянцевским кровом, — по весне к Тасе стали одна за другой наведываться односельчанки и жительницы окрестных селений с корзиночками и кошолками. Такого грандиозного конкурса кошачьих невест наши края ещё никогда не видали!»
Чаще можно встретить чаузи – гибрид камышового кота и домашней кошки.
Дома: задание на выбор:
Составьте родословное древо семьи Брянцевых (на листе формата А4 или на двойном тетрадном листе)
«Камышовый кот Иван Иванович» - это роман. Одни называют его романом-притчей, другие – романом-эссе. С кем вы согласны? Обоснуйте своё мнение письменно.
Притчи - то нравственные поучения, облеченные в занимательную форму
Владимир Даль толковал слово «притча» как «поучение в примере».
Притча – это рассказ или история, в которой герои попадают в такие ситуации, в которые может попасть любой человек, но выходы из ситуаций, как правило, описываются не обычные. В притче вся история подчинена выводу, главной мысли, которая выводится и формулируется в конце. Эта мысль всегда является нравственным поучением, уроком, который преподнесен философски и иносказательно. В каждой такой притче изложен небольшой или очень большой, но всеобщий закон жизни. Кроме того, в притчах нет фантастических тем и случаев из жизни, сюжеты их достаточно реальны. Этим они подкупают еще больше и заставляют думать, в чем смысл притчи. А необычной трактовкой событий они запоминаются очень легко.
Эссе – литературное произведение небольшого объема, обычно прозаическое, свободной композиции, передающее индивидуальные впечатления, суждения, соображения автора о той или иной проблеме, теме, о том или ином событии или явлении.
Эссе - это прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, трактующее частную тему и представляющее попытку передать индивидуальные впечатления и соображения, так или иначе с нею связанные.
3. Напишите отзыв (что понравилось? какой герой книги особенно запомнился? о чём задумались, читая книгу? и т.д.)
Поведение человека в природе – это зеркало его души.
КЛ. Зелинский
Мир не без добрых людей (пословица)
Где родился, там и сгодился (пословица)
Без корня и полынь не растёт (пословица)
Хорошо тому на свете, кто с семьёй живёт в совете (пословица)
Всякому мила своя сторона (пословица)
Нужно любить свою родину, ответственно относясь к её природе, уважительно - к окружающим людям, и любить свою семью
Знание текста
книги
Умение отвечать на вопросы по содержанию книги
Активность на уроке
|
|
|
|
|
Белкина Надежда Владимировна