Урок на тему «Жизнь древних людей на территории родного края» (Краведение, 4 класс)
Сценарий урока по краеведению в 4 классе
Учитель начальных классов МКОУ Сортавальского МР РК СОШ № 6: Чуйкина Э.А.
Тема урока: «Жизнь древних людей на территории родного края»
Цель урока: Создание условий для ознакомления обучающихся с жизнью древних людей на территории родного края (Карелия), их занятиями (по половому признаку) на основе научно-фантастической повести А.М.Линевского «Листы каменной книги».
Задачи урока:
Формировать у обучающихся представление о жизни и занятиях первых людей на территории Карелии, познакомить с биографией писателя и основной содержательной линией повести, развивать читательские умения и умения работать в группе, рассуждать, аргументировать ответ, развивать творческие способности учащихся, воспитывать бережное отношение к истории своего края, Родины.
Личностные УУД:
-формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к учебе;
- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;
-оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- формулировать учебные задачи;
- высказывать свое предположение на основе учебного материала;
- отличать верно выполненное задание от неверного;
-совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.
Познавательные УУД:
- находить ответы на вопросы в тексте;
- строить речевое высказывание в устной форме;
- выдвигать гипотезу; проводить сравнение;
- делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию;
- моделировать информацию;
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других;
- формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;
Оборудование: ПК, проектор, экран, распечатанные отрывки из повести А.Линевского «Листы каменной книги», пластилин или глина, клеёнка для работы с пластилином, стека, кисти для рисования, картон с нанесённым толстым слоем воска и покрытый чёрной тушью, цветные карандаши. Презентация к уроку
Жизнь древних людей на территории родного края
PPT / 25.38 Мб
ХОД УРОКА
I. Актуализация знаний
- Рассмотрите изображения на экране. СЛАЙД 1.
- Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке? (о древних людях, которые проживали на территории Карелии)
- Какой период истории представлен на этих иллюстрациях? Какой век? (каменный век)
- Как вы догадались? (камень – основной материал, для изготовления орудий труда)
- Какая наука изучает древность? (археология)
- Кто такие археологи и чем они занимаются? (учёные, ведут раскопки)
- Какие исторические источники могут рассказать нам о жизни древних людей на территории Карелии? (книги, предметы найденные археологами)
Таблички: КАМЕННЫЙ ВЕК, ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
СЛАЙД 2
- Сегодня я хочу познакомить вас с повестью «Листы каменной книги», в которой автор знакомит читателей с жизнью древних жителей нашего края.
СЛАЙД 3
Алекса́ндр Миха́йлович Лине́вский— русский писатель, учёный-археолог, историк. После окончания университета он навсегда связал свою научную и литературную деятельность с Карелией. Он написал повесть «Листы каменной книги» ещё в 1930 году.
II. Целеполагание. Постановка проблемы
СЛАЙД 4 «ВЫДУМКА ЛИ?»
А.М.Линевскому часто задавали вопрос: выдумка ли его произведение? На него он отвечал так: «Повесть – не «чистая выдумка», а научно-фантастическое произведение, основанное на реальных археологических находках.
Табличка НАУЧНО-ФАНТАСТИЧЕСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ
- Повесть написана на научном материале.
Табличка ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ - ПРЕДМЕТЫ
- Хотите ли вы узнать, какие предметы найденные археологами (исторические источники) автор использовал при написании своего произведения?
- Какую учебную задачу поставим себе на этот урок? (узнать, какие исторические источники были положены в основу произведения)
III. Поиск путей решения проблемы.
- Без знания содержания повести нам трудно будет ответить на этот вопрос, поэтому я кратко вам расскажу, о чём эта повесть, а вы потом самостоятельно прочитаете небольшие эпизоды из повести.
Краткое содержание книги:
СЛАЙД 5 «КАМЕННЫЙ ВЕК»
- Итак, далекая древность…Каменный век. События происходят в племени Кита, проживающего на побережье Белого моря.
СЛАЙД 6 «ЛЬОК»
- Это история юноши по имени Льок. Он - главный герой повести, он же — Быстроногий Заяц. Льок - седьмой сын у своей матери, а это, значит, что он должен стать
колдуном племени своего стойбища, а духи должны посещать его и помогать людям в охоте на животных и птиц, в рыболовстве. Льок- хитроумный и смышлёный.
СЛАЙД 7 «ИЗОБРАЖЕНИЕ РОКО»
Страшно было Льоку жить в землянке Колдуна, это была не его жизнь, он умел охотиться, ловить рыбу, но не знал, как общаться с духами. Поэтому мальчику пришлось идти на разные хитрости, чтобы люди поверили, что он общается с духами, ведь КОЛДУН должен был помогать мужчинам в их промыслах. Для этого на скале, где собирались колдуньи, Льок выбил изображение Роко - Друга охотников. Потом он ещё не раз будет выбивать рисунки на скалах.
СЛАЙД 8 «ЛИСЬЯ ЛАПА»
В племени всегда были Колдун и Главная колдунья. Старый Колдун умер, не успев передать Льоку знания и колдовские обряды, а Главная колдунья - Лисья Лапа не хотела, чтобы мальчишка стал Колдуном. Она погубила его мать Белую Куропатку, пыталась отравить Льока, украла ребёнка, унесла в лес и в его гибели хотела обвинить Льока. Но Льок спас девочку, а Лисьей Лапе пришлось уйти в лес умирать в одиночестве.
СЛАЙД 9 «ЖИЗНЬ ПЛЕМЕНИ КИТА»
Рыбаки ловили рыбу: треску, сёмгу и заготавливали рыбу впрок, охотились на Китов, ведь они были из племени Кита, носили на одежде нашитые лоскутки китовой кожи. Женщины готовили пищу, шили одежду мужчинам, лепили и обжигали посуду из глины, делали запасы пищи на зиму.
Давайте вспомним героев повести?
- Кто главный герой повести?
- Какое имя ещё было у Льока?
- Как звали его мать?
- Как звали главную колдунью племени Кита?
- Зачем в племени нужен был Колдун?
- Был ли Льок на самом деле колдуном? (нет)
- А как Льок помогал охотникам? (он не рисовал!!!, а выбивал рисунки на скалах)
- Почему Льок выбивал рисунки, а не рисовал их? (дождь мог смыть их)
IV. Решение проблемы.
Итак, сейчас поработаем в группах. Вы прочитаете небольшие отрывки повести, ответите на вопросы и выполните задания.
Девочки расскажут, как делали горшки женщины, изготовят макет горшка из пластилина (глины), а мальчики ответят на вопрос: «Зачем Льок наносил рисунки на скалы и как он это делал?».
V. Самостоятельная работа с использованием полученных знаний.
Работа в группах:
Знакомство эпизодами повести, адаптированными для чтения в классе.
Задание девочкам: прочитать отрывок, вылепить горшок
Задание (группа девочек)
DOC / 26 Кб
Задание мальчикам: прочитать отрывок и нарисовать те изображения, которые рисовал Льок
Задание (группа мальчиков)
DOC / 478.5 Кб
VI. Обобщение и систематизация знаний.
Выступление девочек – рассказ о том, как женщины делали горшки, демонстрация вылепленного девочками горшка из пластилина (глины).
VII. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция
СЛАЙД 10 «Горшки»
- Сравните горшок, найденный при раскопках с описанием его изготовления у автора книги. Что заметили? (они одинаковые)
- Можно ли сказать, что этот исторический предмет А.М.Линевский использовал для описания женских промыслов в своей повести?
-Это научный факт? Это исторический источник?
КАРТИНКА
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция
Выступление мальчиков
- Расскажите, зачем Льок выбивал рисунки на скалах?
Продемонстрируйте свои рисунки? Видно ли что здесь изображено? Что нужно добавить, чтобы рисунки ожили?
СЛАЙД 11 «Наскальные рисунки»
Сравните ваш рисунок с изображениями на скалах, которые А.М.Линевский обнаружил на берегах Белого моря. Что заметили?
- Можно ли сказать, что эти наскальные рисунки А.М.Линевский использовал для описания мужских промыслов и жизни племени?
-Это научный факт? Это исторический источник?
КАРТИНКА
VIII. Рефлексия и подведение итогов урока
- Вспомним, какую учебную задачу мы поставили себе на этот урок? (узнать, какие исторические источники были положены в основу произведения)
- Удалось ли нам это сделать? Какие исторические источники были положены в основу повести? (горшок, найденный при раскопках археологами и наскальные рисунки)
- Мы прочитали лишь небольшие эпизоды повести Линевского. Кто хочет прочитать всю повесть?
- На протяжении всей второй четверти вы будете её читать на уроках внеклассного чтения, а в конце четверти мы проведём викторину по этому произведению.
- Вы сегодня молодцы. Прекрасно поработали.
- За что вы себя сегодня можете похвалить?
Спасибо всем, кто думал и размышлял.
РЕСУРСЫ:
А. Линевский Листы каменной книги Петрозаводск: Карелия, 1976 г.
Электронная библиотека http://polatulet.narod.ru/dva/listy_kamennoy_knigi.html
Иллюстрации:
http://karelian.ru/stati/714-istoriya-keramiki-v-karelii.html
http://www.gov.karelia.ru/Power/Archives/Photo/linevskii.html?print=
http://kgkm.karelia.ru/site/section/189
ПРИЛОЖЕНИЕ №1 (задание для девочек)
Задание: прочитайте отрывок из повести А.М.Линевского «Листы каменной книги», вылепите горшок из пластилина (глины) в соответствии с описанием в тексте.
...Каждый год женщинам стойбища приходится лепить горшки. Как ни береги эти хрупкие сосуды, они все равно часто бьются. То обвалятся камни очага, и стоящий между ними горшок упадет и расколется, то неловкая девчонка, мешая варево, ударит по краю, то дети, расшалившись в тесной землянке, раздавят, разобьют на мелкие куски... Вот почему в тихий день у реки собрались женщины и девушки — почти в каждой землянке надо было обновить запас глиняной посуды.
Девушки натаскали кучу желтой глины, а женщины, более опытные в этом деле, уже подсыпали в нее крупного белого песку. В глину налили воды, и три девушки, разувшись, принялись медленно вымешивать ногами вязкую массу. Месить глину для сосудов — тяжелое и утомительное занятие.
Наконец размятая глина заблестела на солнце, будто ее смазали китовым жиром.
Женщины уселись полукругом. Каждая положила рядом большой кусок глиняного теста.
Женщина отделила от куска глины небольшой комок, скатала его шаром и, вылепила остроконечное дно сосуда. Донышко получилось похожим на острый конец яйца. Женщина поставила его в кучу мелкого песка и принялась наращивать стенки. Раскатав длинную глиняную полоску, стала налеплять ее ребром на край донышка. Новая полоса была крепко слеплена с кончиком старой. Еще один оборот, потом еще — стенки сосуда медленно росли, сначала расширяясь, потом чуть суживаясь.
Когда женщина решила, что стенки достаточно высоки, она слегка отогнула и примяла бортик. Затем взяла острую костяную палочку и начала покрывать горшок узором. Она делала в мягкой глине три ямочки, потом проводила зубчатую полоску, потом опять три ямочки, потом опять полоску.
Подсушенные ветром горшки ставились на раскаленных углях. После равномерного крепкого обжига сосуд не треснет на огне очага и не пропустит воду. Это важное дело поручали только пожилым и опытным женщинам.
ПРИЛОЖЕНИЕ №2 (задание для мальчиков)
Задание: прочитайте отрывок из повести А.М.Линевского «Листы каменной книги», нарисовать фигуру Роко, птиц, рыб, зверей «выцарапывая» их на картоне (работа в технике граттаж).
…Однажды Льок пошел к скале. Вода ушла, открыв небольшую её часть. Льок вскрикнул от удивления — на красном граните он увидел рисунок рыбы.
Льок наклонился и потрогал изображение рыбы пальцем. Поверхность рисунка была шероховатая из-за мелких выбоинок. Юноша очень удивился — кто мог сделать рисунок семги?
Неведомый сородич, наверное, колдовал здесь, приманивая, таким образом, рыбу! Льок решил тоже так же сделать. Он выбил на Священной скале фигуру Друга. Другом охотники называли таинственного Роко. С незапамятных времен, из поколения в поколение, передавалось поверье о маленьком горбуне с большой ступней. Звери, птицы и рыбы слушались его зова. Роко один мог загнать целое стадо оленей. Льок подумал, что сами охотники, приходя к рисунку, смогут просить об удаче своего друга Роко.
И вот на Священной скале, где издавна собирались колдуньи, вскоре послышался равномерный стук камня о камень. Сначала появилась голова Роко, потом большой горб. Льок изредка вытирал рукавом выступавший на лице пот. Руки немели от усталости, но он продолжал выбивать на твердом камне одну ямку за другой. Вот уже появилось туловище... Нога с огромной ступней... С каждым ударом все яснее вырисовывалась фигура Друга.
Льок подумал, раз его неведомые сородичи выбивали рыбу, чтобы её приманить, то он выбьет на скале гуся и лебедя.
Когда пришли на скалу охотники Льок, указывая на рисунок дубинкой, сказал:
— Пусть каждый охотник метнет в птицу мою дубинку. Кто попадет сейчас, тот не промахнется и на охоте.
«Пусть верят, что духи меня этому научили», — подумал Льок.