12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Саенко Наталья Владимировна391
Саенко Наталья Владимировна
Россия, Ростовская обл., Батайск

 Открытый урок по астрономии на тему:

«Малые тела Солнечной системы»

Автор УМК В.М. Чаругин 10,11 класс

Дата проведения:06. 02.2018

автор: Саенко Наталья Владимировна,

учитель физики МБОУ СОШ№4 с УИОП

Цели урока:

1. Обучающая: повторить основные понятия расположение планет Солнечной системы; планеты земной группы и планеты-гиганты; закрепить знания, умения, навыки, полученные при изучении астрономии

2. Развивающая: развить умение делать выводы на основе сравнительных характеристик, проверять истинность теоретических выводов, воспринимать и самостоятельно оценивать информацию Интернет – ресурсов; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности

3. Воспитывающая: воспитать чувство ответственности, умение использовать свой интеллект, волю, эмоции для достижения общей цели.

Оборудование: вопросы викторины, доска Teach Touch, компьютер.

Тип урока: комбинированный

Временные рамки урока: 11.15-12.00

Методы обучения: частично-поисковые, наглядные, практические, на основе информационных ресурсов, организация самостоятельной деятельности

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Афоризм:

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык...

Технологическая карта с дидактической структурой урока

Дидактическая структура урока

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Задание для учащихся, выполнение которых приведет к ожидаемому результату

Планируемые результаты

Предметные УУД

Организационный момент

Подготовка принадлежностей к уроку

Организация внимания. Создание эмоционального настроения

   

Личностные:

мотивация

ученика (отдельно)

Регулятивные:

организовать свое

рабочее место

Актуализация знаний

Учащиеся обсуждают в парах ответ, на поставленный перед ними вопрос. Отвечают на вопросы учителя.

Выводят тему урока, цель

Корректирует ответы учащихся.

Задает вопросы, повторяя пройденный материал.

Создает условия для изучения нового материала, выведение темы урока, цели

Ответы на вопросы прошедшей темы,

Знать: состав Солнечной системы, планеты земной группы, планеты-гиганты, спутники планет

Регулятивные:

понимать учебную

задачу и стремиться

её выполнить;

Познавательные:

обрабатывать

Интернет-ресурсы

Коммуникативные:

участвовать в

коллективном

обсуждении проблем,

уметь выражать свои

мысли

Личностные:

развитие мотивации

к учебному процессу

обучения

Погружение в новую тему

Дают общие характеристики малых тел Солнечной системы.

Задает наводящие вопросы.

 

Знать: понятие малые тела Солнечной системы: астероиды, метеориты и метеоры, кометы

Уметь: решать задачи и рассчитывать эти скорости

Коммуникативные:

Вступать в учебное сотрудничество

Закрепление материала

Отвечают на вопросы викторины

Направляет деятельность учащихся

Вопросы викторины

Знать:

Выделять продукт своей деятельности

Коммуникативные:

Высказывать

собственное мнение, правильно формулировать свои

мысли

Рефлексия

Отвечают на вопросы рефлексии

Учит объективно оценивать урок

Ответить на вопросы:

1.Что на уроке узнал нового?

2.С какими телами Солнечной системы вы познакомились?

3.Чем отличаются метеоры и метеориты?

4.Что такое болиды?

 

Коммуникативные:

отстаивать свою точку

зрения.

Познавательные:

анализировать, делать

выводы

Домашнее задание

Записывают в дневники и выбирают для себя уровень сложности

Объясняет, как выполнить домашнее задание

§

учебника.

Опережающее задание.-

   


 

Организационный этап (Слайд№1)

Взаимное приветствие учителя и учащихся, проверка подготовленности учащихся к уроку, организация внимания.

II. Создание эмоционального настроения. (Слайд№2)

Учитель называет тему, формулирует цели и задачи урока.

- Сегодня на уроке нам предстоит вспомнить и закрепить основные понятия и законы, которые мы встречали в астрономии, решить астрономические задачи, ответить на вопросы космического блиц турнира. Работа предстоит большая, но я надеюсь, что все вы прекрасно справитесь с ней. Тема нашего урока: «Малые тела Солнечной системы»

На доске представлены личностные цели обучающегося выберите, две для вас очень значимые.

Личностные цели:

Развивать способности иметь собственное мнение

Научиться анализировать и делать выводы путем своих рассуждений

Научиться признавать свои ошибки, принимая во внимание мнение окружающих

Получить хорошую оценку

Уметь точно и грамотно излагать свои мысли

Подготовиться к успешной сдаче ЕГЭ

Научиться контролировать процесс и результат учебной деятельности

Развивать способность учиться, то есть действовать самостоятельно

Развивать способность к совместной работе ради достижения поставленной цели, используя устные и письменные средства

Ребята запишите их в свою дорожную карту. Там вы как всегда оцениваете этапы своей работы на уроке.

Мотивация учащихся (Слайд№3)

Звёзды небесные пали на землю, как смоковница, потрясаемая сильным ветром, роняет незрелые смоквы свои;
И небо скрылось, свившись как свиток; и всякая гора и остров двинулись с мест своих» (Откровение Иоанна Богослова, 6:13,14). 

Астрономия и религия! Казалось бы, две точки зрения, два противоборствующих суждения, а как они дополняют друг друга.

Подумайте и скажите мне в конце урока: «О чем шла речь в этом отрывке из Библии?»

IVАктуализация знаний. (Слайд№4,5)

В состав Солнечной системы, кроме самого Солнца и 8 объектов, имеющих статус планет, входит масса других объектов, также вращающихся по своим орбитам вокруг нашей звезды.

Назовите мне эти 8 основных объектов.

Планеты Солнечной системы: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер,

Сатурн, Уран, Нептун.

Все они также заслуживают своего изучения. Среди малых тел можно выделить:
- "карликовые планеты"

- астероиды, или "малые планеты";
- кометы;
- метеоритные тела или метеориты (т. е. просто небольшие камни);
- пыль и газ.

Вы получили опережающее домашнее задание по теме: «Малые тела Солнечной системы»

Учитель: Более 10 лет назад планету Плутон лишили статуса планеты и…

Ученик: дали специальное определение "карликовая планета". Термин "карликовые планеты" был введён решением XXVI Генеральной ассамблеи МАС (международного астрономического союза) в 2006 г. После бурных дебатов было решено, что Плутон, который меньше всех других планет Солнечной системы и даже их крупных спутников, следует лишить его статуса планеты, который был у Плутона с момента его открытия в 1930г.

Учитель: По каким критериям отбирают ученые карликовые планеты?

Ученик: Был предложен следующий набор критериев для того, чтобы определить принадлежность объекта к группе карликовых планет:

1) карликовая планета вращается вокруг Солнца:

2) сила гравитации карликовой планеты достаточна, чтобы придать её сферическую форму;
3) карликовая планета не очищает пространство вокруг себя (чтобы рядом с ним не было других сравнимых по размерам тел);
4) не является спутником другой планеты;

В настоящее время под определение "карликовых планет" попадают собственно Плутон, Церера (самый большой объект в ближнем поясе астероидов) и Эрида (недавно открытый объект в поясе Койпера, находящийся ещё дальше Плутона), и ещё для нескольких объектов причисление их к разряду карликовых планет рассматривается.

Учитель: Еще в XVIIIв астрономы пытались найти планету, орбита которой проходит в пространстве между орбитами Марса и Юпитера. Что пытались найти ученые?

Ученик: В начале XIXв итальянский ученый Джузеппе Пиацци случайно открыл первую малую планету – астероид. Она была названа Церерой. В честь Богини плодородия и земледелия Демеры. В дальнейшем было открыто много других малых планет, образующих Главный астероидный пояс между орбитами Марса и Юпитера.

Ученик: Астероид — небольшое планетоподобное тело Солнечной системы, движущийся по орбите вокруг Солнца. Физические характеристики астероидов:

Они недоступны для наблюдения.

Диаметры – от нескольких километров до нескольких десятков километров, но в основном бесформенные глыбы.

Массы малы, масса всех астероидов в 20 раз меньше массы Луны.

В последнее время удалось обнаружиться даже спутники у некоторых астероидов.

Предполагается, что в Солнечной системе может находиться от 1.1 до 1.9 миллиона объектов, имеющих размеры более 1 км.

Ученик: В начале 1950-х годов Оорт и Койпер высказали предположение о существовании подобных поясов за орбитой Нептуна. Пояс Койпера находится от Солнца на расстоянии примерно 30-50 астрономических единиц и, по оценкам астрономов, только объектов, размер которых больше 100 км, в нём насчитывается десятки тысяч. Масса пояса Койпера существенно превышает массу ближнего пояса астероидов. На сегодняшний день в поясе Койпера открыто уже более 800 объектов.

Учитель: Назовите астероиды, о которых вы читали.

Ученик: Астероид Гаспара, Ида и её спутник, Икар, столкновение с которым очень боялись земляне, Эрос, на который в 2001г. космический аппарат «Галилео» совершил мягкую посадку.

Учитель: Вчера загадывала внуку загадки и попалась одна, на которую он не знал ответ.

В космосе сквозь толщу лет
Ледяной летит объект.
Хвост его — полоска света,
А зовут объект… (Комета)

Но вы, люди с опытом сразу отгадали. Давайте поговорим о кометах.

Ученик: Яркие кометы называют хвостатые звезды. Небольшие небесные тела, имеющие туманный вид, обращающиеся вокруг Солнца обычно по вытянутым орбитам. При приближении к Солнцу кометы образуют кому и иногда хвост из газа и пыли. Кометы, выныривающие из глубины космоса, выглядят как туманные объекты, за которыми тянется хвост, иногда достигающий в длину миллионов километров. Ядро кометы представляет собой тело из твёрдых частиц и льда, окутанное туманной оболочкой, которая называется комой. Ядро диаметром в несколько километров может иметь вокруг себя кому в 80 тыс. км в поперечнике. Потоки солнечных лучей выбивают частицы газа из комы и отбрасывают их назад, вытягивая в длинный дымчатый хвост, который волочится за ней в пространстве.

Яркость комет очень сильно зависит от их расстояния до Солнца. Из всех комет только очень малая часть приближается к Солнцу и Земле настолько, чтобы их можно было увидеть невооружённым глазом. Самые заметные из них иногда называют «Большими кометами».

Ученик: Можно добавить? Я читал, что массы комет ничтожны — примерно в миллиард раз меньше массы Земли, а плотность вещества из их хвостов практически равна нулю. Поэтому «небесные гостьи» никак не влияют на планеты Солнечной системы. В 1910 Земля, например, проходила сквозь хвост кометы Галлея, но никаких изменений в движении нашей планеты не произошло.

Ученик: С другой стороны, столкновение крупной кометы с планетой может вызвать крупномасштабные последствия в атмосфере и магнитосфере планеты. Хорошим и довольно качественно исследованным примером такого столкновения было столкновение обломков кометы Шумейкеров—Леви 9 с Юпитером в июле 1994 года.

Ученик: А давайте поговорим о самой главной комете. Комета Галлея интересна для учёных тем прежде всего, что её раньше других удалось изучить подробно. Однако вряд ли можно распространить сделанные выводы на кометы вообще. Ведь галлеева комета нетипична и по размерам, и по определённости орбиты, и по другим параметрам. Комета Галлея классифицируется как короткопериодическая – виток вокруг Солнца она делает строго за 74-79, в среднем 76 лет. Последнее такое появление случилось весной 1986 года. Расстояние между ней и нашей планетой составляло около шестидесяти трёх миллионов километров даже в момент наибольшего сближения.

Следующее появление кометы Галлея произойдёт уже во второй половине нашего столетия, а если точнее – в 2061 году. Что ж, сорок шесть лет только кажутся большим сроком. Наверняка многие из нас, ещё сумеют насладиться зрелищем «косматой звезды».

Учитель: ну коль мы начали о кометах с загадок, позволю себе продолжить.

Загадочна, очень красива,

Парит над землею комета

И хочется думать:

- Откуда явилось к нам это светлое чудо?

Это стихи не мои, автор Риммы Алдониной. А откуда к нам приходят кометы?

Ученик: Из облака Оорта. Облако Оорта, из которого, согласно расчётам, к Солнцу изредка прилетают некоторые долгопериодические кометы, находится ещё дальше, чем пояс Койпера. Его происхождение связано, по-видимому, с гравитационным выбросом ледяных тел из зоны планет - гигантов во время их образования. Облако Оорта содержит миллиарды кометных ядер. В настоящее время, кометы играют роль своебразных "зондов” межпланетного пространства, они позволяют получить ценные сведения о свойствах космического пространства на различных расстояниях от Солнца. В настоящее время зарегистрировано появление около 1000 комет.

Учитель: Внимательно посмотрите на этот рисунок. Как вы думаете, о каких небесных телах мы с вами не вели беседу?

Вот камень с неба к нам летит, как звать его ……. (метеорит)

Ученик: Метеором называется световое явление, возникающее на высоте от 130 до 80 км при вторжении в земную атмосферу частиц - метеорных тел из межпланетного пространства. Скорости движения метеорных тел по отношению к Земле могут быть различными - от 11 до 75 км/с в зависимости от того, догоняет ли метеорное тело Землю при ее обращении вокруг Солнца или же движется ей навстречу. На протяжении суток можно зарегистрировать около 28 000 метеоритов. Масса метеорного тела, вызывающего такое явление, составляет всего 4.6 грамма.

Ученик: Кроме единичных (спорадических) метеоров несколько раз в год можно наблюдать целые метеорные потоки (метеорные дожди). И если обычно за один час наблюдатель регистрирует 5-15 метеоритов, то во время метеорного дождя - 100, 1000 и даже до 10 000. Это означает, что в межпланетном пространстве движутся целые рои метеорных частиц. Метеорные потоки на протяжении нескольких ночей появляются примерно в одной и той же области неба. Если их следы продолжить назад, то они пересекутся в одной точке, которая называется радиантом метеорного потока. Источником практически всех малых метеорных частиц являются, по-видимому, кометы. Крупные метеорные тела имеют астероидное происхождение. В отдельных случаях крупное метеорное тело при своем движении в атмосфере не успевает испариться и достигает поверхности Земли. Этот остаток метеорного тела называется метеоритом. На протяжении года на Землю выпадает примерно 2000 метеоритов.

Ученик: Можно добавить? В зависимости от химического состава метеориты подразделяются на каменные хондриты (их относительное количество 85), каменные ахондриты (7%), железные (6%) и железо-каменные метеориты (1.5%). Хондрами называют мелкие круглые частицы серого цвета, часто с коричневым оттенком, обильно вкрапленные в каменную массу. Железные метеориты практически полностью состоят из никелистого железа. Каменные метеориты, в которых нет хондр, называются ахондритами. Крупнейший из известных метеоритов находится на месте падения в пустыне Адрар (Западная Африка), его вес оценивается в 100 000 тонн.

Учитель: Спасибо, вы неплохо подготовились дома дополняя друг друга и надеюсь, что внимательно слушали в течении урока. А теперь ответим быстро на вопросы Блиц-турнира. Вопросы на доске и время пошло.

Вопросы Блиц-турнира:

Что происходит с веществом кометы при приближении ее к Солнцу?

Что такое метеоритные дожди?

Что такое болиды?

Что такое радианты?

Где находится пояс Копейра?

Что означает слово астероид в переводе на русский язык?

Самые известные метеориты?

Что можно определить, изучая метеориты? 

Какой астероид был открыт первым?

Какие метеориты преобладают среди падений? 


 

Ответы:

Сублимация - переход вещества из твердого состояния в газообразное.

Метеоритный дождь (железный дождь, каменный дождь, огненный дождь) — множественное падение метеоритов вследствие разрушения крупного метеорита в процессе падения на Землю.

Болид напоминает летящий по небу огненный шар. вторжение массивных метеорных тел вызывающее очень яркие вспышки. Метеор аналог болида.

Радиант – это источник метеорного потока (дождя)

Пояс Койпера - это дискообразная область ледяных объектов за орбитой Нептуна – в миллиардах километрах от нашего Солнца.

Звездоподобный

Аризонский, Тунгуский, Челябинский

Возраст планет, первичное вещество Солнечной системы

Астероид Церера

Каменные

Учитель: Проведите проверку вашим ответам и оцените себя используя следующие критерии. А теперь давайте сделаем выводы по итогам наших открытий.

Учащиеся делают следующие выводы:

Изучение малых тел Солнечной системы имеет большое научное значение.

Все рассмотренные малые тела взаимосвязаны: метеориты – осколки астероидов, некоторые астероиды – ядра бывших короткопериодических комет, а явление метеора при некоторых условиях может закончиться выпадением метеорита.

Метеориты являются образцами внеземного вещества. Некоторые метеориты (углистые хондриты) представляют собой слабоизмененное первичное вещество Солнечной системы.  Исследование этого вещества позволяет определить возраст планет и условия в ранний период существования Солнечной системы.

Кометы позволяют получить ценные сведения о свойствах космического пространства на различных расстояниях от Солнца.

Изучая астрономию, мы учимся опровергать суеверия, существовавшие в прошлом, связанные с появлением комет, метеоров, падением метеоритов.

Учитель: в науке есть такое слово интеграция наук, что это значит? Да, действительно, астрономия – это наука о Вселенной. Астрономия изучает природу небесных тел, но ведь и физика – наука о природе. С помощью классической механики определены координаты планет, звезд, построены карты звездного неба; с помощью физической оптики получены спектральные анализы звезд, узнали температуру, оценили параметры; с помощью ядерной физики смогли изучить механизм излучения звездами громадной энергии. Поэтому вы тоже попробуйте использовать физические законы.

Какая энергия выделится при ударе метеорита массой m = 50 кг, имеющего скорость у поверхности Земли v = 2 км/с?

Какова большая полуось орбиты кометы Галлея, если период её обращения T = 76 лет?

Учитель: Оцените себя в ваших индивидуальных маршрутах и посмотрите достигли ли своих целей.

А давайте вернемся к началу нашего урока. О каких небесных телах шла речь в писании Иоанна Богослова? Описание напоминает не просто метеорный дождь, но более запоминающуюся для людей картину, когда падали метеориты, один из которых мог спровоцировать землетрясение («двинулись с места») и активизировать вулкан («и небо скрылось»).

Являясь исторической книгой, Библия, несомненно, должна содержать описания астрономического характера, так как в далёкие времена, когда только происходило становление различных наук, осознание роли прикладной астрономии для простого жителя Земли было значительно выше.

Наша Солнечная система, к которой относится планета Земля, представляет собой сложную структуру со множеством мелких элементов. Спутники планет, астероиды, кометы и многое другое – это удивительный мир, связанный между собой невидимыми нам нитями.

Действительно, у природы много тайн и загадок, раскрывает она их неохотно, поэтому каждая очередная разгадка – важный шаг человечества на пути к познанию мира.

Домашнее задание: §17 зад. №15 стр.69; Происхождение Солнечной системы. Ваша точка зрения, какие гипотезы были предложены? Кем? Какой придерживаетесь вы?

Спасибо за урок! Мы поработали плодотворно!


 


 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Рагулина Любовь Давыдовна, 12.03.18 в 17:35 2 Ответить Пожаловаться
Большое спасибо за урок!!!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.