Доклад «Уроки лечебной физической культуры в специальных медицинских группах образовательных учреждениях СПО»

0
0
Материал опубликован 18 December 2019

Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия)

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Саха (Якутия) «Намский техникум»














ДОКЛАД


Тема: Уроки лечебной физической культуры

в специальных медицинских группах

образовательных учреждениях СПО












Руководитель ФВ :

Соловьева Наталья Семеновна


















с. Графский Берег- 2019 год

Содержание


1. Уроки – основная форма физического воспитания студентов ___________ 3

2. Задачи обучения для специальной медицинской группы_________ 4

3. Врачебно-педагогическая характеристика студентов относимых

по медицинским показателям к специальной группе______________ 7

4. Недостаточная двигательная активность – главный фактор

ослабления организма 15

5. Задачи физического воспитания в подготовительной и

специально медицинских группах 15

6. Физические упражнения – ведущее оздоровительное и стимулирующее средство 16

7. Общеоздоровительные физические упражнения 17

8. Организация уроков физической культуры в специально-медицинской

группе 20

9. Поурочное планирование занятий в специальных группах 23

10. Конспекты уроков (приложение 1) 24

11. Комплексы оздоровительных упражнений (приложение 2) 26

12. Использованная литература 28
























Урок – основная форма физического воспитания студентов


Программа по физическому воспитанию в учебных заведениях профессионально- технического образования ставит своей целью обеспечить высокий уровень всесторонней физической подготовленности студентов , отвечающий современным требованиям производства и службы в Российской Армии. Достижение такого уровня возможно лишь при эффективном использовании средств физического воспитания.

Цель физического воспитания студентов со стойкими отклонениями в состоянии здоровья (специальная группа) является содействие восстановлению здоровья и овладению профессией.

Содержание конкретных практических задач определяется , с одной стороны, названными целями, с другой – причинами отставания в физическом развитии, недостаточной физической подготовленности и отклонений в состоянии здоровья. На основе совместных наблюдений врача и педагога , позволяют наметить определенную тактику физического воспитания ослабленных и больных студентов. Она состоит в постановке конкретных задач, решение которых обеспечивает достижение целей, стоящих перед специальной группой – общие и частные задачи.

Общие задачи:

- Выработать активное отношение к преодолению физического ослабления и состоянию здоровья;

- Вызвать интерес к общему физкультурному движению в коллективе, к спортивным успехам;

- Сформировать устойчивую систему привычек к систематическим занятиям оздоровительной и развивающей физической культурой, привить прочные гигиенические навыки. Выработать отрицательное отношение к имеющимся привычкам и обеспечить их преодоление как педагогическими и медицинскими средствами;

- Дать студентам знания о причинах заболеваний и отставания в развитии, о свойствах ослабленного и больного организма, о путях преодоления отставания в развитии и об оздоровительных средствах, методах, компенсирующих дефекты и недостатки организма;

- Подобрать и использовать наиболее рациональные, отвечающие состоянию здоровья, уровню физического развития и физической подготовленности средства и методы физического воспитания;

- Обеспечить необходимый уровень двигательной, физической активности, отвечающий и общим, и индивидуальным требованиям как по ее продолжительности в течение дня, так и по напряженности. Для этого использовать последовательную систему общеоздоровительных, специально - оздоровительных, общеразвивающих и специально - развивающих физических упражнений;

- Оберегать организм от перегрузок, обеспечить профилактику перенапряжений, травм и заболеваний при интенсивном использовании различных средств физического воспитания. Строго соблюдать медицинские предписания о допуске к занятиям, не использовать средств физического воспитания, противопоказанных по состоянию здоровья;

- Соблюдать рациональную организацию труда и отдыха, обеспечить оптимальные условия труда. Обеспечить полноценное питание и соблюдение гигиенических условий труда и быта;


2. Задача обучения для специальной медицинской группы

- Развить физические качества и овладеть двигательными навыками, которые компенсируют существующие недостатки организма и позволят успешно овладеть профессией.

Разнообразные формы организации занятий особенно необходимы, когда в организме имеются болезненные отклонения или он ослаблен. Например, при снижении общей работоспособности проводят физкультурные мероприятия в режиме дня, а предрасположенность к простудным заболеваниям требует в режиме дня, а предрасположенность к простудным заболеваниям требует широкого использования закаливающих процедур. При отставании в развитии физических качеств большое значение имеют занятия в секциях по общей физической подготовке, а при выраженных нарушениях здоровья необходимы индивидуальные самостоятельные занятия и т.д. Все формы занятий объединяются в единую систему обязательных уроков, в совокупности представляющих собой основу учебно-воспитательной работы по предмету «физическая культура». Содержание уроков призвано осуществлять общую организующую и управляющую функцию в воспитательном процессе [6].

По состоянию здоровья и физической подготовленности студентов принято делить на три группы [10,14]:

1) Основная - куда входят главным образом здоровые достаточно физически подготовленные студенты (условно «здоровые»);

2) Подготовительная - куда входят студенты, отстающие в физическом развитии и слабо физически подготовленные («ослабленные»);

3) Специальная - куда входят студенты, имеющие отклонение в состоянии здоровья временного или постоянного характера («больные»).

Студенты основной группы занимаются по общей программе физического воспитания, участвуют во всех формах занятий, посещают спортивные секции, выступают на соревнованиях, сдают контрольные нормативы по физической подготовке .Обязательной формой занятий для них являются основные уроки физической культуры, проводимые два раза в неделю по 45 мин строго по расписанию учебных занятий.

Студенты подготовительной группы также занимаются по общей программе и участвуют во всех формах занятий, но выполнение программных нормативов физической подготовленности для ослабленных студентов несколько отсрочено, продлены также сроки подготовки к сдаче нормативов. Ослабленным студентам не рекомендуются занятия в спортивных секциях, они отстраняются от участия в соревнованиях. Обязательной формой занятий для них являются основные уроки в составе основной группы. В целях лучшего усвоения программного материала для подготовительной группы предусматриваются дополнительные уроки, которые проводятся после учебных занятий один раз в неделю по 45 мин с группой студентов не менее 20 чел. Дополнительный урок считается обязательной формой занятий в подготовительной группе. Из внеурочных форм особое значение для стимулирования развития физических качеств имеют секционные занятия по общей физической подготовке.

Студенты, отнесенные к специальной группе, занимаются по особой программе. В ее основу положено содержание общей программы , из практического раздела которой исключены средства физического воспитания, способные вызывать перенапряжение организма, например физические упражнения, приводящие к максимальным и близким к ним напряжениям сердечно-сосудистой системы и опорно- двигательного аппарата. В программе предусматриваются следующие практические разделы: гимнастика, подвижные игры, легкая атлетика, плавание, лыжи. Кроме того, в учебный материал добавлены специальные упражнения оздоровительного характера (корригирующие осанку, дыхательные и др.). С определёнными ограничениями используется и средства профессиональ-прикладной физической подготовки. Специальная программа не содержит нормативных требований, хотя предусматривает достижение уровня физической подготовленности, обеспечивающего успешное овладение профессией. Контрольные требования разрабатываются преподавателем физического воспитания по согласованию с врачом для каждого студента индивидуально. Основной и обязательно организационно-методической формой занятий физической культурой в специальной группе являются специальные занятия, проводимые в форме урока помимо основного учебного расписания 2 раза в неделю по 45 мин с группой 12-15 чел. Формально студенты специальной группы освобождаются от общих уроков. Однако для изучения общих теоретических разделов и выполнения общедоступных практических заданий целесообразно привлекать их к основным и дополнительным урокам, проводимым с основной и подготовительной группами. При умелой организации удельный вес занятий специальной группы в рамках общих уроков может быть достаточно высоким. Содержание специальных уроков, их главные функции следует рассматривать в единстве с общими уроками физического воспитания. Большое значение для достижения оздоровительной цели в физическом воспитании студентов специальной группы имеют внеурочные формы занятий: физкультурные мероприятия в режиме дня, гигиенические и закаливающие процедуры, а также самостоятельные занятия, связанные со спецификой и индивидуальной особенностью отклонений в состоянии здоровья.

Выделение подготовительной и специальной групп обусловлено состоянием здоровья и физического развития части студентов, необходимостью дополнительных и специальных занятий с ними. Однако в общем учебно - воспитательном процессе училища ослабленные и больные учащиеся не должны быть отделены от коллектива. Более того, необходимо специально работать над укреплением их связи со всем коллективом. Это – один из главных факторов успешного привития студентам с отклонениями в состоянии здоровья привычек к систематическим занятиям физической культурой. Поэтому ослабленные и больные студенты должны участвовать во всех физкультурных мероприятиях, а общий обязательный урок – остается ведущей формой организации занятий для студентов, отнесенных по состоянию здоровья к любой группе.

В процессе физического воспитания студенты специальной и подготовительной групп решаются все основные задачи, предусмотренные общей программой. Однако имеется круг особых задач, связанных с физической подготовкой больных и ослабленных студентов.

Цель физического воспитания студента, имеющих недостаточное физическое развитие и слабую физическую подготовленность (подготовительная группа), достижение необходимой всесторонней физической подготовленности, предусмотренной нормативными требованиями программы по физическому воспитанию в учебных заведениях профтехобразованиях.

Целью физического воспитания студента со стойкими отклонениями в состоянии здоровья (специальная группа) является содействие восстановлению здоровья и овладению профессией.

Содержание конкретных практических задач определяется, с одной стороны, названными целями, с другой - причинами отставания в физическом развитии, недостаточной физической подготовленности и отклонений в состоянии здоровья.


Врачебно – педагогическая характеристика учащихся, относимых по медицинским показателям к специальной группе

Основным критерием отбора в различные группы является состояние здоровья студента. Определяет соответствующую группу врач при обязательном участии педагога. Нередки случаи, когда врач не может достаточно полно оценить состояние здоровья человека, иногда скрывающего свой недуг. Например, студент может не сказать, что у него бывают частые головные боли, иногда боли в области желудка. Врач в связи с этим не назначит дополнительных обследований, и останется незамеченным серьезное заболевание, при котором имеются противопоказания к занятиям в основной группе. Ослабленное здоровье, болезненное отклонения в организме имеют ряд общих неспецифических проявлений, которые лучшим образом обнаруживаются в условиях различных нагрузок, и в очередь занятий физическими упражнениями. Поэтому преподаватель может и должен оказать помощь врачу своими наблюдениями в уточнениями скрытых болезненных состояний. Именно преподаватель может дать наиболее полную, разностороннюю оценку физической подготовленности студента. Право преподавателя – по результатам своих наблюдений требовать более глубокого медицинского обследования и назначения соответствующей группы для занятий физической культурой.

Основная группа

1) Основная группа – к ней относятся главным образом здоровые учащиеся и подростки с незначительными отклонениями в состоянии здоровья, которые не сказываются резко на функциональном состоянии организма и не препятствуют развитию необходимых двигательных качеств, достижению требуемого уровня физической подготовленности.

В организме подростка могут наблюдаться и некоторые дефекты, которые не являются болезнью, не влияют на состояние здоровья и могут проявлять себя только при каких-то определенных условиях. Например, перфорация барабанной перепонки, нередко возникающая после перенесенного в детстве воспаления среднего уха, некоторые дефекты в опорно-двигательном аппарате после перенесенных травм или поврежденные (отсутствие 1-2 пальцев на конечности и т.п.). Лицам с такими дефектами не разрешается заниматься определенными видами спорта. Так, при перфорации барабанной перепонки не разрешаются все водные виды спорта.

Преподаватель физического воспитания должен помнить, что за незначительно выраженными признаками плохого самочувствия могут быть скрыты болезненные изменения организма. Поэтому при подготовке к занятиям и их проведении следует учитывать:

1. Различные рода субъективные проявления, и в первую очередь жалобы на общую слабость и утомляемость, головную боль, ухудшение зрения и др..

2. Анамнестические данные о перенесенных заболеваниях и наследственной предрасположенности к ним.

3. Хронические инфекционные очаги: зубы (кариес) и миндалины (хронический тонзиллит), очаг инфекции в желчном пузыре (хронический холецистит) и т.д.

4. «Незначительные» отклонения в состоянии опорно-двигательного аппарата: нарушение осанки, плоскостопие, Х-образные руки и ноги.

Подготовительная группа

2) Подготовительная группа – входят студенты, имеющие: отставания в физическом развитии; недостаточную физическую подготовленность; «незначительные» отклонения в состоянии здоровья.

- Отставание в физическом развитии. В узком антропометрическом значении под отставаниям в физическом развитии понимается состояние, когда величина роста, массы, окружности грудной клетки (главные антропометрические признаки) снижены в сравнении со средними статистическими показателями для лиц соответствующего возраста, пола, национальной принадлежности, сходных социальных признаков и.т.д.

Недостаточное физическое развитие проявляется в слабом развитии физических (двигательных) качеств, в сниженной общей физической и часто умственной работоспособности, в учебно-производственной деятельности у студента, на занятиях физической культурой в виде быстрой утомляемости, неблагоприятной реакции организма по физические, умственные и эмоциональные нагрузки.

- Недостаточная физическая подготовленность. Термин «физическая подготовка подчеркивает прикладную направленность физического воспитания по отношению к трудовой, оборонной и иной деятельности; физическая подготовленность есть результат физической подготовки, воплощенной в достигнутой работоспособности, в развитии физических качеств и в сформированных двигательных навыках, необходимых в определенной деятельности либо способствующих ее освоению. Программа по физическому воспитанию студентов учебных заведений профтехобразования содержит конкретные нормативные требования, определяющие содержание и уровень такой подготовленности. Поэтому в самом широком значении недостаточная физическая подготовленность - это несоответствие ее программному требованию или такое ее состояние, которое затрудняет усвоение программного материала. Это могут быть не умеющие плавать, ходить на лыжах, бегать по пересеченной местности, прыгать, метать и т.д., но вместе с тем обладающие высокими общефизическими качествами, сильные, ловкие и выносливые при выполнении физической работы. Главным условием, тормозящим формирование готовности организма к физическим нагрузкам, является низкая двигательная активность, отсутствие систематических занятий физической культурой и спортом, неприобщенность к физическому труду.

- «Незначительные» отклонения в состоянии здоровья. Как правило, когда признаки заболевания почти отсутствуют и имеется лишь ослабленная реакция на физическую нагрузку. Условно можно говорить, что болезни нет или уже нет, но организм ослаблен. Ослабленное состояние здоровья можно наблюдать после перенесенных острых заболеваний, переходе их в хроническую стадию, при хронически текущих заболеваниях в стадии компенсации, при различных морфофункциональных отклонениях и т.д.

- Остаточные явления перенесенных острых заболеваний. Любые острые заболевания имеют под острую стадию, состоящую из длительно сохраняющихся, но убывающих патологических процессов. Занятия физическими упражнениями в подострой стадии оказывают оздоравливающее влияние на организм, однако даже небольшие перегрузки при ослабленном состоянии могут вызвать отрицательный эффект. Если занятия физкультурой начаты рано и методика их нерациональна, то в лучшем случае можно ожидать задержку момента выздоровления и восстановления работоспособности, в худшем - развитие хронической формы заболевания. Поэтому для них противопоказаны большие физические нагрузки спортивного характера, которые имеют место при занятиях в основной группе.

- Хронические текущие заболевания. Острые заболевания при неблагоприятных условиях лечения часто переходят в хронически текущую форму, с постоянным сохранением болезненного процесса, периодическими обострениями и сниженным уровнем функционального состояния организма. К ним относятся заболевание сердца ревматической этиологии, гипертоническая болезнь, хронический бронхит, бронхиальная астма, хроническая пневмония, туберкулез легких, хронические заболевания желудочно- кишечного тракта (гастриты, энтериты, колиты), эндокринные заболевания и др. Они значительно тормозят физическое развитие и ослабляют физическую подготовленность учащихся. Часто хронические патологические процессы не берутся во внимание как фактор ослабления физической подготовленности и недооценивается отрицательное влияние физических нагрузок , несоразмерных функциональному состоянию организма.

- Хронические инфекционные очаги. Очаги инфекции локализуются в ушах, лобных пазухах, бронхах, желчном пузыре, полости рта и др. Внешне это может никак не проявиться, и человек с наличием очагов хронических инфекций считается совершенно здоровым. Микробы, существующие в очагах, активны и все создают хроническую интоксикацию. Инфекционные очаги создают аллергизацию организма, приводящую к инфекционно - аллергическим реакциям со стороны всех органов. Как осложнение очагов хронической инфекции возникают болезни печени, легких, воспалительные и дистрофические поражения сердца, малый рост, отставания массы тела, различные дефекты опорно-двигательного аппарата, суставов и мышц. Отстают в своем развитии двигательные качества: проявления выносливости, силы, быстроты. Наблюдается ослабленная реакция организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной и других систем) на физические нагрузки. Проявление снижения защитных сил организма и его аллергии являются частые простудные заболевания. Физические упражнения могут несколько улучшить двигательные качества, но ценой еще большего истощения защитных сил и возникновения новых осложнений.

- Морфофункциональные отклонения. Одним из факторов, приводящих к морфологическим отклонениям, являются физические травмы. Они вызывают морфологические изменения в тканях и органах, всегда сопровождающиеся и функциональными нарушениями. Например, при травмах мышц, кожных покровов, костей, сотрясение, ушибы мозга.

Недопустимо занятие физическими упражнениями при наличии общих субъективных жалоб (головная боль, слабость, головокружение, сердцебиение и д.т.) Преподаватель может выявить у учащихся и такие общие изменения, как снижение интеллектуальных свойств, внимание, способности к усвоению теоретического материала и т.п.Это симптомы неблагоприятно текущих последствий травмы центральной нервной системы.

Специальная группа

3) Специальная группа – определяются студенты, имеющие заболевания с отклонением в состоянии здоровья временного или постоянного характера, не являющиеся препятствием для занятий в учебном заведении и для овладения профессией, но вместе с тем требующие ограничения физических нагрузок.

Специальная группа назначается при заболевании с устойчивой стадией болезни. Она характеризуется отсутствием обострения и угрозы обострений под воздействием нагрузок, отсутствие признаков выраженной функциональной недостаточности больного органа или системы, сохранением лишь некоторых клинических признаков заболевания, хорошим общим самочувствием, отсутствием субъективных жалоб, благоприятной реакцией организма на физические нагрузки, достигнутой благодаря занятиям лечебной физической культурой, и т.п.

Выделение больных студентов в специальную группу во многом основано на необходимости предохранить их организм от перегрузок. Поэтому во врачебно - педагогической характеристике специальной группы особое внимание уделяется переносимости физических нагрузок. Каждое заболевание имеет свои особенности, определяющие переносимость тех или иных видов физических нагрузок и методику занятий физической с оздоровительной целью.

- при заболеваниях сердечно- сосудистой системы. Основными признаками для назначения специальной группы является достаточно продолжительное время (около года) после окончания острого ревматического процесса, полное отсутствие активных воспалительных процессов в организме, отсутствие сосудистых кризов, полное отсутствие недостаточности кровообращения и явлений перегрузки отделов сердца, достаточно хорошая реакция сердечно-сосудистой системы на нагрузки умеренной интенсивности и т.п. Иногда специальная группа назначается при симптомах неясных изменениях в сердце (сердцебиение, отдышка, кардиалгия и тд.) на фоне имеющих в организме хронических инфекционные очагов при условии отсутствия сердечной недостаточности и другой патологии (например, угрозы ревматизма).

При сердечно-сосудистой патологии, однако наиболее травматичны упражнения, в которых участвуют большая мышечная масса организма и выполняется работа большой мощности. Примером могут быть быстрая ходьба, бег, ходьба на лыжах и т.д. Такие упражнения не вызывают особенного напряжения сердца, но они повышают тонус сосудов и могут оказаться неблагоприятными при гипертонической болезни. Вместе с тем физические упражнения динамического , циклического характера, выполняемые с малой и умеренной интенсивностью, оказывают благоприятное оздоровительное влияние на сердечно-сосудистую систему в целом. Не противопоказаны интенсивные, скоростные и силовые упражнения при условии участия в них малых мышечных групп (например, только мышц рук, голеней и т.д.). Широко использоваться физические упражнения со сложной биомеханической структурой (гимнастике, акробатические), выполняемые с небольшой интенсивностью. В случае же сосудистых поражений противопоказаны положения вниз головой (стойки на голове).

Признаки перенапряжения сердечно-сосудистой системы могут быть: ухудшение общего состояния, снижение работоспособности, повышение пульса, падение или повышение кровяного давления в покое, возникновение аритмии, неблагоприятная реакция на нагрузки во время занятий (субъективные жалобы, отдышка, побледнение и т.п.). В этих случаях необходимо прекратить занятия или снизить нагрузки и провести дополнительное врачебное обследование.

Признаки улучшения в процессе занятий являются улучшение самочувствия, настроения, повышение общей и физической работоспособности, снижение величины (пульса, артериального давления).

- Особенности занятий при заболеваниях органов дыхания. Основными требованиями для занятий в специальной группе при этих заболеваниях являются: редкие обострения хронических заболеваний (не чаще 1-2 раза в год); достаточно продолжительное время после острых заболеваний и обострений (не ранее чем через 1-2 месяца после прекращения всех проявлений острого периода или 4-6 месяцев после операций); отсутствие легочной и сердечной недостаточности; благоприятного течение туберкулезного процесса. При заболеваниях органов дыхания, как правило, наблюдается снижение устойчивости организма к простудным факторам и другим вредным условиям среды. Одним из существующих факторов, усугубляющих недостаточность дыхательной функции, является ослабление мышечной системы, в первую очередь группы мышц, участвующих в дыхании: диафрагмы, мышц грудной клетки, спины, живота, шеи.

Из специфических средств физического воспитания - физических упражнений- наиболее травматичны при хронических заболеваниях); органов дыхания высокоинтенсивные и скоростные упражнения из-за возможных перегрузок малого круга кровообращения (гипертензия в нем) и сердца.

Благоприятны упражнения динамического циклического характера малой и умеренной мощности с участием больших мышечных групп. Большое значение имеют дыхательные упражнения динамические и статистические. Не противопоказаны самые различные гимнастические, акробатические, игровые и профессионально- прикладные упражнения при условии оптимального их дозирования.

- Особенности занятий при хронических заболеваниях желудочно-кишечного тракта, печени и желчного пузыря. Хронические заболевания органов пищеварения имеют ряд специфических функциональных нарушений, которые определяют тактику организации физической подготовки: различные изменения обменных процессов в организме, приводящие к снижению мышечной массы, тонуса и силы мышц. Следствием этого может быть отставанием в физическом развитии или дисгармоничное развитие, различные дефекты опорно-двигательного аппарата.

Главное в физкультурно-оздоровительной работе при этой группе заболеваний – организация рационального питания, соблюдение всех гигиенических требований питания.

Травматичны для желудочно-кишечного тракта физические упражнения силового и скоростного или циклического, динамического характера, выполняемые продолжительно с утомлением. Иногда отрицательный эффект оказывают чрезмерно эмоциональные игровые упражнения, напряжение мышц живота, упражнения с подъемом тяжести, прыжковые упражнения, с сотрясением туловища.

- Особенности занятий при хронических заболеваниях почек и системы мочевыделения. При организации физической подготовки учащихся с этой группой заболеваний необходимо учитывать особенности в состоянии здоровья: Повышенная реакция почек и мочевыводящей системы на охлаждение и перегревание.

Все это требует соблюдения определенных правил при организации физической подготовки. В первую очередь необходимо предупредить преохлождение или перегрев организма, не допускать излишней влажности помещений при проведении занятий. Большое значение при заболеваниях этой группы имеет закаливание организма, однако использовать закаливающие процедуры надо очень осторожно. Травматичны для почек упражнения большой интенсивности или умеренные по интенсивности, но чрезмерно продолжительные, вызывающие большие сдвиги в составе крови. Неблагоприятно общее утомление, противопоказаны прыжковые упражнения.

- Особенности занятий при эндокринных заболеваниях. Необходимо учитывать следующие особенности состояния организма при организации физической подготовки: В первую очередь страдает сердце. При ожирении страдает функция дыхания из-за высокого состояния диафрагмы, затруднена функция органов пищеварения, наблюдаются изменения в опорно - двигательном аппарате (нарушение осанки из-за увеличения естественных изгибов позвоночника, плоскостопие, боли в коленных суставах, стопах);

Снижение защитных сил организма, сопротивляемости, что выражается в частых простудных заболеваниях, в наличии хронических воспалительных процессов, гнойничков.

Недостатки углеводного обмена создают препятствия к выполнению продолжительной работы умеренной интенсивности: состояние обменных процессов при диабете, ожирение находится в зависимости от состава пищи.

Отклонения в состоянии здоровья при обменных заболеваниях определяют методику физической подготовки. Одно из главных условий физкультурно- оздоровительной работы при нарушении обмена –рациональное питание, соблюдение высоких требований к личной гигиене (уход за телом, одеждой и т.д.) и к гигиеническим условиям занятий. Требует осторожности применение водных, воздушных и солнечных закаливающих процедур.

Травматичные и высокоинтенсивные упражнения по причине слабости сердечно-сосудистой системы, главным образом самого сердца. Вместе с тем почти все виды физических упражнений оказывают благоприятный эффект при условии постепенного увеличения нагрузки.

- Особенности занятий при заболеваниях и травмах центральной и периферической нервной системы. При заболеваниях и травмах нервной системы физическая подготовка должна учитывать такие особенности состояния организма.

Повышенная ранимость нервной системы по отношению к физическим (удары, сотрясение, растяжения, перезагибание) и психическим (умственные и эмоциональные перезагрузки) травмирующим воздействием: (нарушение определенных двигательных функций рук или ног из-за ослабленной силы мышц, пониженного тонуса в одних мышечных группах и повышенного – в других, функции анализаторов (обоняния, слуха, зрения, вкуса), поверхностной (кожной) и глубокой (мышечной, суставной) чувствительности, проводящие к снижению возможности формирования точных движений, координации движений, тугоподвижности и разболтанности суставов и т.п.

Поэтому при большинстве заболеваний недопустимы физические нагрузки большой мощности, упражнения с сильными сотрясениями, нагружающие позвоночник (давление, сгибание при акробатических упражнениях, стойки на голове, подъемы тяжестей ит.п.), упражнения на гибкость с чрезмерным сгибанием или разгибанием при невритах или травмах нервов, осторожность при равновесиях.

Физические качества, как правило, развиваются очень медленно или не развиваются вовсе. Рыд двигательных навыков трудно усваивается, в таких случаях очень важно формировать компенсаторные заместительные движения.

- При врожденных и приобретенных деформациях опорно - двигательного аппарата. Состояние организма при этой группе заболеваний характеризуется такими нарушениями, как ограниченная способность к выполнению движений и овладению двигательными навыками, слабость мышечной системы, ослабление функционального состояния органов и систем, связанное с основными заболеванием.

При деформации грудной клетки следует осторожно использовать упражнений, создающие нагрузку для сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а при деформациях ног умеренно использовать упражнения с подъемом тяжестей, двигательную ходьбу или бег. Путем рационального использования специальных упражнений можно добиться значительной компенсации двигательных дефектов и улучшение общего функционального состояния двигательных дефектов и улучшения общего функционального состояния организма.

Здесь дана врачебно-педагогическая характеристика состояния организма студента, относимых к специальной группе, лишь при основных группах заболеваний. Учитывая особенности состояния организма при каждом заболевании, преподаватель может эффективно использовать индивидуальные формы занятий и применять специальные методики. Чаще же занятия со студентами как основной, так и специальной групп носят общий характер, поэтому преподавателю физического воспитания необходимо ориентироваться на общие свойства и проявления ослабленного и больного организма.


Недостаточная двигательная активность – главный фактор ослабления организма

Одним из ведущих механизмов, формирующих общие характерные особенности организма при отклонениях в состоянии здоровья, является сниженная двигательная активность. Малая двигательная активность ослабляет все функции организма и является общим условием для развития большинства заболеваний; особенно отрицательно она сказывается на растущем организме. У детей и подростков в условиях их роста и развития она приводит к отставанию в физическом развитии, гипоэволюции всех органов и систем (сердца, печени и др.). Подросток с ослабленной физической подготовкой ограничивается в одной из главных форм общения между людьми и сфер воспитания – в физической культуре. Поэтому у физически ослабленных подростков часто наблюдаются отрицательные свойства характера и личностные особенности. Низкая двигательная активность формирует наиболее общие особенности врачебно-педагогические характеристики учащихся.


Задачи физического воспитания в подготовительной и специально медицинских группах

Выводы, сделанные на основе совместных наблюдений врача и педагога, позволяют наметить определенную тактику физического воспитания ослабленных и больных студентов. Она состоит в постановке конкретных задач, решение которых обеспечивает достижение целей, стоящих перед специальной и подготовительной группами. Для каждой группы существуют общие и частные задачи физического воспитания.

К общим относятся следующие задачи:

- выработать активное отношение учащихся к преодолению своей физической ослабленности и отклонений в состоянии здоровья. Сформировать позицию самовоспитания;

- вызвать интерес к общему физкультурному движению в коллективе, к спортивным успехам;

- сформировать устойчивую систему привычек к систематическим занятиям оздоровительной и развивающей физической культурой. Выработать отрицательное отношение к имеющимся вредным привычкам;

- дать студентам знания о причинах заболеваний отставания в развитии, ослабленного и больного организма;

- систематически проводить исследования реакции организма на воздействие всех факторов учебно-производительной деятельности и всех средств физического воспитания;

- обеспечить необходимый уровень двигательной , физической активности;

- соблюдать рациональную организацию труда и отдыха, обеспечить оптимальные условия труда;

- все мероприятия по физическому воспитанию связать с лечебно-профилактическими.

Этот перечень может быть дополнен. Для специальной группы важны подбор и использование средств специальной оздоровительной направленности. В этой группе решается также особая задача – развить физические качества и овладеть двигательными навыками, которые компенсируют существующие недостатки организма, и позволяет успешно овладеть профессией.


Физические упражнения – ведущее оздоровительное и стимулирующее средство

Физические упражнения способствуют повышению функционального состояния организма, создают специальный, направленный эффект самого различного содержания. Существуют различные классификации физических упражнений, связанные с особенностями реакции организма на физические нагрузки. В работе с ослабленными и больными учащимися целесообразно придерживаться классификации, в основу которой положен оздоровительный и развивающий (стимулирующий) эффект упражнения.

Различают следующие группы физических упражнений:

Общеоздоровительные. Оказывают общий неспецифический оздоровительный эффект и применяются при любом заболевании.

Специально-оздоровительные (лечебные). Оказывают действие на конкретное звено болезненного процесса в организме.

Общеразвивающие или общестимулирующие. Оказывают развивающий эффект на все функции организма, стимулируют физическое развитие, создают базу для развития основных физических качеств.

Специально-развивающие. Развивают отдельные качества: силу, скорость, выносливость, гибкость и др., вызывая в организме специфические изменения.

Физические упражнения для учащихся с отклонениями в состоянии здоровья используются в той же последовательности, которая значиться в классификации. Они являются основным элементом содержания урока физкультуры и многих других форм занятий. Комплексным использованием различных упражнений достигается необходимая общая двигательная активность, обеспечивающая оздоровительно-развивающее воздействие на ослабленный организм.


Общеоздоровительные физические упражнения

Общеоздоровительные упражнения делятся на три группы:

а) динамические циклические упражнения, вызывающие малую и умеренную физиологическую реакцию организма; б) упражнения, формирующие и исправляющие осанку; в) дыхательные упражнения.

Динамические циклические упражнения, вызывающие малую и умеренную физиологическую реакцию. Наиболее общий оздоровительный эффект на организм оказывают физические упражнения циклического характера с динамической работой мышц. К ним относятся: ходьба, бег, плавание, ходьба на лыжах, езда на велосипеде, специально подобранные гимнастические упражнения и др. Они легко дозируются по своей интенсивности (мощности), хорошо соизмеряются с возможностями организма. Эти упражнения воздействуют на все системы организма, главным образом на аппараты крово-лимфообращения, на дыхательную систему. Они стимулируют неспецифические, общие защитные сил организма. Динамические циклические упражнения в оздоровительных целях выполняются так, чтобы реакция организма была малой или умеренной.

Малая реакция достигается упражнениями, выполняемыми относительно, при этом частота сердечных сокращений увеличивается максимально до 120 ударов в минуту. Упражнения с умеренной реакцией характеризуются несколько большим темпом и соответственно большими сдвигами в организме: пульс от 120 до 150 уд/ мин.

Динамические циклические упражнения, вызывающие малую и умеренную физиологическую реакцию, главным образом используются на занятиях в специальной группе.

Упражнения, формирующие правильную осанку. Правильная осанка имеет огромное значение для нормального функционирования самых различных систем организма. Формирование правильной осанки является специальной задачей физического воспитания. Осанка представляет собой привычную для каждого человека манеру сохранять вертикальное положение тела. О рациональной, правильной осанке говорят в том случае, когда основные положения тела (стоя, во время ходьбы, при выполнении трудовых операций) характеризуются такой позой, которая создает благоприятные условия для функционирования организма. Рациональную осанку создает комплекс качеств и навыков.

Воспитание осанки является особенно актуальным в период развития организма детей и подростков, в процессе роста тела, созревания функций. Возраст, в котором находится подавляющее большинство студентов СПО, - это период полового дозревания, завершения развития скелета, мышечной системы. Особенно важно формирование осанки у отстающих в физическом развитии, так как усиление темпов их роста на фоне неправильной осанки может вызвать ряд необратимых дефектов в костно-мышечной системе. Важно знать, что нерациональная осанка может быть связана не только с недостатками ее воспитания, но и с нарушениями, возникающими вследствие общей ослабленности организма, заболеваний нервной системы и др.

Осанки бывают различного вида: прямого, прогнутого, сутулого, наклонного, изогнутого, сколиотичного. Лишь первый тип осанки можно отнести к нормальной, остальные характеризуют тот или иной вид нарушения. Особого внимания требует сколиотическая осанка, являющаяся отражением слабости мышечной системы и часто следствием повреждения центральной нервной системы.

Главным условием восстановления правильной осанки является точная диагностика причин ее нарушения. Если нарушение связано с поражением самого позвоночника и нервной системы, то занятия ведутся в рамках лечебной физкультуры. Осанка, будучи связанной с общим функциональным состоянием организма, разрушается под влиянием утомляющих факторов.

Исправление различных дефектов осанки- процесс достаточно длительный. Даже незначительные нарушения ее требуют целенаправленных занятий физическими упражнениями. Коррекция осанки, достигнутая с помощью упражнений, может дать стойкий эффект лишь при одновременном формировании навыка правильной осанки. Навык правильной осанки создается на базе мышечно-суставного чувства, позволяющего ощущать положение определенных частей тела. Для этого используются: тренировки перед зеркалом (зрительный контроль), взаимоконтроль, осуществляемый занимающимися, принятие правильной осанки у стены, зрительный контроль преподавателя и другие средства. Широко используются игры.

Дыхательные упражнения. Оказывают оздоравливающее действие на сердечно-сосудистую, пищеварительную, нервную систему, обмен веществ и т.д. Часто недостаточность внешнего дыхания, связанная с ослабленностью организма, сочетается с отсутствием навыков рационального дыхания. Рассмотрим основные характеристики рационального дыхания.

Умение дышать полно. Существуют различные типы дыхания, отличающие друг от друга участием в дыхательных движениях той или иной части грудной клетки.

Грудной тип характеризуется в основном движением реберной части грудной клетки.

Брюшной или диафрагмальный тип широкими движениями диафрагмы в дыхании, передающимися через внутренние органы живота на брюшную стенку. Глубокое полное дыхание способствует улучшению кровообращения в малом круге, облегчая отток венозной крови к сердцу.

Умение дышать ритмично. Ритмичное дыхание оказывает благоприятное влияние на нервную, сердечно-сосудистую и другие системы. Особенно благоприятно на функциональном состоянии организма сказывается умение рационально сочетать дыхательные движения с движениями тела. При наклонах туловища, приседании, прижимании ног к животу, опускании поднятых рук целесообразно осуществлять выдох, так как при этих движениях снижается грудная клетка, живот, вдавливается в грудную полость диафрагма; при выпрямлении туловища, разгибании его, поднимании рук – осуществлять вдох.

Упражнения для развития навыков ритмичного дыхания могут выполняться как в покое (сидя, лежа, стоя), так и в движении (ходьба, бег и др. циклические упражнения).

Упражнения для развития брюшного дыхания. Вначале необходимо объяснить суть упражнения и дать почувствовать , как оно выполняется.

Лучше всего выполнять лежа на спине, когда расслаблены все мышцы и функционирует только дыхание.

Упражнение для развития полного глубокого дыхания. Выполняются после овладения брюшным дыханием. И.п. – лежа или стоя.


Организация уроков физической культуры в специальной медицинской группе.

Студенты, отнесенные к специальной медицинской группе, освобождаются от общих уроков. Для них организуются отдельные занятия в форме урока 2 раза в неделю по 45 мин по специальной программе (специальный урок). Эти учащиеся могут посещать и общие уроки, однако их следует отстранять от выполнения сложных высокоинтенсивных физических упражнений, чаще привлекать к роли помощников преподавателей в качестве судей и т.д. Привлечение к общим занятиям имеет большое воспитательное значение, способствует более разносторонней теоретической подготовке. Урочные формы занятий не могут полностью обеспечить полноценного оздоровительного воздействия на организм и не решают всех задач по физическому воспитанию студентов данной медицинской группы. Поэтому очень важно эффективно проводить специальные уроки, связав их содержание с другими формами занятий.

Поскольку больные учащиеся отстранены от общих уроков ,на специальном уроке в полной мере решаются все задачи физического воспитания.

1. Организация коллектива. В условиях специальной группы это чрезвычайно важная задача. Больные учащиеся часто отрицательно относятся к занятиям физкультурой, но с охотой занимаются в коллективе.

2. Оценка особенностей состояния здоровья и подбор индивидуальных оздоровительных средств. На основе решения данной задачи строится система самостоятельных индивидуальных занятий, имеющих большое значение в работе со специальной группой.

3. Общая и специальная теоретическая подготовка. Специальная теоретическая подготовка содержит сведения об индивидуальных особенностях организма, о средствах преодоления отклонений в состоянии здоровья и приспособления к производственным требованиям.

4. Обеспечение общеоздоровительного эффекта. Главное содержание специальных уроков – использование физических упражнений общеоздоровительной направленности. На уроке им отводиться большее время.

5. Обучение специально-оздоровительным физическим упражнениям. Решения этой задачи создает преемственность между занятиями в группе лечебной физкультуры, организуемой медицинскими учреждениями, и занятиями в специальной группе.

6. Формирование общеразвивающего эффекта занятий физическими упражнениями. Применение общеразвивающих физических упражнений также обязательно на специальном уроке. Однако они создают значительное напряжение организма и должны подбираться индивидуально в соответствии с функциональным состоянием.

7. Формирование профессионально-прикладных физических качеств. На специальном уроке не ставится задача развить физические качества до уровня общих нормативных требований. Необходимо лишь стимулировать развитие физических качеств до уровня, доступного для болезненного организма. Профессионально-прикладные качества должны быть развиты в полной мере, поскольку без этого не может быть полноценного профессионального труда. Контрольные нормативы уровня развития профессионально-прикладных качеств, предусмотренные программой, рассчитаны на учащихся здоровых и имеющих достаточно высокий уровень общей физической подготовленности. Поэтому выполнение их часто затруднено.

8. Формирование общих и профессионально-прикладных двигательных навыков. Общие двигательные навыки формируются в том объеме, который позволяют состояние здоровья, наличие тех или иных дефектов. Профессионально-прикладные навыки должны формироваться в полном объеме. Развитие профессионально-прикладных физических качеств и двигательных навыков у студентов, имеющих значительные отклонения в состоянии здоровья постоянного характера, прямо отвечает цели физического воспитания в специальной группе-оказать содействие овладению профессией.

9. Контроль за оздоровительным и развивающим эффектом занятий физической культурой. Осуществляется в результате систематических врачебно-педагогических наблюдений на занятиях. Специальных контрольных испытаний физических качеств не проводится. Кроме этого 2 раза в год проводятся врачебные исследования.

10. Материальное оснащение специального урока. Все виды занятий физической культурой в специальной группе желательно проводить на открытом воздухе в любое время года (за исключением морозных дней). В учебном заведении необходимо иметь хорошо оборудованные места для занятий. Определенную часть занятий, весьма ограниченную, проводят в закрытом помещении, оборудование которого должно быть таким же как при проведении дополнительных уроков с ослабленными учащимися. Кроме того, для занятий со специальной группой могут быть подготовленные упрощенные снаряды и облегченные предметы.

Специальный урок имеет следующие структурные особенности:

- Вводная часть- 20 мин, состоит главным образом из общеоздоровительных упражнениях (динамические циклические упражнения);

- Основная часть – 15-20 мин. В ней используются физические упражнения оздоровительного характера и специальные, связанные с формированием основных и профессионально-прикладных двигательных качеств и навыков. В основной части могут быть подвижные или спортивные игры с облегченными правилами;

- Заключительная часть – 5-10 мин, как правило, включает Общеоздоровительные упражнения-дыхательные и формирующая правильную осанку в сочетании с медленной и успокаивающей ходьбой.

Физиологическая напряженность урока должна соответствовать его оздоровительной и общеразвивающей направленности. Большая часть урока (70%-80%) должны иметь напряженность, отвечающую общеоздоровительным целям (пульс 120-150 ударов в мин), меньшая часть (20-30%) –напряженность, отвечающую общеразвивающим целям (пульс до 180 ударов в мин.). Период высокого напряжения должен приходиться на середину урока. Контроль за реакцией организма индивидуальный, необходимо научить учащихся делать это самим.

Наиболее рациональный способ организации занятий на специальном уроке – фронтальный. Он позволяет более эффективно проводить упражнения общеоздоровительного и общеразвивающего характера. Занятия можно проводить и групповым методом.

При выполнении общеразвивающих упражнений, создающих достаточно высокое напряжение организма, можно организовать две группы. В одну входят учащиеся с заболеваниями, при которых опасны высокоинтенсивные нагрузки, но доступны упражнения со сложной биомеханической структурой, требующей гибкости, координации движений, ловкости и т.д., например, при заболевании сердечно-сосудистой, дыхательной систем, органов пищеварения, обмена веществ и др. В другую – учащиеся с повреждениями периферической нервной системы, опорно- двигательного аппарата. Им легче выполнять интенсивные упражнения, требующие координации движений.

Круговой метод имеет ограниченное применение, так как создает высокое функциональное напряжение. Целесообразно на специальном уроке использовать и индивидуальный способ организации, когда в основной или заключительной части студенты выполняют упражнения, имеющие индивидуальное лечебно - восстановительное значение.

К началу урока студент должен познакомиться с темой и содержанием урока, иметь специальную одежду в зависимости от содержания урока и условий его проведения, все необходимое для выполнения водных гигиенических процедур (мыло, полотенце и т.д.), тетрадь самоконтроля и заранее известить преподавателя об изменениях в состоянии здоровья.

Для успешного проведения урока преподаватель физического воспитания должен:

- Быть знакомым с врачебно-педагогической характеристикой студента, занесенной в специальный журнал;

- Иметь общий план физкультурно - оздоровительной работы со студентами специальной группы;

- Иметь план - конспект урока;

- Предусмотреть и проверить материальное оснащение, гигиенические условия и средства безопасности;

- Знать о предыдущих занятиях учащихся и об их самочувствии.


Поурочное планирование занятий в специальных группах

Рациональное планирование содержания уроков в учебном году позволяет объединить всю совокупность средств и форм физического воспитания в определенную систему. Для этого при постановке частных задач каждого урока и определении его содержания необходимо учитывать общий план физкультурно - оздоровительной работы и учебно - производственной деятельности студентов.

Содержание уроков и общих физкультурных мероприятий должно учитывать характер учебно - производственной деятельности студентов.

Годовой план уроков в специальной группе не связан с планом общих уроков, хотя во многом содержание занятий совпадает. Из содержания уроков специальной группы исключаются лишь средства, противопоказанные для здоровья. Контрольные испытания также имеют отличия, в специальной группе это оценка функционального состояния и условия доступных двигательных навыков.



Приложение 1

План-конспект урока №1

Тема: Гимнастика

Время проведения: 45 мин

Место проведения: Спортивный зал

Спортивный инвентарь: гимнастические маты, гимнастические палки, секундомер.

Цель и задачи:

Образовательная: 1. Повторить комплекс гимнастических упражнений.

2.Закрепить упражнения на гимнастическом бревне.

Оздоровительная: 1.Формирование правильной осанки.

2.Развитие координации в движениях.

Воспитательная: Привить интерес к регулярным занятиям физическими упражнениями.


Подготовительная часть

Доз-ка

Основная часть

Доз-ка

Заключительная часть

Доз-ка

Организационная часть

-Построение, приветствие;

-Ознакомить с темой и задачами на урок;

- Проверка самочувствия и состояния здоровья (ЧСС);

- Повороты на месте;

Общеоздоровительные упражнения

- ОРУ в ходьбе ( на осанку);

- Танцевальные прыжки под музыку;

- ОРУ на месте с гимнастическими палками.

-Проверка (ЧСС);

Специальные Общеоздоровительные

-Упражнения по диагнозам заболеваниям

- Упражнения на развития и укрепления опорно-двигательного аппарата.

- Проверка (ЧСС);





5*





8*







8*









Гимнастический комплекс упражнений

- Подготовка место занятий;

- Показать ком. упражнений ;

- Проверить выполнения ком, с исправлениями ошибок.

- Выполнение комплекса упр-й.

- Убрать с/инвентарь

- Проверка (ЧСС)

Упражнения на гимнастическом бревне

- Подготовить с/ инвентарь

- Упражнений на равновесие на полу (ориентировано по доскам);

- Упражнения на равновесие и координацию движений, на гимнастическом бревне;

-Собрать инвентарь;

-Проверка (ЧСС);

10*











10*

-Игра на внимание

-Построение, проверка (ЧСС);

-Подведение итогов урока;


Д/З -Повторить комплекс упражнений. Дневник самоконтроля


СРО – силовая подготовка в тренажерном зале (в облегченном варианте)

4*




План-конспект урока №2

Тема: Легкая атлетика

Время проведения: 45 мин

Место проведения: Спортивная площадка

Спортивный инвентарь: скакалка, эстафетная палка, малый мяч, флажки, секундомер.

Цель и задачи:

Образовательная: 1Разучить технику передачи эстафетной палки.

2.Повторить технику метания мяча в цель .

Оздоровительная: 1.Закрепить дыхательные упражнения.

2.Развитие координации в движениях.

Воспитательная: Привить интерес к регулярным занятиям физическими упражнениями


Подготовительная часть

Доз-ка

Основная часть

Доз-ка

Заключительная часть

Доз-ка

Организационная часть

-Построение, приветствие;

-Ознакомить с темой и задачами на урок;

- Проверка самочувствия и состояния здоровья (ЧСС);

- Повороты на месте;

Общеоздоровительные упражнения

- ОРУ в ходьбе (на осанку);

- ОРУ дыхательными упражнениями на месте со скакалкой;

-Проверка (ЧСС);

Специальные Общеоздоровительные

-Упражнения по диагнозам заболеваниям

- Упражнения на развития и укрепления опорно-двигательного аппарата.

- Проверка (ЧСС);








5*





8*







8*









Передача эстафетной палки

-Объяснить , показать технику передачи эстафетной палки;

- Подводящие упражнения;

- Выполнения упражнений (исправление ошибок);

- Выполнения передачи палки по площадке на короткие дистанции;

-Проверка (ЧСС)

Метание мяча в цель

- Подготовка к метанию м/мяча;

- Выполнение упражнений с небольшого расстояния (инд.) с последующим увеличением;

- Исправление ошибок в технике выполнения;

-Выполнения метания в цель;

-Проверка (ЧСС);

10*











10*

-Игра на ловкость

-Построение, проверка (ЧСС);

-Подведение итогов урока;


Д/З – Сгибание, разгибание рук от стены 10х2 раза;

Завести дневник самоконтроля


СРО – Выполнение утренней зарядки или легкой пробежки.


4*




Приложение 2

Специальные общеоздоровительные упражнения (по диагнозам)

Пример комплекс упражнений при гипертонии первой степени

И.п. – сидя, расслабленные руки опущены, ноги на ширине плеч, ступни на полу. Поднять руки вверх над головой - вдох, опустить- выдох. Повторить три раза. Темп - медленный.

И.п.- то же. Повернуть голову на право, вернутся в и.п., то же налево. Повторить по 2 раза в каждую сторону. Темп медленный. Дыхание свободное.

И.п.- то же, руки на поясе. Наклонить туловище вперед, поднять подбородок вверх, вернуться в и.п., опустить руки, расслабиться и покачать руками вперед – назад. Повторить 4-6 раз. Темп средний. Дыхание свободное.

И.п.- то же. Поднять плечи вверх - вдох, опустить – выдох. Повторить 3 раза. Темп медленный.

И.п. – то же. Опустить голову вниз, затем поднять, наклонить назад и вернуться в и.п. Повторить 2-4 раза. Темп средний. Дыхание свободное.

И.п. – то же, руки вдоль туловища. Наклонная туловище влево, одновременно скользить правой рукой к подмышке, а левой вниз; выпрямляясь, скользить руками в обратном направлении. Повторить по 2-4 раза в каждую сторону. Темп средний. Дыхание свободное.

И.п.- то же. Поднять руки вверх над головой – вдох, опустить и, наклоняясь вперед, положить их на колени и скользить кистями от голени к носкам ног, подняв подбородок, - выход. Повторить 2 раза. Темп медленный.

И.п.- то же. Наклониться вправо и покачать расслабленной правой рукой вперед и назад. Повторить 4-6 раз. Темп медленный. Дыхание свободное. То же левой рукой, наклонившись влево.

И.п.- то же. Сцепить руки в «замок» под правым коленом и поднять ими согнутую правую ногу. Расслаблено раскачивать голень вперед – назад. Повторить 10-20 раз. Темп средний. Дыхание свободный. То же левой ногой.

И.п. – то же, руки на коленях. Расслабиться – свободный вдох и удлиненный выдох со звуком «фу-фу». Повторить 3 раза. Темп медленный.



Комплекс Специальных дыхательных упражнений при бронхиальной астме


1. И.п.- стоя, опираясь на стол (стул) руками, вытянутыми на ширине плеч. Согнуть руки в локтях и наклонить туловище с опущенной головой вниз, произнося звук «ш-ш-ш», «щ-щ-щ» (шипящий)-выдох, возвратиться в и.п.- вдох. Повторить 2-4 раза. Темп медленный.

2. И.п.- то же. Поднять плечи –вдох, опустить, произнося звук «у-у-у» (урчащие), -выдох. Повторить 2-4 раза. Темп медленный.

3. И.п.- то же. Отвести правую руку в сторону –вдох, вернуться в и.п. – выдох со звуком «ж-ж-ж» или «з-з-з» (жужжание). То же левой рукой. Повторить 2-4 раза. Темп медленный.

4. И.п.- то же. Согнуть руки в локтях, в три приема с остановками, произнося «фу-фу-фу» и опуская грудную клетку почти на стол, на выдохе быстро вернуться в и.п.- вдох. Повторить 2-4 раза. Темп средний.

5. И.п.- то же. Не сгибая рук, немного присесть за счет сгибания тазобедренных суставов - выдох со звуком «с-с-с» (свистящих), вернуться в и.п.- вдох. Повторить 2-4 раза. Темп медленный.

6. И.п.- стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены и сцеплены в «замок». Поднять руки вверх- вдох, опустить между ногами, произнося «ух». Повторить 2-4 раза. Темп средний.

7.И.п.-то же, руки разведены в стороны на уровне плеч. Согнуть руки и обхватить ими себя со звуком «и-и-и»- выдох, вернуться в и.п. – вдох.

8.И.п.- то же, руки выше плеч. Наклониться расслабленно, «бросать» руки вниз, произнося «ах». Повторить 2-4 раза. Темп средний.


Комплекс специальных упражнений при остеохондрозе шейного и верхнего грудного отделов позвоночника.

П.и. – сидя на стуле или табуретке, руки вдоль туловища, ноги согнуты в коленях и тазобедренных суставах, ступни на полу. Наклонить голову вперед, стараясь подбородком коснуться груди, затем максимально отклонить ее назад. Повторить 2-6 раз. Темп средний. Дыхание свободное.

И.п.- то же. Поднять правую руку перед грудью, затем отвести ее в сторону (удерживая под прямым углом в плечевом суставе), повернув одновременно голову направо и следя глазами за передвижениями пальцев руки, потом вернуться в и.п. Тоже левой рукой. Повторить 2-6 раз в каждую сторону. Темп медленный. Дыхание свободное.

И.п.- то же. Выпятить живот – вдох, втянуть- выдох. Повторить 3-4 раза. Темп медленный.

И.п.- то же. Круговые движения надплечьями вперед и назад повторить по 4-6 раз подряд в каждую сторону. Темп средний. Дыхание свободное.

И.п.- то же. Повернуть голову направо, затем без остановки налево. Повторить 2-6 раз. Темп меленный. Дыхание свободное.

И.п.- то же. Одновременно скользить ладонями вверх по туловищу к подмышечным впадинам- вдох, опуская руки- выдох. Повторить 3 раза. Темп медленный.

И.п.- то же. Соединить лопатки и вернуться в и.п. Повторить 6 раз. Темп средний. Дыхание свободное.

И.п.- то же. Круговые движения головой по часовой и против часовой стрелки. Повторить по 2-4 раза в каждую сторону. Темп медленный. Дыхание свободное.

И.п.- то же. Поднять руки над головой – вдох, опустить - выдох, повторить 3 раза. Темп медленный.

И.п.- то же. Одновременно поднять прямую правую руку вверх, а левую отвести назад и, не останавливаясь, менять положение рук. Повторить 4-6 раз каждой рукой. Темп средний. Дыхание свободное.










Использованная литература

А.Н. Транквиллитати «Восстановить здоровье». М.Физическая культура и спорт, 1992

В.И. Ильинич «Физическая культура студента и жизнь». М. Гардарики, 2007

В.И. Дубровский «Лечебная физкультура и врачебный контроль» М. Медицинское информационное агентство, 2006

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации