Календарно-тематическое планирование для уроков физической культуры в 5–9 классах в рамках смешанной разновозрастной специальной медицинской группы

1
0
Материал опубликован 29 January 2019 в группе

В настоящее время на разных уровнях для современной школы обозначается острая необходимость решения задач по вовлечению в систему физического воспитания учащихся, нуждающихся в особой регуляции интенсивности их физической нагрузки. Это подтверждает актуальность адаптации программы по предмету «Физическая культура» для учащихся специальной медицинской группы 5-9 классов.

 Востребованность данной работы для многих ОУ обосновывается необходимостью решить ряд проблем. Во-первых, необходимо так организовать занятия, чтобы преодолеть у детей и родителей стереотип, что якобы «ослабленных детей от физкультуры освобождают»… Считаю, что такое отношение детей, их родителей и отдельных врачей к урокам физкультуры оценивается как попытка «отмахнуться от проблем особых детей», которым уроки двигательной активности еще нужнее, чем здоровым детям.

При этом изучение предмета «Физическая культура» является обязательным в рамках федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС ООО). Из этого требования «вытекает» вторая, не менее важная задача: обеспечить реализацию стандарта. То есть необходимо, чтобы каждый ребенок мог в любой момент вернуться в класс для продолжения занятий уже на уроках физкультуры. Это потребовало провести «синхронизацию» календарно-тематического планирования с тем, которое реализуется в классе на «обычных» уроках.

Третья особенность спецгрупп в гимназии – одновременное занятие детей 5, 6, 7, 8 и 9 классов. До сих пор в доступных источниках имеются программы только для групп по отдельным возрастам (или классам). Поэтому необходимо было решить вопрос о построении занятий именно в смешанной разновозрастной группе.

В этих условиях для составления развернутого календарно-тематического планирования за основу были взяты рабочая программа по физкультуре, реализуемая в гимназии, примерная программа Мамедова для специальных медицинских групп, рекомендации школьного врача для детей, имеющих заболевания различных систем и органов.

Все спроектированные уроки традиционно имеют оздоровительную направленность и тренирующий характер, способствуют адаптации детей к нагрузкам. Но при этом наряду с использованием различных методик инклюзивного образования инновационный характер планирования обеспечивается также тремя факторами. В конструкции занятий реализуется единство трёх учебных компонентов (мотивационного; информационного; методологического).

Еще одним инновационным приращением стало проектирование КТП на основе поэтапной детализации организации деятельности учащихся на уроках. При этом все три дополнительных компонента реализуются в условиях одновременной занятости детей не только разного возраста, но и различной нозологии. Необходимым условием эффективности и безопасности занятий спецгруппы является проведение постоянного медико-педагогического контроля на основе определения у детей частоты сердечных сокращений (пульса) на каждом этапе занятия. Для этого мною в уроки введены карты «Физиологического профиля занятия».

Каждое занятие состоит из трёх частей: подготовительной, основной и заключительной. Основная часть разделена на два этапа по 5 и 10 минут.


 

Для каждой части в КТП содержание деятельности детей «синхронизировано» с целью обеспечения стандарта для каждого возраста (таблица прилагается в файле).

Подготовительная часть урока необходима для начальной организации занимающихся, психической и функциональной подготовки их организма к предстоящей основной работе.

В ходе первого этапа основной части изучаются теоретические вопросы, ведется обучение освоению физических упражнений и развитию основных физических качеств в пределах состояния здоровья учащихся.

Второй этап основной части посвящен изучению новых для учащихся видов упражнений и проведению адаптированных подвижных игр и эстафет.

Заключительная часть урока предназначена для постепенного снижения нагрузки на организм до приведения в норму ЧСС и организованного окончания занятия.

Для организации в рамках занятий медико-педагогического контроля состояния учащихся и соответствующей своевременной корректировки их нагрузки по окончании каждой части занятия мы с детьми фиксируем Частоту Сердечных Сокращений. Физиологический профиль занятия является основной индивидуальной дозировки нагрузки и обеспечения необходимого уровня вовлеченности в освоение учебного предмета учащихся. (В прикрепленном файле на отдельном листе размещен Бланк «Физиологический профиль» для распечатки по 4 шт. на листе формата А4).

/data/files/b1548783006.xlsx (КТП-спецмедгруппа 5-9 классы)

/data/files/j1548783068.docx (КТП-спецмедгруппа 5-9 классы)

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.