Доклад «Взаимодействие ДОУ с учреждениями культуры»
Взаимодействие ДОУ с учреждениями культуры.
(актуальность, цели ,задачи.)
Сотрудничество прогимназии с учреждениями культуры можно представить в виде схемы..
АКТУАЛЬНОСТЬ
Мы знаем - в проекте «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» подчеркивается, что «система образования призвана обеспечивать… воспитание патриотов России, граждан … обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».
Ключевой линией дошкольного детства - является приобщение к ценностям культуры, социализация ребенка в обществе.
Проблема:
В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным. В этом сложном процессе становления человека немало зависит от того, как ребенок адаптируется в мире людей.
Поэтому уже в дошкольном возрасте у детей необходимо сформировать представление о многообразии человеческих отношений, рассказать им о правилах и нормах жизни в обществе. Иными словами, дошкольное учреждение призвано управлять процессом социализации.
В Концепции социального развития детей дошкольного возраста перед образовательными учреждениями ставится триединая цель:
1) «воспитывать культурного человека (субъекта культуры);
2) свободного гражданина (субъекта истории, общества);
3) творческую индивидуальность (субъекта деятельности, саморазвития)».
Реализация этой цели направлена на решение следующих задач:
− воспитание в человеке способностей и потребностей открывать и творить самого себя в основных формах человеческой деятельности;
− развитие способности познавать себя в единстве с миром, в диалоге с ним;
− развитие способности самоопределения, самоактуализации на основе воспроизведения, освоения, присвоения культурного опыта предыдущих поколений;
− становление потребности и способности общения с миром на основе гуманистических ценностей и идеалов, прав свободного человека.
Основные направления:
эстетическое;
духовно-нравственное;
художественно-творческое;
культурно-просветительское.
Так же При формирования культуры дошкольников необходимо учитывать следующие принципы.
• Наглядность.
• Доступность.
• Динамичность.
• Содержательность (материал должен иметь образовательно-воспитательное значение для детей, вызывать в детях любознательность).
• Обязательное сочетание предметного мира учреждений культуры с программой, ориентированной на проявление активности детей.
• Последовательность ознакомления детей с музейными коллекциями, объектами культуры (в соответствии с задачами воспитания дошкольников на каждом возрастном этапе).
• Гуманизм (экспонаты должны вызывать бережное отношение к природе вещей).
• Поощрение детских вопросов и фантазий при восприятии.
• Активность детей в усвоении культурного наследия, которая проявляется на уровне практической деятельности как отражении полученных знаний и впечатлений в продуктах собственного творчества, в продуктивной деятельности (рисовании, лепке, сочинении историй)
Не задаваясь целью рассмотреть теоретические аспекты по данному вопросу, коснусь лишь его практической части, а именно- хочу поделиться опытом сотрудничества нашего учреждения с учреждениями культуры.
В нашем дошкольном учреждении социальное развитие детей является одним из приоритетных направлений педагогической деятельности. На основе многолетней практики сотрудничества детского сада с театрами, библиотеками, музеями и другими социальными объектами города разработана определенная дидактическая последовательность ознакомления дошкольников с социумом.
1.Посещение детьми нашей прогимназии театров ,цирка. выставочного центра, филармонии происходит в системе и планируется в перспективной работе с родителями. Ежемесячно в каждой группе ,классе осуществляются коллективные выезды с родителями и детьми в выходной день в рамках проекта «День культуры».(слайды)
(Наряду с этим так- же осуществляем выезд воспитанников с воспитателями в рабочие дни - в рамках образовательного плана. )
И , обязательно ,результатом взаимодействия с любым учреждением культуры является продуктивная деятельность детей ,детей и родителей-концертные программы ,рисунки, поделки ,проекты.
Добрая книга — как всхожее зерно, она прорастает в душе, и когда это происходит, книга становится взыскательным и строгим собеседником. В.Астафьев
2 .Cотрудничество с библиотеками (№8,№3,Центральной городской библиотекой ,областной библиотекой для детей и юношества им.Пушкина)
(Слайд плана )
Реализация основных направлений сотрудничества
Социокультурные институты |
Цель Взаимо-действия |
Мероприятия, способ (формы) взаимодействия |
Центральная городская библиотека Библиотека№3(филиал) |
Воспитание интереса к библиотеке, чтению книг. Ознакомление воспитанников с родным краем. Приобщение детей к культуре чтения детской литературы, знакомство с творчеством детских писателей. |
Работа с детьми: -использование фонда библиотеки для организации занятий с детьми; оснащение книжных выставок(9мая,Наш Саратов,юбилеи- А. Пушкина,В.Бианки и т.д.) -реализация детских проектов «Сделаем книгу по ПДД -своими руками», «Родной город Саратов»; -участие в неделе детской книги «Книжника неделя»; -беседа о космосе; -«Международный день сказок» - вспоминаем сказки А. С. Пушкина; -«День победы!» праздник с приглашением ветеранов. Работа с педагогами: -организация выставок детской художественной и методической литературы; -проведение викторин, праздников сотрудниками библиотеки; -«Знакомьтесь, новинки!» Обзор новинок методической литературы по дошкольному воспитанию; -консультация «Как оформить книжный уголок в группе»; -смотр – конкурс «Лучший книжный уголок». Работа с родителями: -выступление библиотекаря на родительских собраниях «Воспитание будущего читателя»; -участие родителей в образовательных детских проектах. |
Одна из важных целей сотрудничества с библиотеками — пропаганда детской литературы, воспитание уважительного отношения к книгам.
Прививать любовь к слову печатному . Именно поэтому программа дошкольного образования включает в себя сотрудничество библиотеки и детского сада.
В начале учебного года мы составляем примерный план работы с библиотеками ,опираясь на планирование библиотек ,тематику недель и даты юбилеев детских писателей. На основе выработанной программы между учреждениями заключается договор, в котором прописано творческое сотрудничество библиотеки и детского сада на ближайший год.
В план входит организация книжных выставок ,занятия, экскурсии.
Во время пребывания в библиотеке, дети:
•Выразительно читают. Точнее читают сотрудники библиотеки, а ребята выступают в роли слушателей.
•Смотрят театрализованное представление: это может быть и чтение произведения по ролям, и кукольный театр.
•Играют в подвижные игры вроде ручейка. Особой популярностью пользуются хороводные игры.
•Участвуют в физкультминутке.
•Изготавливают поделки в творческой мастерской.
•Отгадывают загадки и выигрывают викторины и конкурсы.
•Смотрят видеопрезентации, в которых в доступной для детей форме рассказывается про биографию и творчество детских писателей.
•Смотрят советские мультфильмы. (слайды)
3-Музейная педагогика.
На протяжении 4 лет я являюсь организатором музейной педагогики в прогимназии -работа носит системный характер и в тесном сотрудничестве со школьным блоком-где осуществляется преемственность на протяжении всего времени обучения
Музейная педагогика в последние десятилетия приобретает большую популярность — создаются музейные программы, выходят книги, разрабатываются методические рекомендации. Сегодня мы ищем в музее партнера по решению задач, связанных с воспитанием . образованием и социализацией детей, через осуществление музейно-педагогической деятельности, как в условиях музейной среды, так и в условиях детского сада.
Одна из определяющих целей музейной педагогики – Формирование у дошкольников представления о музее, создание условий для развития личности путём включения её в многообразную деятельность музея.
Усвоение социального опыта - в данном случае музейной этики, нацеленной на длительное зрительное восприятие, - не может быть передано в устной или письменной форме. Это происходит непосредственно во время пребывания детей в музее .
И такая возможность-возможность посещать и принимать у себя в гостях с лекциями представителей музеев - есть у обучающихся и воспитанников прогимназии «Кристаллик».
Слайд (план работы)
Эта работа ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ В СИСТЕМЕ И ПО СОСТАВЛЕННОМУ В НАЧАЛЕ УЧ.ГОДА ПЕРСПЕКТИВНОМУ ПЛАНУ совместных мероприятий.
План посещения музеев составляется мною с учётом перечня экскурсий и лекций,которые предлагаются музеями , на основе тем недель
перспективного планирования МАОУ , и опросника педагогов (. Анкеты-опросники воспитатели и педагоги заполняют в августе с учётом своих индивидуальных перспективных планов, проектов которые в свою очередь включают в себя те темы, которые актуальны и интересны родителям, детям .педагогам) Слайды…
В преддверии Дня города (в сентябре) воспитанники и обучающиеся побывали на экскурсии «Как был построен Саратов! »(слайды)
В рамках темы «Русские обычаи, традиции, народные праздники»-побывали в Этнографическом музее на экскурсиях «История русского костюма», «Праздник Урожая!», «Праздник пряника».
Интереснейшую тему «Игрушки»-невозможно представить без лекций. «Народная игрушка», «Народные промыслы России».
Темы «Большие и маленькие (дикие животные и их детёныши)», «Птицы»-изучаются в параллели с лекциями Краеведческого музея «Живые барометры», «Красная книга», «Миллионы лет до нашей эры» и т.д.
Изучая тему «Космос»- ребята знакомятся с экспозицией «Саратов. Космос, Саратов», с интересом слушают лекцию в космическом куполе ,который располагается у нас в гостях ,и посещают планетарий.
Тему «День победы!»- невозможно представить без участия замечательного Музея Боевой Славы с редчайшей экспозицией «Парк Победы-символ славы!», «Трагедия и подвиг-век 20!»(куда традиционно ежегодно выезжают все воспитанники прогимназии),с лекциями «В войну, шагнувшие из детства!», «Фронтовое письмо» и т.д.
Музейно-педагогический аспект работы с детьми предполагает не только качество и количество полученной информации, - важно добиться у детей пробуждения творческой активности, обязательной частью нашей работы является продуктивная деятельность детей, закрепление полученных знаний эмоций.. т.е учитывается деятельный подход в обучении
Так же в рамках сотрудничества с музеями нашего города осуществляется волонтёрская программа. Воспитатель Габдрахманова Галия Вахитовна принимает участие в волонтерских программах Радищевского музея. В культурно-образовательной акции «День города в Радищевском музее» в рамках международной акции «Ночь культуры2014», «Ночь культуры 2015»..…(грамота =фото)16 мая проводила экскурсию «Русское искуссво19века в рамках культурно-образовательной акции «Ночь музеев2015» посвященная 130- летию Радищевского музея.
Объявления с приглашением на проводимые ею экскурсии мы размещаем на сайте прогимназии .Родители ,дети ,коллеги с удовольствием посещают её программы.
Дополнительное направление которое хотелось бы затронуть- создание мини-музеев музейной экспозиции.
Создание музейной экспозиции, коллекций в детском саду тема не новая-во многих детских садах широко используется-поэтому подробно рассматривать её не будем-но хочется отметить что – как первая ступень. основа при освоении глобального музейного пространства-очень важна и необходима!
Мини-музей в детском саду имеет свою специфику: с одной стороны, он отличается от традиционных "больших" музеев, с другой отражает особенности этих учреждений культуры.
В современном музееведении существует такое понятие, как "детский музей".
Главное в таком музее - не ценность самих экспонатов, а наличие условий для творчества и самостоятельности деятельности ребенка.
Создание музейной экспозиции, коллекций в детском саду позволяет развивать у детей познавательно-исследовательские способности, вызвать интерес к поисковой деятельности.
-В нашем детском саду с помощью детей ,педагогов и родителей в группах «Мадагаскар» и «Радужка»
созданы мини- музеи по народно-прикладному творчеству.
В коллекции имеются экспонаты , выполненные руками родителей, детьми. Собрана коллекция народных игрушек , вышивки, деревянные предметы и др.
Его задачами является: воспитание интереса к народным промыслам.
Развивать художественный вкус .Активизировать речь детей
В группах «Самоцветики» и «Жемчужинки» мини-музей стал результатом проекта «Новый год в стране искусств. Цирк», «Виды искусств!»
(Слайды)
Проблема: ценность музейной педагогики неоспорима...но справедливости ради стоит отметить, что данная программа_,которая инициирована педколлективом и поддержана родителями в системе ведётся много лет, но для масштабного внедрения достаточно затратна (за исключением библиотек).т.к высоки транспортные расходы ,оплата лекций и экскурсий, игровых программ и фольклорных праздников ,требуется предварительная работа и последующая педагогов с детьми…но поверьте -оно того стоит.
Золотые правила музейных педагогов. Их около 50, я приведу только несколько:
* Береги свое достоинство!
* Береги достоинство другого!
* Умей прощать!
* Передай добро по кругу!
* Девочки! Вас украшает женственность!
Мальчики! Вас украшает мужественность!
* Нравственность –это умение чувствовать чужую боль!
* Прежде чем улучшить мир, постарайся улучшиться сам!
* Что дороже всего на свете? Человеческие отношения.
* Чтоб был талантливым ребенок
В музей неси его с пеленок.
Чтоб дело наше шло быстрей,
Музей, учи учителей!
Известный писатель Эрих Мария Ремарк говорил: “Человек способен сохранить лишь то, что растет в нем самом”.
Вот и мы стараемся зародить в маленьких душах наших детей разумное, доброе, вечное.
В заключении мне хотелось бы отметить- На сегодня можно с уверенностью сказать, что к нам возвращается национальная память и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, обрядам, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил все ценное, что было в прошлом.
Музей - какое слово ёмкое!
От пирамид до черепков.
Хранят музеи для потомков
Свидетельства иных эпох.
Давайте же гореть не тлея,
Чтоб даже через сотни лет,
В музеях сберегли потомки
Эпохи нашей яркий след.