Урок литературы в 8 классе (интеллектуальная игра по пьесе Н.В.Гоголя «Ревизор»)
Итоговый урок - интеллектуальная игра по пьесе Н.В.Гоголя «Ревизор» (180 лет)
Цели:
1. Углубить и расширить знания учащихся о биографии Н.Гоголя.
2. Обобщить и систематизировать знания учащихся о пьесе «Ревизор»
3. Развить литературоведческую и культурологическую компетенцию учащихся.
Активизировать творческую деятельность учащихся.
Задачи:
Установить роль театра в жизни Н.Гоголя.
Определить значение пьесы «Ревизор»
Методы и приемы: игровая технология, слово учителя, ролевые элементы
Оборудование: портрет Гоголя, книжная выставка - «Ревизор» в разных изданиях, копия первой афиши или обложки «Ревизора», театральные атрибуты, веер, канделябр, шляпа-цилиндр, трость, плащ-крылатка, театральный бинокль. Аудиозапись «Польки» Прокофьева. Стенд с рисунками – иллюстрациями учащихся «Портретная галерея чиновников города N». Господа-театралы - ученики, в костюмах 19 века, создающие фон, атмосферу эпохи. «Театральные билеты» – жетоны для викторины. Приз – медаль «Лучшему знатоку пьесы «Ревизор». К уроку можно сделать сопровождающие слайды.
Интеграция научных областей: литература, история, искусство.
Описание урока: задания и вопросы для игроков предваряются элементами театрализации и справочными сведениями о Гоголе и его комедии.
Класс поделен на группы-команды. За верные ответы участники получают жетоны – «театральные билетики». Учителю помогают ученики -ассистенты: литературовед, биограф, историк, искусствовед. Выигравшая команда получает, кроме оценок, билеты в театр на спектакль «Ревизор».
Ход урока:
За столиком Гоголь (ученик) пишет гусиным пером, макая его в чернильницу: Александр Сергеевич, сделайте милость, дайте какой-нибудь сюжет, смешной или не смешной, но русский чисто анекдот. Рука дрожит написать комедию… Хочу собрать в одну кучу все дурное в России… и за одним разом посмеяться над всем…7 октября 1835 года» (уходит с письмом).
(Под музыку «Полька» Прокофьева на доску 1 ученик прикрепляет театральную афишу «Ревизор» 19 апреля 1836 года. Выходит массовка: господа-театралы с репликами: «браво!», «гениально!» и «Это клевета и фарс!», «Это возмутительно! Автора!»)
Учитель: Так окончилась премьера гоголевской комедии «Ревизор» в петербургском Александринском театре. Среди зрителей были студенты, чиновники, купцы, знакомые автора: В.А.Жуковский, П.А.Вяземский, И.А.Крылов - а в царской ложе аплодировал Николай I, признаваясь: «Ну и пьеска! Всем досталось, а мне более всех!»
Литературовед: Нападки и ожесточение против «Ревизора» потрясли Гоголя. Да и игрой актеров он остался недоволен. Вот почему будет много раз вносить дополнения и комментарии. Так, например, появится эпиграф к пьесе и «Замечания для господ артистов». Всего эта работа над текстом комедии будет длиться 17 лет.
1 тур
Вопросы игрокам:
1. Кто подарил Гоголю сюжет комедии «Ревизор»? ( А.С.Пушкин ему рассказал, как его приняли за важное лицо, прибывшее Петербург с тайным поручением, когда он в Оренбурге собирал сведения о Пугачеве).
2. Какой еще предмет подарил Пушкин Гоголю, в знак признания актуальности комедии? ( Фигурку-статуэтку городничего, в знак того, что Гоголю удалось сатирически обрисовать чиновников николаевского времени: казнокрадство, невежество и взяточничество).
3. Какую пословицу взял Гоголь в качестве эпиграфа к «Ревизору»? (« На зеркало неча пенять, коли рожа крива»).
4. О каком поприще мечтал Гоголь в юности? (о государственной службе, чтобы «сделать что-то для общего добра», на благо России).
Историк: Ситуация в России бала такова, что полным хозяином уездного города, который был удален от центров, был городничий, даже функции полиции лежали на нем, в его ведении находились и тюрьмы. Повсюду царили беспорядки и произвол. И только страх перед ревизором из Петербурга мог сдерживать местные власти. Да еще смех мог стать обвинительным актом и разоблачителем: «Ведь нынче смех страшит и держит всех в узде!» Свидетельства современников подтверждают о типичности запечатленных явлений тогдашней России. Вот почему все происходящее на сцене зрители восприняли остро и неоднозначно.
Учитель объявляет задание: приведите примеры беззаконий, изображенных в комедии (в присутственных местах пьянствуют, город не обустроен: казенные деньги, выделенные на благоустройство растрачены; берутся взятки деньгами и продуктами, борзыми щенками; вскрываются письма, секут невинных; учительство находится под надзором властей).
Историк: До 1825 года каждая губерния ревизовалась раз в три года. Для этого мероприятия посылались мелкие чиновники, и приезжали они в гражданской одежде, чтобы тайно вести наблюдение за порядками в губернии.
Искусствовед: Гоголь очень любил театр и высоко ценил этот вид искусства. «Театр – великая школа, глубоко его значение», - говорил писатель-драматург.
2 тур
Театр в жизни Гоголя
1. Какие факты биографии Гоголя говорят о его интересе к театру? (Отец писал комедии для домашнего театра богатого вельможи Трощинского, в них Гоголь играл вместе с родителями; выступал на сцене в Нежинской гимназии; в поисках заработка в Петербурге пытался поступить в актеры).
2. В гимназических спектаклях юному Гоголю особенно удавались роли старух (например, из пьесы Фонвизина. Назовите ее (роль госпожи Простаковой в «Недоросле»).
3. О каком поприще мечтал Гоголь в юности? (о государственной службе, чтобы «сделать что-то для общего добра», на благо России).
Биограф: художник Иванов не раз вспоминал, как пьеса «Ревизор» однажды спасла художника Шаповалова, оставшегося без куска хлеба. Видя отчаяние юноши, несмотря на свое нездоровье, Гоголь (дело было в Риме) решается прочесть «Ревизора» в его пользу. Превосходное чтение позволило собрать 500 рублей.
Учитель: Пришло время вспомнить действующих лиц этой книги- юбиляра. Внимание: «парад» героев. А вы должны узнать их (после угадывания каждого персонажа показывается его портрет, иллюстрация или фотография актера в данной роли на слайдах).
3 тур
«Парад» героев
1. Молодой человек лет двадцати трех, тоненький, худенький; несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове. Говорит и действует без всякого соображения. Слова вылетают из уст его совершенно неожиданно. Одет по моде. (Хлестаков)
2. Человек, прочитавший 5 или 6 книг, и потому несколько вольнодумен. Охотник большой на догадки. Говорит басом с хрипом и сапом – как старинные часы, которые прежде шипят, а потом уже бьют (Ляпкин-Тяпкин, судья).
3. Уже постаревший на службе и очень неглупый по-своему человек. Хотя и взяточник, но ведет себя солидно. Его каждое слово значительно. Он одет в своем мундире с петлицами и в ботфортах со шпорами. (Городничий – Антон Антонович Сквозник-Дмухоновский)
4. Попечитель богоугодных заведений. Очень толстый, неуклюжий человек, но при всем том проныра и плут. Очень услужлив и суетлив (Земляника).
4 тур
«Литературное лото» ( группы должны квадратиками- «закрывашками» закрыть в представленном поле все клеточки): какому персонажу принадлежит данная фраза, характеристика.
На то и живешь, чтобы срывать цветы удовольствия |
Ничего не вижу. Вижу какие-то свиные рыла вместо лиц… |
У меня легкость необыкновенная в мыслях |
Чему смеетесь? Над собой смеетесь! |
Не погуби, государь! Обижательство терпим совсем понапрасну» |
Фестончики, все фестончики: пелеринка из фестончиков, на рукавах фестончики… |
Брал взятки борзыми щенками |
Видишь ты, нужно в каждом городе показать себя! Добро бы было в самом деле что-нибудь путное, а то ведь елистратишка простой! |
Человек простой: если умрет, так и умрет; если выздоровеет, то и так выздоровеет! |
Правильная раскладка
Хлестаков |
Городничий |
Хлестаков |
Городничий |
Купец Абдулин |
Анна Андреевна |
Судья Ляпкин-Тяпкин |
Осип, слуга Хлестакова |
Земляника |
5 тур (творческое домашнее задание)
Группы должны представить рекламу пьесы «Ревизор»
(звучит музыка «Полька « Прокофьева) ученик – Гоголь выходит с книгой «Ревизор» в окружении массовки - лиц в костюмах 19 века, он обращается к зрителям: «Комедия не клевета, а зеркало. Не пеняйте на него, не упрекайте его в искажении, присмотритесь к его отражению….»
Учитель: Вот уже 180 лет комедия живет на сценах театров. Что дает она современному зрителю, помимо того, что он узнает «о той жизни»? Нет ли в нас самих, в людях вокруг нас каких-то черт Хлестакова, гоголевских дам, городничего, чиновников?
Подведение итогов.
Литература
1. Есин А.Б.Русская литература XIXвека. Задачи, тесты, полезные игры.М.:Флинта, 1998.
2. Книга для учителя. Н. Гоголь Повести. Мертвые души. Критика и комментарии. Материалы для подготовки к уроку./М.: Изд. группа АСТ, 2002. С.684.
3. Турьянская Б.И., Комиссарова Е.В. Гороховская Л.Н., Виноградова Е.А. Литература в 8 классе. Урок за уроком. – 3-е изд., М.: «Торгово-издательский дом «Русское слово - РС», 2002.-с.240.