Тренинг «Учимся принимать решения в опасных ситуациях»
Занятие тренинг «Учимся принимать решения в опасных ситуациях»
Цель: Осознание личностной ответственности в ситуациях, связанных с принятием решений.
Задачи:
1. Сформировать навык принятия правильного решения в опасных ситуациях.
2. Познакомить участников со способами сопротивления давлению и отработки их на практике.
3. Создать условия для формирования у участников чувства ответственности
Участники: обучающиеся старших классов 8- 9 класс.
Время проведения: 45- 50 минут
Оборудование: стикеры, карандаши, рисунок аквариума - «резервуара» энергии, карточки, листы, музыка, задания, палочки, шарфы завязать глаза.
План занятия:
1. Вступительное слово.
2. Упражнение «Атомы и молекулы»
3. Упражнение «Я говорю»
4. Упражнение «Черное и белое»
5. Упражнение «Я принимаю решение»
6. Рефлексия «Энергия»
Ход занятия.
1. Вступительное слово.
- Добрый день. Я рада вас видеть. Я ваш школьный психолог Строкова Т.В. Тема нашего тренинга «Учимся принимать решения в опасных ситуациях». Давайте вспомним правила работы в группе:
1. Уважать друг друга.
2. Принимать активное участие.
3. Слушать, что говорят другие участники и не перебивать их.
4. Говорить от своего имени («я думаю…», «я считаю…)
5. Желаешь высказаться подними руку.
6. Уважать говорящего.
7. Избегать прямых оценок, оценивать действия и высказывания того или иного человека.
8. Хранить честь и достоинство участников группы и за ее пределами.
- Вы согласны с этими правилами?
- Есть ли у вас какие-то дополнения и пожелания?
- Хорошо. А теперь давайте немного разомнемся.
2. Упражнение «Атомы и молекулы»
- Я буду произносить задания, а вы должны будете их выполнить. Когда я буду говорить «атомы» вы должны ходить по классу в хаотичном порядке, но как только я скажу, например, «молекула 5» или «молекула 6», вы должны собраться по количеству молекул. Вам понятна задача? Тогда начнем.
- Атомы, молекула 4, атомы, молекула7 и т.д. (Игру можно повторит 4-5 раз можно под музыку)
3. Упражнение «Я говорю…»
- Мне нужен один желающий, который будет проводить это упражнение – произносить команды. Условия игры: если команда начинается со слов «Я говорю, …», то она выполняется, если без этих слов – не выполняется. Например, Я говорю встать со стула, я говорю, сесть на стулья. Вам понятно? Тогда начнем. Командуй! Спасибо.
- А сейчас ведущим стану Я. Я говорю, сожми кулак, ударь себя по лбу.
- Почему вы не ударила себя?
- Почему вы делали то, что до этого говорили ведущие?
- Легко слушать человека и соглашаться со всем, что он говорит. Почему важно принимать решения самому.
ВЫВОД: человек должен принимать решения сам, а не слушать команды других. Только делая правильные решения, человек добьется в жизни успеха.
- Что, по вашему мнению, влияние и как его добиваются?
Влияние – это действие, с помощью которого люди заставляют других слушать и выполнять их требования.
- Сейчас я вам расскажу несколько способов, как можно снизить влияние другого человека на вас:
Честно говорить о своих мыслях и чувствах. Даже тем людям, которые морально сильнее вас, можно открыто выразить свои чувства и мысли. Важно не позволять чужому влиянию заставить замолчать вас. При этом не потерять самолюбие.
Быть хорошим слушателем. Внимательно слушать то, что говорит человек, вежливо и настойчиво повторяйте свою просьбу, пока она не будет удовлетворена
Обращайтесь за помощью к человеку, который может оказать помощь и поддержку (родители, психолог, учителя)
4. Упражнение «Черное и белое»
- Разделитесь на группы по 3 человека по цвету бейджей. Выберете по 1 добровольцу из каждой команды. Сейчас вы должны выйти за дверь, а остальные останутся здесь. Выберите, кто из вас будет черным и белым ангелом. (Разделились)
- Каждый из вас получит задание. Например, белый ангел говорит сесть на стул, а черный говорит встать со стула. Ваша задача заставить любыми способами выполнить это задание 3 человека, который вышел за дверь, после того как он войдет с закрытыми глазами. (За дверью завязывать глаза всем кто вышел)
- Подойдите те, кто исполняет роль белого ангела, заберите задание.
- Подойдите те, кто исполняет роль черного ангела, заберите задание.
- Прочитайте задания. Вам все ясно? Тогда я завожу ваших напарников.
Задания:
Белые | Черные |
Подойди к столу. | Подойти и сесть на стул. |
Подойди к столу, и взять черный фломастер. | Подойди к столу, и взять красный фломастер. |
Нарисовать на листке квадрат. | Нарисовать на листке солнце |
Сесть на стул и сидеть. | Сделать 5 приседаний |
Нарисовать на доске тучу. | Нарисовать на доске дерево. |
Взять со стола синий карандаш | Взять со стола зеленый карандаш |
Взять со стола ручку. | Взять со стола линейку. |
Нарисовать на листке круг. | Нарисовать на листке цветок. |
Собрать из палочек ромб. | Собрать из палочек квадрат. |
(Ребят с завязанными глазами надо помочь довести до места, где они будут выполнять задания)
- Ваши напарники будут заходить с интервалом в 1 минуту. Помогаем пройти к своему столу.
- В данном упражнении вы оказались на развилке 2 дорог. Одна дорога вела к успеху и процветанию – это дорога ангела, а другая к беде – это дорога демона.
- Какую дорогу вы выбрали ангела или демона?
- Как это упражнение можно сравнить с жизнью?
Вывод: В жизни нам встречаются разные люди со злым и добрым умыслом, мы попадаем в разные ситуации. Часто мы стоим на развилке 2 дорог и как важно выбрать правильную дорогу, правильное решение – путь, который приведет к успеху и здоровью.
5. Упражнение «Я принимаю решение»
- Вспомните несколько ситуаций, когда вам приходилось принимать важные решения. Например, я решила заняться бальными танцами. Возьмите листы и ручки. Разделите лист на 2 части: в левой запишите ситуацию, а в правой – принимал ли я это решение самостоятельно или кто-то мне помог. Задание ясно? Приступаем.
Обсуждение:
1. Назовите ваше решение. Кто на вас повлиял?
2. Выберете из ваших решений самое важное. Кто вам помог его принять?
3. Как часто вы принимаете решение осознанно, взвешивая все «За» и «Против»?
Вывод: окружающие оказывают на нас больное влияние. Осознавая значимость этого влияния, мы можем и должны, в важных для нас ситуациях, принимать решения сами. Потому что, принимая самостоятельное решение, мы также принимаем ответственность на себя. С одной стороны, принятие ответственности неудобно, но с другой стороны можно добиться большого успеха в жизни.
6. Рефлексия «Энергия»
- Ребята, сядьте в удобное для вас положение и закройте глаза. Сделайте 3 глубоких вдоха. Представьте, что внутри вас есть некий резервуар, в котором накапливается и храниться энергия.
Каждый раз, когда вы делаете вдох, в этот «резервуар» устремляется свежий поток энергии. Там эта энергия собирается и накапливается, пока вы делаете короткий перерыв перед следующим вдохом. Делая медленный и полный вдох, представьте, что эта энергия остается в вас надолго.
При каждом вдохе представляйте, что в вас что-то начинает светиться. Может быть, вы увидите луч света в своем «резервуаре». Постарайтесь расслабить при вдохе все те части тела, которые не заняты наполнением «резервуара» энергией.
Почувствуйте, как в вашем «резервуаре» становится все больше энергии. Если хотите, окрасьте ее в тот цвет, который вам нравится. Теперь я помолчу 1 минуту, что бы вы могли обеспечить себя энергией.
Вспоминайте о своем «резервуаре», чтобы черпать из него энергию, когда вы в ней нуждаетесь, особенно в трудных ситуациях. Постарайтесь создать и сохранить запас энергии. Можно начать это делать за несколько дней до важного события, например, соревнование, конкурс, экзамен. Запомните приятное ощущение, вызываемое тем, что вы можете создавать необходимый запас энергии, и подумайте о том, что его надежность зависит и от того, насколько ответственно вы относитесь к необходимости чередовать периоды труда и отдыха.
Потянитесь, сделайте глубокий вдох и откройте глаза. Возвращайтесь посвежевшими и бодрыми.
- А сейчас я вас попрошу на стикерах написать впечатления от сегодняшнего занятия и прикрепить их на «резервуар с энергией»
- Спасибо! Всем успехов! Не забывайте улыбаться! До новых встреч!