Классный час «О доблести, о подвигах, о славе твоих сынов, Отечество моё!»
Первый урок
в 2020-2021 учебном году, посвящённый Году Великой Победы
«О доблести, о подвигах, о славе твоих сынов, Отечество моё!»
в 8-а классе МОУ «Амвросиевская школа №6» Амвросиевского района ДНР
Классный руководитель Тур Л.И.
Цель урока: формирование у обучающихся патриотических чувств, активной гражданской и жизненной позиции; создание условий для осознания детьми и подростками роли их предков в судьбе мира; мотивация обучающихся к достижению в освоении основных образовательных программ высоких предметных, метапредметных и, прежде всего, личностных результатов.
Задачи урока: углубить знания обучающихся о событиях Великой Отечественной войны;
расширить знания о подвиге и героизме, о земляках – героях Великой Отечественной войны;
воспитывать патриотов Родины, способных встать на защиту государственных интересов страны;
формировать эмоционально-чувственную сферу и ценностные ориентиры личности ребёнка, позитивную нравственную оценку таких качеств, как чувство долга, патриотизм, активную жизненную позицию, гордость и уважение к Отечеству;
- содействовать становлению и проявлению субъективности и индивидуальности обучающихся, развитию классного коллектива как благоприятной среды развития патриотизма обучающихся;
- способствовать развитию критического мышления, умения анализировать события и поступки людей.
Оборудование:
компьютер;
мультимедийный проектор;
фотографии военных лет;
электронный диск «Военные песни и песни из военных кинофильмов»;
электронный диск «Вторая Мировая Вона», кинохроника.
Флип-чарт
Оформление:
плакат «О доблести, о подвигах, о славе твоих сынов, Отечество моё!»
портреты героев войны;
военные фотографии;
фронтовые письма, газеты;
документы военных лет;
на доске написаны даты.
Форма проведения: устный журнал
Ход урока
II. Вступительное слово учителя:
Дорогие ребята! Вот и прошли летние каникулы, для вас сегодня прозвенел школьный звонок. День Знаний – это особый праздник, сегодня все дороги ведут в школу, вы нарядные, красивые. С каждым годом вы становитесь старше, умнее, сильнее. Этим утром мы с вами встретились после долгой разлуки, вы уже восьмиклассники. Разрешите вас поздравить с Днём знаний.
С праздником вас всех, ребята,
Вы 8-й уж нынче класс,
Год открытий и азарта
Начинается у вас.
Всем желаю я успехов,
Лишь пятерки получать,
Радовать задорным смехом,
Никогда не унывать.
Пусть учеба дарит радость,
Не подводит пусть дневник,
Счастлив будет и успешен
В классе каждый ученик.
Но 1 сентября – не только День Знaний, но и еще День Мира! Полное нaзвание праздникa «День всемирных молитв о мире». В этот день все люди мирa молятся и просят Богa прекратить все войны и ниспослать мир нa Земле. А кaкое слово противоположное миру вaм знакомо? (Война).
(Звучит песня из к/ф «Офицеры» («От героев былых времен»).)
Салют и слава годовщине
Навеки памятного дня!
Салют Победе, что в Берлине
Огнём попрала мощь огня!
Салют её большим и малым
Творцам, что шли путём одним,
Её бойцам и генералам,
Героям павшим и живым, Салют!
Александр Твардовский
Учитель: Этими словами А. Твардовского я хочу начать наш первый урок, посвящённый Году Великой Победы, который называется «О доблести, о подвигах, о славе твоих сынов, Отечество моё!». Он пройдёт в виде специального выпуска устного журнала. Я передаю слово главному редактору. Сегодня мы мысленно вернемся ненадолго в прошлое нашей Родины, в те страшные годы Великой Отечественной войны. Слайд 1.
II. Устный журнал «О подвигах, о доблести, о славе твоих сынов, Отечество моё!»
Главный редактор. Познакомьтесь с содержанием журнала. (Читает и комментирует называния страниц журнала). Слайд 2.
1. Колесо истории.
2. Дети и война.
3. Герои Отечества.
4. Математическая пауза «Формула подвига». Эту формулу мы попытаемся вывести вместе с вами.
5. Интервью. Память поколений «Наши прадеды и деды – солдаты победы».
6. Репортаж ЭСТАФЕТА ПОДВИГА: «А ГЕРОИ НАШИ НЕ ЗАКОНЧАТСЯ…»
Открываем первую страницу журнала «Колесо истории».
Ведущий 1:
Было обычное жаркое лето, бабушка мне рассказала об этом.
Все отдыхали: кто с мамой на даче, кто на реке отдыхал и рыбачил.
В лагере детском ребята играли, горя и бед до поры не видали.
Вдруг грохот раздался, и все потемнело, словно огромная птица взлетела.
Рвутся снаряды, огонь полыхает, огненный враг на страну наступает.
Гибнут простые мирные люди.
Кто уцелел, никогда не забудет:
От боли стонала родная земля.
Страшное слово узнала – ВОЙНА!
Учитель:
- Ребята, вспомните, когда началась эта кровопролитная война? А закончилась?
-Как вы понимаете слова Великая? Отечественная? (Это когда граждане страны встают на защиту своей Родины, Отечества).
Ведущий 2: Лето. Обычный выходной день. После трудовой недели советские люди отдыхали и веселились. У выпускников школ был выпускной бал. Пели, танцевали, были счастливы. И вдруг тишину в ночи, летней, теплой, нарушил рокот самолетов. Послышались залпы орудий. Мирный труд советских людей оборвала война. На нашу Родину напала фашистская Германия
Ведущий 1:
Вторжение. Внезапно. Боль и пламя.
Разрывов бомб грохочущий раскат.
В руках слабеющих поникшее вдруг знамя,
А по России сквозь разрывы плыл набат.
Война! Священная война!
Вот так когда- то началась она.
Слайд 3
(звучит сообщение ТАСС от слов «… Внимание. Говорит Москва. Сегодня, в 4 часа утра, без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу…» до слов «… Враг будет разбит. Победа будет за нами!»)
(звучит первый куплет песни «Вставай, страна огромная» или «Священная война» муз. А.Александрова – видео «Два в одном»)
1-й ведущий:
Уже в тот самый день войны Василием Лебедевым-Кумачом была написана эта песня, слова которой подхватил весь народ.
Тот самый длинный день в году
С его безоблачной погодой
Нам выдал общую беду
На всех, на все четыре года.
Она такой вдавила след
И стольких наземь положила,
Что двадцать лет и тридцать лет
Живым не кажется, что живы.
К.Симонов
Слайды 4-7
2-й ведущий:
От бескрайней равнины сибирской
До полесских лесов и болот
Поднимался народ богатырский,
Наш великий советский народ.
Выходил он, свободный и правый,
Отвечая войной на войну,
Постоять за родную державу,
За могучую нашу страну!
Слайды 8-11
Учитель: Война стала тяжелейшим, трагическим испытанием для нашей Родины. Фашистская Германия представляла смертельную угрозу не только для всех народов нашей страны, но и для всего человечества. Гитлеровцы планировали поработить и физически истребить миллионы людей. Только сам народ с его стойкостью, самоотверженностью, готовностью отдать жизнь за Родину мог ее спасти. Уже начало войны показало, что люди готовы, не щадя своей жизни, сражаться за свое Отечество.
1-й ученик: (держит в руках пожелтевшую фотографию)
На фотографии в газете
Нечетко изображены
Бойцы, еще почти что дети,
Герои мировой войны.
Они снимались перед боем -
В обнимку, четверо у рва.
И было небо голубое,
Была зеленая трава.
2-й ученик:
Никто не знает их фамилий,
О них ни песен нет, ни книг.
Здесь чей-то сын, и чей-то милый,
И чей-то ласковый жених.
Они легли на поле боя,-
Жить начинавшие едва.
И было небо голубое,
Была зеленая трава.
3-й ученик:
Забыть тот горький год неблизкий
Мы никогда бы не смогли.
По всей России обелиски
Как души рвутся из земли.
...Они прикрыли жизнь собою,-
Жизнь начинавшие едва,
Чтоб было небо голубое,
Была зеленая трава.
Р.Казакова.
1-й ведущий: В первые дни войны им было по 17, 18, 19 лет. Из каждых 100 ребят этого возраста, ушедших на фронт, 97 не вернулись назад. 97 из 100! Вот она, война! И все: и стар, и млад встали на защиту Отечества. «Все для фронта, все для победы» - звучал девиз.
2-й ведущий: Война – это 900 дней и ночей блокадного Ленинграда. Это 125 граммов хлеба в сутки. Это тонны бомб и снарядов, падающих на мирных людей. Война – это по 20 часов у станка в день. Это урожай, выросший на соленой от пота земле.
Учитель: Война ... От Бреста до Москвы 1000 км, от Москвы до Берлина – 1600. Итого: 2600 км – это если считать по прямой. Кажется, мало, правда? Поездом – четверо суток, самолетом – 4 часа. А дорогами войны долгих 4 года. 1418 дней и ночей! 34000 часов шла на нашей земле самая кровопролитная и страшная война в истории человечества. 27 миллионов человек ушли в бессмертие.. Представляете, что это значит? Это значит – 20 убитых на 2 метра земли, 28 тысяч убитых ежедневно. Это значит – каждый четвертый житель страны погиб Страшные цифры! Такой неимоверной ценой было завоевано всему человечеству право на Жизнь.
Страница №2. «Дети и война»
Ученик: Детям на войне было сложнее, чем взрослым. Они не понимали, почему нет папы, почему мама постоянно плачет, почему все время хочется, есть, а только гудит сирена, надо прятаться в подвале или в погребе (так как сейчас будут падать бомбы с пролетающих самолетов). Рано пришлось повзрослеть маленьким детишкам, которые быстро разучились капризничать и жаловаться. С первых дней войны у них было огромное желание помочь фронту. Как могли приближали Победу. Помогали взрослым во всех делах: косили, копали картофель, убирали зерновые, собирали колоски, чтобы помолоть и испечь хлеб. Слайды 12-13
Выращивали овощи для госпиталей (больниц), где лечились раненые солдаты. Шили для бойцов гимнастерки, вязали теплые варежки, носки, шарфы. Дежурили, ухаживая, в госпиталях за ранеными, даже ставили для них спектакли, чтобы вызвать улыбку у измученных солдат. Трудились вместо взрослых на заводах, заменяя своих отцов и братьев. А так как были маленького роста, приходилось к станку подставлять ящики. Такое детство в ребятах воспитало недетскую силу воли.
- Можно ли детей войны назвать тоже Защитниками Родины?
Да, они тоже были Защитниками Родины, старались не отставать от взрослых во имя Родины, во имя Победы.
Мальчишки и девчонки рвались участвовать и в боевых действиях. Уходили на фронт, становились разведчиками.
- А что делает разведчик?
Проникали к фашистам, высматривали у них количество солдат, где расположена техника, сколько оружия. Потом возвращались к нашим солдатам и сообщали увиденное.
- Вспомните, о подвиге кого из юных героев-антифашистов вы знаете?
Леня Голиков - был разведчиком, вместе с мальчиками взрывал мосты, где проходила вражеская колонна с техникой, на его счету 78 убитых фашистов.
Зина Портнова - была членом подпольной организации «Юные мстители», тоже уничтожала как могла врага. Как-то раз ее схватили фашисты. Долго расспрашивали о том, чем она занимается, даже под пытками Зина ничего не сказала.
Марат Казей - разведчик. За год до дня Победы был окружен фашистами, стрелял в них до последнего патрона, потом гранатой подорвал себя и врагов.
Герои Молодогвардейцы - подпольная антифашистская комсомольская молодёжная организация юношей и девушек, действовавшая в годы Великой Отечественной войны (с сентября 1942 года по январь 1943 года), в основном, в городе Краснодоне Ворошиловградской области. Организация была создана вскоре после начала оккупации города Краснодона войсками нацистской Германии. «Молодая гвардия» насчитывала около ста десяти участников — юношей и девушек. Самому младшему участнику подполья было четырнадцать лет.
Страница №3. «Герои Отечества».
Каждый день Великой Отечественной войны был подвигом и на фронте, и в тылу, проявлением беспредельного мужества и стойкости.
- А что такое подвиг? (героический поступок, действие, совершенное в трудных условиях, не думая о славе, награде).
Ученик:
Герои Отечества - звучно, весомо,
Надежно, ответственно, с детства знакомо!
Красивая, емкая, четкая фраза,
В ней - честь и достоинство, святость приказа!
В ней вера, любовь и солдатская совесть,
В ней мужество, смелость, судьба, словно повесть!
В ней доблесть, отвага и мир гуманизма,
Военная служба - Олимп героизма!
Учитель: «В жизни всегда есть место подвигу» - цену этих слов хорошо знают люди старшего поколения. Они воевали, осваивали новые земли, строили гигантские заводы, прокладывали дороги в непроходимых лесах. Жизнь ставила перед ними большие задачи, которые требовали героизма и подвигов. Помним ли мы своих героев? Есть ли место для подвигов в наше время? И нужны ли сегодня герои и подвиги?
Так кто же они, герои Отечества? Это вы узнаете из очерков наших корреспондентов.
(К доске выходят ведущие этой страницы, представляют материалы)
а) Георгиевские кавалеры
Ученик 1. В царской России героев было видно издалека - крест на георгиевской ленточке был свидетельством того, что человек совершил подвиг. И таких георгиевских кавалеров в России было около 15 тыс. А вот ордена первой, высшей степени удостоены всего 23 человека. Среди них великие полководцы А.В. Суворов и М.И. Кутузов.
После революции 1917 г. Красная армия отказалась от царских орденов, но многие воины продолжали носить георгиевские кресты - ведь в статуте этой награды записано: «...Сей орден никогда не снимать: ибо заслугами оный приобретается».
Ученик 2. Наибольшее количество награждений пришлось на годы Великой Отечественной войны. Всего за героические подвиги, совершенные в годы Великой Отечественной войны.
Четырежды звание Героя Советского Союза было присвоено выдающемуся полководцу Георгию Жукову, трижды - маршалу Семену Буденному, летчикам Ивану Кожедубу и Александру Покрышкину.
Ученик 3. Среди Героев Советского Союза есть и наши прославленные земляки – Сергей Титовка, Владимир Есауленко, Александр Чернышов, Клавдий Смирнов и др. Слайды 14-15
Сергей Титовка с детства мечтал стать летчиком. С первых дней войны командир звена совершил 48 боевых вылетов. В 19 воздушных боях сбил 4 вражеских самолета. В своем последнем бою под Ленинградом, когда израсходовался боекомплект и на исходе было горючее, он таранил вражеский истребитель. Погиб смертью Героя.
Лейтенанту Влалимир Есауленко достались только самые горькие дни войны — отступление. Он лично взорвал 3 вражеских дота, уничтожил десятки немецких солдат и офицеров. Высокое звание Героя боевому офицеру было присвоено посмертно. Его имя навечно занесено в списки воинской части.
Александр Чернышов — первый среди наших земляков, кому было присвоено высокое звание Героя Советского Союза. Родился он в 1912 году в селе Мокроеланчик, здесь закончил школу и был призван в 1934 году в Красную Армию. К началу советско-финской войны он уже был опытным, закаленным бойцом. Считался самым метким в полку стрелком.
Клавдий Смирнов - командир отделения 62-го отдельного мотоциклетного батальона 4-го гвардейского механизированного корпуса Южного фронта, сержант. В ночь на 22 августа 1943 года командир отделения 62-го отдельного мотоциклетного батальона сержант К.К. Смирнов в составе группы разведчиков-мотоциклистов, состоящей из 33 человек, проник через боевые порядки фашистов в город Донецко-Амвросиевка, ныне Амвросиевка, Донецкой области и завязал уличные бои. Но силы были слишком неравными. На наших бойцов надвинулись три роты противника, поддерживаемые танками и артиллерией. Бой длился почти десять часов. Фашистам удалось окружить наших мотоциклистов с трёх сторон, возникла угроза полного уничтожения отряда.
По приказанию командира бойцы начали отходить на новый рубеж. Однако дорога, по которой они должны были идти, обстреливалась противником. Тогда сержант К.К. Смирнов по собственной инициативе выдвинулся со своим пулемётом на высоту и стал прикрывать огнём отход товарищей. Отважный пулемётчик, то и дело меняя свои огневые позиции, до последнего патрона вёл огонь из пулемёта, дав возможность разведчикам выйти из полукольца и не допустив их преследования. В этом неравном бою сержант К.К. Смирнов погиб, уничтожив 36 гитлеровских солдат. Похоронен в городе Амвросиевка.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 марта 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство сержанту Смирнову Клавдию Константиновичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Ведущий 1. Освобождая страны Европы от фашизма, советские солдаты шли вперед, презирая смерть. Именно им обязана Европа своим спасением. Они шли сквозь дым пожарищ, смертоносный огонь, разрывы мин и снарядов. Они переплывали реки, штурмовали города, бросались грудью на амбразуры дотов, огнем и штыками прокладывая дорогу к логову врага.
Ведущий 2. В грозном 1941 г. защитники Москвы стояли насмерть. Один из рубежей обороны столицы проходил у железнодорожного разъезда Дубосеково. 28 героев приняли на себя удар 50 вражеских танков. Политрук роты Василий Клочков сказал бойцам: «Не так уж страшно - меньше чем по танку на человека». Он обратился к бойцам со словами, которые впоследствии навсегда вошли в историю: «Велика Россия, а отступать некуда - позади Москва!» Бойцы поклялись: «Ни шагу назад!» Один за другим в жестоком бою воины выбывали из строя. Тяжело раненный политрук со связкой гранат бросился под вражеский танк и взорвал его. Четыре часа длился этот легендарный бой. 18 танков и десятки солдат потерял здесь враг, но прорвать оборону ему так и не удалось.
Ведущий 1. Массовый героизм проявили воины всех родов войск. Массовым было и осознанное самопожертвование советских воинов.
В августе 1941 г. под Новгородом политрук А. Панкратов совершил беспримерный подвиг: закрыл собой амбразуру вражеского дзота, спасая жизнь своих однополчан и обеспечивая выполнение боевой задачи. А всего за годы войны подобный подвиг совершили 470 воинов, из них 150 отмечены званиями Героя Советского Союза, среди них и Александр Матросов, который совершил этот подвиг в 1943 г. Слайды 16-17
Ведущий 2. Подвиги самопожертвования совершались не только на земле, но и в воздухе и на море. Уже в первый день Великой Отечественной войны 20 наших летчиков совершили воздушные тараны против немецких самолетов в небе над нашей страной.
Ведущий 1. Таран - оружие героев. Это не следствие отчаяния, случайного столкновения в бою. Это сознательный, глубоко продуманный акт самоотверженности, для этого нужны беспредельная храбрость и воинское мастерство, дерзкий натиск, выдержка и точный расчет.
Ведущий 2. За годы Великой Отечественной войны было произведено более 600 воздушных таранов. Их совершали не только летчики-истребители, но и экипажи штурмовиков и бомбардировщиков.
Ведущий 1. Были и наземные огненные тараны наших отважных летчиков. Наиболее известен подвиг экипажа бомбардировщика во главе с капитаном Н. Гастелло. Этот экипаж 26 июня 1941 г. направил свой горящий самолет на колонну вражеских танков, автомашин и бензоцистерн. Экипаж погиб, но противник понес тяжелые потери. С началом Великой Отечественной войны таран наземных целей использовался советскими летчиками более 500 раз.
Ведущий 2. В годы войны было совершено также свыше 60 танковых таранов и 14 морских - советские бронекатера таранили немецкие подводные лодки, самоходные баржи.
Ведущий 1. Родина высоко оценила самоотверженность воинов. За мужество и героизм, проявленные в годы войны, орденами и медалями были награждены свыше 7 млн человек. Более 11,6 тыс. человек были удостоены звания Героя Советского Союза - высшей степени боевого отличия.
Страница №4. Формула подвига (математическая пауза)
Учитель: А сейчас математическая пауза «Формула подвига». Все вместе мы попробуем ее вывести.
Герои Отечества... Их судьбы такие разные и такие похожие. Какова же она, формула русского героизма, формула подвига? Из каких величин складывается эта формула?
Ребята называют.
Главный редактор: Мне кажется, что главные составляющие этой формулы таковы (зачитывает):
• мужество;
• самоотверженность;
• высокая идея.
- Что означают эти понятия?
Примерные ответы детей:
- Мужество - отвага, смелость, доблесть, решительность, бесстрашие и т. п.
- Самоотверженность - жертвенность, готовность к смерти, забвение себя и т. п.
- Высокая идея: родина, любовь, жизнь, правда, справедливость, свобода, независимость и т. п.
Вот такая у нас получилась формула (зачитывает):
подвиг = мужество + самоотверженность + высокая идея.
Прикрепляет составляющие формулы на флип-чарт.
Страница №5.
Интервью. Память поколений «Наши прадеды и деды – солдаты победы».
2-й ведущий:
Нет в России семьи такой,-
Где б не памятен был свой герой,
И глаза молодых солдат
С фотографий увядших глядят.
Этот взгляд, словно высший суд
Для ребят, что сейчас растут.
И мальчишкам нельзя
Ни солгать, ни обмануть,
Ни с пути свернуть.
1-й ведущий: Ребята, давайте вспомним тех, кто воевал в наших с вами семьях, приближая долгожданную Победу.
Учащиеся «цепочкой» рассказывают о своих прадедах – участниках ВОВ, показывают их фотографии.
2-й ведущий:
Чтоб снова
На земной планете
Не повторилось той зимы,
Нам нужно,
Чтобы наши дети
Об этом помнили,
Как мы!
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память — наша совесть.
Она,
Как сила, нам нужна!
Страница №6.
Репортаж ЭСТАФЕТА ПОДВИГА: «А ГЕРОИ НАШИ НЕ ЗАКОНЧАТСЯ…»
Главный редактор. Эстафету героев Великой Отечественной войны продолжили герои нашего времени. Репортаж о подвигах наших современников подготовили корреспонденты журнала.
Корреспондент 1. Война в Афганистане длилась 10 лет. В Афганистане воевал ограниченный контингент советских войск, в их числе и наши земляки. Воинам-афганцам на территории парка "Юбилейный" по улице Краснодонцев в 1991 году установлен Памятный знак. Памятник представляет собой боевую машину десантную БМД-1, установленную на постаменте. На постаменте расположены памятные таблички. На одной из табличек изображение гор Афганистана и надпись: «Склонив голову, брат, постоим, помолчим. Вспомним всех кого нет уже с нами. Кто остался в душе нашей вечно живым. И кого не забыть нам с годами». На другой - увековечены воины-интернационалисты Амвросиевского района, которые проявив мужество и отвагу погибли при выполнении боевого задания в Республике Афганистан: гвардии сержант Галигузов А. В., сержант Шпорт С. А., сержант Шепетенко Г. В., рядовой Черников В. С., младший сержант Пархомчук В. В., рядовой Зазимко В. Б., рядовой Дейнеко А. М. и гвардии ефрейтор Болтай Ю. Н. Слайд 18.
Корреспондент 2. Судьба Донбасса величественна и неповторима. Каждого, живущего здесь, охватывает чувство гордости и восхищения за свой город. Столица - Донецк издавна известный как Город-Труженик, а с недавних пор ставший Городом-Героем. И это не случайно: здесь все дышит памятью о беспримерных подвигах и героях прошлого и настоящего. Война на Донбассе, начавшаяся в 2014 году, показала, какая поистине безграничная мощь таится в народе, если он ведет борьбу за правое дело. И вновь, как 75 лет назад, в годы этой войны наши земляки проявили и продолжают проявлять храбрость и мужество.
Вспомним защитников Донецкой Народной Республики. Первый глава Республики, Герой Донецкой Народной Республики Александр Захарченко (позывной «Батя»).
Слайд 19. Имя Александра Владимировича Захарченко навсегда вошло в историю борьбы Донбасса. Борьбы за справедливость, независимость и свободу родного края. В те дни, когда Республика находилась под непрестанными обстрелами со стороны Украины, именно ему народ Донбасса вручил свою судьбу и избрал главой. Именно с ним происходило становление молодого государства в самые сложные времена. Он до последнего дня своей жизни делал все, чтобы молодая Республика крепла и развивалась. Во многом то, что сегодня есть у ДНР, заслуга Александра Владимировича, и память о нем будет жить в сердцах благодарных потомков вечно.
…Герои Донецкой Народной Республики - командир батальона «Пятнашка» Олег Мамиев («Мамай»), командир батальона «Спарта» Арсен Павлов («Моторола»), командир батальона «Сомали» Михаил Толстых («Гиви») и многие другие. Слайд 20.
Корреспондент 3. А это Сердюков Андрей Николаевич - российский военачальник, командующий ВДВ РФ, генерал-полковник, Герой Российской Федерации (2020). Слайд 21. Участвовал в боевых действиях на Кавказе: Первой и Второй чеченских войнах, две командировки, каждая – больше года. Был заместителем командующего бригады российским контингентом миротворческих сил в Югославии, где провел год в Косово. Его командный опыт нашел отражение в решениях и действиях на Крымском направлении весной 2014 года. Успех операции обеспечил мирный переход полуострова в состав России после референдума. Крым и Севастополь вошли в состав Южного военного округа. Операция в Крыму была бескровной, а политический эффект её был потрясающим, после чего Сердюков стал легендой. С 2015г. Андрей Николаевич участвовал в военной операции на территории Сирии, где с апреля по сентябрь 2019 года был командующим Группировкой Вооружённых Сил Российской Федерации в Сирийской Арабской Республике.
Учитель: В одной из самых известных советских песен 30-х гг. ХХ века «Марш веселых ребят» есть такие строки: «Когда страна быть прикажет героем, у нас героем становится любой». Как вы считаете, действительно ли любой человек может стать героем? (ответы детей).
Главный редактор. Есть ли в сегодняшней жизни место подвигу? И нужны ли подвиги и герои нашей молодежи? Этот вопрос мы и обсудим.
- Кого из реальных людей вы считаете героем?
- Какие подвиги вас вдохновляют?
- А нужны ли сегодня подвиги?
- Во имя чего и кого можно сегодня совершить подвиг?
- Можно ли сказать, что современные подростки являются наследниками героев?
Ответы детей:
Ученик 1: (читает свое размышление о будущем)
От чего зависит мое будущее? От сохранения памяти о прошлом и о людях, которые в этом прошлом ковали моё будущее. Каким человеком я стану, когда выросту, какую профессию выберу, каков будет мой вклад в историю, пока неизвестно никому. Но это возможно благодаря им, героям, вынесшим на своих плечах все тяготы войны и ценой своих жизней приблизившим мир. И не важно, сколько лет прошло с тех пор – 75 или только 5. Их подвиги бессмертны.
Те, кто упорно старается переписать историю, меняет всю свою дальнейшую судьбу, судьбу нации, ведь, народ, который не чтит своего прошлого, не имеет будущего.
Как можно отказаться называть ту далекую войну «Великой», «Отечественной», «Священной»? Спустя 70 лет после её завершения эстафету поколений подхватили наши отцы и старшие товарищи. Они, как и их деды-прадеды, сделали это достойно. Теперь хранителями памяти предстоит стать мне и моим сверстники. И я в нас уверен!
Ученик 2:
А герои наши не закончатся.
Тот, кто верит до сих пор – герой,
Тот, кому за мир сражаться хочется,
Тот, кто за Донбасс стоит горой,
Тот, кто в шахте, кто в реанимации,
Тот, кто в школе, в поле, на посту,
Тот, кто не планирует сдаваться,
Тот, кто защищает высоту….
…А герои наши не закончатся.
Кто за правду – тот уже герой.
Тот, кто стал надежды средоточием,
Кто уже отчаялся порой,
Тот, кому привычно эхо выстрелов,
Кто друзей хоронит и родных,
Кто молился искренне, неистово
О погибших и еще живых.
А герои наши не закончатся…
Пусть не хватит званий и наград,
Им страна воздаст однажды почести,
Строя в День Победы на парад.
И в рядах героев, спорить нечего,
Будет место каждому из нас.
Ленточкой георгиевской отмеченный
Полнится героями Донбасс.
(Алина Баева)
Ведущий 1: Итак, по мнению наших одноклассников, и в современной жизни есть место для подвига. И сейчас вокруг нас немало героев. Современных подростков влекут настоящие подвиги и настоящие герои. А значит, у нашей страны есть будущее.
Главный редактор. Закрыта последняя страница устного журнала. Спасибо за внимание.
III. Заключительное слово.
Учитель. У каждого народа есть свои герои, и именно на их подвигах воспитывается молодое поколение. Наша Родина - страна героическая. В тысячелетней ее истории военных лет было больше, чем мирных. Но, какие бы враги нам ни бросали вызов, мы выстояли. И чтобы в любых условиях молодежь была готова вновь встать на защиту страны, нужны примеры героизма, не показушного, а истинного. И эти примеры можно найти в нашей славной истории.
Наша миссия – сохранение памяти о людях, живших в то страшное время и внёсших свой вклад в победу над фашизмом в годы Великой Отечественной войны. Старшее поколение должно передавать эту память своим детям, внукам, а молодежь – внимать, наследовать, чтить и гордиться.
Наш долг – сохранить и защитить историческую правду о Великой Победе. Мы не позволим переписать, исказить свою великую историю. Подвиг советского народа должен продолжать жить в веках. Ведь только извлекая горькие уроки прошлого, человечество сможет предотвратить возникновение новых войн.
Память – это великий дар, она не в портретах, книгах, памятниках, а в нас самих, в состоянии ума и сердца человеческого. И мы – наследники этой памяти. И нет у нас права предать забвению подвиг защитников нашей Родины. И не важно, сколько лет Победе -75 или 100, трагедия навсегда останется трагедией. У памяти нет срока давности. А вечный огонь в честь Победы навсегда останется в наших сердцах.
2-й ведущий:
Все помнится, ничто не позабыто,
Все помнится, никто не позабыт,
И днем, и ночью в чаше из гранита
Святое пламя трепетно горит.
Слайды 22-23
Метроном. Минута молчания.