Технологическая карта с дидактической структурой урока «Решение задач на движение» (Математика 5 класс)
Технологическая карта с дидактической структурой урока
Ф. И. О. педагога: Давыдова Лариса Викторовна
Предмет: математика
Класс: 5-В класс МБОУ «Лицей №6 им. М.А.Булатова» г Курска
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и умений
Предмет математика (УМК) «Сферы» по математике, авторы: Е.А. Бунимович, Г.В.Дорофеев и др.
Тема: «Решение задач на движение».
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и умений.
Цель урока: формировать навыки решения текстовых задач арифметическим способом, используя зависимость между скоростью, временем, расстоянием; анализировать и осмысливать текст задачи; моделировать условие с помощью схем и рисунков; переформулировать условие, вопрос; строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный ответ, осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию.
Планируемые результаты:
- предметные: способствовать развитию умения работать с математическим текстом, вычислять расстояние, скорость, время, точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи.
-метапредметные: способствовать развитию умения ставить вопросы, сравнивать, делать выводы, создавать модели изучаемых объектов, видеть математическую задачу в окружающей жизни, оценивать итоговую деятельность.
Познавательные УУД
- поиск и выделение необходимой информации;
- структурирование знаний;
- анализ объектов и синтез;
- умение понимать и использовать схемы, формулы;
- развитие нетрадиционного парадоксального, творческого мышления, преодоление стереотипов мышления, развитие творческого воображения. Пробуждение наблюдательности и любознательности, интереса к исследовательской деятельности и интеллектуальной активности.
Регулятивные УУД: Развитие умения:
- прогнозирование своей деятельности;
- целеполагание, выдвижение гипотез;
- планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата;
- выделение альтернативных способов достижения цели и выбор наиболее рациональных способов;
- оценка промежуточных результатов и саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности
Коммуникативные УУД:
- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную;
- излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- сотрудничать с учителем и сверстниками, проявлять творческую инициативу, самостоятельность в групповой работе, парной, адекватно воспринимать и передавать информацию, отражающую содержание и условия коллективной деятельности.
Личностные: способствовать формированию мотивации обучения, заинтересованности в расширении получаемых математических знаний, готовности использовать математические знания в учебной деятельности и при решении прикладных задач.
Формы работы: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.
Межпредметные связи:
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, карточки с текстами самостоятельной работы, с формулировками правил, наборы головоломок
Для учащихся: карточки с формулировками правил, карточки с текстом самостоятельной работы, набор фигур для головоломки
Дидактическая структура урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов |
Формируемые УУД |
|||
Познаватель- ные |
Регулятивные |
Коммуникатив ные |
Предметные |
||||
1.Мотивация (встреча с чудом) |
Приветствует обучающихся; проверяет готовность класса к уроку; организует внимание. Предлагает обучающимся математический фокус. |
Включаются в деятельность на личностно-значимом уровне. Мотивируются к занятиям, развивают любознательность. |
Решить устно примеры на умножение и деление дробей. Определить тему урока, спланировать свою деятельность на уроке. Участвовать в математическом фокусе и объяснить его. |
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Поиск и выделение необходимой информации. |
Прогнозирование своей деятельности. Целеполагание, выдвижение гипотез. |
Умение слушать и вступать в диалог. |
|
2.Содержательная часть |
Соединяет программный материал с системой заданий, направленных на развитие дивергентного, логического мышления, творческих способностей обучающихся, способности к острому, живому восприятию, абстрактному и сложному мышлению, речевой, математической и технической грамотности. |
Участвуют в работе по повторению учебного материала, в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы. Выполняют задания коллективно и самостоятельно. |
Разбить предложенные величины на группы. Записать обозначение скорости, времени и пути и формулы для их вычисления. Сформулировать правила умножения и деления обыкновенных дробей, правило умножения смешанной дроби на число. Определение взаимно обратных дробей. Составить задачу по готовому рисунку, сформулировать вопрос. Решить открытую задачу. |
Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний. Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия. Анализ объектов и синтез. Умение понимать и использовать схемы. |
Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата. Выделение альтернативных способов достижения цели и выбор наиболее рациональных способов. |
Умение слушать и вступать в диалог, Коллективное обсуждение проблем. |
Умение устанавливать связь между скоростью, временем и расстоянием. Умение находить скорость сближения и скорость удаления. Умение применять различные способы решения задач. |
3.Психологическая разгрузка |
Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку обучающихся. |
Меняют вид деятельности (отдыхают), готовы продолжать работу. |
Участие в соревновании, решение задач на нахождение скорости, времени . пути. |
Умение понимать и использовать формулы. |
Прогнозирование своей деятельности. |
Поддержание здорового духа соперничества для поддержания мотивации учебной деятельности. |
Умение находить скорость, время, путь. |
4.Головоломка (интеллектуальная разминка) |
Проводит тренинг обучающихся по преодолению инерции мышления, развитию смекалки и созданию всплеска положительных эмоций в результате её решения головоломки |
Решают головоломку |
Решить головоломку: составить квадрат из четырех частей, затем добавив пятый элемент составить квадрат из пяти частей. |
Развитие нетрадиционного парадоксального, творческого мышления, преодоление стереотипов мышления, развитие творческого воображения. Пробуждение наблюдательности и любознательности, интереса к исследовательской деятельности и интеллектуальной активности. |
Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата. Выделение альтернативных способов достижения цели и выбор наиболее рациональных способов. |
Умение слушать и вступать в диалог, Коллективное обсуждение проблем. |
Умение разгадывать головоломки |
5.Содержательная часть |
Выступает в роли помощника для обучающихся. |
Обучающиеся самостоятельно выполняют задание в тетрадях. |
Выяснить можно ли встретить открытые задачи в жизни. Решить открытую задачу. Определить каких условий не хватает в открытой задаче. |
Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия. Анализ и синтез объектов. |
Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата, |
Умение вступать в диалог. Умение самостоятельно работать и оценивать свои результаты. |
Применять полученные умения для решения практических задач. |
6.Резюме (итог) |
Обеспечивает обратную связь с обучающимися на уроке и предусматривает качественную и эмоциональную оценку детьми самого урока. Подводит краткие итоги урока и выясняет мнение учеников об уроке |
Оценивают свою учебную деятельность, проверяют достижение целей урока. |
Готовность целенапраавленно использовать знания в учении и повседневной жизни. |
Способность находить необходимую информацию и представлять ее в различных формах. |
Оценка промежуточных результатов и саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности |
Управление поведением партнёра- контроль, коррекция, оценка. |
Овладение практически-значимыми математическими умениями. Обосновать суждения. |