Урок-конференция «Музей одного слова»
Тематический урок-конференция по русскому языку «Музей одного слова» (как форма занятия для формирования функциональной грамотности) подготовила: Ефимова О.Л., учитель русского языка и литературы
Для развития функциональной грамотности на уроках русского языка используются инновационные педагогические технологии. Для развития функциональной грамотности на уроках русского языка используются инновационные педагогические технологии. Урок-конференция — один из вариантов урока, основанного на проектной деятельности, вследствие чего предоставляющего возможность вовлечения детей (обучающихся) в активную познавательную и творческую деятельность. К тому же, подобная форма занятия позволяет моделировать реальные жизненные ситуации (формат околонаучного общения).
Цель урока-конференции: Знакомство с концептуальным анализом слова (теория и практика).
Задачи : Предметные : Повысить мотивацию к предмету, Обогатить лексический запас, Развивать языковой вкус, образность речи, Развивать навыки создания околонаучного текста, Расширить информационное пространство. Метапредметные: Развивать навыки работы с дополнительными источниками, со специальной литературой, Формировать мыслительную деятельность, развивать речемыслительные способности, Развивать коммуникативную культуру. Личностные: Воспитывать уважительное отношение к собеседнику вне зависимости от его точки зрения, Воспитывать любовь и бережное отношение к родному языку, Развивать творческую активность.
Результаты урока-конференции Предметные результаты: Повышение мотивации к предмету, Обогащение лексического запаса, Развитие языкового вкуса, Развитие навыков создания околонаучного текста, Углубление, осложнение восприятия темы, расширение информационного пространства Метапредметные результаты: Развитие навыков работы с дополнительными источниками, со специальной литературой, Формирование мыслительной деятельности, развитие речемыслительных способностей, Развитие коммуникативной культуры Личностные результаты: Воспитание уважительного отношения к собеседнику вне зависимости от его точки зрения, Воспитание любви и бережного отношения к родному языку, Развитие творческой активности.
Методы, применяемые в процессе подготовки и процессе проведения урока-конференции Исследовательский метод Дискуссия Технология «критического мышления» Приемы работы с текстом (Инсерт – заметки на полях, Двойной дневник)
План читательской конференции 1. Вступление. Цели конференции 2. Представление экспертов, ведущего 3. Ознакомление с работами участников 3.1 выступления участников 3.2 ответы на вопросы экспертов, зрителей, обсуждение вопросов в группах 4. Итог конференции 4.1. отзывы зрителей 4.2. выводы участников и экспертов
Этапы урока-конференции. подготовительный Подготовка проходит в несколько этапов: подготовительный, этап реализации и оценочно-рефлексивный. Обучающиеся должны быть в достаточной степени мотивированы на тщательную проработку своей темы и роли. Знакомство с передачей «Игра в бисер» с Игорем Волгиным («для тех, кто воспринимает мировую литературу, как книгу, которую никто и никогда не постигнет до конца, и, тем не менее, каждое новое прочтение удивительно…. В студии четверо современных мудрецов, обсуждающих одно произведение мировой литературы и пытающихся осуществить его проекцию на современную жизнь») как примера околонаучного общения. Наблюдение, анализ формата общения, знакомство с правилами дискуссии. Учитель помогает детям сориентироваться в выборе мини-темы, в ее формулировке
Учитель помогает детям выбрать необходимые источники и научную литературу, определить структуру исследования и его проведение, предоставляет им методические рекомендации Учитель помогает детям выбрать необходимые источники и научную литературу, определить структуру исследования и его проведение, предоставляет им методические рекомендации Участники готовят индивидуальные, в парах и групповые мини-проекты, а также доклады выступлений. Здесь решаются исследовательские, творческие задачи. Оговариваются форма подачи информации и регламент (интерактивные элементы, творческое задание для слушателей, компьютерные презентации, оформление стендов, плакатов, стенгазет и т.п.) Учитель выступает в роли помощника по всем вопросам подготовки и проведения занятия (рекомендует).
Оценочно-рефлексивный На данном этапе происходит выбор лучших докладчиков с последующим награждением и формируется самооценка участников конференции, которая способствует выработке корректного, взвешенного к себе отношения, новому витку понимания, как необходимо готовить и представлять исследование. В ходе дискуссии раскрывается интеллектуальный потенциал учащихся, ораторские и морально-деловые качества, которые в дальнейшем можно развивать. Школьные конференции обеспечивают связь школы и вуза.
Этап реализации Репетиция (четкое следование регламенту, объективная оценка выступлений, конкретные требования). Подготовка соответствующего оформления мероприятия (у выступающих должны быть бейджики, листы в папке; у членов жюри и зрителей должны быть опознавательные знаки и т.п.). Выступление с докладом и презентацией перед экспертами, зрителями и другими участниками конференции. Здесь решаются задачи коммуникативного характера, участники приобретают опыт публичного выступления, ответов на вопросы и участия в дискуссии, им необходимо продемонстрировать не только знание предмета исследования, но и грамотно донести свои мысли и идеи до аудитории, корректно ответить на все поставленные вопросы.
Ход урока (этап реализации, оценочно-рефлексивный этап) Оборудование: мультимедийный проектор. Вступительные слова учителя, в частности, сообщение плана проведения урока, задач, ограничения по времени. Молчат гробницы, мумии и кости, — Лишь слову жизнь дана: Из древней тьмы, на мировом погосте, Звучат лишь Письмена. И нет у нас иного достоянья! Умейте же беречь Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья, Наш дар бессмертный — речь. И.А. Бунин, 1915 Вашему вниманию будут представлены доклады, показывающие опыт такого исследования, как концептуальный анализ. «Концепты представляют собой коллективное наследие в сознании народа, его духовную культуру, культуру духовной жизни народа. Именно коллективное сознание является хранителем констант, то есть концептов, существующих постоянно или очень долгое время». (Степанов Ю.С., Константы: Словарь русской культуры. Опыт исследования. - М.: Школа «Языки русской культуры», 1997. - 824 с.).
Темы исследований (докладов) 1. Мини-исследование концепта слова «Друг» (докладчик-Анастасия Бернацкая, 7 кл.). 2. Мини-исследование концепта слова «Дом» (докладчик- Вероника Лаврищева, 7 кл.).
Выступление первое. Мини-исследование концепта слова «Друг» (докладчик-Анастасия Бернацкая) Дружба является универсальной человеческой ценностью, и поэтому различные характеристики дружеских связей отражены в языке. В толковых словарях русского языка концепт слова «Друг» раскрывается так. Друг - 1. Человек, связанный с кем-л. отношениями дружбы. Искренний друг. Близкий, задушевный друг. Испытанный друг. Сердечный друг. 2. Сторонник, приверженец, защитник. Друг свободы, истины. 3. Дружеское обращение (обычно к близкому или знакомому человеку). Друг мой, передай мне книгу. (БТС 1998). Друг - 1. Другом вы называете человека, с которым вас связывает взаимная симпатия и на которого вы можете положиться. 2. Друзья -это люди, с которыми у вас сложились теплые, доверительные отношения. 3. Другом (друзьями) по несчастью вы называете того (тех), кто связан с вами общей бедой, неприятной ситуацией. 4. Другом вы называете животное, которое предано вам. 5. Вы используете выражение будь другом, когда очень просите кого-либо сделать что-либо. Будь другом, передай ей это письмо. 6. Другом дома или другом семьи вы называете человека, с которым сложились хорошие отношения у всех членов вашей семьи. (ТСРЯ 2003).
Анализ приведенных определений позволяет выделить следующий набор признаков, составляющих базовое понятийное содержание рассматриваемого концепта: 1) человек, 2) с которым существует взаимная симпатия, 3) духовная близость, 4) общность интересов, 5) которому можно доверять. К этому базовому содержанию примыкают ассоциативно связанные с ним признаки: 1) человек, либо живое существо, либо группа людей, 2) по отношению к которому субъект проявляет добрые намерения, 3) ожидая добрых намерений и действий в ответ. Анализ приведенных определений позволяет выделить следующий набор признаков, составляющих базовое понятийное содержание рассматриваемого концепта: 1) человек, 2) с которым существует взаимная симпатия, 3) духовная близость, 4) общность интересов, 5) которому можно доверять. К этому базовому содержанию примыкают ассоциативно связанные с ним признаки: 1) человек, либо живое существо, либо группа людей, 2) по отношению к которому субъект проявляет добрые намерения, 3) ожидая добрых намерений и действий в ответ.
«В мире нет ничего лучше и приятнее дружбы, исключить из жизни дружбу - все равно, что лишить мир солнечного света», - так говорил Цицерон. На протяжении многих веков люди пытались выяснить, в чем заключается смысл дружбы, кто такой друг, и почему эти отношения так необходимы людям, однако эти вечные вопросы, не имеющие однозначного толкования, вызывают множество споров. Тем не менее, человечество не оставляет упорных попыток осмыслить феномен самой дружбы. Это понятие знакомо каждому человеку, живущему в современном мире. Но, в то же время это сложное, многостороннее явление. В русской литературе тема дружбы представлена во многих произведениях. Писатели старались через призму дружеских отношений показать, что с помощью друга можно справиться даже с самыми сложными проблемами. Друзья не только выручают нас в беде, но и помогают нам развиваться и самосовершенствоваться, постигая себя и окружающий мир в общении, в совместном жизненном пути. Анализ художественных произведений позволяет выделить следующие компоненты концепта «Друг»: дружба – это благо, это счастье, необходимое условие полноценной человеческой жизни, она предполагает доверие между друзьями, искренность отношений, правдивость, прочность, надежность и длительность отношений, самодостаточность друга, альтруистичность, защиту друга, глубина отношений, самоценность, преодоление трудностей, равенство (отсутствие соперничества), отсутствие официальности, полезный духовный, эмоциональный или материальный обмен; а также друг – нравственное мерило человека, нравственный судья, с мнением друга считаются. На уровне индивидуальных смыслов частотными являются верность друга, его готовность помочь, при этом важна идея понимания со стороны друга, идея его бескорыстия и благородства. Настоящий друг всегда отдаст свое, чтобы помочь тебе, верен тебе даже в самый трудный час, выявляет лучшее во мне, подпитывает силой. Настоящий друг никогда не предаст тебя, не станет скрывать любви, доброты или правды. Враг всегда ищет способ сделать под тебя подкоп, выявляет худшее во мне, использует мои слабости.
Подведем итоги Центральным постулатом этической модели дружбы, которую мы выявили в ходе исследования небольшого числа художественных произведений, является признание дружеских отношений величайшим благом, счастьем и необходимым условием полноценной человеческой жизни. Дружба не только удовлетворяет естественное стремление человека к общению, но и направлена на его морально-нравственное совершенствование, а истинной дружбой могут быть связаны только люди, обладающие высокими нравственными качествами. Существует этическая модель идеальной дружбы.
Выступление второе. Мини-исследование концепта слова «Дом» (докладчик-Вероника Лаврищева) В школе в разделе «Лексика» мы изучаем понятие «лексическое значение слова». Чтобы узнать значение любого слова, знаем, что следует обратиться к толковому словарю, но в современном языкознании есть такое понятие как «концепт». Концепты наиболее полно могут рассказать о том или ином понятии, отражают особенности сознания человека, вызывают определенные чувства, ассоциации. Для исследования я выбрала понятие «дом». Предложенная тема актуальна, поскольку концепт «дом» раскрывает совокупность всех смыслов, характерных для русской культуры. За словом «дом» стоит мир образов, представлений, система ценностных установок, метафор. В культуре любого народа концепт «Дом» занимает особое место. Дом представляется духовной основой жизни человека, началом его жизненного пути. Здесь сменяются поколения людей, устанавливаются и развиваются традиции и нормы морали, воспитывается молодёжь. С концептом «дом» очень тесно связаны такие концепты , как «мир», «труд», «любовь», «хлебосольство», «счастье». Сегодня мы создадим портрет слова «дом» в русской культуре, привлекая материал словарей и художественных произведений . Познакомимся с информацией из этимологического словаря русского языка. Слово дом имеет общеславянское происхождение, производное от demti «строить». Дом буквально – строение, построенное (руками человека) жилище. Слово дом – многозначное слово. Обратимся к другим лингвистическим словарям русского языка. Приведем толкование из словаря С.И. Ожегова, Н. Ю. Шведовой: Дом – 1. Жилое (или для учреждения) здание, а также (собир.) люди, живущие в нём. Каменный дом. 2. Квартира, а также семья, люди, живущие вместе, их хозяйство. Счастье в доме. 3. Учреждение, заведение, обслуживающее какие-нибудь общественные нужды. Дом культуры. Дом печати. 4. Династия, род (устар). Дом Романовых.
Владимир Даль даёт такое определение: «Дом – строение для житья; в городе: жилое строение; хоромы; в деревне: изба со всеми угодьями и хозяйством. Крестьянский дом – изба; юж. хата; княжеский, вельможеский – палаты, дворец; помещичий в деревне – усадьба; маленький и плохонький – хижина, лачуга; врытый в землю – землянка …». Изба – деревянный крестьянский дом. Традиционное русское жилище в средней полосе России и на севере. Владимир Даль даёт такое определение: «Дом – строение для житья; в городе: жилое строение; хоромы; в деревне: изба со всеми угодьями и хозяйством. Крестьянский дом – изба; юж. хата; княжеский, вельможеский – палаты, дворец; помещичий в деревне – усадьба; маленький и плохонький – хижина, лачуга; врытый в землю – землянка …». Изба – деревянный крестьянский дом. Традиционное русское жилище в средней полосе России и на севере. Концепт дом закрепился в составе пословиц и фразеологизмов: В гостях хорошо, а дома лучше. Дом вести – не лапти плести. В прилежном доме густо, а в ленивом доме пусто. И стены в доме помогают. Без хозяина дом сирота. Поди в гости смело, когда нет дома дела. Всё смешалось в доме Облонских. О страшной неразберихе, сумятице. Выражение – цитата из романа Л.Н. Толстого «Анна Каренина». Изучив пословицы, я разделила их на 4 группы: 1. Дом как семейный очаг. 2. Дом как родная сторона, родина. 3. Дом-бездомье. 4. Дом- «пристанище души». Выяснила: дом – это семейный очаг, ведь в родном доме тепло, уютно, безопасно; дом – это малая Родина. В родном городе или деревне мы учимся любить природу, учимся различать хорошее от плохого; дом – это Родина, большой дом для всего народа; дом – это пристанище души, потому что красота и тепло дома тесно связаны с красотой души его хозяев. Это духовное начало наших помыслов; дом – это Земля, и каждый уголок её частичка большой и прекрасной планеты, которую мы должны любить так же, как родительский дом. В названиях многих художественных произведений закрепилось слово дом. (Роман «Дом» Ф. Абрамова, «Домик в Коломне» А. С. Пушкина, «Где ты, где ты, отчий дом…», «Я покинул родимый дом», «Низкий дом с голубыми ставнями», «Не вернусь я в отчий дом…» С. Есенина и др.)
«Дом» - важнейшая тема творчества русских писателей. Проанализируем концепт этого слова в контексте художественных произведений русских писателей. «Дом» - важнейшая тема творчества русских писателей. Проанализируем концепт этого слова в контексте художественных произведений русских писателей. Любовь к родному дому – это часть нашей любви к родине, родной земле, всем русским людям. Об этой любви к родному дому и тоске по его дорогим сердцу стенам пишет публицист Ю. Казаков. «Ты не думай, малыш, что дома и вещи, сделанные человеком, ничего не знают и не помнят, что они не плачут, не радуются, не играют в восторге или не плачут от горя. Как все-таки мало знаем мы о них и как порою равнодушны к ним и даже насмешливы: подумаешь, старые! Так и ты уедешь когда-нибудь из отчего дома, и долго будешь в отлучке, и так много увидишь, в таких землях побываешь, станешь совсем другим человеком, много добра и зла узнаешь. Но вот настанет время, ты вернешься в старый свой дом, вот поднимешься ты на крыльцо, и сердце твое забьется, в горле ты почувствуешь комок, и глаза у тебя защиплет, и услышишь ты трепетные шаги старой уже твоей матери, – а меня тогда скорей всего уж и не будет на этом свете, – и дом примет тебя. Он обвеет тебя знакомыми со младенчества запахами, комнаты улыбнутся тебе, каждое окно будет манить к себе, в буфете звякнет любимая тобою прежде чашка, и часы особенно звонко пробьют счастливый миг, и дом откроется перед тобою: «Вот твой чердак, вот твои комнаты, вот коридор, где любил ты прятаться… А помнишь ты эти обои, а видишь ты вбитый когда-то тобой в стену гвоздь? Ах, я рад, что ты опять здесь, ничего, что ты теперь такой большой, прости меня, я рос давно, когда строился, а теперь я просто живу, но я помню тебя, я люблю тебя, поживи во мне, возвратись в свое детство!» – вот что скажет тебе твой дом. (Ю.Казаков. Свечечка).
В художественной литературе много места отдается описанию дома. Что же скрывается в этом маленьком слове «Дом»? Значение концепта «Дом» – нацелено на размышление о доме как важнейшей ценности бытия, уходящей корнями в далекое прошлое и продолжающей оставаться нравственной опорой в сегодняшней жизни. В художественной литературе много места отдается описанию дома. Что же скрывается в этом маленьком слове «Дом»? Значение концепта «Дом» – нацелено на размышление о доме как важнейшей ценности бытия, уходящей корнями в далекое прошлое и продолжающей оставаться нравственной опорой в сегодняшней жизни. «Счастлив путник, который после длинной, скучной дороги с ее холодами, слякотью, грязью, невыспавшимися станционными смотрителями, бряканьем колокольчиков, починками, перебранками, ямщиками, кузнецами и всякого рода дорожными подлецами видит наконец знакомую крышу с несущимися навстречу огоньками, и предстанут пред ним знакомые комнаты, радостный крик выбежавших навстречу людей, шум и беготня детей и успокоительные тихие речи, прерываемые пылающими лобзаниями, властными истребить все печальное из памяти. Счастлив семьянин, у кого есть угол, но горе холостяку!» (А. С. Пушкин.) После прочтения рассказа Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке» остается тяжелый осадок в душе. Действительно, чтобы читатель мог почувствовать состояние героя, его переживания, автор часто использует пейзаж, или фон, на котором разворачиваются события «… был в подвале мальчик, но еще очень маленький, лет шести или даже менее. Этот мальчик проснулся утром в сыром и холодном подвале. Одет он был в какой-то халатик и дрожал. Дыхание его вылетало белым паром, и он, сидя в углу на сундуке, от скуки нарочно пускал этот пар изо рта и забавлялся, смотря, как он вылетает. Но ему очень хотелось кушать. Он несколько раз с утра подходил к нарам, где на тонкой, как блин, подстилке и на каком-то узле под головой вместо подушки лежала больная мать его». Ужасный подвал вызывает чувства тоски и безысходности. Все это резко сменяется яркой, праздничной улицей. Но мальчику нет места в этой богатой, сытой жизни. У него нет своего дома, и никто не ждет его. Описание ёлки у Христа дает понять, что мальчик там обрел свой дом, ему тепло, уютно и мама рядом. «ДОМ ЭТО ТАМ, ГДЕ ТВОЕ СЕРДЦЕ»
В повести «Детство» Л.Н. Толстого дом – это счастливое, безмятежное детство, полное любви и нежности. Это память о годах, прожитых с родителями. «Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминаний о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений. В повести «Детство» Л.Н. Толстого дом – это счастливое, безмятежное детство, полное любви и нежности. Это память о годах, прожитых с родителями. «Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминаний о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений.
Подведем итоги Работая над проектом, я пришла к следующим выводам: Концепт «Дом» занимает одно из центральных мест в художественных произведениях, как в русской, так и в мировой литературе, поскольку с домом соотнесены все важнейшие категории мира у человека. Концепт «дом» является бесценным ключом к пониманию культуры, поскольку передает специфику и мышление народа, развивает языковое чутье, воспитывает эстетическое чувство языка, чувство любви к родному дому. В ходе исследования я научилась самостоятельно анализировать тексты, используя детали при описании дома. Исследуя и анализируя произведения писателей, я постаралась рассмотреть концепт «Дом» с разных сторон. Многозначное понятие «дом» позволяет говорить о единстве малого и большого, соотношении материального и духовного, внешнего и внутреннего. Несмотря на то, что дом – слово многозначное, и оно требует дальнейшего исследования, я думаю, что моя работа поможет учащимся при написании сочинений.
Музей одного слова…
Рефлексия Докладчики и учитель узнают мнение каждого из присутствовавших о конференции, как новой форме проведения урока. Могут быть, например, такие вопросы как: Понравилась ли вам конференция? Интересна ли была выбранная тема? Что знали вы по данной теме? Что узнали нового по данной теме? Понравилась ли вам атмосфера?
Итоги урока-конференции: Цель конференции была достигнута, результаты получены положительные. Все участники проявили должную активность и творческий потенциал, умение выступать перед аудиторией. В процессе конференции ученики старались сжато и выразительно излагать свои мысли, прибегая к доказательствам, и в качестве аргументов использовать убедительный фактический материал. В период подготовки, обучающиеся проявили самостоятельность мышления и деятельности, ответственность. Также ими были показаны в полном объеме знания по предмету, способность правильно подбирать материал, применять навыки анализа текста для проведения исследования. Готовясь к конференции, обучающиеся углубленно изучили материал, выработав по исследуемым темам собственную точку зрения. Участники конференции с интересом отнеслись к дискуссии и пришли к более обстоятельному осмыслению вопросов, усвоению основных выводов и обобщений. В этом и состоит подлинная суть уроков – конференций.
Урок-конференцию можно провести на фазе закрепления изученного материала и подобрать темы, являющиеся дискуссионными, связанные с углублением представлений и развитием речемыслительных, творческих способностей. Урок-конференцию можно провести на фазе закрепления изученного материала и подобрать темы, являющиеся дискуссионными, связанные с углублением представлений и развитием речемыслительных, творческих способностей. Урок-конференция создает широкий простор для работы на любом уроке, решая сразу множество задач, при этом он может быть зрелищен. Его главный минус — трудоемкость подготовки, высокая мотивация и подготовленность класса.
Материалы для подготовки проекта занятия: Педагогическая мастерская: http :// teacher . fio . ru Зверева, М. И. Формирование информационно-мировоззренческой культуры учащихся Учебно-методический комплекс по формированию функциональной грамотности «ПРОтекст» / под общей ред. Т.П. Кибальник, И.В. Муштавинской, М.Ю. Обуховой. – СПб.: ГБОУ гимназия № 171, 2019 Видеофильм "Формирование навыков свободного владения речью во всех видах речевой деятельности»./ Добровольская Ю.Р. Доклад «Комплексная работа с текстом как один из приёмов формирования функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы»./ Адоевская Л.А. Школьная конференция как одна из форм обучения (cyberleninka.ru) Передача «Игра в бисер» с Игорем Волгиным Ужанков А.Н. «Лекции о творчестве А.С. Пушкина»