12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Кашина Ася Васильевна1497
Стаж работы - 28 лет. Высшая квалификационная категория. Отличник народного просвещения.
Россия, Ульяновская обл., Ульяновск

Интерактивный урок в 6 классе по теме « Спаси в себе Человека!» (по рассказу Джека Лондона « Любовь к жизни

Цель урока: проанализировать произведение и в ходе анализа выяснить, какие нравственные уроки можно извлечь; формировать ключевые компетенции

Задачи:

Извлекать необходимую информацию из различных источников, определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять её разными способами;

Точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе говорения правила речевого этикета

Ставить и формулировать цель деятельности, осуществлять само-

контроль и самооценку.

Вид деятельности: индивидуальная, групповая и коллективная

Эпиграф: Насколько человек побеждает страх, настолько он Человек! ( Томас Карлейль)

Ход урока

1.Во вступительном слове учитель объявил цели и задачи урока( тема урока не названа. В конце урока дети попытаются её сформулировать сами)

2. Слово о Джеке Лондоне (слайды сделаны двумя учащимися)

Джек Лондон (1876–1916), американский писатель (Родился 12 января 1876 года в Сан-Франциско. При рождении получил имя Джон Чейни, но восемь месяцев спустя, когда мать вышла замуж, стал Джоном Гриффитом Лондоном. Его отчим был фермером, впоследствии разорился. Семья бедствовала, и Джек смог закончить только начальную школу.
Юность Лондона пришлась на время экономической депрессии и безработицы, материальное положение семьи становилось все более шатким. К двадцати трем годам он сменил множество занятий: работал на фабриках, в прачечной, арестовывался за бродяжничество и выступления на социалистических митингах.
В 1896 году на Аляске были открыты богатейшие залежи золота, и все устремились туда, надеясь на то, что разбогатеют. Отправился туда и Лондон. Он был старателем на Аляске во время «золотой лихорадки». Но юноша пробыл там год и вернулся таким же бедняком, каким и уехал. Но этот год изменил жизнь: он начал писать.
Начав с коротких рассказов, вскоре завоевал литературный рынок восточного побережья рассказами о приключениях на Аляске. Джек Лондон стал известен, когда в 1900 году опубликовал свои северные рассказы, среди них был и рассказ «Любовь к жизни». Их действия разворачиваются на Аляске.
В 1900 году Лондон опубликовал свою первую книгу "Сын волка». В последующие семнадцать лет он выпускал по две и даже три книги в год.
Умер Лондон в Глен-Эллене (штат Калифорния) 22 ноября 1916 году.

3.Литературный ринг по тексту ( вопросы подготовили сами дети)

-Как называется бумага, в которую заворачивают спички? (пергамент)

-Название китобойного судна?(Бэдфорд)

-Чем был набит матрац?( сухарями)

-Какой металл нёс путник в маленьком мешке? (золото)

-Какой зверь встретился на пути путнику? ( медведь)

-Где были спрятаны патроны и продукты? ( в тайнике)

-Какой зверь напал на путника? ( волк)

4.Ученицы провели небольшую викторину по тексту, где нужно было по портрету узнать героя.

Глаза его помутнели…( волк)

Крик его был страшен ( сам путник)

он отступил в сторону (медведь)

Участники 4-х групп получают компетентностно - ориентированные задания и работают в течение 20 минут.

На доске нарисована композиционная линия. После работы групп заполняем линию.

спутники

оба выбросил размытое

они мешочек сознание Корабль

1д---------2д------3д-------4д-------------------5д-----------------------------------

Мрачно на душе тоска мысли желание- НАДЕЖДА

покинули ЕСТЬ

Как автор называет героев?( спутники, оба, они)
Что можно сказать, судя по этим словам? (Шли вместе. Потом их пути разошлись)

Куда отправился Билл? Зачитайте. (Билл скрылся, перевалил за гребень)

Итак, герой остался один. Какие слова показывают это страшное одиночество?( союз ни-ни, беспредельная пустыня, горизонт замыкался…)

Почему автор использует описание природы? (“ в глазах появилась тоска, как у раненого оленя ”, в его последнем крике “ отчаянная мольба человека, попавшего в беду ”, наконец, ощущение полного одиночества не только на земле, но и во всей вселенной.)

Вселенная и он один – гипербола

Дети в группах анализировали каждый день. Вопросы – на партах.

Душевное состояние героя в 1 день? (Тусклое солнце, густой туман. Мрачно на душе)

2 день (разочарование. Появилась тоска. Тоска по дому. Небо было серое и состояние серое. Чувство страха) Но…Герой надеялся, что Билл его ждёт.В эти два дня автор называет его человек. А далее использует местоимение он.

3 день ( краски стали темней, дул резкий ветер. Трагедия усиливается.Мысли покинули его.)

4 день ( главное желание – есть. Он сознательно выбросил мешочек. В нём побеждает человек) 4 день похож на 1 день.

Какие же трудности пришлось преодолеть герою? (“Лодыжка сильно болела…, распухла, стала почти такой же толстой, как и колено”, “суставы заржавели, и согнуться или разогнуться стоило каждый раз большого усилия воли”, “Нога у него одеревенела, он стал хромать еще сильнее, но эта боль ничего не значила по сравнению с болью в желудке. Боль все грызла и грызла его…”. (Борьба с болью).
Эпизод с куропаткой, ловля рыбы, встреча с оленем и др. “В отчаянии он опустился на мокрую землю и заплакал. Сначала он плакал тихо, потом стал громко рыдать, будя безжалостную пустыню…, и долго он еще плакал без слез, сотрясаясь от рыданий”. “Им овладело только одно желание - есть! Он помешался от голода”. Ему снятся пиры и званые обеды. (Борьба с голодом).

5 день (А был ли 5 день? Он не помнил, сколько ночей спал. В полубредовом состоянии. Это страшные дни. Он не боролся, как борются люди. Рано утром проснулось сознание. Человек в нём практически умер, жизнь начинала его подталкивать.

Появилось солнце. Что в этот день обнаружил? ( он увидел корабль. Думал, что это мираж. Появилась надежда. В этот день он услышал сопение над ухом)

На мультимедийном экране даны вразброс цитаты из текста. Нужно расставить их в правильном порядке:

И тогда началась самая жестокая борьба за жизнь (5)

Жизнь гнала его вперёд…Она не хотела гибнуть(6)

Желание дойти и голод…(2)

Боялся не голодной смерти, а насильственной (4)

Он бросал смерти вызов (7)

Боролся, надеялся, что не один (1)

Им владело только одно желание : есть(3)

Для чего автор вводит эпизод с волком? Найдите описание волка.( на доске вывешены рисунки, выполненные детьми).Оба : и волк, и человек хотели выжить. Они уподобились друг другу. Художественная деталь: человек пополз на четвереньках. В какой-то миг волк и человек стали одним целым. Автор показывает человека и зверя (волка) в борьбе за жизнь рядом: кто кого? Что символизирует волк?
(Это символ смерти .По всем признакам человек должен погибнуть, умереть. Тут-то она, смерть, его и возьмет. Но посмотрите, недаром смерть дана в облике больного волка: ЖИЗНЬ сильнее СМЕРТИ!!! )

Что отличает человека от животного? Какой эпизод, очень важный, помогает нам понять это?
(Эпизод с Биллом). Найдите в тексте фрагмент встречи с останками Билла. Ваши мнения, суждения?
(Билл оказался слабым, не смог преодолеть страх, он боялся за свою жизнь и бросил товарища в беде. Билл променял жизнь на золото).

Так какова же идея рассказа? (Спасти в себе Человека и бороться за жизнь до конца)

Что же помогло герою в самый последний момент? (Надежда)

Дети пытаются сформулировать тему урока самостоятельно.

Итоги урока. Записи в тетрадь .

Рефлексия. Попробуйте нарисовать иллюстрацию к любому эпизоду. Объясните, почему выбрали тот или иной цвет.

Попробуйте написать миниатюру « Разговор человека с волком». Начните со слов : « Я посмотрел на волка и сказал ему…»

Дети выбирают любой вид работы.

Домашнее задание: 1. Написать синквейн по рассказу (вот один из примеров ученицы Тюриной Александры)

 

Герой

Упорный, терпеливый

Плетётся, ползёт, надеется

Надежда умирает последней

ЧЕЛОВЕК

Урок "Спасти в себе человека"
PPTX / 345.15 Кб

Опубликовано в группе «Урок литературы как средство воспитания нравственного поведения»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.