Компетентностно-оцениваемые задания по теме «Имя числительное» (Русский язык, 6 класс)
Русский язык 6 класс
Тема «Имя числительное»
Проверяемые компетенции: предметная лингвистическая - распределять числительные на группы на основе имеющихся знаний о значении и строении числительных, метапредметная познавательная – осуществлять классификацию, самостоятельно выбирая основания для неё.
Задание. Шестиклассник Петя решил выполнить домашнее задание сразу после урока: ему надо было заполнить числительными таблицу, которую учитель нарисовал на доске. Однако таблицу перечертить в тетрадь он не успел: дежурный вытер доску. Помоги Пете: подумай, на какие группы можно разделить данные ниже числительные, начерти таблицу, озаглавь колонки и заполни её числительными. Не забывай, что озаглавить можно как столбцы, так и строки таблицы.
Одиннадцать, сто первый, пять, пятьдесят, пятисотый, две тысячи пятнадцать, восьмой.
Модельный ответ:
Количественные |
порядковые |
|
Простые |
Одиннадцать, пять |
восьмой |
Сложные |
пятьдесят |
пятисотый |
Составные |
две тысячи пятнадцать |
сто первый |
Или:
Простые |
Сложные |
Составные |
|
Количественные |
Одиннадцать, пять |
пятьдесят |
две тысячи пятнадцать |
порядковые |
восьмой |
пятисотый |
сто первый |
Критерии оценки:
Базовый уровень («3») – ученик составил таблицу, однако озаглавил только столбцы или только строки, заполнил таблицу, при этом допускаются не более 3 ошибок.
Повышенный уровень («4») – ученик составил таблицу, озаглавил как строки, так и столбцы, при этом допустил 1-2 ошибки во время распределения слов.
Высокий уровень («5») – таблица составлена без ошибок.
Проверяемые компетенции: метапредметная коммуникативная – понимать тему, основную мысль текста, предметная лингвистическая – квалифицировать слово с числовым значением как часть речи.
Задание. Представьте, что вы издаёте книгу шуточных стихотворений, где каждое стихотворение имеет своё название. Прочитайте шуточное стихотворение А.Барто, которое может быть представлено в книге. Запишите заголовок к стихотворению, чтобы он отражал тему или основную мысль текста. Выпишите подчёркнутые слова и определите, какой частью речи они являются.
Я Володины отметки
Узнаю без дневника.
Если брат приходит с тройкой
Раздается три звонка.
Если вдруг у нас в квартире
Начинается трезвон -
Значит, пять или четыре
Получил сегодня он.
Если он приходит с двойкой -
Слышу я издалека:
Раздается два коротких,
Нерешительных звонка.
Ну, а если единица -
Он тихонько в дверь стучится.
Модельный ответ
Варианты заголовков: «Звонки» (авторский), «Володины отметки», «Всё ясно» и другие, отражающие тему или основную мысль.
Тройкой – существительное, три – числительное, четыре, пять – числительные, двойкой -существительное, два – числительное, единица – существительное.
Критерии оценки:
Базовый уровень («3») – заголовок имеет лишь косвенное отношение к теме и основной мысли текста. При определении частей речи допущены 2-3 ошибки.
Повышенный уровень («4») – заголовок имеет прямое отношение к теме и основной мысли. При определении частей речи допущена 1 ошибка
Высокий уровень («5») – заголовок имеет прямое отношение к теме и основной мысли. При определении частей речи ошибок нет.
Проверяемые компетенции: метапредметная коммуникативная – адекватное понимание информации, предметная языковая – употреблять формы числительного в соответствии с нормами.
Задание. В конце прошлого века по радио шла передача «Радионяня», ведущие которой исполняли стихи и песни, в шуточной форме объясняющие и позволяющие запомнить многие правила русского языка. Прочитайте следующее стихотворение А.Хайта и выполните задания.
- А где полторы банки меда стоят?
- Я знаю, но вам не скажу.
- Полутора банок не видно в шкафу.
- Ищите, а я погляжу.
- К полутора банкам еще бы чайку...
- Найдите сначала хоть мед!
- Мы все ж полторы банки меда найдем.
- От смеха держусь за живот!
- Полутора банками меда вполне
Могли б наслаждаться три дня...
- Я вам о полутора банках скажу:
«Они в животе у меня!»
Какое правило (понятие) русского языка иллюстрирует этот текст? Выберите правильный ответ из предложенных:
А) Какой частью речи является слово полтора
Б) К какому разряду относится числительное полтора
В) Что обозначает числительное полтора
Г) Как склоняется числительное полтора
Составьте не менее трёх предложений с этим числительным, употребляя его в разных падежах.
Модельный ответ
Правильный вариант ответа на вопрос – Г. Вариант собственного предложения: Около полутора минут длился телефонный разговор. К полутора литрам сока добавили воды. Я тратил на тренировки по полтора часа. Между полутора часами работы надо делать перерыв. Мы мечтали о полутора часах отдыха.
Критерии оценки:
Базовый уровень («3») – дан неправильный вариант ответа на вопрос. Без ошибок составлено хотя бы одно предложение.
Повышенный уровень («4») – дан правильный вариант ответа на вопрос. Без ошибок составлено два предложения, где числительные употреблены в разных падежах.
Высокий уровень («5») – дан правильный вариант ответа на вопрос. Без ошибок составлены три (или более) предложений, где числительные употреблены в разных падежах.
Проверяемые компетенции: предметная культуроведческая – выявлять единицы языка с нацинально-культурным компонентом значения, метапредметная познавательная: формулировать затруднения и определять их причины, метапредметная коммуникативная - пользоваться различными источниками информации, излагать кратко полученную информацию.
Задание. Иностранный ученик, изучающий русский язык, образует по образцу числительные. Подумай, при образовании какого числительного он может совершить ошибку и почему. Обратись к дополнительным источникам информации для объяснения причин такого затруднения и запиши кратко то, что ты узнал.
Восемь – восемьдесят
Семь - …
Шесть - …
Пять - …
Четыре – ….
Модельный ответ.
Затруднения могут возникнуть при образовании числительного сорок (40), потому что оно образуется не от того корня, что остальные: пять – пятьдесят, шесть – шестьдесят и др. Это числительное по происхождению является существительным со значением « мешок». В «сорок», т.е в « мешок» можно было положить 40 шкурок соболей на полную шубу. Название предмета было перенесено сначала на число этих соболей, а затем возникло числительное сорок, заменившее исконное четыре десятъ.
Критерии оценки:
Базовый уровень («3») – ученик определил, при образовании какого числительного могут возникнуть затруднения, однако не сформулировал причины затруднений. Дан краткий ответ о происхождении числительного. В целом в ответе допускаются не более 4 речевых или логических ошибок.
Повышенный уровень («4») – ученик определил, при образовании какого числительного могут возникнуть затруднения и сформулировал причины затруднений, дан краткий, но не исчерпывающий ответ о происхождении числительного. В целом в работе допускаются не более 2 речевых или 1 логической ошибки.
Высокий уровень («5») – ученик определил, при образовании какого числительного могут возникнуть затруднения и сформулировал причины затруднений. Дан краткий исчерпывающий ответ, объясняющий происхождение числительного. В работе нет речевых или логических ошибок.
Проверяемые компетенции: предметная языковая - определять соответствие или отклонение от норм употребления числительных, объяснять нарушение нормы с опорой на имеющиеся знания, метапредметная коммуникативная – создавать письменные монологические высказывания, подбирая аргументы, подтверждающие свою точку зрения.
Задание. Ученики заспорили, как правильно прочитать записанный на доске пример: «500341 + 9».
Вася: «К пятьсот тысяч триста сорок один прибавить девять»
Люся: «К пятистам тысячам трёмстам сорока одному прибавить девять»
Маша: «К пятьсот тысячам триста сорок одному прибавить девять»
Петя: «К пятисот тысячам трёхсот сороку одному прибавить девять».
Напиши, кто из ребят прав и почему. Постарайся привести как можно больше аргументов для доказательства твоей точки зрения.
Модельный ответ:
Права Люся. Во-первых, числительные изменяются по падежам. Во-вторых, в составных количественных числительных склоняется каждое слово. В-третьих, в сложных числительных склоняется каждая часть слова.
Критерии оценки:
Базовый уровень («3») – ученик определил, кто прав, но не объяснил, почему, или объяснил некорректно.
Повышенный уровень («4») – ученик определил, кто прав, при объяснении выделил 1-2 позиции, данные в модельном ответе.
Высокий уровень («5») – ученик определил, кто прав, при объяснении выделил все позиции, данные в модельном ответе.