12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Стригачева Татьяна Николаевна3019
Россия, Смоленская обл., Тюшино
Материал размещён в группе «Урок русского языка»

Русский язык 6 класс

Тема «Имя числительное»

Проверяемые компетенции: предметная лингвистическая - распределять числительные на группы на основе имеющихся знаний о значении и строении числительных, метапредметная познавательная – осуществлять классификацию, самостоятельно выбирая основания для неё.


 

Задание. Шестиклассник Петя решил выполнить домашнее задание сразу после урока: ему надо было заполнить числительными таблицу, которую учитель нарисовал на доске. Однако таблицу перечертить в тетрадь он не успел: дежурный вытер доску. Помоги Пете: подумай, на какие группы можно разделить данные ниже числительные, начерти таблицу, озаглавь колонки и заполни её числительными. Не забывай, что озаглавить можно как столбцы, так и строки таблицы.


 

Одиннадцать, сто первый, пять, пятьдесят, пятисотый, две тысячи пятнадцать, восьмой.


 

Модельный ответ:

 

Количественные

порядковые

Простые

Одиннадцать, пять

восьмой

Сложные

пятьдесят

пятисотый

Составные

две тысячи пятнадцать

сто первый

Или:

 

Простые

Сложные

Составные

Количественные

Одиннадцать, пять

пятьдесят

две тысячи пятнадцать

порядковые

восьмой

пятисотый

сто первый


 

Критерии оценки:

Базовый уровень («3») – ученик составил таблицу, однако озаглавил только столбцы или только строки, заполнил таблицу, при этом допускаются не более 3 ошибок.

Повышенный уровень («4») – ученик составил таблицу, озаглавил как строки, так и столбцы, при этом допустил 1-2 ошибки во время распределения слов.

Высокий уровень («5») – таблица составлена без ошибок.

 


 

Проверяемые компетенции: метапредметная коммуникативная – понимать тему, основную мысль текста, предметная лингвистическая – квалифицировать слово с числовым значением как часть речи.


 

Задание. Представьте, что вы издаёте книгу шуточных стихотворений, где каждое стихотворение имеет своё название. Прочитайте шуточное стихотворение А.Барто, которое может быть представлено в книге. Запишите заголовок к стихотворению, чтобы он отражал тему или основную мысль текста. Выпишите подчёркнутые слова и определите, какой частью речи они являются.

 

Я Володины отметки

Узнаю без дневника.

Если брат приходит с тройкой

Раздается три звонка.


 

Если вдруг у нас в квартире

Начинается трезвон -

Значит, пять или четыре

Получил сегодня он.


 

Если он приходит с двойкой -

Слышу я издалека:

Раздается два коротких,

Нерешительных звонка.


 

Ну, а если единица -

Он тихонько в дверь стучится.


 

Модельный ответ


 

Варианты заголовков: «Звонки» (авторский), «Володины отметки», «Всё ясно» и другие, отражающие тему или основную мысль.

Тройкой – существительное, три – числительное, четыре, пять – числительные, двойкой -существительное, два – числительное, единица – существительное.


 

Критерии оценки:

Базовый уровень («3») – заголовок имеет лишь косвенное отношение к теме и основной мысли текста. При определении частей речи допущены 2-3 ошибки.

Повышенный уровень («4») – заголовок имеет прямое отношение к теме и основной мысли. При определении частей речи допущена 1 ошибка

Высокий уровень («5») – заголовок имеет прямое отношение к теме и основной мысли. При определении частей речи ошибок нет.


 

Проверяемые компетенции: метапредметная коммуникативная – адекватное понимание информации, предметная языковая – употреблять формы числительного в соответствии с нормами.


 

Задание. В конце прошлого века по радио шла передача «Радионяня», ведущие которой исполняли стихи и песни, в шуточной форме объясняющие и позволяющие запомнить многие правила русского языка. Прочитайте следующее стихотворение А.Хайта и выполните задания.


 

- А где полторы банки меда стоят?

- Я знаю, но вам не скажу.

- Полутора банок не видно в шкафу.

- Ищите, а я погляжу.

- К полутора банкам еще бы чайку...

- Найдите сначала хоть мед!

- Мы все ж полторы банки меда найдем.

- От смеха держусь за живот!

- Полутора банками меда вполне

Могли б наслаждаться три дня...

- Я вам о полутора банках скажу:

«Они в животе у меня!»


 

Какое правило (понятие) русского языка иллюстрирует этот текст? Выберите правильный ответ из предложенных:

А) Какой частью речи является слово полтора

Б) К какому разряду относится числительное полтора

В) Что обозначает числительное полтора

Г) Как склоняется числительное полтора


 

Составьте не менее трёх предложений с этим числительным, употребляя его в разных падежах.


 

Модельный ответ


 

Правильный вариант ответа на вопрос – Г. Вариант собственного предложения: Около полутора минут длился телефонный разговор. К полутора литрам сока добавили воды. Я тратил на тренировки по полтора часа. Между полутора часами работы надо делать перерыв. Мы мечтали о полутора часах отдыха.


 

Критерии оценки:

Базовый уровень («3») – дан неправильный вариант ответа на вопрос. Без ошибок составлено хотя бы одно предложение.

Повышенный уровень («4») – дан правильный вариант ответа на вопрос. Без ошибок составлено два предложения, где числительные употреблены в разных падежах.

Высокий уровень («5») – дан правильный вариант ответа на вопрос. Без ошибок составлены три (или более) предложений, где числительные употреблены в разных падежах.


 

Проверяемые компетенции: предметная культуроведческая – выявлять единицы языка с нацинально-культурным компонентом значения, метапредметная познавательная: формулировать затруднения и определять их причины, метапредметная коммуникативная - пользоваться различными источниками информации, излагать кратко полученную информацию.


 

Задание. Иностранный ученик, изучающий русский язык, образует по образцу числительные. Подумай, при образовании какого числительного он может совершить ошибку и почему. Обратись к дополнительным источникам информации для объяснения причин такого затруднения и запиши кратко то, что ты узнал.


 

Восемь – восемьдесят

Семь - …

Шесть - …

Пять - …

Четыре – ….


 

Модельный ответ.


 

Затруднения могут возникнуть при образовании числительного сорок (40), потому что оно образуется не от того корня, что остальные: пять – пятьдесят, шесть – шестьдесят и др. Это числительное по происхождению является существительным со значением « мешок». В «сорок», т.е в « мешок» можно было положить 40 шкурок соболей на полную шубу. Название предмета было перенесено сначала на число этих соболей, а затем возникло числительное сорок, заменившее исконное четыре  десятъ.


 

Критерии оценки:

Базовый уровень («3») – ученик определил, при образовании какого числительного могут возникнуть затруднения, однако не сформулировал причины затруднений. Дан краткий ответ о происхождении числительного. В целом в ответе допускаются не более 4 речевых или логических ошибок.

Повышенный уровень («4») – ученик определил, при образовании какого числительного могут возникнуть затруднения и сформулировал причины затруднений, дан краткий, но не исчерпывающий ответ о происхождении числительного. В целом в работе допускаются не более 2 речевых или 1 логической ошибки.

Высокий уровень («5») – ученик определил, при образовании какого числительного могут возникнуть затруднения и сформулировал причины затруднений. Дан краткий исчерпывающий ответ, объясняющий происхождение числительного. В работе нет речевых или логических ошибок.


 

Проверяемые компетенции: предметная языковая - определять соответствие или отклонение от норм употребления числительных, объяснять нарушение нормы с опорой на имеющиеся знания, метапредметная коммуникативная – создавать письменные монологические высказывания, подбирая аргументы, подтверждающие свою точку зрения.


 

Задание. Ученики заспорили, как правильно прочитать записанный на доске пример: «500341 + 9».

Вася: «К пятьсот тысяч триста сорок один прибавить девять»

Люся: «К пятистам тысячам трёмстам сорока одному прибавить девять»

Маша: «К пятьсот тысячам триста сорок одному прибавить девять»

Петя: «К пятисот тысячам трёхсот сороку одному прибавить девять».

Напиши, кто из ребят прав и почему. Постарайся привести как можно больше аргументов для доказательства твоей точки зрения.


 

Модельный ответ:


 

Права Люся. Во-первых, числительные изменяются по падежам. Во-вторых, в составных количественных числительных склоняется каждое слово. В-третьих, в сложных числительных склоняется каждая часть слова.


 

Критерии оценки:

Базовый уровень («3») – ученик определил, кто прав, но не объяснил, почему, или объяснил некорректно.

Повышенный уровень («4») – ученик определил, кто прав, при объяснении выделил 1-2 позиции, данные в модельном ответе.

Высокий уровень («5») – ученик определил, кто прав, при объяснении выделил все позиции, данные в модельном ответе.

Опубликовано в группе «Урок русского языка»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.