Урок-практикум «Определение загрязнения окружающей среды пылью по её накоплению на листовых пластинках растений»
Цель: усвоение умений самостоятельно в комплексе применять знания, умения и навыки, осуществлять их перенос в новые условия практической работы
Задачи:
Образовательные: освоение содержания экологического образования, смысл которого заключается в понимании естественных законов природы и их соотнесение с «искусственными законами» развития социума.
Развивающие: развитие ключевых компетентностей школьников на примере содержания экологического образования; развитие исследовательских умений учащихся по оценке состояния различных компонентов окружающей среды.
Воспитательные: формирование системы базовых ценностей (жизнь, здоровье, человек, сохранение биологического разнообразия, культурного наследия и др.), создание условий для творческой самореализации и саморазвития школьников.
УУД
Регулятивные: организовывать своё рабочее место под руководством учителя; определять план выполнения заданий на уроке, оценивать результат своей деятельности.
Коммуникативные: выработанные умения и навыки экологически грамотного поведения в окружающей среде, с другими людьми, гармоничное взаимодействие и устойчивое развитие в системе « Природа - Общество».
Планируемые результаты
Познавательные: осмысление учащимися ценностей феномена жизни, ценности каждой формы существования жизни; ценности существования человека, его здоровья, социо-космической значимости; формирование ключевых компетентностей на содержании экологического образования;
Предметные: формирование природосообразного стиля поведения человека в окружающей среде, базирующегося на знании законов взаимодействия человека с окружающей средой; развитие экологического мышления –предполагающего способность к установлению причинно-следственных связей, системному анализу действительности, моделированию и прогнозированию развития окружающей среды;
Личностные: развитие экологического мышления – гибкого вероятностного мышления, предполагающего способность к установлению причинно-следственных связей, системному анализу действительности, моделированию и прогнозированию развития, окружающей среды; развитие исследовательских умений по оценке и системному анализу состояния окружающей среды.
Метапредметные: связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география - будут способствовать более высокому уровню владения навыками по данному курсу и реализации задач предпрофильной подготовки школьников.
Тип урока – КОМПЛЕКСНОГО ПРИМЕНЕНИЯ ЗУН
Форма – групповая
Методы: выполнения программированных заданий, частично-поисковый, самостоятельного проведении учащимися экспериментов, исследований и т.п.
Цель работы: определить количество пыли на листьях разных древесных растений города.
Растения обогащают воздух кислородом, увлажняют и очищают его, способствуют снижению шума, влияют на микроклимат территории. Известно, что основные экологические факторы в населенных пунктах, особенно в городах, существенно отличаются от тех, которые влияют на растения в естественной обстановке. Загрязнение воздуха, воды, почвы оказывает влияние на физиологические функции растений, их внешний облик, состояние, продолжительность жизни, генеративную сферу.
Вещества-токсиканты адсорбируются на клеточных оболочках растений, проникают внутрь клеток, нарушают обмен веществ; в результате резко снижается фотосинтез, усиливается дыхание. Обычно признаки поражения растений токсикантами выражаются в некрозе края листа, побурении листьев и хвои, появлении уродств, отмирании. Пыль, оседающая на листья, действует как экран, снижающий доступ света и усиливающий поглощение тепловой радиации. Кроме того, возможна закупорка листьев пылевыми частицами. Загрязнение почвы и вод нефтепродуктами вызывает разные этапы повреждения растений - от отсутствия завязывания семян и отмирания отдельных органов до полной гибели.
Среди растений есть виды, чувствительные к загрязнению среды, и есть более выносливые.
Наиболее газоустойчивы: туя западная, клен ясенелистный, бузина, тополь канадский, сирень амурская, снежнеягодник белый, боярышник.
Достаточно газоустойчивы: барбарис, жимолость татарская, роза морщинистая, сирень венгерская, спирея, смородина золотистая, яблони ягодные и китайская, калина-гордовина, чебушник, ракитник, ель колючая.
Негазоустойчивы: ель, пихта, кедр, можжевельник, клен остролистный, береза, тополь бальзамический, сирень обыкновенная, черемуха обыкновенная.
Выполнение работ по инвентаризации зеленых насаждений дает возможность оценить антропогенную нагрузку на территории. При выполнении работы учащиеся овладевают научными методами исследования, знакомятся с видовым составом растений, их биологией и экологией. Полевые исследования желательно проводить в весенне-летний вегетационный период.
ИНСТРУКЦИЯ
по инвентаризации зеленых насаждений
Для проведения полевых работ снимается копия плана объекта.
Инвентаризуемый объект разделяется на условные учетные участки.
На каждом учетном участке проводятся измерения расстояний между деревьями, определяется их положение относительно друг друга, зданий, газонов, тротуаров и т. д. в соответствии со сторонами горизонта.
Деревья наносятся на план-карту участка, каждому дереву, кустарнику или группе кустарников присваивается порядковый номер в пределах учетного участка
. В полевой дневник записывается дата обследования, номер учетное #0; участка и следующие данные
а). вид насаждений (рядовая, групповая посадка, одиночные экземпляр
б) номер дерева (кустарника);
в) порода (род, вид);
Состояние насаждений определяется по признакам
«хорошее» - насаждения здоровые, с хорошо развитой кроной, без существенных повреждений;
«удовлетворительное» - насаждения здоровые, но с неправильно развитой кроной, со значительными, но не угрожающими их жизни ранениями или повреждениями, с дуплами и др.;
«неудовлетворительное» - насаждения с неправильной и слабо развитой кроной, со значительными повреждениями, ранениями, зараженностью болезнями или вредителями, угрожающими их жизни.
Форма записи результатов обследования
Вид |
№ |
Порода |
Диа- метр |
К-во |
Состояние |
Особ Приз. |
|||
хор |
Удв. |
неуд |
|||||||
Обработка материалов обследования
1.На основании рабочих карт учетных участков составляется общая карта зеленых насаждений объекта. При наличии технической возможности эту работу рекомендуется выполнять при помощи компьютерной гео- информационной системы.
2.Кроме того, по этим данным составляется сводная таблица, содержащая сведения об общем количестве деревьев по породам, диаметрам и состоянию
3.Анализ полученных результатов, формулировка выводов и обобщений, рекомендаций и предложений.
Материалы и оборудование: весы торсионные, сушильный шкаф, калька, вата, пинцеты, фильтровальная бумага, линейки.
Листья берёзы , наиболее распространенного в городе, отбирают с высоты 1,5-3 м (высота слоя воздуха, вдыхаемого человеком) в 10-15-кратной повторности. Листья помещают в пакеты и доставляют в лабораторию, избегая встряхивания пыли.
Методика сбора листьев березы повислой с исследуемых участков.
Сбор материала можно проводить после остановки роста листьев, поэтому сбор проводили в начале сентября.
Сбор листьев производили с растений, находящихся в разных экологических условиях на участках, расположенных в разных функциональных зонах.
Листья собирали после 3-х дней без дождей. Для анализа использовались средневозрастные растения. С каждого участка брали по 30 листьев, по пять листьев с четырех деревьев.
Сбор листьев проводили на высоте 1,5-2м, т.е. приблизительно в зоне дыхания взрослого человека. Старались задействовать ветки разных направлений, условно – с севера, юга, запада и востока.
Методика сбора пыли с листовых пластин берёзы повислой.
Сбор пыли с листовых пластин проводили на месте сбора листьев. Для этого мы прикладывали загрязненный пылью лист к ленте широкого скотча, которая переклеивала частицы на себя. Потом этот фрагмент ленты, в свою очередь, налепляли на мягкую белую бумагу, на последней пыль оставляла хорошо различимый отпечаток.
Методика подсчёта пылевых частиц на отпечатках листовых пластин берёзы повислой.
Все полученные отпечатки приносились в кабинет .Для подсчета пылевых частиц на листьях берёзы повислой, отпечаток размещали перед собой стороной, обращённой к верхушке побега. С каждого отпечатка снимали показатели с правой стороны листа. Для этого лист делили пополам по вертикали и по горизонтали, затем мы помещали измерительную «сеточку» справа в 5мм от центра. Подсчет пылевых частиц производили визуально или при помощи увеличительного стекла, в зависимости от количества пылевых частиц. Все данные заносили в таблицу.
Виды загрязнений окружающей среды
Как загрязнение воздуха влияет на здоровье
Ресурсы:
«Практикум по экологии» сост.: П.А. Феклистов, Д.П. Дрожжин, Н.В. Гласова. - Архангельск: Изд-во Арханг. гос. техн. ун-та, 2007г.
Сайт YouTube: https://www.youtube.com/
Хостинг презентаций
-http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html