12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Дружинина Юлия Эдуардовна19 |
Урок-путешествие
7 класс
Учитель биологии и химии: Дружинина Ю.Э.
Урок Многообразие и распространение млекопитающих на планете Земля.
Задачи:
образовательные: сформировать знания о фауне млекопитающих животных. обосновать необходимость их охраны; продолжить формирование умений и навыков работы с карой.
развивающие: развивать умения анализировать факторы окружающей среды, которые влияют на распространение животных; развить топографическое видение мира.
воспитательные: любовь к природе, Родному краю; развитие экологического сознания.
Новые знания: природные зоны планеты Земля, распространение млекопитающих
Опорные знания: отряды млекопитающих животных, континенты
Форма проведения: урок - путешествие.
Тип: комбинированный
Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, фильмы по биогеографическим зонам, физическая карта мира, контурные карты.
Использованная литература:
1) учебник биологии 7 класс В. Г. Бабенко.
2) География материков и океанов. 7 класс. Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А.
Ход урока.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Время |
I.Организационный момент Форма контроля: педагогическое наблюдение | 1 мин. | |
- Ребята, встали, успокоились, приготовились к уроку. Здравствуйте! Садитесь. | - Здравствуйте! Дежурный отвечает. | |
II. Актуализация | 5 мин. | |
– на прошлых уроках мы с вами начали знакомиться с различными отрядами млекопитающих животных. Давайте проверим, что вы помните. внимание на доску. Здесь даны два задания под названием «Кто лишний»? В каждом задании написаны названия животных, относящиеся к одному отряду, кроме одного. Ваша задача: назвать это лишнее животное, поместить его в свой отряд, а также сказать к какому отряду относятся все остальные животные. ехидна, утконос, коала, проехидна Коала – лишнее животное, так как оно относится к сумчатым, а все остальные к однопроходным. ёж, крот, рыжая вечерница, бурозубка Рыжая вечерница – представитель отряда Рукокрылые, а все остальные относятся к отряду Насекомоядные. | Решают задания. | |
III. Мотивация | 2 мин. | |
– Молодцы! А теперь давайте проверим, сможете ли вы определить, какие животные вас будут окружать, если окажетесь в неизвестной вам местности? Мы покажем вам фотографии местности, а вы предположите кого, там можно встретить. | ТАЙГА: рысь, росомаха, волк, лиса, бурый медведь, выдра, соболь, ласка, горностай, многочисленны зайцы, бурозубки, грызуны: бобры, бурундуки, мыши, полёвки, белки и летяги. северный и благородный олень, лось, косуля, кабарга (в Сибири), лесной бизон (в Канаде) и вапити (в Северной Америке и на Дальнем Востоке). САВАННА: Антилопа, Гиена, Жираф, Зебра, Лев, Леопард, Носорог, Слон. АРКТ. П. полярная лисица; американский суслик; лемминг; лось; северный олень; полярный заяц; белый медведь; тундровый волк; Голубой (белый) песец; Овцебык; Горностай; Морской лев | |
IV. Сообщение темы цели и задач урока | 1 мин. | |
– Хорошо, но давайте узнаем какие еще животных мы можем встретить в разных природных зона. Тема нашего урока «Многообразие и распространение млекопитающих на планете Земля», и так, у вас на каждой парте лежат контурные карты, и у нас здесь висит карта. Вы, наверное, уже догадались, что сегодня вас ждет не просто урок биологии, а он будет совмещен с географией. По ходу урока мы будем рассматривать животных, и показывать зоны, в которых они обитают. Мы не будем сегодня писать в тетрадях, но у вас должна быть к концу урока заполнена ваша контурная карта. | | |
V. Изучение нового материала | 25 мин. | |
– Ну что же начнем наше путешествие! Готовьте свои самые теплые вещи, ведь сначала мы отправимся в холодную, снежную Арктику. Это тундра! северная часть Евразии и Северной Америки и расположен между полярными льдами на севере и обширными массивами лесов на юге. По мере удаления от арктических льдов (Гренландия, Аляска, Канада, Сибирь) располагаются обширные просторы безлесной тундры. Кто-то сможет показать ее на нашей карте? Как думаете какой там климат? А теперь давайте окунемся в эту холодную атмосферу! (видео минут 5) У нас было подготовлено сообщение об одном животном тундры. Давайте послушаем! – Спасибо большое, ….. Ну а теперь можно снять вторые варежки. И одеться в привычную для нас одежду. Ведь сейчас ты летим в тайгу! Тайга характеризуется преобладанием хвойных лесов, образованных в основном видами ели, пихты, лиственницы и сосны. Сможет ли теперь кто-то показать, где на карте будут таежные леса? Климат тайги для нас знаком, ведь это Урал и Сибирь, поэтому давайте все вместе ответим на этот вопрос? Средняя температура июля выше 10°, но не выше 20°; средняя температура января до —30° и ниже в Северной Америке, до —50° в Восточной Сибири; абсолютные минимумы температуры до —68. Ну что же готовы? (смотрим видео 5 минут). – Мы с вами уже рассмотрели хвойные леса. В нашей стране они занимают большую часть. Но на всей планете наиболее распространены тропические леса. Давайте же определим, в какую точку нашей планеты мы отправимся теперь и, какой же там климат? Но тропики так же очень близки к пустыням, ведь они тоже распространены тоже в экваториальной части (показываешь на карте). Ну и давайте окунемся в эту жаркую атмосферу. (смотрим видео по пустыне Калахари) - Мы посмотрели видео по Африканской пустыне Калахари, но особым материком является Астралия, которая полна пустынь и тропических лесов, а так же там встречаются такие млекопитающие, которых не встретить больше нигде. Потому что Автралия отграничена от остальных континентов и Здесь совсем нет обезьян, а хищник только — дикая собака динго и Тасманийский дьявол. В Австралии до наших дней сохранились древнейшие животные — ехидна и утконос. Здесь обитают сумчатые животные: кенгуру, коала и другие. Так как плацентарные не смогли их активно вытеснить. А теперь давайте же послушаем сообщение о представителе Австралийской фауны! | Кто-то выходит показывает на карте Зима в тундре чрезвычайно продолжительная: может быть 8-9 зимних месяцев. Так как большая часть тундры находится за Полярным кругом, то тундра зимой переживает полярную ночь. Слушают сообщение одноклассника Показывают тайгу на карте. Показывают на карте. Оговаривают климат. | |
VI. Обобщение и систематизация изученных на уроке понятий и ранее усвоенных знаний | 4 мин. | |
- Мы с вами рассмотрели основные зоны нашей планеты. Давайте же обсудим, как они приспособились к таким климатическим особенностям. 1. Амурский тигр (тайга) 2. Лемминг (тундра) 3. Антилопа 4. Ласка 5. Корсак – Верно! Молодцы. Основными приспособлениями это будет окраска, жировая прослойка и мех, способы зимовки и особенности питания и размножения. | Выдвигают свои предположения | |
VIII. Подведение итогов урока. Оценка работы всего класса и знаний отдельных учеников | 2 мин. | |
- Сегодня мы с вами занимались не просто биологией или географией. А частично попробовали окунуться в такую науку, как Биогеография! И составили биогеографическую карту, кто-то готов озвучить основные аспекты этой карты, для общей проверки? | Проверяют и оценивают друг друга | |
IX. Домашнее задание | 1 мин. | |
Откройте дневник и запишите домашнее задание. В любой удобной форме (рисунок, стих, проза и тд) описать, что такое степи и лесостепи. И внести в свою биогеографическую карту животных этих зон. | Учащиеся записывают. До свиданья! | |