Урок-путешествие «В мире Андерсена» 5 класс.
Урок-путешествие «В мире Андерсена» 5 класс.
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: знакомство обучающихся с творчеством Ханса Кристиана Андерсена— датского писателя, автора всемирно известных сказок для детей.
Задачи:
совершенствовать навыки чтения (правильность, беглость, осознанность, выразительность);
развитие мышления посредством отгадывания загадок, связной речи посредством ответов на вопросы и пересказа;
воспитывать положительные нравственные качества – доброту, желание дружить и приходить на помощь другу.
Материал: сказки автора, рисунки к сказкам, таблица «Шифровка», самолет бумажный, карта путешествия, карта мира.
Ход урока:
1. Организационный момент.
- приветствие
- отчет дежурного
2. Актуализация знаний.
- Ребята, посмотрите в окно и скажите, какое время года?
- Назовите признаки зимы.
- Отгадайте загадку:
Что за звёздочки резные на пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные, а возьмёшь — вода в руке? (снежинка).
-Какие слова помогли вам отгадать ее? (ответы детей)
- А какие сказки вы знаете, где говорится о снежинке? (ответы детей)
-Посмотрите внимательно на доску, и узнайте сказки по рисункам.
1. Снежная королева.
2. Гадкий утенок.
3. Стойкий оловянный солдатик.
4. Дикие лебеди.
5. Дюймовочка.
6. Русалочка.
- Ребята, назовите автора этих сказок? (ответы детей)
- А какая сказка вам нравиться больше всего? Почему?
- Сегодня мы обратимся к творчеству известного датского сказочника Ханса Кристиана Андерсена, узнаем о его детстве, вспомним его сказки. Я приглашаю вас в мир Андерсена.
3. Работа по теме.
- Предлагаю вам попутешествовать… но для этого нам нужен транспорт. Чтобы узнать на чем мы поедем, надо выполнить мое задание. Заменить цифры буквами.
19 | 1 | 14 | 16 | 13 | 7 | 20 |
с | а | м | о | л | е | т |
- Полетим на ……(ответы детей)
1 станция - «Детство»
В 1805 году 2 апреля в городе Оденсе родился Андерсен.
Несмотря на то, что семья была небогатой и часто перебивалась с хлеба на воду, первые годы жизни Ханса Кристиана были счастливыми. Отец, Ханс Андерсен, обожал мальчика, и они проводили много времени вдвоем. Папа будущего сказочника, который больше всего на свете любил книги, читал ему сказки, делал игрушки и рисовал картинки. От него писатель унаследовал и любовь к рукоделию: он умел искусно шить, а из бумаги вырезал фигурки людей, животных и целые причудливые сценки. Учеба в школе шла не без сложностей. Ханс Кристиан был способным учеником (картинка дома, где писатель провел детство)
2 станция – Дания.
Дания (официально — Королевство Дания) — государство в Северной Европе. Столица и самый большой город — Копенгаген. Государственный язык — датский.
Дании очень любят природу и бережно к ней относятся. Здесь много ухоженных уголков природы, в которых можно угадать эпизоды сказок Х. К. Андерсена. И во всё здесь вложена огромная любовь к своей Земле. Вот так выражают своё признание и почитание Х. К. Андерсена его земляки. И даже символом Копенгагена и всей страны стала известная Русалочка из одноименной сказки. А в центре города, напротив Ратуши, установлен памятник великому Сказочнику (картинка памятников)
- Задание: найдите на карте мира это государство.
4. Физкультминутка.
3 станция – «Сказки Андерсена»
- Проведём небольшую викторину: «Узнай сказку по отрывку» (обучающиеся по очереди читают отрывки из сказок)
1. «Наступил день свадьбы…» (Дюймовочка). Какова основная мысль сказки? (Сказка о том, что надо ценить талан и красоту. Если обладаешь талантом, то надо дарить его бескорыстно. Дюймовочка добрая, стойкая, любящая, способная на настоящие чувства)
2. «А дело было так: рыбу поймали, свезли на рынок, а потом она попала на кухню. Кухарка распорола ей брюхо…» (Стойкий оловянный солдатик. Основная мысль. Солдатик любил маленькую танцовщицу. Он погиб в огне, но после гибели сохранилось его маленькое оловянное сердечко – символ верности долгу и любви.
3. «Своими нежными руками рвала она злую, жгучую крапиву. И руки её покрывались крупными волдырями, но она с радостью переносила боль…» (Дикие лебеди. Основная мысль. Любовь к братьям, необыкновенное трудолюбие, доброта, самоотверженность, бесстрашие помогают спасти их.
4. «Я изготовлю тебе платье, ты возьмёшь его, поплывёшь с ним…» (Русалочка) Основная мысль сказки. Русалочка решается на самопожертвование ради любви, идёт на невыносимые муки, ради принца отдаёт свой прекрасный голос. Человеколюбие, благородство
5.«…маленькая разбойница вытащила из расщелины в стене нож и провела им по шее оленя…» (Снежная королева. Основная мысль сказки. Настоящая дружба заключается в самопожертвовании, любви, вере в собственные силы, бескорыстной помощи своему другу)
- Давайте раскрасим героев этих сказок (дети выбирают себе героев сказок, объясняют свой выбор)
Просмотр фрагмента мультфильма «Снежная королева» (Герда находит Кая) с последующим ответом на вопросы.
- Назовите главных героев сказки?
- Чему учит сказка?
- Что бы сделали на месте Герды?
- Чем вам понравилась Герда?
5. Заключение.
- Что вы узнали нового на сегодняшнем уроке?
- Назовите свою любимую сказку Андерсена.
- На кого из сказки Андерсена вы бы хотели быть похожи?
6. Подведение итогов.
Селиванова Галина Геннадьевна
Исаева Лиана Вахтанговна