Урок-соревнование по биологии в 7 классе на тему «Путешествие на морское дно»

4
0
Материал опубликован 21 March 2018 в группе

Пояснительная записка к презентации

Урок-соревнование

«Путешествие на морское дно»

Тип урока: обобщения и систематизация знаний.

Цель: создать условия для развития познавательных УУД.

Предметные результаты:

расширять и систематизировать знания о моллюсках;

формировать умение классифицировать моллюсков по группам;

объяснять значение моллюсков в природе и жизни человека.

Метапредметные и личностные результаты:

Регулятивные УУД

1. Формировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.

2. Формировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД

1. Формировать умение извлекать информацию из разных источников

2. Формировать умение преобразовывать информацию из одного вида в другой.

Коммуникативные УУД

Формировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.

Ход урока:

Целеполагание

Учитель. Ребята! На протяжении нескольких уроков мы изучали представителей типа Моллюски. Мы многое узнали, а сегодня должны систематизировать полученные знания. Вы должны определить цель нашего сегодняшнего занятия.

Чтобы в начале урока не сели на мель,

Подумав, скажите, какая же цель? (слайд2)

(Учащиеся определяют цель урока)

Учитель. Удивителен и разнообразен мир природы, удивителен и неповторим каждый живой организм, каждое живое существо! От урока к уроку шагая, мы вместе познаем красоту и неповторимость животных, убеждаясь в необходимости их любить и оберегать. Сегодня у нас обобщающий урок, посвященный моллюскам. На прошлых уроках мы изучили внешнее и внутреннее строение моллюсков, их классификацию. Сегодня мы изучим значение моллюсков в природе и жизни человека, расширим знания об их систематике и многообразии и выясним их значение.

Фонограмма «Шум моря»

Чтобы в море глубоком нам не утонуть,

Указать надо четкий и правильный путь.

Жемчуг будем собирать,

Знанья будем получать,

А те знания, что есть,

Другу подарить – вот честь!

Учитель. Наш урок – это урок-путешествие и соревнование. Где только не придется побывать нам с вами, чтобы доказать, что моллюски играют важную роль в природе и жизни человека.

Представьте себе, что мы находимся на Филиппинских островах, на берегу моря и наблюдаем как смелые и отважные пловцы племени ныряют, чтобы достать жемчуг. Легенда о жемчужине, похожей на голову мусульманина (вес 6кг 350г, длина 23см), жители племени считали ее волшебной. И когда доктор из Европы вылечил второго сына вождя, то ему в знак огромной благодарности подарили эту жемчужину. Она и сейчас хранится в Нью-Йорке, в залах одного из международных торговых центров. (слайд3)

1.Преодолей барьер (слайд4)

На нашем пути найдена первая жемчужина

В коралловом лесу жемчужина живет,

Похожая на капельку тумана.

Баюкает ее столетья напролет

Жужжанье голубого океана.

Занятно, что ее когда-нибудь найдет

Ловец жемчужин: цепкий, как лиана,

Цейлонец или сын чужих широт

Могучий, словно хвост Левиафана.

А если напряжемся, то найдем

Мы сами ту жемчужину в ракушке.

Вглубь океана вместе мы пойдем,

Когда найдем, поделимся друг с дружкой.

2.Короткая дистанция (слайд5)

Выберите правильные суждения и разместите их на графике ответов.

1. Тело всех моллюсков мягкое.

2. Все моллюски имеют двухстороннюю симметрию.

3. За исключением двустворчатых моллюсков, у всех моллюсков имеется голова.

4. Все моллюски имеют раковину или ее остатки, скрытые в коже.

5. Кровеносная система моллюсков замкнутая.

6. Моллюски имеют хорошо развитые органы осязания, чувства и равновесия.

7. Все тело моллюсков снаружи покрыто кожной складкой - мантией.

8. Все моллюски растительноядные животные.

9 Морские гребешки и мидии используются в пищу человеком.

10. Некоторые виды моллюсков бывают промежуточными хозяевами паразитических червей.

Учащиеся меняются листами самоконтроля и проверяют правильность выполнения друг у друга.(слайд6)

Ну вот мы с вами нашли вторую жемчужину…

Говорят, что почти не бывает,

Говорят, что безумно везет,

Если кто-то на дне океана

Голубой чистый жемчуг найдет

Голубая жемчужина где-то

В перламутрах, мерцая, лежит,

Но никто не узнает об этом,

Пока серый моллюск не открыт

Достают наверх сотни жемчужин,

Черных, белых, каких-то иных,

И понятья о том не имеют,

Что творится в глубинах морских.

3.Бросок в корзину(слайд7)

Третья жемчужина

В пучину капля с вышины упала.

Ходили волны, ветер выл.

Но Бог, узрев смиренной веры пыл,

Дал капле твердость высшего закала.

Её в себя ракушка приняла,

И вот венец властителя державы,

Признаньем доблести и славы,

Блестит жемчужина прекрасна и светла.

4.Обгони! (слайд8)

5.Учитель:(слайд9) Сейчас мы ответим на вопросы.

1 .Древние индийцы полагали, что этот «самый драгоценный продукт моря» образуется в раковине оттого, что в нее попадают капли росы. О том же писал и древнеримский ученый Плиний. Что это за продукт?(жемчужина)

2. Этого моллюска ели еще наши доисторические предки. Свидетельства тому пустые раковины этих моллюсков, которые ученые находят на местах стоянок первобытных людей. Как он называется?(устрица)

3. Зоологи этих беспозвоночных образно называют «приматы моря». Кто это такие?(головоногие)

4.Черепаха высовывает из панциря голову, четыре ноги и хвост, а это животное только голову и одну ногу. Как оно называется? (улитка)

5.Раковины этих вымерших моллюсков напоминают свернувшихся в спираль змей. Научное имя им было дано в честь древнеегипетского бога Амона, изображавшегося с головой барана. Как они называются? (аммониты)

6. Бурую жидкость этого моллюска, выбрасываемую в момент опасности из чернильного мешка, до сих пор используют для выработки известной краски - сепии. А как называется сам моллюск.(каракатица)

Четвертая жемчужина

В южном сказочном краю

Жила простая девушка.

Гуляла в пальмовом саду,

Банан был вместо хлебушка.

И к морю каждый вечерок

Ходила за ракушками

И другом был ей ветерок,

А камушки – подружками.

И с диких кряжистых высот

Ныряла за жемчужиной.

И среди сказочных красот

Другой ей мир не нужен был.

Вот так и вы, простые дети,

Жемчужину добыть сумейте.

6.Игра «Третий лишний»(слайд10)

7.Эстафета (слайд11,12)

Пятая жемчужина

В ней тихий тусклый свет, как будто сквозь туман,

Сияет матовой загадочной звездою.

Одной из чудных звезд, которых под водою

Хранит так много океан.

Холодных раковин красивая печаль,

Застывшая слезой на стенках перламутра,

Молочно-белая, как бледный отблеск утра,

Чуть серебрящийся сквозь облачную даль…

Холодных раковин красивая печаль,

Застывшая слезой на стенках перламутра,

Молочно-белая, как бледный отблеск утра,

Чуть серебрящийся сквозь облачную даль…

8.Новая жемчужина и задание на развитие логического мышления. От частного к общему (слайд 13)

1.Беспозвоночное, мидия, многоклеточное, двустворчатое.

2.Моллюск, кальмар, животное, головоногое.

3.Брюхоногое, Ципрея, животное, беспозвоночное.

Шестая жемчужина.

Отблеск молнии однажды

Вдруг достиг морских глубин,

Но дотла сгорел от жажды,

Скорость света сократив.

Луч сверкнул в глазах моллюска

И застыл навеки в них,

И от вспыхнувшего люкса

Жемчуг вскорости возник.

Представь, что такое жемчужина…

Как суть в ней запрятана мудро:

Таланта песчинка окружена

Плодами трудов перламутра…

Размер, чистота ее ценится;

Критично, с сознанием дела,

Все смотрят на гладкость поверхности,

Забыв, что внутри ее тела…

И кто уж тут вспомнит об Устрице,

Той, милостью Коей песчинка

Становится перлом искусности,

Жемчужины тайной начинкой…

9.Челночный бег (слайд 14)

10.Ролевая игра.(слайд 15) На экране вид рифа с пещерой.

Вдруг на нашем пути встретился ресторан. (Учитель с учениками разыгрывает заранее приготовленную сценку)

Ресторан «Наутилус». Вход бесплатный. (Звучит песня в исполнении Н. Королевой « На синем море»)

Директор ресторана:

Приглашаем посетить наш ресторан, где в ассортименте вы сможете попробовать блюда, приготовленные из всех представителей типа Моллюски. Это блюда из Франции, Италии, Испании, Японии, Кореи. Все они питательны и имеют прекрасный вкус.

Учитель:

Но сначала – немного истории! Европейцы, приехавшие на Цейлон в начале 20 века, в канун больших праздников пришли в недоумение. Все хозяйки на пляже, как им показалось, занимались стиркой. Когда европейцы присмотрелись, то увидели, что отбивалось не бельё, а какие-то странные предметы. За длинные щупальца из корзин вынимались головастые уродцы, бросали на камни и колотили скалками. «Клянусь Нептуном – воскликнули европейцы – они отбивают осьминогов».

Секрет странных действий раскрывался очень просто: то был первый этап в приготовлении праздничного стола – ведь не отбитое мясо осьминогов прожевать невозможно. И люди не жалеют сил, чтобы получить лакомый кусочек! Осьминоги – вкусное блюдо!

Официант 1:

Действительно, у нас в ресторане есть блюда из осьминогов, их рецепт пришел к нам из Древней Трои.

Голову осьминога начинить специями и мелко нарезанными щупальцами, а затем запечь в духовке, как большой пирог. Очень вкусно, в нашем меню он так и называется – осьминог по-троянски.

Официант 2:

А в древней Спарте знаменит был черный суп! Приготовление, которого требовало особой осторожности! Брали каракатицу, потрошили ее, но не трогали чернильного мешка, так вместе с ним и варили. Чернила придавали похлебке не только черный цвет, но и своеобразный привкус, который высоко ценили.

Учитель:

Хотелось бы попробовать. У вас есть в меню этот суп?

Директор:

Нет, еще не разработали технологию приготовления. Но у нас есть более вкусные блюда из осьминога:

- фаршированный осьминог в шоколаде;

- каракатица в молоке;

- осьминог с молодым картофелем, чесноком и гвоздикой.

Учитель:

А каких вы еще моллюсков используете для приготовления блюд?

Официант 1:

В меню нашего ресторана до 100 блюд, и половина из них приготовлены из мидий:

- плов из мидий;

- пирожки с мидиями;

- мидии жареные в соусе;

- тефтели из мидий.

Учитель:

Достаточно, достаточно! А вот настоящие гурманы говорят, что устрицы вкуснее и полезнее мидий.

Официант 2:

Да, действительно, в них много витаминов А, В, С, Д. Многие считают, что устрицы имеют особый вкус из-за наличия в их теле йода, что тоже очень полезно, особенно людям с заболеванием щитовидной железы.

Учитель:

К сожалению, в вашем меню я не вижу виноградной улитки, а я так давно мечтала ее попробовать. Читала, что улитка – это кусочек великолепного нежного мяса, прикрытого раковиной.

Официант 1:

Пока у нас нет этого блюда, но взамен мы бы хотели предложить морских гребешков. Да, да!

Официант 2:

В нашем ресторане есть такая реклама:

Хотите быть непобедимым Геркулесом

Съешьте гребешков морских побольше весом,

Говядина хоть и хороша,

Но в ней не хватает витаминов роста А.

Учитель:

Правда, ребята, нам было очень интересно посетить ваш ресторан, но время идет, и мы спешим перевернуть следующую страницу нашего путешествия. А для этого нам надо найти в тексте названия 10 моллюсков.

11.Индивидуальная работа с текстом.( слайд 16)

Найдите названия 10-ти моллюсков в тексте.

«Весной мы на лодке делали объезд прудов. Мы собирались начать работу часов с восьми, но Галя опоздала – она искала свой гребешок, и мы задержались. Когда начали работу, оказалось, что только Анкатушкалу измерений, что нам только что прислали, знала хорошо. Этого никто не ожидал. Уж Анка всегда всех удивит! В большинстве прудовикра лягушек отлично развивалась. Началась жара панамы нам очень пригодились. «Смотрите, цапля! – закричал Коля, снимая джемпер,- лови, цапля, лягушек, да считай их, будешь нашей помощницей… А вот еще птицы, их три, да к нам еще целая группа приближается…» И Николай занялся подсчетом: двенадцать минус трицапли разлетались и мешали считать. Щелкнул затвор камеры фотоаппарата. Одна цапля совсем близко. Я помахала ей на прощание веслом: «Иди, я не трону тебя».

На экране текст с выделенными названиями моллюсков.

Учащиеся меняются листами самоконтроля и проверяют правильность выполнения, выставляют баллы.( слайд 17)

Рефлексия.

Учитель:Ребята,мы сегодня плодотворно поработали, поэтому подведем итоги. У каждого из вас на столах лежат рисунки осьминога. Дорисуйте его. (Музыка «В мире животных»)

Учитель: Ребята, а сейчас я вам прочитаю очень интересную притчу. Давайте обсудим ее.

Притча.

Глупыш-птенец на берегу морском

Случайно стал свидетелем отлива

И целый час из лужи терпеливо

Носил по капле «морю на прокорм».

Узнав об этом, грозный царь морей

Растрогался и за труды пичужке

Достал из перламутровой ракушки

Жемчужину – мечту земных царей.

Но в тот же миг из туч раздался гром,

И забурлили воды в быстрых реках:

«Тебе мы служим, господин, от века,

Но ты нас не дарил таким добром!

Тебе мы всюду собираем дань –

С земли и с неба каждое мгновенье,

Мы помним волн твоих столпотворенье,

В сравненье с нашим дар той пташки – дрань!»

На это отвечал им царь морской:

«Вы не дары – долги мне отдаете:

Что принесли, то вскоре заберете.

Птенцу ж во мне корысти никакой.

Мой дар ему – не за глоток воды,

Не много пользы мне от этой капли.

Жемчужина за то, что в каждой капле

Он подарил мне море доброты»

Мораль нам всем понятна и проста:

Дороже всех сокровищ – ДОБРОТА!

Ученик: разговор о необходимости бережного отношения к живым организмам

Учитель:Исходя из данной притчи, мы должны с добротой относиться ко всему живому на Земле, в том числе и к обитателям морского дна. Мы выяснили, что моллюски так важны, и их надо беречь. Многие из них находятся на грани гибели и людям стоит задуматься об их охране. Всего в Красную книгу занесено 123 вида моллюсков. А ведь занесение в Красную книгу – это сигнал, что животное терпит бедствие.

Красная книга Республики Коми:

Вот и заканчивается наше удивительное путешествие.

Домашнее задание. Подготовить на формате А 4 проекты «Защитим моллюсков ».

Учитель: Спасибо за урок. До свидания.


презентация
PPTX / 1.7 Мб

шум моря
MP3 / 1.87 Мб

королева "на синем море"
MP3 / 8.33 Мб

Предварительный просмотр презентации

«Путешествие на морское дно…»

Урок-соревнование Чтобы в начале урока не сели на мель, Подумав, скажите, какая же цель?

Преодолей барьер! Класс Брюхоногие Класс Двустворчатые Класс Головоногие А Б В Г Д Е Найдите представителей каждого класса:

Короткая дистанция (да или нет) 1. Тело всех моллюсков мягкое. 2. Все моллюски имеют двухстороннюю симметрию. 3. За исключением двустворчатых моллюсков, у всех моллюсков имеется голова. 4. Все моллюски имеют раковину или ее остатки, скрытые в коже. 5. Кровеносная система моллюсков замкнутая. 6. Моллюски имеют хорошо развитые органы осязания, чувства и равновесия. 7. Все тело моллюсков снаружи покрыто кожной складкой - мантией. 8. Все моллюски растительноядные животные. 9 Морские гребешки и мидии используются в пищу человеком. 10. Некоторые виды моллюсков бывают промежуточными хозяевами паразитических червей.

Бросок в корзину (исправьте ошибки!) Нога жабры Вводной сифон Выводной сифон Ротовые лопасти Раковина Мускул-замыкатель Крепление мускула-замыкателя Мантия Нога

Обгони! (какая команда быстрее определит класс моллюсков) Особенности:  – нет раковины, - тело делится: голова, щупальца, воронка; - органы дыхания – жабры; - сердце 3-х камерное; - хорошо развиты органы чувств; - сложно устроена нервная система. Особенности: - спирально-закрученная раковина, - мускулистый язык-терка, - сердце 2-х камерное. Особенности: отсутствие головы, - раковина двустворчатая, - способ питания – фильтрация (сифон), - органы дыхания – жабры, - сердце 3-х камерное, - в основном раздельнополые. Определи класс по описанию:

1 .Древние индийцы полагали, что этот «самый драгоценный продукт моря» образуется в раковине оттого, что в нее попадают капли росы. О том же писал и древнеримский ученый Плиний. Что это за продукт? 1 .Древние индийцы полагали, что этот «самый драгоценный продукт моря» образуется в раковине оттого, что в нее попадают капли росы. О том же писал и древнеримский ученый Плиний. Что это за продукт? 2. Этого моллюска ели еще наши доисторические предки. Свидетельства тому пустые раковины этих моллюсков, которые ученые находят на местах стоянок первобытных людей. Как он называется? 3. Зоологи этих беспозвоночных образно называют «приматы моря». Кто это такие? 4.Черепаха высовывает из панциря голову, четыре ноги и хвост, а это животное только голову и одну ногу. Как оно называется? 5.Раковины этих вымерших моллюсков напоминают свернувшихся в спираль змей. Научное имя им было дано в честь древнеегипетского бога Амона, изображавшегося с головой барана. Как они называются? 6. Бурую жидкость этого моллюска, выбрасываемую в момент опасности из чернильного мешка, до сих пор используют для выработки известной краски - сепии. А как называется сам моллюск.

Игра «Третий лишний»

Эстафета (задание выполняется по цепочке) 1.Мантия представляет собой: 1) кожную складку, расположенную под раковиной; 2) орган передвижения; 3) защитную раковину; 4) отдел тела моллюска. 2. Моллюски обитают: 1) только в море; 2) только в пресных водоёмах; 3) занимают все среды обитания; 4) только на суше. 3. Водные моллюски в качестве органов дыхания имеют: 1) жабры; 2) лёгкое; 3) не имеют органов дыхания; 4) не дышат, так как створки раковины плотно закрыты. 4. Из перечисленных животных к брюхоногим моллюскам относят: 1) виноградную улитку; 2) беззубку; 3) устрицу; 4) осьминога. 5. В пищеварительную система не входит: 1) рот; 2)глотка, 3 почки; 4) кишечника

Эстафета 6. Тело моллюсков делят на: 1) голову и грудь; 2) голову, туловище и ногу; 3) головогрудь и брюшко; 4) голову, грудь, брюшко. 7. Кровеносная система моллюсков : 1) замкнутая; 2) с одним сосудом; 3) незамкнутая; 4)не имеет сердца . 8. Особое приспособление - чернильная железа – есть у: всех моллюсков; 2) головоногих; 3) брюхоногих; 4) двустворчатых. 9. Реактивное движение характерно для: 1) всех моллюсков; 2) головоногих; 3) брюхоногих; 4) двустворчатых.

От частного к общему! 1.Беспозвоночное, мидия, многоклеточное, двустворчатое. 2.Моллюск, кальмар, животное, головоногое. 3.Брюхоногое, Ципрея, животное, беспозвоночное.

Челночный бег 1.Беззубка 2.Слизень 3.Кальмар 4.Катушка 5.Мидия 6.Осьминог 7.Морской гребешок 8.Виноградная улитка 9.Жемчужница 10.Прудовик большой 11.Перловица 12.Устрица 13.Каракатица 14.Малый прудовик Распредели по классам: А) Брюхоногие Б) Двустворчатые В) Головоногие

«Весной мы на лодке делали объезд прудов. Мы собирались начать работу часов с восьми, но Галя опоздала – она искала свой гребешок, и мы задержались. Когда начали работу, оказалось, что только Анка ту шкалу измерений, что нам только что прислали, знала хорошо. Этого никто не ожидал. Уж Анка всегда всех удивит! В большинстве прудов икра лягушек отлично развивалась. Началась жара – панамы нам очень пригодились.«Смотрите, цапля! – закричал Коля, снимая джемпер,- лови, цапля, лягушек, да считай их, будешь нашей помощницей… А вот еще птицы, их три, да к нам еще целая группа приближается…» И Николай занялся подсчетом: двенадцать минус три – цапли разлетались и мешали считать. Щелкнул затвор камеры фотоаппарата. Одна цапля совсем близко. Я помахала ей на прощание веслом: «Иди, я не трону тебя». «Весной мы на лодке делали объезд прудов. Мы собирались начать работу часов с восьми, но Галя опоздала – она искала свой гребешок, и мы задержались. Когда начали работу, оказалось, что только Анка ту шкалу измерений, что нам только что прислали, знала хорошо. Этого никто не ожидал. Уж Анка всегда всех удивит! В большинстве прудов икра лягушек отлично развивалась. Началась жара – панамы нам очень пригодились.«Смотрите, цапля! – закричал Коля, снимая джемпер,- лови, цапля, лягушек, да считай их, будешь нашей помощницей… А вот еще птицы, их три, да к нам еще целая группа приближается…» И Николай занялся подсчетом: двенадцать минус три – цапли разлетались и мешали считать. Щелкнул затвор камеры фотоаппарата. Одна цапля совсем близко. Я помахала ей на прощание веслом: «Иди, я не трону тебя».

«Весной мы на лодке делали объезд прудов. Мы собирались начать работу часов с восьми, но Галя опоздала – она искала свой гребешок, и мы задержались. Когда начали работу, оказалось, что только Анка ту шкалу измерений, что нам только что прислали, знала хорошо. Этого никто не ожидал. Уж Анка всегда всех удивит! В большинстве прудов икра лягушек отлично развивалась. Началась жара – панамы нам очень пригодились. «Смотрите, цапля! – закричал Коля, снимая джемпер,- лови, цапля, лягушек, да считай их, будешь нашей помощницей… А вот еще птицы, их три, да к нам еще целая группа приближается…» И Николай занялся подсчетом: двенадцать минус три – цапли разлетались и мешали считать. Щелкнул затвор камеры фотоаппарата. Одна цапля совсем близко. Я помахала ей на прощание веслом: «Иди, я не трону тебя». «Весной мы на лодке делали объезд прудов. Мы собирались начать работу часов с восьми, но Галя опоздала – она искала свой гребешок, и мы задержались. Когда начали работу, оказалось, что только Анка ту шкалу измерений, что нам только что прислали, знала хорошо. Этого никто не ожидал. Уж Анка всегда всех удивит! В большинстве прудов икра лягушек отлично развивалась. Началась жара – панамы нам очень пригодились. «Смотрите, цапля! – закричал Коля, снимая джемпер,- лови, цапля, лягушек, да считай их, будешь нашей помощницей… А вот еще птицы, их три, да к нам еще целая группа приближается…» И Николай занялся подсчетом: двенадцать минус три – цапли разлетались и мешали считать. Щелкнул затвор камеры фотоаппарата. Одна цапля совсем близко. Я помахала ей на прощание веслом: «Иди, я не трону тебя».

Рефлексия

Спасибо за урок!

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.