12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Доронина Татьяна Владимировна442
Россия, Московская обл., Орехово-Зуево

Урок-викторина по информатике для учащихся 10-11 классов или 1-2 курсов СПО

Преподаватель: Доронина Т.В.

Тема: "Викторина, посвященная дню информатики"

Форма: Внеклассное учебно-воспитательное мероприятие по информатике

Цель: развитие интереса обучающихся к информатике.

Задачи:

• Развитие познавательного интереса, повышение творческой активности учащихся;

• Развитие умения выделять главное, существенное, логически излагать мысли, развитие памяти, внимания, расширение кругозора;

• Воспитание информационной культуры, уважения к сопернику, умения достойно вести спор, стойкости, воли к победе, находчивости, умения работать в команде.

Методы: словесные, наглядные, практические

Оборудование:

Мультимедийный проектор, экран, компьютеры или ноутбуки.

Раздаточный материал и используемые программы:

Карточки с заданиями для команд, презентация.

Программы MS Office Word;

Ход мероприятия

1. Организационный момент (приветствие, сообщение темы мероприятия и задач,

которые предстоит решить в процессе совместной работы)

2. Состязания команд

3. Подведение итогов и награждение

Сценарий

Набирается 2 команды по 6 человек для участия в викторине. Выбираются капитаны команд. 4 человека - жюри. Остальные учащиеся будут болельщиками.

1. Организационный момент.

Ведущий:

Добрый день уважаемые ребята, жюри и гости! Сегодня мы собрались с вами для проведения викторины, посвященной Дню информатики.

4 декабря года считается днем рождения российской информатики. И хотя в России этот праздник пока не является официальным, но его отмечают все те, кто имеет отношение к информатике.

Дата 4 декабря выбрана не случайно. Именно в этот день в 1948 году Государственным комитетом Совета министров СССР была зарегистрирована цифровая электронная вычислительная машина И.С.Брука и Б.И.Рамеева.

Это первый официальный документ о вычислительной технике нашей страны. Появление такой техники повлекло за собой ряд новых открытий, а также развитие информатики.

Сегодня мы определим, насколько хорошо вы знаете информатику и как вы эти знания можете применить.

Разрешите представить вам членов жюри (представление членов жюри).

А теперь давайте познакомимся и с нашими командами (идет представление команд, их капитанов).

Итак, команды готовы? Болельщики готовы? Жюри готовы? Тогда начинаем.

2. Состязание команд

1. Конкурс "Информатика в лицах"

Для начала, проверим, насколько вы хорошо знаете деятелей информатики, как российской и зарубежной "в лицо".

На экране перед вами будет появляться фотография известного деятеля из области информационных технологий. Команде, правильно ответившей первой, присваивается 1балл за каждый правильный ответ. На совещание между членами команды дается 1 минута (максимальное время).

Итак, начинаем.

1) Перед вами известный советский профессор, основоположник отечественной вычислительной техники, награжден медалью "Пионер компьютерной техники". Известен, как создатель МЭСМ и БЭСМ.

(Правильный ответ: Сергей Алексеевич Лебедев)

2) Швейцарский инженер и исследователь мира программирования. Автор и один из разработчиков языка программирования Паскаль.

(Правильный ответ: Никлаус Вирт).

3) Английский математик, наиболее известен как человек, с именем которого связывают архитектуру большинства современных компьютеров

(Правильный ответ: Джон фон Нейман).

4)Американский предприниматель и разработчик в области электронно-вычислительной техники, основатель ведущей компании в мире в области программного обеспечения

(Правильный ответ: Билл Гейтс).

5) Известный российский программист, специалист по защите информации, основатель одной из антивирусных компаний.

(Правильный ответ: Евгений Валентинович Касперский).

Итак, на этом 1 конкурс закончен. Попросим жюри подвести итоги 1 конкурса.

(Жюри подводит итоги)

2. Конкурс "Восстанови код"

Каждой команде сейчас раздадут карточки с заданием. На карточках записаны слова, при передаче сообщение повредилось, буквы в словах перемешались. Ваша задача - отгадать, что же это были за слова. Командам присваивается 1балл за каждое разгаданное слово. Побеждает команда, которая наберет больше баллов.

Задания для команд:

Для первой команды:

    Лопарь – (пароль)

    Адрес – (среда)

    Кетст - (текст)

    Олисч - (число)

    СОРЦЕСПРО -  (процессор)

    АКТПКОМ КСДИ – (компакт диск)

    ВИКЛУРАТА – (Клавиатура)

    СТКИДОЖЙ – (джойстик)

    ТЕРПНИР – (принтер)

    ТОРНИМО - (Монитор)

Для второй команды:

    Фргиак – (график)

    ТЕРИНПР- (принтер)

    ЬШЫМ - (мышь)

    ТЕРЧЕСВИН- (Винчестер)

    НЕРСКА – (сканер)

    ТАКЕДИС - (дискета)

    НИМОРОТ – (монитор)

    ММЕДО - (модем)

    ТЬАЯПМ -   (память)

    ДОВОСКИД - (дисковод)

Жюри подводит итоги. Время около 5-8 минут.

3. Конкурс "Цифровая эстафета"

По одному человеку от каждой команды садятся за компьютер. Ведущий читает вопросы, участники игры на компьютере набирают ответы. После завершения первого блока вопросов, участники меняются, выходят следующие представители команд и продолжают игру. Таким образом в конкурсе от каждой команды поучаствует, ответит на 3 вопроса. За каждый правильный ответ команды получают по одному баллу.

    Первый блок вопросов

    Одна точка растрового изображения (пиксель).

    Сколько бит памяти нужно для кодирования 1 символа с помощью таблицы ASCII (8 бит или 1 байт).

    Многократно повторяющаяся часть алгоритма (программы).  (Цикл)

    Второй блок вопросов

    Минимальная единица измерения информации (бит).

    Гибкий магнитный диск. (дискета)

    Последовательность действий, направленная для достижения конкретной цели. (Алгоритм)

    Третий блок вопросов

    Как называется часть имени файла, записываемая после точки? (расширение).

    Устройство ввода числовой и буквенной информации (клавиатура)

    В каких единицах измеряется тактовая частота процессора. (Герц)

    Четвертый блок вопросов

    Устройство для ввода графической информации в компьютер (фотографии, картинки, текст) (сканер).

    Как называется объект – заместитель оригинала? (модель)

    В чем измеряется разрешающая способность принтера (dpi)

    Пятый блок вопросов

    Сколько байт составляет ½ килобайта? (512 байт)

    Устройство ввода звуковой информации (микрофон)

    информационная модель это информационная модель, позволяющая в упорядоченном виде хранить данные о группе объектов, обладающих одинаковым набором свойств (база данных)

    Шестой блок вопросов

    Назовите любой информационный процесс (передача, хранение...)

    Как называется минимальный объем дискового пространства, выделяемый для хранения файла? (кластер)

    Назовите устройство вывода графической информации (монитор)

Жюри подводит итоги.

4.Конкурс "Синонимы"

Следующее задание таково: перед вами на экране слово. Ваша задача - подобрать к нему синоним. Команде, правильно ответившей первой, присваивается 1балл за каждый правильный ответ. С места выкрикивать запрещено.

На экране перед участниками появляются следующие слова:

    Каталог

    ОЗУ

    Знак

    Дисплей

    Азбука

    Компьютерная наука

    ЭВМ

    Винчестер

    директория

Ответы: 1-папка, директория, 2-оперативная память, 3 - символ, 4 - монитор, 5- алфавит, 6 - информатика, 7- компьютер, 8 - жесткий диск, 9 - папка.

Жюри подводит итоги.



5.Конкурс "Кто больше"

Командам предлагается написать слова, связанные с информатикой, информационными технологиями и программированием, начинающиеся с одной буквы.

Например, первой команде - составить слова, начинающиеся с буквы К. Вторая команда составляет слава с буквы П.

Побеждает в этом конкурсе команда, написавшая большее количество слов. Время - 2 минуты.



6.Конкурс "Знатоки"



Командам задаются вопрос. При правильном ответе команде засчитывается 2 балла, если ответ неверный - отвечает команда соперника. При правильном ответе сопернику начисляется 1 балл.

1 вопрос:

Вы, наверное, слышали о так называемой “проблеме 2000 года”. Напомним, что она была связана с тем, что при переходе с конца дня 31 декабря 1999 года на начало 1 января 2000 года некоторые программы, созданные в 80-х годах прошлого столетия и оперировавшие только с двумя последними цифрами года, могли сработать неправильно. В англоязычной компьютерной литературе эту проблему часто называли “проблема Y2K”. Почему здесь использовано именно такое сокращение?

Ответ:

Сокращение Y2K обозначает 2000 год: - буква Y - от английского слова year - “год”; - 2K означает 2000 (приставка “кило”, соответствующая числу 1000, сокращенно обозначается “К” - вспомните сокращенное обозначение килобайта).[2]

2 вопрос:

Флаг России - её официальный государственный символ наряду с гербом и гимном. Представляет собой прямоугольное полотнище из трёх равновеликих горизонтальных полос: верхней - белого, средней - синего и нижней - красного цвета. Чем Государственный флаг России отличается от принципа получения цветного пикселя на экране монитора? [2]



Правильный ответ:

 В первом случае используется белый цвет, во втором - зеленый. в компьютере пиксель получается путем смешения трех базовых цветов (красного, зеленого и синего).

3 вопрос:



Для долговременного хранения информации используется долговременная (внешняя) память, выключение питания не приводит к потере данных на ней. Почему жесткий магнитный диск, лазерный диск и другие устройства долговременной памяти называют “внешней памятью” — ведь они находятся внутри системного блока компьютера?[2]

Правильный ответ: Это отдельные устройства для хранения информации



Итак, наша викторина подошла к концу. Попросим жюри объявить результаты этого конкурса и подвести итоги.



Подведение итогов.

Жюри подводит итоги всех конкурсов, а также выбирает победителя

Награждение команд

В День информатики пожелаем вас чётко поставленных задач и правильных решений, успешных программ и высоких достижений, большого энтузиазма и передачи информации без каких-либо искажений.



Список используемых источников:

1. Знаменитые и великие информатики и программисты. [Электронный ресурс] - https://sites.google.com/site/uvarovaap/znamenitye-i-velikie-informatiki-i-programmisty

2. Мое образование. "Хочу все знать" 9-11 класс. [Электронный ресурс] - http://moeobrazovanie.ru/viktoriny/test_po_informatike_9_10_11_klass.html .

Приложение 1

Карточки для задания "Восстанови Код"

Для первой команды:

    Лопарь –

    Адрес -

    Кетст -

    Олисч -

    СОРЦЕСПРО -  

    АКТПКОМ КСДИ –

    ВИКЛУРАТА –

    СТКИДОЖЙ –

    ТЕРПНИР –

    ТОРНИМО -

Для второй команды:

    Фргиак –

    ТЕРИНПР-

    ЬШЫМ -

    ТЕРЧЕСВИН-

    НЕРСКА –

    ТАКЕДИС -

    НИМОРОТ –

    ММЕДО -

    ТЬАЯПМ -  

    ДОВОСКИД -

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.