Урок-занятие кружка по теме «Учимся работать по алгоритму» (Информатика и ИКТ, 4 класс)
Технологическая карта занятия кружка «Компьютерный мир»
Тема занятия: учимся работать по алгоритму |
Класс: 4 |
Цели занятия: Образовательные: организовать деятельность учащихся по формулированию нового понятия «алгоритм»; Развивающие: способствовать развитию наблюдательности, умения анализировать, сравнивать, делать выводы; Воспитательные: воспитывать такие качества личности, как познавательная активность, самостоятельность, упорство в достижении цели. побуждать учеников к само-, взаимоконтролю, вызывать у них потребность в обосновании своих высказываний. |
Тип занятия открытие новых знаний |
Форма занятия самостоятельная, групповая, фронтальная, парная |
Оборудование: персональный компьютер (рабочее место учителя), ноутбуки для учащихся, экран; проектор; карточки-помощники; программы для составления алгоритмов сигналы |
Опорные понятия, термины Алгоритм, модель, последовательность, команда |
Ход занятия
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Название используемых технологий, приемов |
Формируемые УУД |
Организационный момент |
Учитель приветствует детей, настраивает на работу Добрый день уважаемые гости! Я и мои ученики рады видеть вас сегодня на нашем занятии. Ребята! Настроение хорошее? Повернитесь к нашим гостям и улыбнитесь всем! Садитесь. Начинаем работу. |
Ученики приветствуют гостей. |
Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивные: уметь самостоятельно организовывать своё рабочее место. Личностные УУД: положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения. |
|
Мотивация к учебной деятельности. |
Начать сегодняшнее занятие я хочу со слов из знаменитого произведения Льюиса Кэррола "Алиса в стране чудес": "Алиса спрашивает у кролика: Эти слова имеют глубокий смысл. Зачастую мы не находим решения задачи или какой-нибудь проблемы из-за того, что не можем выстроить правильно последовательность своих действий. Умный человек знает: чтобы не попасть впросак и добиться желаемой цели, нужно заранее продумывать и планировать свои действия. А как это сделать? |
Настрой на урок Нужно составить план. |
яркое пятно |
Регулятивные: целеполагание - как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; Личностные: Имеет внутреннюю позицию, адекватную мотивацию учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы. |
Выполнение пробного действия |
Перед вами карточки для вашей дальнейшей работы. Но в них есть ошибки. Ваша задача – найти эти ошибки и расставить все действия правильно. Проверьте свою работу по слайду. (слайд 8) Сейчас вы будете работать за компьютерами и выполнять действия, которые прописаны на ваших карточках. Прежде чем вы приступите к работе на компьютерах, давайте вспомним правила техники безопасности. |
Учащиеся составляют план, садятся за компьютеры и выполняют действия по карточке |
пробное действие технология оценивания - проверка по эталону |
|
Повторение правил ТБ при работе с компьютером. |
Вспомним правила техники безопасности при работе с компьютером. (слайд 3, 4, 5, 6, 7) |
Учащиеся называют правила ТБ, зачитывают их в презентации учителя. |
здоровье-сберегающая технология |
Регулятивные УУД: установка на здоровый образ жизни и её реализация в реальном поведении |
Физкультминутка (после рисования снеговика) |
Физкультминутка для глаз (слайд 9) |
Выполняют действия из клипа |
здоровье-сберегающая технология |
Регулятивные УУД: установка на здоровый образ жизни и её реализация в реальном поведении |
Актуализация имеющихся знаний учащихся. Формулировка темы занятия и целей. |
Ребята, вы сейчас работали по карточке – рисовали снеговика. Что же это за карточка-помощник у вас была? Как это можно назвать по-другому?
Какая же будет тема нашего занятия? Как вы сами понимаете значение этого слова? Давайте обратимся к словарю и найдем научное определение этого слова. К какому словарю нам обратиться? (слайд 10) Какие же цели вы поставите на занятие? (на доску) |
план действий, последовательность шагов и др.ответы
алгоритм толковый словарь Узнать, что такое алгоритм, учиться составлять алгоритмы и работать по ним. |
составление плана выхода из затруднения работа со справочной литературой |
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; способен договариваться, учитывать интересы других, сдерживать свои эмоции, проявляет доброжелательное внимание к окружающим. Познавательные: логический анализ объектов с целью выделения признаков Регулятивные: Выделяет ориентиры действия в новом учебном материале. Планирует совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Личностные: самоопределение |
Изучение нового материала Работа по составлению алгоритма (работа в парах) |
А задумывались ли вы, что в нашей повседневной жизни мы часто выполняем действия по алгоритмам? (слайд 11) Какие это действия? Каждый шаг в алгоритме принято называть КОМАНДОЙ. (слайд 12) В начале алгоритма принято записывать команду "НАЧАЛО", а в конце - команду "КОНЕЦ".
А сейчас объединитесь в пары за партами и составьте с помощью карточек алгоритм задачи, которую вы сейчас выполняли. Проверьте свою работу в парах по слайду. (слайд 13) |
пришить пуговицу, убраться в комнате, сложить двузначные числа, сделать бутерброд. Ученики составляют алгоритм «Рисуем снеговика» (используют карточки-помощницы) проверяют с доски |
работа в парах технология оценивания - проверка по эталону |
Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него; выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения; · саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий. Коммуникативные: постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; · разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация; · управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера; · умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Личностные: имеет внутреннюю позицию, адекватную мотивацию учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы. |
Физкультминутка |
Двигательная физкультминутка (слайд 14) |
Выполняют действия из клипа |
здоровье-сберегающая технология |
Регулятивные УУД: установка на здоровый образ жизни и её реализация в реальном поведении |
Закрепление изученного материала |
Ребята, вы сказали, что мы часто в жизни выполняем действия по алгоритму. Давайте выполним практическую работу – работать будете по группам по 5 человек. Перед вами конфеты, съешьте по одной. Составьте алгоритм ваших действий: выстройтесь по порядку выполнения команд На компьютере тоже можно выполнять практические работы по составлению алгоритмов. Работать будете в группах по 3 человека. Каждая группа получает по 1 заданию на выбор (если останется время – выполняем еще по одному алгоритму). Составление электронных алгоритмов: «Почисти ковер» «Сделай бутерброд» «Завари чай» «Погладь рубашку» «Сходи в кино» «Передай сообщение по телефону» |
на практике составляют алгоритм: съешь конфету составляют алгоритм с помощью карточек: выстраиваются по порядку выполнения команд работают в группах, составляя алгоритмы. В группах взаимопомощь. |
работа в группе, практическая работа работа в группе проверка в программе |
Регулятивные: выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения; · саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий. Коммуникативные: постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; · разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация; · управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера; Личностные: имеет внутреннюю позицию, адекватную мотивацию учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы. |
Итог занятия |
Подведем итог нашего занятия. Обратимся еще раз к плану: все ли мы выполнили из запланированного? Чему научились? |
Мы узнали, что действие можно описать с помощью алгоритма, что он состоит из команд, учились составлять и выполнять алгоритмы. |
Личностные: имеет внутреннюю позицию, адекватную мотивацию учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы. Регулятивные: выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения; - саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий. |
|
Рефлексия |
- А сейчас вам надо выполнить алгоритм, который записан у вас на карточке. - Что у вас получилось? (слайд 15) - Молодцы, нам удалось выполнить всё, потому что вы были внимательны, сосредоточены и активны. Спасибо за внимание! |
Учащиеся выполняют шаги алгоритма, выбирают смайлик. |
технология оценивания |
Личностные: имеет внутреннюю позицию, адекватную мотивацию учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы. Регулятивные: выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения; · саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий. |
Приложение к занятию
НАЧАЛО На панели рисования находим фигуру овал, выбираем цвет линий черный, и наносим его. Затем наносим еще 2 круга более маленького размера С помощью маленьких кружков делаем ножки, ручки, и глаза снеговику Выбираем инструмент «Заливка», выбираем голубой цвет и заливаем круги На панели рисования находим фигуру треугольник, выбираем цвет линий черный, и наносим его. Будет нос у снеговика. На панели рисования находим фигуру четырехугольник, выбираем цвет линий черный, и наносим его. Будет шапка у снеговика. Выбираем инструмент «Заливка», выбираем оранжевый цвет, заливаем нос Выбираем инструмент «Заливка», выбираем красный цвет, заливаем шапку снеговика Нарисуй снеговику метлу КОНЕЦ |
|||||||||||||
|
НАЧАЛО Нарисуй снеговика Сядь к компьютеру Открой программу Paint КОНЕЦ |
НАЧАЛО Нарисуй снеговика Сядь к компьютеру Открой программу Paint КОНЕЦ |
НАЧАЛО Нарисуй снеговика Сядь к компьютеру Открой программу Paint КОНЕЦ |
НАЧАЛО Нарисуй снеговика Сядь к компьютеру Открой программу Paint КОНЕЦ |
Возьми конфету из вазы |
Разверни конфету |
Съешь конфету |
Выброси фантик в мусорное ведро |
Узнать, что такое алгоритм |
учиться составлять алгоритмы |
учиться работать по алгоритму |