Урок «Алгоритмы с ветвлением (разветвляющиеся алгоритмы)» (Информатика и ИКТ, 4 класс)
Тема урока: Логические структуры «ЕСЛИ – то – ИНАЧЕ».
Алгоритмы с ветвлением. Создание и исполнение алгоритмов с ветвлением в определенной среде программирования.
Класс: 4.
Цели:
Образовательная:
научить записывать условие ветвления в алгоритме, используя слова «если», «то», «иначе»;
научить выполнять алгоритмы с ветвлением;
закрепить представление о вложенности алгоритмов.
Воспитательная:
способствовать воспитанию в учеников средствами урока уверенности в своих силах;
воспитать интерес к информатике, усидчивость, внимательность, умение слушать учителя и одноклассников.
Развивающая:
способствовать развитию элементов творческой деятельности (интуиции, пространственного воображения, смекалки);
развития у школьников коммуникативной культуры (умения общаться, монологическую и диалогическую речь);
развить логическое мышление, умственную деятельность.
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Вид урока: урок смешанного типа.
Планируемые результаты:
Личностные: школьники проявляют познавательный интерес к изучению данной темы урока, оценивают практическую значимость полученных знаний и умений; проявляют дисциплинированность, активность, усидчивость, самостоятельность, внимательность, уважение друг к другу; проявляют трудолюбие, способность к преодолению трудностей, целеустремлённость и настойчивость в достижении результата.
Метапредметные: школьники демонстрируют личностные УУД: самоопределение; действие смыслообразования, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимся, и того, что еще неизвестно; волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели; поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений. Обучающиеся демонстрируют коммуникативные УУД: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в устной форме, выслушивание собеседника и ведение диалога. Обучающиеся демонстрируют познавательные УУД: общеучебные: структурирование знаний; построение логической цепи рассуждений.
Предметные: школьники умеют записывать условие ветвления в алгоритме, используя слова «если», «то», «иначе».
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
Здравствуйте ребята. Присаживайтесь. Проверьте пожалуйста все ли учебные принадлежности (тетрадь, дневник, ручка, линейка, карандаш) у вас на парте? Кого сегодня нет?
2. Проверка домашнего задания. (проверить правильность выполнения)
-Какие задание было на дом? Все смогли выполнить? Откройте тетрадки, я проверю.
3. Мотивационный момент.
“Прежде чем что-нибудь делать, надо составить план”, - говорила Алиса из сказки “Алиса в Стране Чудес” Льюиса Кэрролла. Алиса была очень любопытной девочкой, она строила самые фантастические планы, но редко доводила их до конца, из-за чего частенько попадала в самые невероятные ситуации. Я желаю, чтобы все наши начинания, наши планы мы доводили до конечного результата и результат оказывался положительным. Что нам надо для работы? Ум, вниманье, доброта.
Улыбнитесь мне немного и скорее в путь-дорогу...
4. Актуализация знаний. (Игра «Угадайка», учащиеся отвечают на вопросы ДА/НЕТ)
- Ребята, алгоритм - это заранее составленный план действий? (Да.)
- В начале алгоритма принято записывать команду «Условие»? (Нет.)
- Чтобы составить подробный план (т.е. алгоритм), нужно по порядку перечислить все шаги действия. (Да.)
- В конце алгоритма принято записывать команду «Конец»? (Да.)
- Ребята, командой принято называть каждый шаг в алгоритме? (Да.)
Молодцы!
5. Изучение нового материала.
Тема нашего урока: Логические структуры «ЕСЛИ – то – ИНАЧЕ». Алгоритмы с ветвлением. Создание и исполнение алгоритмов с ветвлением в определенной среде программирования. (Работа с ПРИЛОЖЕНИЕМ А)
Давайте посмотрим и выполним Задание № 1:
-Команды алгоритма можно пронумеровать по порядку (как в текстовой форме записи), а можно изобразить на схеме со стрелками, на такой схеме алгоритма каждая команда записывается в отдельном прямоугольнике, а стрелки показывают, в каком порядке нужно выполнять команды. Поэтому номера команд на схеме алгоритма можно не ставить. Давайте составим алгоритм в виде блок-схемы.
Задание № 1: Рассмотрите текстовую запись алгоритма. Перепишите в тетрадь данную таблицу и выполните задание.
В графической форме записи придумай и впиши название алгоритма и пропущенные команды.
Текстовый алгоритм |
Графический алгоритм |
Начало Открой кран. Вымой лапы. Закрой кран. Сядь за стол. Возьми ложку и съешь мёд. Конец |
«Накорми Винни Пуха»
Начало
Возьми ложку и съешь мёд. Сядь за стол. Закрой кран. Вымой лапы. Открой кран. Конец
|
Вот мы и вспомнили как из одной формы записи алгоритма в другую. А сейчас мы вспомним, что такое разветвляющийся алгоритм, и выяснить какие бывают варианты ветвления. Для этого мы с вами запишем определение.
-На схеме этого алгоритма есть прямоугольники и ромбы. Ребята, что мы записываем в ромб? (Условие или вопрос) - Правильно. В каждом ромбе записывается вопрос, на который нужно ответить прежде, чем продолжать действовать.
Как принято называть такое место в алгоритме, где нужно выбрать один из двух вариантов продолжения действий. (ветвлением)
А вопрос, который записывается в ромбе? (условие ветвления). Посмотрите внимательно на схему и скажите, почему ветвление так называется?
Задание № 2: Впиши пропущенные команды.
Бим поедет в цирк на автобусе. Бом может поехать на машине или на автобусе. В каком случае Бом поедет на автобусе?
- Давайте посмотрим на карточке задание № 2.
Кто прочитает нам условие?
-Рассмотрим карту. Прочитаем команды алгоритма Бима.
-Прочитайте команды алгоритма Бома. Ребята, в каком случае Бом поедет на автобусе? Какое высказывание нужно записать после слова «если»?
-Итак в этом алгоритме при соблюдении условия нужно выполнить одну группу команд, а в противном случае - другую группу команд. Поэтому для записи ветвления используется не два, а три слова: «если», «то». иначе».
Задание № 3: Впиши пропущенные команды.
Перепиши схему алгоритма, дорисуй стрелки и запиши вопросы в ромбах. В построчной записи алгоритма запиши высказывания после слов «ЕСЛИ».
6. Компьютерный практикум.
Алгоритм нахождения большего из двух заданных чисел
Создайте две переменные А и В.
Соберите скрипт по образцу (Рис. 1).
Рис.1 Нахождение большего числа
7. Закрепление нового материала.
Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?
- С помощью, каких слов можно записать ветвление? Что ветвление можно записать словами «Если –то – иначе»
- Какие бывают формы разветвляющихся алгоритмов? Полная и неполная.
- С помощью каких блоков в Скретч, можно записывать разветвляющиеся алгоритмы?
8. Домашнее задание.